Пушкин приходит к нам с детства
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Курдюкова Елена Витальевна

Конспект урока русского языка  с мультимедийным приложением 4 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе

«Имя существительное, обобщение»,

Конспект составила учитель

учитель начальных классов

                                                                                   Курдюкова Е.В.

Цель урока:

  • обобщить, систематизировать и актуализировать имеющиеся знания об имени существительном;

  • развивать устную и объяснительную речь учащихся, расширять их лексический кругозор;

  • учить размышлять, формулировать свои мысли, высказывать их вслух

ХОД УРОКА.

  1. Постановка цели урока.

На экране портрет А.С.Пушкина работы О.А.Кипренского (слайд 2, см. мультимедийное приложение).

        

        Вступительное слово учителя:

        Пушкин – самое драгоценное, что есть в России, самое родное и близкое для каждого из нас; и оттого, как заметил один исследователь русской литературы, нам трудно говорить спокойно, объективно, без восторга.

Великий и желанный спутник, вечный современник, он идёт с нами от нашего детства и до нашей старости, он всегда около нас. Пушкин – это лучшее, что есть в каждом из людей. Это доброта и талант, смелость и простота, верность в дружбе и бескрайность в любви, уважение к труду и людям труда.

Пушкин сегодняшний – современный. Его произведения облагораживают душу, и нашу жизнь. “Пушкин приходит к нам с детства, а мы приходим к нему только с годами”, – писал А.Твардовский.

Пушкин бездонен, дети, читающие его произведения, меняются в каждом поколении. В Пушкине что-то всегда оставалось неизменным. Пушкин живёт всюду, он соединяет всё. Потому что он всему был родной. И в сказках Пушкина есть это ощущение совместности всех стихий, слияние всех движений в мире.

В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут,
Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывёт.

Пушкин кажется доступным каждому, кто прикоснулся к нему и вобрал в себя хотя бы часть содержания его произведений. Общительность действительно была творческим даром Пушкина. Может быть, поэтому он становится необходимым собеседником для ребёнка и старика, для людей очень разных уровней сознания.

Первое знакомство с Пушкиным мы начинаем со сказок (слайд 3)  – это открытие красоты и безграничности мира и власти поэзии. Сказки Пушкина – тайна. Они ошеломляют сочетанием азартного простодушия, классической строгости и глубокой, почти скорбной серьёзности и ускользают, как ускользает горизонт. Их дразнящая простота повергает порой в отчаяние...

Ещё в раннем детстве, порой даже не осознавая себя, мы слышим строки пушкинских стихотворений, в основном сказок, и, увлечённые плавным, мелодичным течением слов, удивлённые содержанием и немного взволнованные, мы уже тогда начинаем повторять, следя за губами читающего:

Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна

Или (слайд 4):

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том.
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом...

Слушая, мы с интересом и волнением следим за событиями: от души радуемся победам Руслана, неуютно и тревожно чувствуем себя в чертогах Черномора, удивляемся находчивости Балды и смеёмся во весь голос над глупостью чертей.

Мы просим почитать ещё и ещё, а когда, уже лёжа в постели, засыпаем, перед глазами проходят образы героев, успевших полюбиться и на встречу с которыми надеешься на следующий день. Убаюканные этой приятной мыслью, мы погружаемся в сон.

Однако пора детства не вечна, и вот уже маленький человек идёт в школу. И теперь не родители читают вам книги, а вы самостоятельно пускаетесь в плаванье по их волшебным страницам, пробуете разобраться что к чему.

        Мы привыкли встречаться с А.С.Пушкиным на уроках литературы. Помните сказки? Урок  «чтения пешком»?  (см. приложение №1).

Сегодня к нам в гости придут страницы произведений А.С.Пушкина и помогут нам повторить и обобщить знания об имени существительном. Встречая имена существительные в строчках великого поэта, мы вспомним все, что знаем о признаках этой части речи  (слайд 5 – тема и цель урока)

  1. Систематизация знаний.
  1. -  Итак, вспомним все, что нам известно об имени существительном (план ответа, слайд 6):

а) имя существительное – это…

б) имена существительные бывают…

в) имена существительные изменяются …

Выслушиваются ответы детей, проверка идет по слайду 7:

- Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы КТО? или ЧТО? и обозначает предмет, например…

Постоянные признаки имени существительного:

- Имена существительные бывают собственные и нарицательные, например…

- Имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные, например…

- Имена существительные бывают трех родов: мужской, женский и средний род, например…

- Имена существительные изменяются по числам, например…

- Имена существительные изменяются по падежам.

