Сочинение по картине И.И. Шишкина''Утро в сосновом лесу''.
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Серкина Людмила Евгеньевна

Сочинение-описание картины, 2 урока, 4 класс, +презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_etap.doc59.5 КБ
Microsoft Office document icon 1_etap.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

                 Сочинение по картине И.И.Шишкина

                              «Утро в сосновом лесу».

Продолжительность: 2 урока.

Класс: 4

Технологии: информационно – коммуникативные

Практическая реализация: в 2012-2013 учебном году.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Учить «читать» картину как художественное произведение, адекватно авторскому самовыражению.
  2. Совершенствовать умения определять тему и основную мысль картины.
  3. Учить детей собирать рабочие материалы к сочинению по картине.
  4. Формировать и совершенствовать орфографические умения и навыки.

Развивающие:

Способствовать - развитию наблюдательности, образного мышления, целостности         восприятия произведения   живописи;

- развитию речи учащихся посредством высказывания своих мыслей о картине, обоснования и   мотивирования их;

      - обогащению активного и пассивного словаря учащихся;

           - развитию умения редактировать текст.

Воспитательные:

  1. Способствовать воспитанию интереса к национальной русской культуре и положительное отношение к национальным ценностям;    воспитанию чувства любви к родной природе, к своей Родине.  

Оборудование:

  1. Портрет И.И. Шишкина, К.П.Савицкого.
  2. Репродукция картины И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу».
  3.  Выставка  произведений художника.
  4. Аудиозапись «Утро» Э. Григ.
  5. Дневники путешественников.
  6. Видеозапись путешествия на поезде по тайге.
  7. Презентация «Сочинение по картине Шишкина «Утро в сосновом лесу».

Литература: Н.В.Краснов «Беседы по искусству в начальной школе» (издательство «Искусство», Москва),  М.Р. Львов «Методика развития речи младших школьников» (Просвещение. Библиотека  учителя  начальных классов),  «И.И.Шишкин» (мастера русской живописи).  

                                         

                                    Ход урока.

1.Подготовка к восприятию  картины._Подведение итогов 1-ого этапа. Постановка цели 2-ого этапа.

  1. Сегодня мы будем писать сочинение по картине И.Шишкина «Утро в сосновом лесу». Это – второй этап нашей работы. Слайд 1,2

- А какие цели стояли перед нами на первом этапе работы?

             / Познакомиться с биографией художника, его творчеством; собрать нужный

                  материал к написанию сочинения; провести орфографическую подготовку/

- Какие цели стоят перед нами сегодня?

                   / Суметь «прочитать» картину; грамотно оформить свои суждения; подвести

                         итог нашего путешествия/

  1. Какие интересные моменты, факты из биографии художника вас удивили,

поразили?

Например: - Однажды, заплутав в незнакомом лесу, встретил ещё одного заплутавшего – старого крестьянина, собиравшего грибы. Художник взвалил обессилевшего старика себе на плечи и ещё несколько часов носил его на себе, пока не вышел на окраину леса. Затем с той же поклажей прошёл ещё несколько километров – доставил крестьянина до самого его дома.

                   - Смог приручить волчицу, возле логова которой он целое лето работал: научил её брать еду с руки.

                   - Чтобы подкормить птиц, художник  крошил на свою широкополую шляпу с загнутыми краями крошки хлеба, зёрна и т.д, и так работал. И когда птицы слетались на его шляпу, он замирал и стоял неподвижно, как статуя.

                   - Он не боялся ни медведей, ни волков, ни рысей. «Лесной царь» - так называли его друзья.

                   - Работал без устали. Иногда простаивал у мольберта  от рассвета до поздней ночи, забывал даже о еде.

                   И т.д.

3.– Русский лес изображён во многих картинах Шишкина. Город Елабуга, где

        родился и вырос художник, был окружён непроходимыми дремучими ле-

        сами, и впечатления детских лет привели его в конце концов к  пейзажной

        живописи. Особенно любил Шишкин сосны.  Они изображены во многих

        его картинах. Приведите примеры.   Слайды 3,4,5

4. - Вы самостоятельно познакомились и с творчеством художника. Какие                произведения полюбили вы? Почему?

      - Назови произведения в подборке.  Слайды 6,7,8,9,10

5.  И.И.Шишкин говорил: «Россия – страна пейзажей».

    - Что мы называем пейзажем?  Слайды 11, 12

6. – Мы отправляемся в путешествие на поезде в сосновый лес.

