Русский язык "Глагол"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Раева Ирина Арутюновна

 

Тема урока

«Глагол».

 

Цели и задачи:

- познакомить с глаголами-исключениями;

- совершенствовать знания учащихся о глаголах;

- продолжать развивать умения распознавать глаголы I и II спряжения;

- продолжить формирование грамматической зоркости при письме;

-способствовать развитию коммуникативных способностей у учащихся:

 

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, карточки с заданием, смайлики.

 

 

Ход урока.

 

  1. Эмоциональный настрой.
  2. Организационный  момент.

 

Добрый день. Начинаем  урок русского языка.

Быть должны у нас в порядке

Книжки, ручки и тетрадки.

А девиз у нас такой: «Все что надо под рукой».

Протяните друг другу руки и пожелайте удачи.

 

- Тему и задачи нашего урока вы  сформулируете позже.

- Запишите, пожалуйста, число и классную работу в терадях.

 

     3. Ситуация успеха.

 

- Я загадала слово.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr_urok_rus.yaz_.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока

«Глагол».

Цели и задачи:

- познакомить с глаголами-исключениями;

- совершенствовать знания учащихся о глаголах;

- продолжать развивать умения распознавать глаголы I и II спряжения;

- продолжить формирование грамматической зоркости при письме;

-способствовать развитию коммуникативных способностей у учащихся:

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, карточки с заданием, смайлики.

Ход урока.

  1. Эмоциональный настрой.
  2. Организационный  момент.

Добрый день. Начинаем  урок русского языка.

Быть должны у нас в порядке

Книжки, ручки и тетрадки.

А девиз у нас такой: «Все что надо под рукой».

Протяните друг другу руки и пожелайте удачи.

- Тему и задачи нашего урока вы  сформулируете позже.

- Запишите, пожалуйста, число и классную работу в терадях.

     3. Ситуация успеха.

- Я загадала слово.

Слайд № 1.

- Перед вам квадраты, здесь зашифровано слово. Я буду называть слова, вы будете записывать их, та буква которая является орфограммой - вы сразу ее подчеркиваете.

- Вы должны собрать это слово из букв, которые в названных мною словах являются орфограммами. Что такое орфограмма?  (понятие)

- Итак, будьте внимательны.

     1)  Первый вопрос. Слово «страна», какая здесь орфограмма?

_ _ а _ _ _

2) Последняя буква этого слова  является орфограммой в слове «солнце».

                                                   

                                                         _ _ а _ _ л

3) Эта буква – орфограмма в слове «луг» - значение  «пространство».

                                                  _ _ а г _ л

4)  «Мосты» - о.

                                                 --лагол

5)  Одинаковая  орфограмма в словах  «аллея», «коллекция».

_ л а г _ л

6)   «Плуг» - г

                                                  Глагол

  • Какое  слово получилось? (Глагол)

  • Сегодня мы будем говорить о …. (глаголе)

     -  Что вы знаете о глаголе? (об этой части речи)

                                           Слайд № 2  (о глаголе)

- Посмотрите на слайд.

Рассмотрим таблицу.

         

                                                                                         2)  Если скажут лишнее:

1) Если не всё сказали:

Что можно добавить к вашим ответам?        На таблице этого нет. А вы знаете.

        Молодцы. Вы знаете больше, чем

        я предполагала.

        Похлопайте себе.

  • Ну что ж,  мы вполне готовы к дальнейшей работе.

Слайд № 3

- Перед вами отрывок из стихотворения Николая Михайловича Языкова.

(Читает учитель.)

      Из бездны морской белоглавая встала

Волна, и лучами прекрасного дня

Блестит подвижная громада кристалла,

И тихо, качаясь идет на меня.

Вот, словно в раздумьи , она отступила,

Вот берег она под себя  покатила

И выше сама поднялась и падет;

И громом и пеной пучинная сила,

Холодная, бурно меня обхватила,

Кружит, и бросает, и душит, и бъёт,

И стихла…

        

- Что скажете?  Что еще?

  ( Поделитесь вашими впечатлениями о прочитанном.)  

- Давайте подумаем, поразмышляем над этим стихотворением, почему именно это стихотворение я вам приготовила?

