урок по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Андреянова Галина Юрьевна

урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt-uroka-2-klass.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №3»

г. Мурома Владимирской области

Конспект урока по русскому языку
во 2 классе

«Безударные гласные в корне слова»

                                                   подготовила

                                                                            учитель начальных классов

                                                                               Андреянова Галина Юрьевна

2013 год

                             Тема: Безударные гласные в корне слова

        Тип урока: закрепление (урок - путешествие)

        Класс 2

        Цели: Отработать умение распознавать в словах проверяемые  и непроверяемые безударные гласные, правильно проверять слова; развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь; воспитывать любовь к родному краю и языку.

        Задачи:

- закреплять умение распознавать проверяемые и непроверяемые гласные в безударных слогах;

- совершенствовать умение находить проверочное слово путем изменения формы слова;

- расширить знания учащихся о правописании словарных слов.

- совершенствовать умение самостоятельной работы;

- совершенствовать навыки самопроверки и взаимопроверки, умение работать в парах.

-воспитывать чувство коллективизма, ответственности друг за друга;

-прививать интерес к предмету.

        Оборудование:

карта путешествия, записные книжки путешественников, сигнальные карточки, проектор, экран.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать

 2.   Постановка проблемы  урока.

         - Сегодня у нас не просто урок русского языка, а урок-путешествие в страну Русского языка. А мы не ученики, а путешественники. Наши тетради – это записные книжки путешественников.

        - А теперь откроем свои записные книжки, положим их правильно, вспомним правило посадки при письме и  запишем дату нашего путешествия.

                                                     (Запись числа)

        - Ребята, послушайте внимательно.    

Дима написал своему другу Пете записку: «Приходи с мечом, сыграем». Старшая сестра Димы, Оля, ходила в магазин, что расположен рядом с домом, где живёт Петя, и передала записку.

- Ну, как? – спросил Дима сестру.

- Отнесла. Сказал, что к шести часам вечера придёт.

В шестом часу вечера Дима собрал ребят во дворе.

- Мяч будет! Петька принесёт, я ему записку написал, он обещал.

Ровно в шесть часов пришёл Петя. Вместо мяча у него в руках было оружие фехтования – длинный деревянный меч. Все ребята засмеялись.

- Почему так получилось?

- Какое правило не знал Дима? Как проверить?

(правописание безударных гласных в корне слова)

         – Исходя из проблемы, назовите тему нашего урока?

(правописание безударных гласных в корне слова)

– Какие цели поставим  перед собой?

(Научиться правильно писать слова с безударной гласной в корне)

        - Это и будет темой нашего урока. На уроке мы обобщим наши знания о безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением.

III.Повторение ранее изученного материала.

          –  Дорога будет нелёгкая, и нам пригодится наш багаж знаний. Прежде чем отправиться в путешествие, давайте проверим наш багаж знаний по данной теме. Вспомним ответы на вопросы.

- Что надо проверять? (безударную гласную)

- Где надо проверять? (в корне слова)

- Как надо проверять? (подобрать проверочное слово)

- Чем проверять? (ударением)

         - Итак, багаж знаний, который нам понадобится в пути,  мы проверили и поэтому можно отправляться  смело в путь.

3. Работа по теме урока.

-        Идти мы будем, ориентируясь по карте. На пути нам встретится  Лесная Полянка, Долина Безударных Гласных, город Грамотеевск и, преодолев все испытания, мы должны вернуться в родную школу.

    - Итак, перед нами – Лесная Полянка.        

    - Ребята, давайте запишем слова и вставим  безударную гласную, подбирая, где можно, проверочные слова.

В.лна, б.реза, тр.ва, яг.да, р.ка, к.пуста.

(Дети записывают слова в тетради, а один ученик у доски)

   - А теперь скажите, на какие две группы эти слова можно разделить?

1 группа - слова с проверяемой безударной гласной,

2 группа - слова с непроверяемой безударной гласной

   - Почему?

( К словам волна, трава, река можно подобрать проверочные слова волны, травы, реки, а слова береза, ягода,  капуста - словарные, безударные гласные ударением не проверяются)

-         Правильный ответ. Давайте проверим.