П. Беседа по картине.     / На доску вывешена репродукция картины, портреты

                                                     И.И.Шишкина, К.П.Савицкого, плакат с надписью

                                                     «Какая связь здесь существует?

                                                      Как можно назвать художников? (соавторы)/

1. Ответы на вопросы.

                                     

Звучит музыка Э.Грига «Утро»

2.Рассматривание картины. Какое впечатление произвела на вас картина?

   Слайд 13

3.Что вы видите на ней?

4. Какое время года изображено?

          /Да, художник выбрал именно лето, когда лес бывает сочно-зелёным, пышным,

              густым/

5. Какое время суток? Как это определили?

          /- влажный утренний туман из оврага, наверное, заряжает воздух свежим      

                лесным ароматом хвои;

             - первые лучи солнца, которые пытаются проникнуть вглубь леса;

             - первые утренние посетители – медведи/

 6. Что изображено на центральном плане картины?

     Что делают медведи?

     Вы можете предположить, как чувствуют себя медвежата?

     А их мать- медведица так же беззаботна, как её детки?

7. Медведи изображены в центре полотна, а что мы видим вокруг?

    Почему сломано дерево? (может от бури, может от старости)

8.Опишите деревья, траву.

   Какой приём использует художник, чтобы показать, как велики сосны?     (верхушки деревьев за пределами рамки)

                        / (добавить)Часто в сосновом лесу растут и другие деревья, например, ель,    берёза, осина. Но в данном произведении изображены только дремучие сосны./

9..Вы правильно сказали об основных составляющих картины, т.е. о её

    композиции. Что такое композиция?  Слайд 14

              Композиция – это построение, соотношение и взаимное

              расположение частей, фигур на картине художника.

10.Картина названа «Утро в сосновом лесу», а почему, например, не

     «Мишки в сосновом лесу»? Как вы думаете?

              / Идеально изображено художником состояние природы, т.е.

                          сосновый бор утром, а медведи лишь удачно дополняют

                картину раннего летнего утра в сосновом лесу.

                Картина передаёт чувство красоты, торжества родной природы,

                торжественной тишины и спокойствия, чувство радости./

11. Можно ли, рассматривая картину, почувствовать тишину и покой?

                         / Безветренная погода, кроны деревьев не качаются, не видно птиц или других

                                зверей. От картины веет спокойствием и торжественной тишиной/

12. Что-то в этом произведении напоминает о присутствии людей? Докажите.

13. Какие цвета использовались в картине? (неяркие, блёклые, тёмные, больше зелёного

        Почему?      Слайд 13                                                         и коричневого)

                               / чтобы показать настоящий таинственный лес, дикую природу, тишину,

                                 показать кусочек жизни таинственного соснового бора во всей его красоте.

                                 Ничего нельзя нарушать в этом мире, пусть он будет таким же прекрасным

                                 и полный тайн./

14. Какое настроение придает пейзаж этой картины?

                           / Гордость, радость за нашу Русь, с её богатейшими лесами, красотами при-

                                  роды; восхищение работой художника и т.д./

                          Известный художник В.М. Васнецов говорил:

                          «Если дороги нам картины природы нашей дорогой и милой Руси, если мы

                           хотим найти свои истинно народные пути к изображению её ясного, тихого

                           и задушевного облика, то пути эти лежат и через ваши смолистые, полные

                           тихой поэзии леса»

15. Какова же главная мысль произведения ?

                            Показать красоту родной природы, торжества жизни, любовь к

                            Родине.

Ш. Составление плана.     /работа в группах на листочках/  Предложить выбрать нужные пункты плана для сочинения. слайд 15

                         План.

     - Утро.

- Утро в сосновом бору.

- Начало нового дня.

- Лесная глушь.

- Глухомань.

- Глушь.

               - Мохнатая семейка.

               - Медведи.

               - Забавные  медвежата.

               - Моё отношение к картине.

   - Почему в плане утро в сосновом бору (лесу) написано без кавычек?

 

1V. Самостоятельная работа над текстом сочинения. ( памятки)

       Редактирование.

       Самопроверка. (памятка)    

1. Прослушать сочинения учеников.

 

2.Послушайте сочинения ваших сверстников по данной картине. Прочитать.

   

У. Подведение итогов урока.

