Главные вкладки

    Обобщающий урок-путешествие в страну «Местоимение». Русский язык, 4 класс.
    план-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме

    Кириллова Светлана Борисовна

    1.     Обобщить и закрепить полученные знания учащихся по теме: «Местоимение как часть  речи».

    2.     Обучать правильному употреблению местоимений в речи;

    3.     Развивать орфографическую зоркость; работать над грамотностью письма; обогащать словарный запас детей.

    4.     Развивать внимание, мышление; способствовать развитию творческих способностей учащихся.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Конспект урока88.5 КБ
    Office presentation icon Презентация к уроку1.35 МБ

    Предварительный просмотр:

    Обобщающий урок-путешествие в страну «Местоимение».

    Русский язык, 4 класс.

    Цели:

    Дидактические: -наблюдение за ролью местоимений в предложении, тексте, за особенностями употребления личных местоимений;

    • развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности;
    • формирование элементарных лингвистических компетенций.

    Развивающие: - развитие полноты состава действий обучающихся по постановке, решению и оценке результатов решения учебной задачи;

    • развитие логической последовательности действий обучающихся на уроке с точки зрения поэтапного формирования умственных действий.

    Воспитательные: - воспитание навыка самостоятельности;

    • формирование чувства языка;
    • воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать устную и письменную речь, делать ее более точной и богатой.

    1. Обобщить и закрепить полученные знания учащихся по теме: «Местоимение как часть  речи».
    2. Обучать правильному употреблению местоимений в речи;
    3. Развивать орфографическую зоркость; работать над грамотностью письма; обогащать словарный запас детей.
    4. Развивать внимание, мышление; способствовать развитию творческих способностей учащихся.

    Оборудование: (презентация)

    Ход урока:

    1. Оргмомент. Психологический настрой. (слайд 2)

    Ребята, давайте улыбнёмся друг другу! Я рада видеть ваши улыбки и думаю, сегодняшний урок принесёт нам радость общения. Успехов вам!

             А сейчас проверь дружок,
            Ты готов начать урок?
            Все ль на месте,
            Всё ль в порядке,
            Ручка, книжка и тетрадка?
            Все ли правильно сидят,
            Все ль внимательно глядят?
            Каждый хочет получать
            Только лишь отметку “5” .

          II. Сообщение темы и целей урока.

         А, чтобы узнать тему урока, выполним первое задание:

    1. Орфографическая пятиминутка. (слайд 3)

         Вставь пропущенные слова и исправь орфографические ошибки.

         Злой тоской удручена, кмуравю палзёт _______________. (И.А.Крылов)

         Как, милый петушок, паёшь __________ громко, важно! (И.А.Крылов)

         А __________, друзя, как ни сядитесь, всё вмузыканты негадитесь. (И.А.Крылов)

         Ветер, ветер! __________ могуч, __________ ганяешь стаи тучь. (А.С.Пушкин)

    - Пока мы с вами работаем над исправлением орфографических ошибок, 1 ученик ___________ выписывает пропущенные слова, а 2 ученик _________________ работает индивидуально, вычёркивая лишнее слово в каждом ряду.

    Индивидуальная работа. (2 уч-к)

    2. Проверка: а) устная коллективная работа

     – Какие ещё изученные орфограммы встретились в этом тексте? (Обращение, однородные члены предложения)

                          б) 2 уч-к –

    - По какому принципу ты работал с каждой строчкой?

    -Что вы заметили? (Здесь слова разных частей речи: есть и сущ., и глаголы, и предлоги, и…)

                          в) 1 уч-к –

    - Оцените свою работу. Как вы с ней справились? Скажите каждый про себя. Давайте запишем первое слово ваших предложений.

    3. Чистописание:

    она   ты   вы   я

    - Так какую же часть речи вставили в тексте? (Местоимения)

    4. Повторение. (слайд 4)

    -Что такое местоимение? (Местоимение – часть речи.)

    - Какую роль играют местоимения в нашей речи? (Местоимения указывают на предмет, признак и количество, но не называют их)

    - То есть местоимения указывают на существительные и прилагательные. А можете привести примеры? (У дома растут красивые цветы. Они цветут всё лето. Такие же цветы мы посадили на даче. Они – указывает на предмет, а такие – на признак.)

    - С этим заданием вы тоже справились! Теперь следующее. (гиперссылка) Посмотрите внимательно и  вспоминаете всё, что знаете об этих словах: я, ты, он, она, мы, вы. (Это личные местоимения)

    - Почему их так называют?(Они указывают на лицо)

    - Сколько лиц у местоимений? Назовите их.(1 л. – это сам говорящий, 2 л. – собеседник, 3 л. – человек, не участвующий в речи.)

    - Что вы ещё знаете о личных местоимениях? (Они изменяются по числам, падежам и в 3 л. – по родам.)

