Урок русского языка во 2 классе. "Значения фразеологизмов". УМК "Начальная школа XXI века"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Бокова Елена Леонидовна

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе. Тема: «Значения фразеологизмов». УМК «Начальная школа XXI века»

 

 

 

     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_znachenie_frazeologizmov_bokova_e.l.docx33.83 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  Технологическая карта урока

  1. Ф.И.О. учителя: Бокова Елена Леонидовна
  2. Класс: 2 класс
  3. Предмет: русский язык
  4. Тема урока: «Значения фразеологизмов»
  5. Место и роль урока в изучаемой теме: урок закрепления материала
  6. Цель урока: продолжить знакомство с фразеологизмами, научиться ориентироваться в изученном материале.
  7. Задачи
  • Наблюдать за значением и использованием фразеологизмов.
  • Сравнивать фразеологизм и слово, фразеологизм и свободное сочетание слов.
  • Учить работать в парах, группах, включать каждого ученика в работу класса.
  • Развивать мышление, память, речь, обогащать словарный запас;
  • Воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку, стремление к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

  1.  Оборудование: учебник «Русский язык» часть вторая, авт. С.В. Иванов, презентация, фразеологический словарь, ПК, проектор.        

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Организационный момент. (1 мин)

Приветствие.

Эмоционально настраивает на урок:

-Звонко прозвенел звонок.

Готов ли ты начать урок?

Всё ли на месте?

Всё ли в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Есть у нас девиз такой:

Всё, что надо –

под рукой!

Приветствие

Организуют рабочее место.

Подготовка к активной  познавательной деятельности

Постановка проблемной ситуации.

(3мин)

-Ребята, послушайте моё напутствие к нашему уроку:

«Зарубите себе на носу: сегодня вам придётся работать  не покладая рук. В случае временной неудачи не падайте духом, а возьмите себя в руки и заново принимайтесь за дело. Уверена: конечном счёте вас ждёт успех!»

-Запишите и произнесите этот текст, не используя фразеологизмы, заменив их другими словами.

Работайте в группах, при необходимости обращайтесь к фразеологическому словарю. Чем этот словарь  отличается от других словарей?

 

Ученики слушают.

 

-Это словарь, в котором собраны и объясняются значения не отдельных слов, как, например, в толковом словаре, а устойчивые сочетания слов – фразеологизмы.

Учащиеся в группах получают текст, записывают его предложениями без фразеологизмов, пытаясь передать смысл напутствия другими словами.

Примерные ответы детей:

-Запомните: сегодня вам придётся добросовестно работать. В случае временной неудачи не унывайте, а соберитесь и заново принимайтесь за дело. Уверена: в конечном счёте вас ждёт успех!

Умение с достаточной полнотой слушать и слышать, разрешение проблемной ситуации и поиск ее решения в сотрудничестве с учителем, построение аргументации своей точки зрения на проблему.

Активное взаимодействие с учителем в овладении информацией, разделение функций участников взаимодействия, выражение мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Целеполагание, прогнозирование результата учебной деятельности, коррекция учебных действий согласно целям, саморегуляция.

Установка познавательной задачи. (6 мин)

-Ребята, легко ли вам было до работы в группах и обращения к фразеологическому словарю правильно  понять напутствие к уроку?

-Почему?

-Что будем сегодня делать на уроке, чтобы становиться  знатоками русского языка?

- Давайте уточним  тему нашего урока. Найдите её в учебнике под № 133, прочитайте название.

-Давайте вместе сформулируем задачи нашего урока.

- И кроме этого, вы научитесь  сравнивать фразеологизм и слово, фразеологизм и свободное сочетание слов.

Запись на доске числа, слов

«Классная работа»

Каллиграфическая минутка. Учитель прописывает на доске буквы Фф (1 строка), сочетания букв фа, оф, аф, фо, Фе, Фи и словосочетание фразеологический словарь

-Нет, нелегко.

-В тексте было много фразеологизмов.

-Продолжать изучать фразеологизмы.

Учащиеся находят в учебнике нужную тему и озвучивают её:

- «Значения фразеологизмов».

Под руководством учителя дети формулируют задачи урока:

-научиться понимать значения фразеологизмов, используя при необходимости фразеологический словарь;

-учиться использовать фразеологизмы в речи.

Учащиеся пишут.

 

Выделение познавательной цели

поиск и анализ необходимой информации, преобразование информации в систему аргументов, связывание процесса и результатов учебной деятельности

Построение аргументации своей точки зрения на проблему.

умение с достаточной полнотой слушать и слышать, разрешение проблемной ситуации и поиск ее решения в сотрудничестве с учителем, построение аргументации своей точки зрения на проблему.