             



Предварительный просмотр:

1 этап                                                       «Писать хорошо можно лишь о том, что хорошо знаешь и что волнует тебя. Материала у

                                                                      учащихся должно быть в избытке. В противном случае трудно ожидать успеха»

                                                                                                                             М.Р. Львов

                                                                    «Очень важно, чтобы сбор материала для будущего сочинения поднимал уровень общего

                                                                      интеллектуального развития учащихся, чтобы школьник готовился к сочинению и писал

                                                                      его на высшем  уровне своих знаний и интересов»

                                                                                                                             М.Р. Львов

№п/п

   Дата

    Урок

                 Тема урока

Подготовка к сочинению по картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу»

рассмотренный материал

                   цели

ответственные

 1

19.12.12

литературное чтение

К.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Э.Григ «Утро», видеофильм «Утро»

- Познакомить с творчеством  художника

И.И. Шишкина;

- учить читать картины, осмысливать их содержа- ние, закреплять представление детей о пейзаже;

- способствовать развитию творческого воображения детей, умению составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности, расширению словарного запаса учащихся;

- способствовать развитию чувств и эмоций детей через восприятие художественных произведений (картины, музыки, видеофильмы), интерес к творчеству художника;

- способствовать воспитанию чувства любви к родной природе, к своей Родине

учитель, Лялин Данила

 2

20.12.12

окруж.мир

Россия – страна лесов.

Докладики «Птицы России», видео «Голоса птиц в природе».

учащиеся

 3

24.12.12

окруж.мир

Зона лесов.

Заочное путешествие на родину художника И.И.Шишкина. Елабуга. Приуралье.

учитель

 4

28.12.12

Оформление дневника путешественника (задание на каникулы)

учащиеся, родители

 5

09.01.13

русский язык

Повторение изученного об имени существительном и имени прилагательном…

Рабочая страничка (РС)

-Упр.321 добавить- гомон, гвалт, галдёж, птичий базар, гам;

- видеофильм «Птичий гомон-многоголосье».Автор Зарема Теблоева

учитель, Пихиенко Максим

 6

10.01.13

окруж. мир

Жаркие пустыни.

-докладики «Птицы России», презентации;

учащиеся, родители

 7

11.01.1

изобразительное искусство

Беседа по картинам И.Шишкина «Бурелом», «Корабельная роща»

Карташова М.И

 8

10.01.13

русский язык

Количественные числительные и их изменение по падежам.

РС. 1) Многозначность слова

- бор, дебри;

- просклонять боры

- глухомань с-с

учитель

 9

11.01.13

русский язык

Сложные числительные и их изменение по падежам.

РС. Объяснительный диктант.

Картина, деревья, луч солнца,

глушь, дерево, бодрящая свежесть, скрипят, медвежата, трава, сохраняет, овраг.

учитель

10

14.01.13

русский язык

Сложные числительные и их изменение по падежам.

РС. Кроны деревьев

- смысловое значение слова кроны;

- составление распространён-

   ного предложения с словом

- разобрать предложение по частям речи.

учитель

11

15.01.13

музыка

Э.Григ «Ручей»;

 И. Шишкин  «Ручей в лесу»

Новодворская Н.В.

12

16.01.13

литературное чтение

Г. Сенкевич «Янко -музыкант»

РС. Осмысление и закрепление понятий олицетворение , образное сравнение. Практическая работа в группах (по тексту)

учитель

13

16.01.13

русский язык

Особенности местоимения как части речи, написание и употребление в речи личных местоимений.

РС. Письмо с комментированием.

1.Человек, возня, резвятся, весёлая семейка, здесь, сквозь, тишина, пробились,

2.позолотили (ч-р)

учитель

14

17.01.13

русский язык

Особенности местоимения как части речи, написание и употребление в речи личных местоимений.

РС. Осмысление и закрепление понятий олицетворение , образное сравнение. Практическая работа в группах по картине.

учитель

15

22.01.13

светская этика

Образцы культуры народов.

«Искусство – учебник жизни»

                    Н.Г.Чернышевский

- Картины ИИ.Шишкина

- Жанна Бичевская «Ах, как птицы поют!» видеофильм

учитель

16

до 29.01.13

Оформить материал «Птицы России» на стенде.

Редколлегия

Ответственный – Золотарёв Е.

17

30.01.13

литературное чтение

В.Лидин «Завет»

Найти отрывок в тексте, в котором дано  описание пробуждения нового дня. Контрольное списывание отрывка, отыскание сравнений.

