Открытый урок "Утро в сосновом лесу"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Шафикова Лилия Азатовна

Открытый урок "Утро в сосновом лесу"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon utro_v_sosnovom_lesu.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Сочинение по картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу».

Задачи урока:

  1. Познакомить с творчеством И. И. Шишкина.
  2. Формировать умение образно воспринимать предметы на картине.
  3. Формировать умение сравнивать изобразительные средства картины и изобразительные средства художественного произведения.
  4. Формировать умение создавать собственные высказывания разных типов ( описание, повествование).
  5. Формировать умение озаглавливать картину и текст.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Подготовка к восприятию картины.

Учитель читает стихотворение И. А, Бунина «Детство».

Чем жарче день, тем сладостней в бору Дышать сухим смолистым ароматом, И весело мне было поутру Бродить по этим солнечным палатам.

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

Песок-как шёлк...

Прильну к сосне корявой -

И чувствую: мне только десять лет,

А ствол - гигант, тяжёлый, величавый.

Кора груба, морщиниста, красна, Но так тепла, так солнцем вся прогрета, И кажется, что пахнет не сосна, А зной и сухость солнечного лета.

Как будто о нём написал И. Бунин своё стихотворение. Мальчик родился и жил в Елабуге. Природа Прикамья нетронутая и величественная. Елабугу обступали дремучие леса. Говорили, что где-то в глубине лесов разбойники спрятали сказочные клады. Разбойников мальчик не боялся. Он целые дни бродил один по лесу. Деревья стали его друзьями, он много о них знал. Древних кладов он не отыскал, зато нашёл в лесу богатство дороже - навсегда понял и полюбил природу.

-        Как вы думаете, кем стал этот мальчик, когда вырос?

Стал он великим художником - пейзажистом. Этот человек Иван Иванович Шишкин.

-        Кто из вас бывал ранним утром в лесу?

Что особенно интересного вы там заметили?

-        Представьте, что вы находитесь в густом лесу утром. Опишите ваше настроение и то, что вы видите вокруг.

Ребята делятся своими впечатлениями.

3.        Рассматривание картины.

Сегодня мы будем писать сочинение по картине И. И. Шишкина. Рассмотрите внимательно эту картину. Дети рассматривают картину под музыку.

4. Работа над заголовком

Как бы вы назвали эту картину? Дети предлагают: «Рассвет в лесу», «Весёлая семейка», «Секреты старого леса», «Сказка старого леса», «Утренние игры медвежат».

Эту картину Шишкин назвал «Утро в сосновом лесу».

5. Беседа по содержанию картины.

а) Сравнение изобразительных средств художественного произведения и изобразительных средств живописи.

-        Что вас привлекло, что заинтересовало в этой картине? {медвежата, семья медведей, старый сосновый бор, в котором играют медведи).

Приходилось ли вам видеть медвежат? Опишите их. Ребята рассказывают о своих впечатлениях.

Посмотрите на картинки. Послушайте отрывки из рассказов В. Бианки «Медвежонок» и Г. Скребицкого «Неожиданное знакомство».        

 -«Медвежата весёлые: борются, по клетке лазят, барахтаются, кричат, пыхтят - мохнатые, пузатые, большеголовые, косолапые».

«Ну и потеха! Перед медвежонком на земле сидит большая лягушка. Она, видно, только недавно очнулась от зимней спячки... медвежонок тянет к ней лапу. Лягушка делает в сторону небольшой скачок. Мишка принимает это за игру. Он тоже неуклюже подскакивает вслед за лягушкой. Так они добираются до ближайшей лужи. Лягушка прыгает в воду, медвежонок суёт туда лапу, отдёргивает, трясёт ею и с удивлением смотрит, куда же девался его новый приятель..

  Я не могу оторвать глаз - до чего же хорош. Такой с виду мягонький, толстый, неповоротливый... \ Хочется взять его и потискать, побороться с ним, как с кутёнком. Не верится, что это дикий зверь...»

-   Как вы себе представляете медвежат? Какие они? (Весёлые, неугомонные, наблюдательные, мохнатые, косолапые, неповоротливые...)

А теперь посмотрите, какими их изобразил художник. Где они играют? Что делают? (Ранним летним утром медвежата вылезли из-под поваленного дерева. Двое играют на дереве, которое выворочено бурей, а третий встал на задние лапы и смотрит куда-то вдаль.)

  • Что вы можете сказать про медвежонка, не играющего с братьями? Какой он? ( Он самый неуклюжий и косолапый. Самый толстый, но видно, лёгкий: смог взобраться на ствол поваленного дерева. Он как будто бы наблюдает за игрой своих братьев.)
  • Можно ли сказать, что. медвежата неуклюжие, неповоротливые? ( Они только с виду такие, на самом деле не так-то легко вскарабкаться на поваленное дерево. Они ещё и любознательные, им всё интересно: и веточки, и букашки.)
  • Можно ли сказать, что медвежата, изображённые Шишкиным, и медвежонок из рассказа Скребицкого похожи? (Шишкин и Скребицкий очень наблюдательны. .Один словами, другой с помощью изобразительных средств живописи показали и характеры, и повадки зверей.)
  • Как вы думаете, а что за медведь смотрит на них, как будто наблюдает, охраняет? ( Это. наверное, их мать, медведица. У неё буро-коричневая шкура. Она оскаливает зубы, рычит, медвежата не слушаются её, она за них беспокоится.)

Словарная работа.

медвежата        медведица

косолапые        заботливая

мохнатые        строгая

неугомонные        рычащая

игривые        внимательная

шаловливые        Недовольная

любознательные

беззаботные

  1. Работа над образом соснового леса.