Целеполагание

Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата), выделение и осознание проблемы, целеполагание.

Первичная проверка понимания.

(5 мин)

-Прочитайте предложения (слайд презентации):

Перед школой мама  Катю кормила завтраками.

Костя никак не мог выполнить задание, всё тянул и кормил завтраками учителя.

Коля получил двойку за диктант, и теперь он ругал себя за то, что считал ворон на уроке.

Сотрудники заповедника считали ворон, которые прилетели к кормушке.

-Поработайте в группах и определите, в каких предложениях подчёркнутые сочетания слов являются фразеологизмами. В случае затруднения пользуйтесь подсказкой на оборотной стороне листа с заданием. Надпишите над фразеологизмом его значение, для самопроверки используйте  фразеологический словарь.

-Посмотрите на  иллюстрации ко второму и третьему предложениям, как если бы слова внутри фразеологизма были бы использованы в их прямом значении.

- Почему они   выглядят смешными?

-Ребята, вы пришли к правильному выводу:

значения слов внутри фразеологизма не совпадает со значением этих же слов  в их свободном сочетании.

- Для чего же мы используем фразеологизмы в речи?

Учащиеся читают.

Каждая группа получает лист с заданием, находит предложения с фразеологизмами. При затруднении учащиеся используют подсказку на обороте: «Если выполнить иллюстрации

к этим предложениям, понимая выделенные слова в их прямом значении, в некоторых случаях картинки получатся смешными, несуразными. В каких?». Надписывают над фразеологизмами их значения, сверяются с фразеологическим словарём.

Учащиеся озвучивают  вывод, что фразеологизмы использованы во втором и третьем предложении,  объясняют их значения.  

Учащиеся рассматривают иллюстрации (слайды презентации)

Учащиеся приходят к выводу:

-В первом и третьем предложениях выделенные слова употреблены в своём прямом значении, а во фразеологизмах значение слов теряется.

 

-Чтобы наша речь была ярче, выразительнее.

Анализ объектов с целью выделения их признаков, поиск и выделение информации в зависимости от задачи.

Организация сотрудничества с учителем и со сверстниками, оформление аргументации и подтверждение своей точки зрения, оценка речевого высказывания.

Целеполагание, определение последовательности целей соразмерно результату

Физминутка

(1 мин)

-Ребята, вы хорошо поработали, а сейчас у нас физминутка.

Дети выполняют движения под речёвку:

Все ребята дружно встали.             

Выпрямиться.

И на месте зашагали.            

Ходьба на месте.

На носочках потянулись,     

Руки поднять вверх.

А теперь назад прогнулись. 

Прогнуться назад, руки положить за голову.

Как пружинки мы присели   

Присесть.

И тихонько разом сели.                 

Выпрямиться и сесть.

 

Закрепление знаний. (8 мин)

1. Работа с учебником.

Упр. 1 с.110 – 111

-Как можно одним словом назвать фразеологизмы, например, первой группы: не покладая рук, не жалея сил, засучив рукава, до седьмого пота, в поте лица?

-Почему синонимы?

Ученик читает задание:

-Выбери из подсказки фразеологизмы по их значениям. Запиши.

Работа выполняется в парах, письменно, по рядам:

1 ряд подбирает фразеологизмы  со значением «усердно, прилежно трудится»,

2 ряд – «бездельничать»,

3 ряд – «мало».

(Учащиеся, быстро справившиеся с заданием, выполняют дополнительное задание: подобрать  фразеологизмы  со значением «быстро бежать», составить и записать с одним из фразеологизмов предложение.)

Взаимопроверка.

-Фразеологизмы – синонимы

 

-Они близкие по значению.

Смысловой анализ информации, извлечение необходимой информации, структурирование знаний, рефлексия эффективных учебных действий.

Активное сотрудничество с партнером по учебной деятельности, контроль и коррекция своих действий и действий партнера,

Оформление диалогической речи.

.

Саморегуляция, осознание уже усвоенного и нового знания, контроль и самоконтроль, смысловое чтение как осмысление цели чтения, выбор вида чтения, аргументация выбора, поиск альтернативных способов решения проблемы.

Гимнастика для глаз (2 мин)

Учитель демонстрирует комплекс упражнений для глаз.

Дети повторяют упражнения.

Закрепление знаний. (14мин)

2.-Ребята, как вы думаете, что такое фразеологизмы - антонимы?

-Правильно! Сейчас вы поиграете в игру «Наоборот». Каждая группа получит 5 полосок бумаги с написанными  на них фразеологическими оборотами и 5 полосок с  антонимами к ним. Только вот беда: всё перемешалось. Ваша задача – разложить полоски парами, т.е. найти фразеологизмы-антонимы, затем записать их в тетрадь.