учащиеся самостоятельно

18

06.02.13

русский язык

Формирование умения решать орфографические задачи в безударных личных окончаниях глаголов.

РС. (карточка) домашнее задание(исключаем повтор)

1.Медвежата (кто?), (они какие?), ( что делают?)

 2. Опишите медведицу (кто?), (какая?), (что делает?)

3.Деревья (какие?)

4. Лес (какой?)

учащиеся самостоятельно

  1. Вывесить репродукцию картины И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу» на доску.

Вывесить портреты И.И. Шишкина и К.А. Савицкого.

Какая связь здесь существует?

Как можно назвать художников? (соавторы)

19

05.02.13

русский язык

Формирование умения решать орфографические задачи в безударных личных окончаниях глаголов.

РС. Задание: решить орфографические задачи, разобрать слова по составу.

Вз…шло, к…с…лапые,

 ра ? ее, в др…мучем, …хр…няет, ро…кие.

учащиеся самостоятельно

20

06.02.13

русский язык

Формирование умения решать орфографические задачи в безударных личных окончаниях глаголов.

Фразеологизмы:

медвежья услуга (причинить вред),

медвежий угол (захолустье),

медвежьи объятия (тяжёлые)

учитель

21

07.02.13

кл.час

Берегите природу! Красная книга Волгоградской области.

Коложвари Василина Анатольевна – начальник отдела экологического просвещения ГБУ Волгоградской области «Природный парк «Волго – Ахтубинская пойма».

По инициативе Горбуновой Даши и её папы Горбунова Сергея Евгеньевича

22

08.02.13

русский язык

Формирование умения решать орфографические задачи в безударных личных  окончаниях глаголов.

Решение орфографических задач, составление плана.

   Тих… и безлюдно в сосновом лесу.

   Но лес живёт. Синиц и корольки (п…) пискивают  в чащ,,,  ссновых и еловых ветвей. Изредк барабан ...т

 дятел по сухому суч ?ку. Пронесё[ца] иногда над  вер-

шинами дерев ? ев с шумом стайка кл...стов. Золотоголо-

вая  овсянка  прозвнит на лесной опушк незатейли-

вую песенку. Глубоко в гнез-

де попискивают её птенц.

  Везде и всюду необходимо бережное отношение к безобидным  крылатым зверькам, ж...вущим удвительной  и таинствен-

ной жиз ?нью !

Уточнить план.

  1. – Тишь.

- Тихо в лесу.

- Тихо и безлюдно в   лесу.

      2. – Жизнь в лесу.

          -  Трудолюбивый на-

            род – птицы.

          - Жизнь птиц в сосно-

            вом лесу.

3– Берегите природу!

   - Природа в опасности!

   - Берегите птиц!

Учитель, ученики

23

11.02.13

русский язык

Домашнее задание дополнить повторением памяток «Как писать сочинение?», «Как обдумывать текст?», «Как писать без ошибок?»

учащиеся самостоятельно

                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

И.И.Шишкин "Утро в сосновом лесу". Сочинение по картине.

Сочинение по картине И.И.Шишкина . Презентация и конспект урока....

Сочинение по картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»

Сочинение по картине И.Шишкина "Утро в сосновом лесу", урок развития речи в 3 классе ...

Презентация к уроку по русскому языку в 3 классе "Сочинение по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом лесу"

Презентация к уроку по русскому языку в 3 классе. УМК Школа России. В презентации: ход урока, портрет Шишкина И.И., иллюстрации его картин....

Технологическая карта урока. Сочинение по картине И.Шишкина "Утро в сосновом лесу"

Технологическая карта урока комплексного применения знаний.  В современной школе учащиеся начальной школы часто пишут сочинения и изложения. Учитель такой урок должен приготовить очень подро...

Презентация по русскому языку на тему "Составление рассказа по репродукции картины И.Шишкина "Утро в сосновом лесу".

Данная презентация представляет собой демонстрационный материал к уроку русского языка во 2 классе по теме : «Сочинение по картине И.И.Шишкина «Утро  в...

Изложение текста-описания по картине И.Шишкина "Утро в сосновом лесу"

Изложение текста-описания по картине И.Шишкина "Утро в сосновом лесу". Урок развития речи в 4 классе....

Подготовка к сочинению по картине И.Шишкина "Дождь в дубовом лесу"

Подготовка к сочинению по картине И. Шишкина "Дождь в дубовом лесу" на уроке литературного чтения в 3 классе по УМК "Перспектива"...