Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

В папке представлен конспект урока русского языка и презентация по теме "Склонение имён существительных". Основная часть урока способствует отработке  умения определять   склонение имён существительных. Парная и групповая работа на уроке стимулирует не только познавательную активность, но и побуждает к деятельности. При этом  развиваются регулятивные и коммуникативные учебные действия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_po_russkomu_yazyku_v_4_klasse.docx32.14 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе

Автор: Андросова Галина Витальевна, учитель начальных классов

МОУ «Новогеоргиевская СОШ»

Тема: «Имя существительное. Склонение имён существительных».

Цели урока:

  • закрепить знания о грамматических признаках  имён существительных;
  • развивать орфографическую зоркость, грамотную речь учащихся,
  •  воспитывать чувство коллективизма, любви к русскому языку, умение работать в группе;
  • повышать учебную мотивацию путём применения информационных технологий

Задачи: приобщать учащихся к активному сотрудничеству на уроке, развивать познавательную активность

Оборудование:  проектор, компьютер, раздаточный материал (карточки для индивидуальной работы, конверты с группами слов для работы в парах), картинки с изображением улыбающегося и задумчивого человечка.

                                                Ход урока.

          I. Организационный момент   (Cлайд 3)

(психологический настрой класса)

Всем, всем, добрый день!

Прочь с дороги ,  наша лень!

Не мешай трудиться,

Будем мы учиться.

  II.Сообщение темы и  целей  урока  (Слайд4)

       

-           На море - океане, на острове Буяне

            Стоит  град  велик, о себе знать велит.

В граде том живёт властитель

Языка он повелитель.

Много мы приложим сил, чтобы в город он пустил.

Чтоб до города доплыть – очень умным надо быть.

Одолеем все преграды и заслужим мы награду!

-Сегодня мы отправляемся с вами в путешествие по океану Знаний к острову, название которого узнаем позже. А на пути к этому острову нам встретился остров «Припоминай - ка».

Знакомство с картой «путешествия» (Слайд 5)

III. Актуализация имеющихся знаний. Остров  «Припоминай - ка». (Слайд 6)

На острове « Припоминай - ка» мы оказались на улице Частей Речи «Имя существительное».

-На уроках русского языка мы часто приходим на Улицу Частей Речи. Уже познакомились со многими жителями  этой улицы. Не раз мы бывали в гостях у Имени Существительного.

 Многое рассказала о себе эта часть речи: как живёт, чем занимается, с кем дружит.

Мы преодолеем этот остров, если покажем свои  знания об имени существительном,  поэтому работаем дружно, слаженно и быстро.

А помогут нам в этом ребята из  научного, проектного и художественного бюро (группы сформированы на предыдущих уроках, их сообщения – это домашняя заготовка).

Научное бюро собирало все теоретические сведения об имени существительном.

Задача проектного бюро подать теоретический материал укрупнёнными, логически завершёнными частями, то есть с помощью обобщающей таблицы, либо построением алгоритма.

Художественный бюро  должно представить проблемы в виде схемы, рисунков, картинок.

 IV. Введение в тему.

Учитель. Думаю, что ребята из научного бюро  дадут своё научное объяснение. Вам слово (слайд №6).

Научное бюро. Имя существительное – самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Это наиболее самостоятельная часть речи. Уже от неё образуются прилагательные.

Имя существительное – важнейшая часть речи. Ещё первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке. По наблюдениям ученых, существительное появилось в речи в числе самых первых слов. И это понятно. Человек с рождения жадно смотрит на мир и хочет знать и назвать всё то, что его окружает.

Имена существительные называют людей, животных, растения, предметы, явления действительности.

В предложении имена существительные могут быть подлежащим, дополнением или обстоятельством.

  V. Самостоятельная работа (с последующим объяснением и доказательством грамматических признаков имён существительных).

Учитель. Спасибо вам за предоставленную информацию, и  я предлагаю  открыть тетради, записать число и выполнить такое задание.

