Работа над фразеологизмами в начальной школе
план-конспект занятия (русский язык, 4 класс) по теме

Бутова Светлана Валентиновна

В начальной школе мало внимания уделяется работе над фразеологизмами, а встречаются они очень часто как на уроках русского языка, так и на уроках литературного чтения: при изучении раздела «Устное народное творчество», в произведениях русских и советских писателей. Не поняв фразеологизм, ребенок не всегда поймет суть произведения. Поэтому на внеклассных занятиях по русскому языку посвящаю время изучению фразеологизмов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В начальной школе мало внимания уделяется работе над фразеологизмами, а встречаются они очень часто как на уроках русского языка, так и на уроках литературного чтения: при изучении раздела «Устное народное творчество», в произведениях русских и советских писателей. Не поняв фразеологизм, ребенок не всегда поймет суть произведения. Поэтому на внеклассных занятиях по русскому языку посвящаю время изучению фразеологизмов.

Приведу пример такого занятия.

Тип урока: комплексное применение   знаний и умений

Тема:   Фразеологизмы-синонимы, фразеологизмы- антонимы.

Цель: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению фразеологизмов-синонимов и фразеологизмов-антонимов

Задачи педагогической деятельности на уроке:

Познавательные:  обучающиеся научатся определять фразеологизмы-синонимы и фразеологизмы-антонимы на основе уже известных знаний.

Развивающие: способствовать развитию учебно-познавательной компетентности через творческую деятельность; словесно-логическое мышление через операцию сравнения; коммуникативной компетенции через групповую форму работы.

Воспитательные: способствовать воспитанию толерантности.

Формы и методы работы : фронтальная,  парная; словесный, наглядный. практический

 Оборудование: карточки с фразеологизмами, компьютер, проектор.

Ход занятия:

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный этап

-Я рада видеть вас на очередном занятии кружка «Родное слово». Надеюсь, что вы приобретете новые знания. Вы готовы?

Проверка готовности рабочего места. Приветствие учителя. Эмоциональная отзывчивость на приветствие учителя

Эмоциональный настрой

-Смотрите в оба! Ставьте ушки на макушки!

-Как называются такие сочетания слов?

Включаются в работу, взаимодействуют с учителем.

Актуализация знаний

-Прочитайте слова:

Дружнее этих двух ребят

На свете не найдешь,

О них обычно говорят:

«Живут душа в душу!»

Плечом к плечу,

как кошка с собакой,

водой не разольешь,

души не чаять,

небо и земля,

рука об руку.

Замечают, что фразеологизм

« Живут душа в душу!» не в рифму, предлагают заменить на «Водой не разольешь»

Формулирование темы  и цели занятия.

Мотивация учебной деятельности учащихся

-Что вы можете сказать о фразеологизмах

«Живут душа в душу!» и «Водой не разольешь!»? (Они синонимичны)

-Найдите другие синонимы.

-Что скажете об остальных фразеологизмах? (Антонимы)

Сформулируйте тему занятия.

(Фразеологизмы-синонимы, фразеологизмы- антонимы.)

Взаимодействуют с учителем, понимают его, отвечают на вопросы.

Формулируют тему  и цель занятия

Первичное закрепление   в знакомой ситуации

-О людях, которые живут душа в душу, помогают в трудную минуту, еще говорят, что они умеют найти общий язык.

-Что значит найти общий язык?

 1.-Найдите фразеологизмы в тексте.

                Мой друг

.(на доске)

Мой друг Леня – золотой человек. У него душа на распашку.  Он живет в двух шагах от моего дома.  У Лени - светлая  голова. Трудные задачи  щелкает как орехи. Мой друг всегда готов протянуть  мне руку  помощи. Когда я получаю хорошие отметки, он на седьмом небе. Трудно рассказать о человеке в двух словах.

-Про такую дружбу говорят: водой не разольешь и топором не разрубишь!