Давайте посмотрим, где играют медвежата. Каким художник показывает нам лес? (Медвежата играют на старой сосне, её сломило бурей, ствол ращеплён, корни вывернуты. Кругом непроходимая чаща. Это сосновый бор.)
 Послушайте описание соснового леса у И. Соколова-Микитова. Постарайтесь запомнить слова, которые помогут вам описать лес на картине Шишкина.

« Очень хорош и красив чистый сосновый бор. Идёшь или едешь, бывало по старому сосновому бору -точно высокие чистые огромные свечи, возвышаются над головою стволы старых деревьев. Через высокие, унёсшиеся в небо зелёные вершины пробиваются лучи солнца. Светлые золотистые зайчики играют на стволах деревьев, покрытых потрескавшейся толстой корою. Пахнет смолою и землёю. Тихо в старом сосновом бору. Изредка взлетит рябчик, пролетит над дорогою дятел. В высоком небе купаются зелёные кедровые вершины».

Что общего в описании бора у И. Соколова-Микитова и И. Шишкина? Высокие вершины, унёсшиеся в небо. Солнечные лучи, которые играют на стволах сосен с потрескавшейся корой. Тишина в старом бору.

-        А почему художник для своей картины выбрал именно такую глушь? ( Только здесь медвежата могут играть беззаботно: их покой охраняет дремучий густой лес, сюда не ступала нога человека.)

Что вас поражает в этом лесу? ( Сосны высокие, могучие, вековые, у них прямые стволы, покрытые серой корой. Ветки - раскидистые. Некоторые сосны с такой густой кроной, что похожи на зелёный шатёр.

Словарная работа.

Лес        сосны

Густой        вековые

Непроходимый        раскидистые

Таинственный        могучие

сказочный        прямые

дремучий        уставшие

золотистые

В какое время дня художник изобразил медвежат? (В раннее солнечное утро.)

Какие признаки наступившего утра вы увидели на картине? (Небо покрыто нежными розовыми облаками. Первые лучи солнца освещают вершины сосен и золотят их. Розовеет заря. Беловатый туман поднимается из оврага.)

Какие микротемы вы выделите? Подберите к ним изобразительные средства.
Небо        туман        облака

Светлое        беловатый        розовые

Солнечное        густой        нежные

Яркое        завораживающий       мягкие

в) Работа по выявлению настроения, вызванного картиной.

Какие чувства вызывает у людей раннее солнечное утро в лесу? ( У каждого человека это вызывает чувство радости, бодрости, спокойствия, прилив творческих сил.)

Как художник показал это в своей картине? Какие цвета, тёплые или холодные, преобладают в правой * части картины? (Мы видим все оттенки тёплых цветов. Это вызывает чувство радости.)

6.        Составление плана сочинения.

  1. Наступление утра в сосновом бору.
  2. Лесная глушь.
  3. Мохнатая семейка.
  4. Настроение, вызванное картиной.

7.        Речевая подготовка.
Работа над началом сочинения.

-        Как можно начать сочинение? Запишите предложение. Кому трудно, можно выбрать.

        Наступило утро в сосновом бору

Утром медвежата выбежали на поляну.

Раннее солнечное утро.

Передо мной картина художника Шишкина.

На поваленную сосну вскарабкался медвежонок.

На картине Шишкина я вижу утро в сосновом лесу.

Какие предложения нельзя брать в начало?

Почему?

Составление устных рассказов.        

1 вариант - рассказ о сосновом лесе  ( описание ).

2 вариант - рассказ о медвежатах (описание с элементами повествования ).

8.        Работа над раскрытием замысла картины.

Ещё раз внимательно рассмотрите картину.

Как вы думаете, что же главное в этой картине?

Вывод.

Художник хотел показать не только прелесть летнего солнечного утра, он отобразил кусочек жизни соснового леса, жизни во всей её красоте. У каждого предмета свой образ и своё назначение. Первоначально на картине не было медвежат, художник нарисовал всё это гораздо позднее, тем самым он оживил свою картину, она наполнилась не только светом и цветом, но ещё и звуками. Он показал, что даже в такой глуши есть жизнь. Всё живёт. Ничего нельзя нарушать в этом мире, пусть он будет таким же прекрасным и полным тайн.

  1. Итог урока.

Д.З. Написать и отредактировать сочинение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

И.И.Шишкин "Утро в сосновом лесу". Сочинение по картине.

Сочинение по картине И.И.Шишкина . Презентация и конспект урока....

Сочинение по картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»

Сочинение по картине И.Шишкина "Утро в сосновом лесу", урок развития речи в 3 классе ...

Материал изложения по картине Шишкина "Утро в сосновом лесу", 3 класс

Материал изложения по картине Шишкина "Утро в сосновом лесу", 3 класс...

Урок окружающего мира по теме: "В сосновом лесу". 2-й класс УМК Планета знаний

Цель: познакомить детей с растениями и животными соснового  леса.Задачи:- Развивать умения наблюдать, логически и творчески мыслить.- Развивать мышление, память;- обучать сравнению сосны и е...

Презентация к уроку по русскому языку в 3 классе "Сочинение по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом лесу"

Презентация к уроку по русскому языку в 3 классе. УМК Школа России. В презентации: ход урока, портрет Шишкина И.И., иллюстрации его картин....

Сочинение по картине И.И. Шишкина\'\'Утро в сосновом лесу\'\'.

Сочинение-описание картины, 2 урока, 4 класс, +презентация....

презентация на тему "Сочинение по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом лесу"

Презентация содержит материал для подготовки и написания сочинения  по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом лесу". Ресурс имеет 24слайда, на которых , помещены портреты художника, братьев Третьяк...