 Из предложенных слов выпиши только имена существительные. (На экране слайд №7)

Собака, заботливый, кричать, ученик, щавель, красивый, енот, салют, тетрадь, вокзал, инженер, телефон, ель, ноябрь, обед, ежи.

Слайд№6  Ответ: Собака,  ученик, щавель, енот, салют, тетрадь, вокзал, инженер, телефон, ель, ноябрь, обед, ежи.

Один ученик работает у доски.

После самопроверки обратить внимание на выделенные буквы. (Существительное.)

Продолжим разговор об имени существительном.

Слово проектному бюро. Ребята составили кластер по теме имя существительное

Имя существительное -  это часть речи, которая отвечает на  вопросы кто? или что? и обозначает предметы.

Различаются существительные  собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые,

Существительные имеют род – мужской, средний,  женский; изменяются по числам  - единственное и множественное(стол – столы, крот – кроты) и по вопросам ( падежам).

.

А так оформили свою работу ребята из  художественного бюро Слайды.

И сейчас я хочу вам предложить работу в группах:

Работа в группах:

 1группа

Игра «Превращение слов»

Превратите неодушевлённые существительные в одушевлённые(сила – силач)

Труба, цирк,  барабан, камень, аптека, журнал.

2 группа

Задание: записать собственные имена существительные

1.Автор сказки «Аленький цветочек». (Аксаков)

2.Вдруг сердито под крыльцом пёс залаял. Как звали пса? (Соколко)..

3.Фамилия кота - героя мультфильма. (Матроскин)

4.Дедушка русской басни.(Крылов)

5.Басня, где музыканты никак не могли сыграться. («Квартет»)

3 группа:

Отгадать ребусы, определить род полученных имён существительных и образовать от них существительные множественного числа.

Взаимопроверка

Мы преодолели остров «Припоминай - ка» и вот мы на острове «Вспоминай - ка».

  Слайд№   7                Остров « Вспоминай - ка»

V. Словарная работа.

Один ученик вписывает отгадки в кроссворд, а остальные пищут в тетрадях

Слайд                 Кроссворд

1.Сидит бабка на грядках вся в заплатках. (Капуста)

 2.Мы возьмём с собой (коньки )

 И отправимся гулять.

  Нам ребята предложили

  В хоккей с ними поиграть.

3.Чтоб тебя я повёз, мне не нужен овёс.

Накорми меня бензином, на копытца дай резину,

И тогда, поднявши пыль,

Побежит (автомобиль)

  4.А кто мной копал, тот и устал. (лопата)

5.Он и летом и зимой – между небом и землёй.

 Хоть всю жизнь к нему иди,  он всё будет впереди.(горизонт)

       6. Где это бывает: человек стоит, а лестница шагает? (метро)

7.Пьёт бензин как молоко,

    Может бегать далеко

     Возит грузы и людей

     Ты знаком , конечно, с ней. (машина)

                       8.Не снег и не лёд, а серебром деревья уберёт. (иней)

9.Деревья ломает, к земле траву приклоняет. (ветер)

                Какое слово у вас получилось? Как вы думаете  зачем оно здесь появилось?

(Мы будем говорить о склонении имен существительных)

-Да, говорить мы будем о склонении.

 VI.Физминутка

На уроке мы писали, на уроке рассуждали,

А теперь пришла пора, разомнёмся детвора.

Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп- хлоп,

Мы глазами миг-миг, мы плечами чик- чик.

Повернись вокруг себя, влево, вправо- раз и два!

Раз- присели, два привстали. Руки кверху все подняли.

 VII.Актуализация знаний

Слайд «Остров склонений»

До берегов мы добрались , к воротам дружно собрались,

Но стоит за ними в ряд повелителя отряд.

Три защитника без сомнения, называются – склонения.

Защитить владыку рад – и проверить всех ребят.

Отвечайте дружно – вот и всё, что нужно!

-Что вы знаете о склонении?

          Мы смекалистые дети

          Всё хотим узнать на свете

         Мы искали и нашли:

        Три склонения прошли.

Мы узнали, что к 1 - ому склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с окончаниями –а, -я.