- Каким образом этот текст связан с нашим уроком?

Д: В этом тексте много глаголов.

- Какую роль выполняют глаголы в тексте?

Д: передают движение, оживляют текст, что бы читатель представил картину. Мы представили огромную массу воды, как будто живую.

- У  вас есть карточки с этим текстом (возьмите карточку)

а) – Подчеркните все глаголы. Поставьте ударение, выделите окончания (Можете поработать в парах, обсудить, если возникнет необходимость)

б) – Назовите  глаголы, которые  вам встретились.

                                 Слайд № 4

в) – Сравните (Проверьте).

4. Постановка учебной задачи.

                                Слайд № 5

г)  - Почему я оставила только эти глаголы? (на слайде только глаголы с безударными окончаниями)?

ж) – На какие 2 группы можно разделить эти глаголы?

Настоящее время                I спряжение

Прошедшее время                            II спряжение

з) – Назовите глаголы настоящего времени с безударным окончанием, запишите их.

бросает,

                                                          душит

- Сравните окончания этих глаголов и скажите какое использовали правило при их написании (правило спряжения)

- У. Совершенно верно «слайд».

5. Физкультминутка.

- А теперь запишите слова бреет, стелет «уч. у доски»  У: объясни  почему так написали? Д: (брить, стелить- 2 спр).

Бреет,  стелет? (слайд)

                             

                           Слайд № 6

- Давайте посмотрим, как написаны эти слова в известных стихотворениях.

«Папа к зеркалу садится:

- Мне подстричься и побриться!

Старый мастер все умеет

Сорок лет стрижет и бреет».

                                 ( С.В Михалков)

«Скачет  конь. Простору много.

Сыплет снег и стелет шаль.

Бесконечная дорога убегает лентой в даль»

                                                      (С.Есенин)

- Какова тема нашего урока?

- Почему в словах бреет,  стелет пишется окончание –ет (дети читают правило, которые у них на листах)

- Что можно сказать об этих словах?

- Ребята, сегодня мы будем с вами работать с необычными глаголами. Они называются глаголы исключения

                                                     Слайд № 7

«Ко второму спряжению отнесем мы без сомнения

Все глаголы, что на –ить, исключая брить, стелить»

- К какому спряжению относятся эти глаголы?

- А если они относятся к 1 спр, то какое окончание нужно писать в словах?

                                                     Слайд № 8

Бреет,  стелет.

6. Работа в группах.

( Ребята делятся на 3 группы).

В каждой группе дается несколько заданий, каждое задание в этом предложении учащиеся должны заменить одним глаголом. Таким образом,  у каждой группы должны получиться несколько глаголов.

  1. Глагол «перегнать» без приставки…(гнать).
  2. Как сказать по-другому: «не говорить ничего лишнего, молча нужно»- «язык за зубам» (держать).
  3. Синоним к слову «сдерживаться» (терпеть).
  4. Хитрить, лукавить хвостом (вертеть).
  5. На вопрос Красной Шапочки  «Бабушка почему у вас такие большие

уши?» Волк отвечал «чтобы лучше…слышать».

  1. «Бабушка, почему у вас такие большие глаза?» «Чтобы лучше…видеть».
  2. Антоним к слову «любить»…ненавидеть.
  3. Сознательно не замечать что-либо - сквозь пальцы…смотреть.
  4. Слово «дыхание» образовано от глагола…дышат.
  5. От существительного «обида» образуйте глагол…обидеть.
  6. Замените глаголом выражение «Находиться в зависимости»…зависеть.

(листочки прикрепляются на доску)

- Откроем в учебнике странице 75 и посмотрим 11 глаголов исключений.

- И сравним написание ваших ответов со словами в учебнике.

- Правильно ли вы их написали?

- Запомните эти глаголы-исключения, которые относятся ко II спряжению.

                                                     Слайд № 9

      7. Заключительный этап. Рефлексия.

  • Что вы думаете о сегодняшнем уроке?
  • Перед вами лежат смайлики: грустный и весёлый, ребята, покажите с помощью смайликов ваше настроение.

     - Запишите домашнее задание. (Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...