3.Работа по учебнику.

Учащимся предлагается на выбор выполнить упр.2, с. 111., либо упр.4, с. 112 (упражнение повышенной сложности)

- Фразеологизмы, противоположные по значению.

Учащиеся делятся на 5 групп, выполняют задание: находят пары фразеологизмов – антонимов, записывают их парами в тетрадь. Взаимопроверка:            каждая группа по очереди озвучивает одну пару фразеологизмов – антонимов.

Один ученик читает задание к упр.2, с. 111:

-Закончи предложения фразеологизмами . Подсказкой тебе будут рисунки.

После обсуждения  учащиеся самостоятельно записывают в тетрадь 2-4 предложения. Самопроверка правописания фразеологизмов  с опорой на словарик (слайд )

Другой ученик читает задание к упр.4, с. 112, учащиеся отвечают на вопросы, самостоятельно составляют и записывают 2-4 предложения с данными фразеологизмами. Самопроверка.

Смысловой анализ информации, извлечение необходимой информации, структурирование знаний, рефлексия эффективных учебных действий.

Активное сотрудничество с партнером по учебной деятельности, контроль и коррекция своих действий и действий партнера,

Оформление диалогической речи.

.

Саморегуляция, осознание уже усвоенного и нового знания, контроль и самоконтроль, смысловое чтение как осмысление цели чтения, выбор вида чтения, аргументация выбора, поиск альтернативных способов решения проблемы.

Итог. (2 мин)

-Какую тему вы изучали на уроке?

-Все ли цели мы достигли, все ли задачи урока решены?

Учащимся предлагается выбрать и продолжить фразы, написанные на слайде презентации:

Сегодня я узнал…

Я научился…

Было интересно…

Я смог…

Я понял, что…

Теперь я могу…

У меня получилось…

-Ребята, кто сможет, используя в своей речи фразеологизмы, рассказать, как мы сегодня работали?

Ответы детей

Ответы детей

Учащиеся произносят фразы.

Вариант ответа: 

-Мы сегодня на уроке не били баклуши и не считали ворон, а работали не покладая рук, засучив рукава! И в классе не было ни одного, кто сидел бы сложа руки.

Рефлексия способов учебных действий и их соотнесение познавательным целям, контроль и оценка результатов учебной деятельности, построение логической цепи рассуждений.

Активное сотрудничество с учителем, аргументирование высказываний, оформления мысли во внешней речи.

Коррекция результатов учебной деятельности, соотнесение способа действия и его результата, саморегуляция в преодолении препятствий.

Рефлексия (2мин)

-Покажите смайлик, который соответствует вашему настроению.  Если вы старались и всё получилось- весёлый. А, если вы старались, но что-то не удалось– грустный.

Учащиеся  показывают смайлики, объясняют, что у них не получилось в случае варианта с грустным смайликом.

Рефлексия способов учебных действий и их соотнесение познавательным целям, контроль и оценка результатов учебной деятельности, построение логической цепи рассуждений.

Активное сотрудничество с учителем, аргументирование высказываний, оформления мысли во внешней речи.

Коррекция результатов учебной деятельности, соотнесение способа действия и его результата, саморегуляция в преодолении препятствий.

Домашнее задание. (1 мин)

Упр. 5, с.113; по желанию выполнить любые фразеологизмы в картинках.

Учащиеся записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Антонимы" Урок русского языка во 2 классе УМК Начальная школа XXI века

Урок получения новых знаний с мультимедийной презентацией....

Сценарий урока русского языка по теме: "Слова - антонимы" (Начальная школа XXI века)

Урок разработан в соответствии с деятельностным методом....

Урок русского языка в 1 классе (УМК «Начальная школа XXI века) Тема. Мимика и жесты – дополнительные средства общения

Цель урока: организовать деятельность учащихся по знакомству с несловесными средствами общения: мимикой и жестами; способствовать взаимопониманию и развитию культуры жестов у младших школьников.Данный...

Урок русского языка во 2 классе.УМК «Начальная школа XXI века»Тема урока. Многозначные слова.

Тип урока: усвоение новых знаний (урок – исследование) Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения...

Урок русского языка в 4 классе (УМК «Начальная школа XXI века) Тема: Связь слов в словосочетании. Согласование

Урок русского языка в 4 классе (УМК «Начальная школа XXI века) Тема: Связь слов в словосочетании. Согласование Презентация к уроку...

Конспект урока русского языка во 2 классе. УМК «Начальная школа XXI века» Тема урока: Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова.

Урок посвящён отработке навыка правописания слов с орфограммами: безударная гласная, парный согласный, непроизносимый согласный в корнях слов....