    - Кто назовёт тему нашего урока? (слайд 6)

          Мы сегодня должны закрепить знания о местоимениях, а поможет нам в этом урок – путешествие.

         Да, сегодня мы с вами отправляемся в туристический поход в страну «Местоимение», для того, чтобы обобщить и закрепить знания об этой части речи, будем учиться правильно употреблять местоимения, совершенствовать устную и письменную речь, делая её более точной и богатой. 

         Страна это большая, она занимает третье место, после существительного и глагола. Из 30 самых частых слов - 12 местоимений. Путешествовать мы будем, как настоящие туристы. Наш путь будет проходить через равнины, горы, реки. Нас ожидают трудности и серьезные испытания. Но я надеюсь, что нам, бесстрашным, горячим сердцам молодым - все под силу. Девиз: “Ничто нам не трудно, бесстрашным, горячим сердцам молодым” (хором) Отправляясь в путешествие, мы возьмем рюкзак, компас, карту маршрута. В рюкзак мы должны положить местоимения, которые помогут нам преодолеть преграды.

          III. Работа над темой урока.

    1. Словарная работа. (слайд 8)

    а) – А ещё мы возьмём с собой в поход… (показ картинок, дети самостоятельно записывают словарные слова в тетрадях, взаимопроверка)

         Лопата, топор, тарелка, кастрюля, стакан, посуда, одежда, сапоги, горох, картофель, морковь, овощи, сахар, газета, багаж.

    - За словарный диктант оценки будут выставлены в журнал, таким образом обратите внимание на объективность ваших оценок.

    б) - И, конечно же, в походе мы не сможем обойтись без доверия друг к другу. (слайд 9)

    Знакомство с новым словарным словом. (Словарь. Стр.33)

    - Запишите его с комментированием. Подумайте над лексическим значением этого слова. Давайте назовём грамматические признаки слова доверие (сущ., ср.р., 2 скл., в ед.ч.)

    - Составьте небольшой текст (2-3 предложения) с этим словом. (слайд 9)

    - Что такое доверие? (Доверие – это уверенность в человеке, в его добросовестности.)

    - Когда необходимо доверие? (Доверие необходимо между настоящими друзьями.)

    - К чему приводит отсутствие доверия? (Отсутствие доверия приводит к предательству, измене и вражде.)

    в) Редактирование текста. (слайд 10)

    - Всё ли вас устраивает в этом тексте? (Нет. Повторы)

    - Отредактируйте его. Какая часть речи поможет вам в этом?

         Доверие – это уверенность в человеке, в его добросовестности. Оно необходимо между настоящими друзьями. Отсутствие его  приводит к предательству, измене и вражде. 

    г) Комментированное письмо последнего предложения. (1 ученик ________ )

    д) Синтаксический разбор. (1 ученик ______________) (слайд 11)

       - Какова же синтаксическая роль местоимений? (Может быть подлежащим и второстепенным членом предложения ) (слайд 10)

    IV. Физминутка. (слайд 12)

    - А ну-ка, всем не унывать и только весело шагать!

    Кто шагает с рюкзаком?     (шаг)
    Мы, туристы!                      
    Кто со скукой не знаком?   (рывки руками)
    Мы, туристы!
    Нас вперед ведут Дороги!   (повороты)
    Наш девиз: “Всегда вперед!” (приседания)
    Эй, ребята, тверже шаг!          (шаг)
    Что турист берет в дорогу?    (прыжки)
    Песню, ложку и рюкзак!         (вдох, потягивания, исходное положение)

    V. Работа над темой урока.

    1. Итак, отправляемся в дорогу. А впереди у нас вершина. Восхождение будет сложным, опасным, надо быть крайне внимательным. (слайд 13)

     «Исправь ошибки» 

    - Прочитайте рассказ и запишите его без ошибок. Укажите местоимения и определите падеж.

         Вася и Петя играли во дворе. К им подошла Маша. У её не было подруг. Мальчики пригласили девочку играть с ими.

    Индивидуальная работа.

    - Произвести морфологический разбор местоимения у неё. (1 ученик у доски ______________)

    Проверка: (слайд 14)

        Вася и Петя играли во дворе. К ним подошла Маша. У неё не было подруг. Мальчики пригласили девочку поиграть с ними.

    а)- На какое правило допущены ошибки?(Правописание местоимений с предлогами)

    - Что нам говорит это правило? (слайд 15)

    Местоимения, как и существительные,  могут употребляться с предлогами.  Предлог пишется от местоимений отдельно.
    Зайду
    к тебе. Приходи ко мне.

    Когда местоимения он, она, оно, они употребляются с предлогами, то начинаются со звука н, например:
    Ты был
    у них?
    Я пришёл
    к нему и вручил ему книгу.
    Глядь, опять
    перед ним землянка.    Проверка:

    б) определение падежей местоимений. (1 ученик ____________ )

    в) проверка морфологического разбора.

    - Молодцы, потрудились вы на славу!

