"Учимся писать слова с двумя корнями"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Рубцова Анна Михайловна

Совершенствование умений: выделять корни в словах, различать, образовывать и правильно писать сложные слова с двумя корнями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по предмету «Русский язык»

МБОУ «СОШ» с. Гурьевка 3 класс

Образовательная система «Школа 2100»

Программа Н.Ф.Виноградова «Русский язык»

Учитель: Рубцова Анна Михайловна

Тема урока «УЧИМСЯ ПИСАТЬ СЛОВА С ДВУМЯ КОРНЯМИ».

Цель: научиться писать слова с двумя корнями.

Задачи:

                  1.Предметные: 

                   - совершенствование умений: выделять корни в словах;

                  - умение различать, образовывать и правильно писать сложные слова с двумя корнями.

                 2.Метапредметные:

                 - обогащать письменную и устную речь учащихся;

                 - развитие умения аккуратно писать слова;

                 - развитие мелкой моторики рук: подготовка к письму.

             

               3. Регулятивные: 

                  - формируем умение строить свою деятельность: находить нужную информацию на стр. учебника.

                 - формируем умение оценивать выполненную работу в соответствии с поставленной задачей;

                 - формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

           

                 5. Коммуникативные:

                - формируем умения слушать и понимать учителя и товарищей.

                - совершенствуем умение правильно изъяснять свои мысли.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сейчас у нас урок русского языка.

(Дети встречают учителя стоя.)

Минутка чистописания.

Учитель раздаёт дидактический материал.

(Дети в тетрадях самостоятельно пишут элементы по дидактическому материалу.)

Словарная работа.

      Расселась барыня на грядке,

Оделась в шумные шелка.

Мы для нее готовим кадки

И крупной соли полмешка.

(Капуста)

Русская красавица

Стоит на поляне

 В зеленой кофточке,

 В белом сарафане.

(Береза)

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

(Малина)

Небольшой участок суши,

Омываемый со всех сторон водой.

(Остров)

Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

 Нужен только красный нос.

(Морковь)

                                                         

Он бывает с толокном,

С рисом, мясом и пшеном,

С вишней сладкою бывает.

В печь сперва его сажают.

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят!

По кусочку все съедят.

(Пирог)

Два коня у меня,

Два коня.

По воде они возят меня.

А вода

Тверда,

Словно каменная!

(Коньки)

Над бабушкиной избушкой

Висит хлеба краюшка,

Собаки лают-

Достать не могут.

(Месяц)

Чудо – птица, алый хвост,

Прилетела в стаю звезд.

(Ракета)

Черный Ивашка –

Деревянная рубашка,

Где носом поведет,

Там заметку кладет.

(Карандаш)

Хорошо уметь учиться.

Обещаю не лениться.

Знаю я на все ответ.

От Незнайки вам…

(Привет)

Леопард передвигается быстро,

А черепаха…

(Медленно)

Дети меняются листами и проверяют друг у друга.

Введение в тему.

- Бывают ли слова, в которых два корня? Приведите примеры.

- А как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?

Какие задачи стоят перед вами?

- Молодцы. Верно, сегодня мы с вами научимся находить и писать слова с двумя корнями.

- бывают: самолёт, пылесос, водолаз, водопад и др.

- слова с двумя корнями. 

- Находить слова с двумя корнями.

- Правильно писать сложные слова.

Работа по теме.

1) Выполнение упражнения № 1.

- С какого упражнения правильнее начать. Прочитайте задание. Давайте наметим, что будем делать.

               а) записываем слово

              б) выделяем корни

              в) подчеркиваем букву между корнями

- Давайте по цепочке будем находить и писать нужное слово у доски. Начинаем с первой колонки.

- Что вы делали?

- Какие буквы вы подчеркнули?

- Как называется буква, которая соединяет корни?

Физминутка.

2) Выполнение упражнения № 2.(работа в парах)

- Какое еще упражнение поможет нам в выполнении первой задачи?

- Прочитайте задание? Как вы будете выполнять?