Например: дедушка, дядя.

Ко2-ому склонению относятся имена существительные   мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями –о, -е.

Например: пень, село

К 3 – ему склонению относятся  существительные женского рода с мягким знаком на конце.

Например: осень, прелесть

Представление проектного бюро

I              Ж                    

                                       

                М                      

II              М                

                Ср            

                               

III            Ж                   -Ь      

Учитель. А  как же определить склонение имён существительных?

Мы всегда соображаем

И склонения не обижаем.

Определяем мы правильно их,

А как мы расскажем сейчас напрямик.

Чтобы определить склонение имён существительных нужно:

1.Определить род существительного

2.Выделить окончание  имён существительных в именительном падеже

3.по роду и окончанию определить склонение

Слово проектному бюро

Учитель: А как определить склонение, если существительное стоит в косвенном падеже?

Догадаться нам непросто

Как склонение определить,

Если существительное

В косвенном падеже стоит.

Чтобы определить склонение, надо определить начальную форму имени существительного

Имя существительное должно стоять в И. п. ед. ч

Закрепление

 Работа с текстом.

Учитель. Внимание на экран. (На экране слайд №7)

Прочитайте текст.

……был в  полном…… С каждым……всё более и более принимал монотонно – серую, безжизненную ….. .Только ….. сохранили ещё ….., но и она уже  пожелтела.

О чём идёт речь?

Что мешает вам понять текст?

Дети. В тексте нет имен существительных.

Учитель. Предлагаю вам слова для справок.

Слова для справок:  листопад, разгаре, днём, лес, окраску, дубы, листву.

А теперь прочитайте текст, вставив слова для справок.

Листопад был  в полном разгаре. С каждым днём лес принимал монотонно – серую, безжизненную окраску. Только дубы сохранили ещё листву, но и она уже пожелтела.

Учитель. Запишите текст с комментированием.  Определить склонение и падеж  имён существительных. (На экране слайд №8)

1 ученик у доски делает морфологический разбор существительного в разгаре

(Пока идёт коллективная работа 2-е учеников работает по карточкам)

VII.Итог урока

Что полезного для себя унесли вы с сегодняшнего урока?

  • Что такое склонение?
  • Сколько склонений в русском языке?
  • Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению?
  • Зачем нужно умение определять склонение имён существительных?

VIII. Рефлексия

Тест

1.Что такое имя существительное?

А) член предложения

П) часть речи

2.Выберите верное утверждение

А)Имена существительные изменяются по родам

Я) Имена существительные имеют род

3.Что такое склонение?

А) изменение по числам

Т) изменение по падежам

4.По каким признакам имена существительные делятся на три склонения?

А)по вопросам

Ь)по окончаниям

Поднимите руку те, у кого получились такие ответы: п, я, т, ь.

Вы усвоили нашу тему на пять.

А остальным я желаю не останавливаться на достигнутом и продолжить добывать знания на замечательной улице Частей Речи «Имя  существительное»

Всем спасибо за работу .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс "Единственное и множественное число имён существительных" к учебнику Канакиной по ФГОС

В феврале был проведён открытый урок по русскому языку во 2 классе по теме "Единственное и множественное число имён существительных". Конспект был разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Урок с...

Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Тема урока. Имя прилагательное как часть.

Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Учебник:Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Тема урока. Имя прилагательное как часть речи. Цель урока. Предметные. Дат...

конспект открытого урока по русскому языку 4 класс

Тема: "Обобщение по теме: "Имя прилагательное"....

конспект открытого урока по русскому языку 2 класс УМК школа россии

тема урока: "Правописание безударных гласных в корне" 2 класс...

Конспект открытого урока по русскому языку 3 класс УМК "Планета Знаний"."Изменение глаголо настоящего и будущего времени по лицам и числам"

Урок русского языка 3 класс УМК «Планета Знаний».Учитель: Котова Мария АлексеевнаТема: «Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам»I.Орг.моментПрозвенел у нас звонок,Начинается...

Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс

Тема урока: Как определить ударный слог?по программа "Школа России"...