 2) Имя существительное как часть речи.

- Послушайте знакомые строки, посчитайте сколько имен существительных употребил поэт (слайд 8, кораблик):

 Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах.
Мимо острова крутого,
Мимо города большого;
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.

Выслушиваются ответы детей (на экране слайд 9, имена существительные выделены).

- Докажите, что это действительно имена существительные.

        - Прочитайте еще раз внимательно стихотворение, затем по памяти запишите все имена существительные, поставив их в Именительном падеже, в скобках запишите склонение и число имен существительных  (проверка идет в парах, дети меняются тетрадями, сверяются со слайдом 10, по необходимости указывают товарищу на ошибки, исправляют, в знак готовности поднимают руки).

        - Найдите среди имен существительных однокоренные, разберите их по составу:

                                             корабль - кораблик

        3) Собственные и нарицательные имена существительные.

 - Вспомните произведения Пушкина, в названии которых есть имена собственные. (Ответы детей)

- Давайте уточним, какие имена существительные относятся к собственным.

(Собственные имена обозначают единственные в своем роде предметы, этим как бы выделяясь из круга других однородных предметов: стран много, но Россия – одна, поэтов много, но А.С.Пушкин – один).

        Задание 1 на экране (слайд 11): определите с какой буквы пишется слово «лебедь» в каждом случае, ответ обоснуйте:

 ( «Глядь поверх текучих вод  (Л,л)ебедь белая плывет», царевна  (Л,л)ебедь).                                                                                                                                                                                                                                        

Задание 2 на экране (слайд 12): по гласным буквам догадаться, какие имена собственные из сказок Пушкина здесь «спрятались»:

Князь . . и . о . , королевич Е . и . е . , царевна . е . . , работник . а . . а , остров . уя .

Перед записью дети вспоминают, что нужно знать о правописании имен собственных и имен нарицательных. Во время проверки ученики работают в парах (слайд 12, ч.2).

 Внимание детей обращается на некоторые имена, выбранные А.С. Пушкиным для своих персонажей. Древние русские имена были своеобразными характеристиками людей, и имя человеку давалось либо по роду занятий, либо по черте человеческого характера, либо по внешнему признаку и т. п.

- Почему автор дал имя царевне – Лебедь, работнику – Балда? (Рассуждения детей).

- В системе языка постоянно происходят изменения: нередко имена нарицательные становятся именами собственными и наоборот.

        4) Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

- Вслушайтесь в речь – обращение старшего богатыря («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях») и подумайте, можно ли назвать такое обращение красивым и почему (слайд 13)?

Старший молвил: «Что за диво!
Все так чисто и красиво,
Кто-то терем прибирал
Да хозяев поджидал.
Кто же? Выдь и покажися,
С нами честно подружися.
Коль ты старый человек,
Дядей будешь нам навек.
Коли парень ты румяный,
Братец будешь нам названый.
Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать.
Коли красная девица,
Будь нам милая сестрица».

(Ответы детей на поставленный вопрос, обсуждение).

Задание: подчеркнуть в данном отрывке одушевленные имена существительные (у каждого ученика собственная карточка). Далее – проверка с доказательством выбора.

- Выпишите в тетрадь только те имена существительные, в которых есть суффиксы, придающие словам ласковые значения.

Последующая проверка  по экрану (слайд 14, братец, сестрица, старушка).

        5) Различение имен существительных по родам.

Учитель обращает внимание детей на предложения (слайд 15): одно из стихотворения «Воспоминания в Царском Селе», другое - из «Сказки о царе Салтане» .

1.  И тихая луна, как лебедь величавый,
   Плывет в сребристых облаках.

2.  Глядь – поверх текучих вод
   Лебедь белая плывет.

- Какой поэтический образ возник у вас, когда вы читали первый отрывок? Почему поэт сравнил луну с лебедем? (Высказывание детей).

- Учитель уточняет: А.С.Пушкин не случайно сравнил луну именно с лебедем, так как в пушкинские времена белоснежные лебеди плавали во всех просторных водоемах парка, и одним из любимых развлечений мальчиков-лицеистов было бросать им кусочки булки, нарочно захваченные с собой из лицейской столовой.

Задание: распределить имена существительные из обоих предложений по родам (письменно, в тетради).

Возникает проблема: куда отнести существительное лебедь? (В первом предложении существительное употреблено в м. р., во втором – в ж. р. ).