    3.  -  Но перед нами ещё одно испытание. (слайд 16)

    Кроссворд – шарада.

    В клетке со знаком вопроса сами впишите недостающие буквы.

    1. Какие два местоимения мешают движению на дорогам?
    2. Сколько личных местоимений в слове семья?
    3. Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издаёт лягушка. Вместе овощ.
    4. Первый слог – личное местоимение. Второй слог ты найдешь в словах: сварщик, пильщик, барабанщик. Вместе означают вместилище для чего-нибудь.
    5. Первый слог – личное местоимение, второй и третий – то же, что ненастье. Вместе означают – мелкая клевета или клеветник.

    Ответы: 1- ямы, 2-семь, 3-тыква, 4-ящик, 5-ябеда. Местоимение.

    -Вот мы с вами и дошли до страны «Местоимение». А, чтобы стать полноправными гражданами этого государства, нам необходимо пройти тестирование.

    Тест (Приложение 1.) (слайд 17 - 18)

    VI. Итог урока. Релаксация. (слайд 19)

         С тестом, я надеюсь, вы справились и поэтому получили ключ от страны «Местоимение». Теперь то мы можем с вами отдохнуть и насладиться звуками природы. А пока вы отдыхаете, прослушайте ещё одно задание, которое выполните дома.

    VII. Дом. задание. (слайд 20)

          Составьте пять – шесть связанных предложений, употребив в них местоимения, определите их лицо, число и падеж. Произведите морфологический разбор одного из местоимений. Словарное слово (с.33)


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Обобщающий урок – путешествие в страну «Местоимение» русский язык, 4 класс МОУ «Краснопахорская СОШ» учитель начальных классов: Кириллова С.Б.

    Слайд 2

    А сейчас проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь отметку «5».

    Слайд 3

    Вставь пропущенные слова и исправь орфографические ошибки. Злой тоской удручена, кмуравю палзёт ..... . (И.А.Крылов) Как, милый петушок, паёшь ..... громко, важно! (И.А.Крылов) А ....., друзя, как ни содитесь, всё вмузыканты негадитесь. (И.А.Крылов) Ветер, ветер, ..... могуч, ..... ганяешь стаи тучь. (А.С.Пушкин) Ь О О Ь а О О она ты вы ты ты

    Слайд 4

    Подумай и ответь Что такое местоимение? Какую роль играют местоимения в нашей речи? Какие бывают местоимения? Что вы знаете о личных местоимениях? Сформулируй тему урока.

    Слайд 6

    Тема урока: «Местоимение»

    Слайд 7

    Наш девиз: «Ничто нам не трудно, бесстрашным, горячим сердцам молодым»

    Слайд 8

    Словарная работа.

    Слайд 9

    Доверие Доверие – это уверенность в человеке, в его добросовестности. Доверие необходимо между настоящими друзьями. Отсутствие доверия приводит к предательству, измене и вражде.

    Слайд 10

    Доверие – это уверенность в человеке, в его добросовестности. Оно необходимо между настоящими друзьями. Отсутствие его приводит к предательству, измене и вражде.

    Слайд 13

    Помогите исправить ошибки Вася и Петя играли во дворе. К им подошла Маша. У её не было подруг. Мальчики пригласили девочку поиграть с ими.

    Слайд 14

    Проверь Вася и Петя играли во дворе. К н им подошла Маша. У н её не было подруг. Мальчики пригласили девочку поиграть с н ими.

    Слайд 16

    Кроссворд - шарада м е я м ы с е м ь т ы к в а я к щ и я е а б д е о и н 1. 2. 3. 4. 5.

    Слайд 17

    Тест

    Слайд 18

    Тест I вариант II вариант б 1. б а, г 2. б, д б 3. в а 4. б в 5. в а, в, е 6. в, е

    Слайд 19

    Итог урока

    Слайд 20

    Домашнее задание

    Слайд 21

    Спасибо за урок! Успехов вам!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок путешествие: «Путешествие в страну Грамматику.»

    Цель и задачи урока:   Расширить и закрепить у учащихся  знания и навыки по грамматике, убедить, что грамматика – не свод скучных и трудных правил, а увлекательная наука о знаках...

    Обобщающий урок-путешествие по теме «Родная природа», 1 класс

    Данный урок разработан для 1 специального (коррекционного) класса II вида...

    Урок-путешествие ""Путешествие в страну Грамматику"

    Конспект урока по русскому языку для 3 класса. Урок - путешествие "Путешествие в страну Грамматику"...

    УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ "ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗДОРОВЬЕ"

    В век технического прогресса и развития космических технологий, как вы думаете, что всего дороже? Конечно же здоровье! Здоровье человека – это главная ценность в жизни. Здоровье не купишь за деньги. Б...

    Урок - путешествие . Введение в курс изучения русского языка

    Данный материал содержит план - конспект урока и презентацию , направленную на систематизацию и обобщение знаний за период обучения грамоте ....