- Какие слова выписали?

  1. Введение правила.

- У нас  на доске выписаны слова с двумя корнями.

- Попробуйте сформулировать правило написания соединительных гласных.

- Как это можно на схеме показать?

3) Выполнение упражнения № 3.

- Какое упражнение поможет потренироваться в написании сложных слов?

- Прочитайте задание. Что нужно сделать?

- Пишем самостоятельно.

- Какие слова получились?

- Что учились делать?

- Какие буквы пишутся в сложных словах?

 

- Посмотрите на стр. 101 в учебнике есть интересные факты из истории. Прочитайте.

- Итак, что же вы нового узнали?

Самостоятельная работа.

- Какую букву надо вставить?

      пеш…ход                пут…шествие

      птиц…лов               язык…вед

      пар…воз                 снег…кат

      овощ…чистка        корабл…строитель

(пароход, самолет, лесоруб, мышеловка, пылесос, водолаз, землетрясение)

- Писали слова с двумя корнями.

- Подчёркивали гласные между корнями.

- соединительная гласная (если дети не говорят, учитель выводит их на определение).

- упражнение №2

- нужно найти и выписать слова с двумя корнями. 

- мухомор, носорог.

(если детям сложно, то учитель делает подсказки).

- Если корень первого слова заканчивается на твёрдый согласный, то пишется буква О. Если корень первого слова заканчивается на мягкий согласный, то пишется буква Е.

- Твёрдый согл. --- О

   Мягкий согл.   --- Е

- третье упражнение.

- нужно составить сложные слова и правильно написать их. Выделить либо соединительную гласную О, либо соединительную гласную Е. 

- снегопад, водопад, ледокол, домохозяйка, мышеловка, мясорубка, самолет, самосвал.

- учились писать сложные слова.

В сложные словах пишутся либо соединительная гласная О, либо – Е.

(кто-то один читает)

- слово благодарить тоже состоит из двух слов, в этом слове два корня. Оно означает «дарить благо, добро».

(дети самостоятельно пишут в тетрадях).

Подведение итогов.

- Над какой темой работали?

- Какие задачи стояли перед вами?

- Кому было интересно?

-Какие буквы надо писать в сложных словах?

- Какое правило мы вывели с вами? Когда пишется соединительная гласная О, а когда – Е?

- Слова с двумя корнями.

- Находить слова с двумя корнями.

- Правильно писать сложные слова.

- В сложных словах пишутся соединительные гласные О,Е.

- Если корень первого слова заканчивается на твёрдый согласный, то пишется буква О. Если корень первого слова заканчивается на мягкий согласный, то пишется буква Е.

Рефлексия.

- А теперь поднимите зелёные карточки те ребята, кому всё было понятно и в течении урока не допускал ошибок, жёлтые – если в течении урока были ошибки, но было всё понятно, красные – если на уроке вообще ничего не понятно было.

Домашнее задание.

- Домашнее задание упр.4-5, стр.101-102.

- Спасибо за работу, урок окончен.

(дети поднимают карточки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Учимся писать слова с двумя корнями"

Данная презентация используется на уроках русского языка в 3 классе "Начальная школа 21 века"...

Урок русского языка в 3 классе. «Сложные слова. Учимся писать слова с двумя корнями»

Конспект урока русского языка с использованием универсальных учебных действий...

Урок русского языка "Учимся писать слова с двумя корнями" 3 класс

Урок разработан по учебнику С.В.Иванова по программе "Начальная школа 21 века"...

Урок русского языка "Учимся писать слова с двумя корнями" 3 класс

Технологическая карта сценария урока разработана на основе учебника С.В.Иванова по программе "Начальная школа 21 века"...

Урок по теме "Учимся писать слова с двумя корнями"

Формировать умения и навыки учащихся в образовании и    написании сложных слов....

Интерактивный тест по русскому языку "Учимся писать слова с двумя корнями"

Данный тест предназначен для проверки знаний по теме: "Учимся писать слова с двумя корнями"...