- Во времена А.С.Пушкина существительное лебедь не имело устойчивого рода. В современном русском языке победила форма мужского рода, но употребление слова лебедь в женском роде не исчезло, оно сохраняется в народнопоэтической речи и в поэзии.

- Найдите в строках из «Сказки о рыбаке и рыбке» имена существительные, которые можно отнести как к лицам мужского, так и женского рода (слайд 16):

Старика старуха забранила:
«Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!..»

Ученики находят слова дурачина, простофиля как слова общего рода.

Выясняем: почему старуха назвала старика простофилей? В каком случае в жизни человека называют простофилей? (Несообразительного человека.)

6) Склонение имен существительных.

Изменение существительных по падежам называется склонением. А теперь вспомним все, что мы знаем о склонении имен существительных    (слайд 17 – склонение имен существительных).  Имена существительные в русском языке бывают трех склонений, почему слова  стена, слон, окно, рожь записаны на этом слайде? ( Это слова-помощники, они помогают правильно писать безударные окончания имен существительных) В русском языке 6 падежей: И.п.- кто? что?, Р.п. – кого? чего? и т. д.

Работа с карточками (каждый ученик работает индивидуально). Задание: вставить окончания существительных, доказать свой выбор, определив склонение и падеж существительных.

1. Пушки с пристан___ палят.

2. Пристают к застав___ гости.

3. С башн___ князь Гвидон сбегает, дорогих гостей встречает.

4. Жили они в ветхой землянк___.

5. Воротился старик ко старух___: у старух___ новое корыто.

6. Князь для белочк___ потом выстроил хрустальный дом.

7. Живет Балда в поповом дом___, спит себе на солом____.

(Последующая коллективная проверка, слайд 18).

7)   Число имен существительных.

Имена существительные изменяются по числам (слайд 19).  Есть имена существительные, которые имеют только единственное или только множественное число, например, метро – существительное употребляется только в единственном числе, брюки – только во множественном числе.

- Послушайте известные вам пушкинские строки (слайд 20) и найдите существительное, которое употребляется только в единственном числе:

Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок!

- Из какой сказки эти строки?

- Что хотел сказать этими словами А.С.Пушкин?

Выясняется, что существительное ложь употребляется только в форме единственного числа.

- Подберите антоним к этому слову - (правда), объясните написание существительного ложь.

- Найдите подобные имена существительные в следующих строках:

«Я там был; мед, пиво пил – и усы лишь обмочил».
«Впредь тебе, невежа, наука: не садися не в свои сани!».

        8) Работа с текстом.

Учитель предлагает прочитать отрывок из А.С.Пушкина (слайд 21):

«В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе.
Зимы ждала, ждала природа,
Снег выпал только в январе».

Задание 

  1. Найдите существительное, употребляемое только в единственном числе.
  2. Найдите, выделите и объясните все имеющиеся орфограммы.
  3. Выделите грамматическую основу предложения (обращается внимание детей на то, что в предложении две основы, следовательно, предложение сложное). 
  4. Запись отрывка в тетради по памяти.

3)   Итог урока. Оценивание работы каждого ученика.

Учитель обращается к детям:

  • Выполни ли мы задачу урока?
  • Чем заинтересовал вас урок?
  • Возьмите листочки и отметьте на шкале

 настроений - свое настроение во время урока;

прилежности – свою трудоспособность во время урока;

отметок – что я себе поставлю за работу на уроке ( слайд 22).

Я тоже сегодня каждому поставила отметку, после урока посмотрю, как вы себя оценили, а завтра обсудим. Большое спасибо за урок. Молодцы!        

P. S. : при составлении конспекта урока использованы материалы фестиваля «Открытый урок», издательский дом «Первое сентября


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детство, детство, ты куда ушло?...

Урок-классный час проводится в выпускном 9 классе 25 мая после торжественной линейки...

Интерактивный тест "Детство А.С.Пушкина"

Интерактивный тест «Детство А.С. Пушкина» с единичным выбором правильного ответа выполнен в редакторе Calc. Ученик за каждый правильный ответ набирает один балл, в конце выполнения задания ему вы...

Внеклассное занятие по теме "Детство А.С.Пушкина"

Внеклассное занятие по теме "Детство А.С.Пушкина"...

Презентация по литературному чтению "Детство А. С. Пушкина"

Детские годы великого русского поэта А. С. Пушкина....

Детство Пушкина А. С.

Презентация по литературному чтению для 3 класса...