2.Игра «Да - нет» (На столах у детей карточки с ответами)

Вопрос

Ответ

Твой друг живет близко от тебя?

Да - в двух шагах от  моего дома.

Нет - за тридевять земель

Твой друг хорошо учится?

Да – он круглый отличник.

Нет - он лодыря гоняет.

Вы часто встречаетесь?

Да –  я с ним с утра до вечера.

Нет – от случая к случаю.  

Ты всегда говоришь ему правду?

Да – я всегда чист душой.

Нет – я иногда кривлю душой

Твой друг любит петь?

Да – он поет как соловей

Нет – ему медведь на ухо наступил

Вы давно изучаете английский язык?

Да –  с пеленок

Нет – без году неделя.

Взаимодействие с учителем, с одноклассниками, участие в диалоге.

(Уметь договориться)

Взаимодействие с партнером в рамках учебного диалога, оценивание своих действий

 

Действия исследования, поиска  и отбора необходимой информации; выполнение логических действий и операций.

.

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

-Что скажете о фразеологизмах, которые вы прочитали?

1. - Можно ли назвать дружбой отношения следующих двух мальчиков?

Подберите подходящие фразеологизмы.

(Как только дети называют фразеологизм, учитель вывешивает на доску табличку, на которой он написан)

 

(Водить за нос)

(Вставлять палки в колеса)

- Если друзья обманывают друг друга, вставляют палки в колеса, то их дружба  гроша ломаного не стоит.  (Вывешивается табличка с этим фразеологизмом)

- Что скажете об этих фразеологизмах?

2.- Замените фразеологизм одним словом:

Вопрос

Ответ

Капля в море

Мало

В темпе

Быстро

Без сучка, без задоринки

Хорошо

День за днем

Постепенно

Битый час

Долго

Всей душой

Сильно

Как зеницу ока

Заботливо

3. – Прочитайте следующие фразеологизмы, объясните:

(По мере прочтения фразеологизма, появляется табличка с ее надписью)

 Это фразеологизмы – антонимы.

Взаимодействие с учителем, с одноклассниками, участие в диалоге.

Производят сравнение, доказывают правильность своего выбора.

Это фразеологизмы – синонимы.

Показывают умения достаточно полно и точно высказывать свои мысли.

Рефлексия

- Пригодятся ли знания сегодняшнего занятия вам в жизни?

-Кому было интересно?

-Кому было трудно?

Оценивают совместно с учителем результат своих действий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Знакомство с фразеологизмами в начальной школе и их актуализация в речевой практике младших школьников"

В фрагментах уроков, которые будут представлены, сделана попытка показать на практике, каким образом можно проводить дан­ную работу, направленную на осознание фразеологизмов и актуализа­цию их в...

Изучение фразеологизмов в начальной школе

Фразеологизмы в начальной школе изучаются совсем мало, а в жизни мы встречаемся с ними повсеместно. Большинство школьных программ по русскому языку для младших классов ориентировано лишь на поверхност...

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Фразеологизмы» УМК «Начальная школа ХХI века».

Первое знакомство учащихся с фразеологизмами, учить находить их в речи и правильно употреблять; отличать их от других речевых единиц в потоке речи....

Урок руского языка во 2 классе "Значение фразеологизмов" УМК "Начальная школа XXI"

Урок русского языка во 2 классе "Значение фразеологизмов"...

Изучение фразеологизмов в начальной школе

Проблема фразеологии имеет сравнительно недолгую историю изучения. Она начинается именно с того времени, когда фразеологические единицы стали включаться в словари и получать в них толкование. До сих п...

Урок русского языка во 2 классе. "Значения фразеологизмов". УМК "Начальная школа XXI века"

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе. Тема: «Значения фразеологизмов». УМК «Начальная школа XXI века»       ...

Изучение фразеологизмов в начальной школе

Проблема фразеологии имеет сравнительно недолгую историю изучения. Она начинается именно с того времени, когда фразеологические единицы стали включаться в словари и получать в них толкование. До сих п...