                                              слайд

- Вы хорошо поработали и прошли Лесную Полянку. Но впереди новое испытание – Долина Безударных гласных.

Работа в паре.

- Чтобы проверочные слова быстро приходили в голову,  надо почаще собирать гнёзда родственных слов. На листочке записан «корень», вам нужно найти его родственников и записать.

мор - моряк, море, мореплаватель, морской

дар - подарок, дарить, дарственный

гор - гора, горный

гриб - грибной, грибок, грибочек

вод - водный, водичка, водяной, водолаз

ход -  поход, ходить, вход, заход

лес - лесной, лесник, лесистый

боль - болеть, больной, болячка

- Давайте проверим (зачитываются слова от каждой пары).

  • Игра  «Будь внимательным!»

Работа с сигнальными карточками. Дети должны будут обосновать правильность выбора.

- Я буду называть слова с безударной гласной в корне, а вы показываете сигнальную карточку с необходимой буквой и называете проверочное слово.

 Ряды -                трава -                     холмы -                       голова -

 тропа -               стена -                     космонавт -                 садовник -

 гора -                  поля -                      почтальон -                 река -

цена -                  звериный -              грибок -                       скрипят -

мясной -              бежать -                  сова -                           гроза -

Физминутка

По долине мы шагаем,

Выше ноги подымаем,

Дышим ровно, глубоко.

Нам шагается легко.

Вдруг мы видим у куста -

Выпал птенчик из гнезда.

Тихо птенчика берём

 И назад в гнездо кладём.

        Впереди из - за куста

Смотрит хитрая лиса.

Мы лисичку обхитрим

На носочках убежим.

- Вот мы и добрались до города «Грамотеевска».

- Но и здесь нас ждут испытания, приготовленные профессором Грамотейкиным.  

        - Прочитайте отрывок из стихотворения. Спишите  и исправьте допущенные ошибки.

Зема недаром злится

Прошла её пара.

Висна  в акно стучится

И гонит со двара.

- Давайте проверим.

- Поднимите руку, кто справился с этим заданием без ошибок. Молодцы!  Если у вас есть ошибки, исправьте и не переживайте. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Вы научитесь.

(Дети называют слова, в которых допущены ошибки,  подбирают проверочное слово и доказывают)

- И вот мы снова в родной школе.

       IV. Работа с учебником                                                                                                                                                              

-Откройте учебники, найдите на странице 55 упражнение № 314.

-Прочитайте задание.

-Это будет ваше домашнее задание.

V. Итог урока.

  - Ребята, давайте проверим наш багаж знаний, ничего мы нигде не потеряли. Вернёмся к вопросам, которые мы ставили в начале урока.

- Кто хочет задать первый  вопрос?

- Что надо проверять?  (гласные а, я, и, е, о)

- Где надо проверять? (в корне слова)

- Как надо проверять? (подобрать однокоренное слово)

- Чем надо проверять? (ударением)

( Вызванный ученик задаёт вопрос другому ученику, которого сам же и выбирает)

– Вспомним алгоритм проверки безударной гласной.

Алгоритм 

•  Прочитай слово.

•  Поставь ударение.

•  Выдели корень.

•  Определи безударную гласную.

•  Подбери проверочное слово.

Пример:  сосна – сосны.                                                    

- Какое умение мы отрабатывали на уроке?

(Правильное написание слов с безударной гласной в корне)

VI. Самооценка собственной работы на уроке.

- У вас у каждого есть листочки с лесенкой из пяти ступенек. С её помощью оцените свою работу на уроке.

- На какую ступеньку вы себя поставите?

Учитель выслушивает высказывания детей о самооценке собственной работы и   оценивает работу детей.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. Сайт « 4 ступени»


        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вводный урок по русскому языку в 1 классе. Закомство с учебником "Русский язык(первые уроки)" Школа 2100 "

На вводном уроке русского языка ребята знакомятся с новым учебником"Русския язык", с правилами работы с учебником, символами, знаками при работе....

Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка»

Урок по русского языка преднозначен для учителей начальной школы. На уроке уточняется  понятие «приставка» и её роль в словообразовании...

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...