Урок по теме "Учимся писать слова с двумя корнями"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Манина Татьяна Алексеевна

Формировать умения и навыки учащихся в образовании и    написании сложных слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yrok_rus.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

                                                             Манина Т. А. учитель начальных классов

                                                              МАОУ «СОШ №16» Губкина Белгородской области

Русский язык, 3 класс

 Тема: «Учимся писать слова с двумя корнями. Насекомые».

       Цель: 1) формировать умения и навыки учащихся в образовании и    написании сложных слов;

                  2) развивать умение составлять предложения на заданную тему;

                  3) прививать интерес к окружающему миру, бережное отношение к маленьким обитателем нашей планеты – насекомым.

      Оборудование: таблицы – схемы, карточки, перфокарты, иллюстрации, Т.А.Шорыгина «Насекомые. Какие они?»

                                  Ход урока.

I. Организационный  момент.

«Дунул лёгкий ветерок,

В классе форточку открыл.

На мгновенье, на часок

Залетел к нам мотылёк.

Он заданья нам принёс:

Схемы, карточки, рисунки,

Чтоб ребята не скучали,

Много нового узнали».

- К какому царству относится мотылёк?      (насекомые)

II. Чистописание. Первое задание: научиться писать красиво и правильно буквы и слова.

- В слове насекомые найдите букву, которая обозначена согласным непарным звонким звуком. (Дети находят две буквы: «эн», «эм»)

  • Какие непарные звонкие звуки вы знаете? ( [н] , [м] , [р] , [л] , [й])
  • Чем звук [й] отличается от других непарных звонких согласных звуков?

2)письмо букв н м с росчерком

3) письмо  слова: насекомые

 4) транскрипция слова : [н а с и к о м ы j э ])

 5)лексическое значение слова: «Называются они так потому, что у многих из них, словно глубокими насечками, тело разделено на несколько частей. Насекомые – древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты».

III. Введение в тему. Словарная работа с использованием загадок. 

  • Каких насекомых вы знаете?
  • Отгадайте загадку и дайте характеристику каждому насекомому. Для этого нужно составить  сложное слово из предложенных словосочетаний.

А) «Он работник настоящий,

Очень, очень работящий,

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом».           Муравей - любит труд

работящий, трудолюбивый

трудолюбивый муравей

Б) «Она ярка, красива,

Изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок».         Бабочка – пёстрые крылья

пёстрокрылая, прелестная

пёстрокрылая бабочка

В) «У неё четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела,

И большие, большие глаза.

Называют её…»                                Стрекоза – большие глаза

стремительная, большеглазая

большеглазая стрекоза

Г) «Очень маленький на вид,

Надоедливо звенит,

Прилетает вновь и вновь,

Чтобы выпить нашу кровь».             Комар- жадность к крови

кровожадный, надоедливый

кровожадный комар

Д) «Днём он дремлет в уголке,

В щёлочке, на потолке.

Ночью шарит он по мискам,

Из которых ела киска».                    Таракан – рыжие усы

сонный, рыжеусый

рыжеусый таракан

  • Прочесть слова так, как написано (орфографическое чтение по Тоцкому).

IY. Определение темы урока.

  • Какие слова называются сложными? (повторение правила)

Y. Работа по учебнику:

С.В.Иванов, А.О.Евдокимова. Русский язык. 3 класс, - М., «Вентана-Граф» 2006, с.81, упражнение 1.

-Какое задание вы должны выполнить?

  • Кто не сможет самостоятельно выполнить эту работу? (Предлагается работа в парах).
  • Какие буквы соединяют два корня? (гласные буквы о и е)
  • Как называют такие буквы? (соединительные гласные буквы)

          YI. Физминутка.

             «Пчёлки в ульях сидят

              И в окошечки глядят,

             Порезвиться захотели

             Полетели, полетели.

             Полетали: тут и там

             И расселись по местам».

           YII. Самостоятельная работа в группах по карточкам.

             Образовать сложные слова.

Первая группа

Найти и выделить корень

Найти и выделить корень

Образовать сложное слово

любить

солнце

Имя прилагательное

жёлтое

брюхо

Имя прилагательное

Вторая группа:

Найти и выделить корень

Найти и выделить корень

Образовать сложное слово

сто

лет

Имя прилагательное

лёгкие

крылья

Имя прилагательное

Третья группа:

Найти и выделить корень

Найти и выделить корень

Образовать сложное слово

мелко

вода

Имя существительное

длинные

ноги

Имя прилагательное

вода

мерить

Имя существительное

вода

любить

Имя существительное

Четвёртая группа:

Найти и выделить корень

Найти и выделить корень

Образовать сложное слово

много

число

Имя прилагательное

разный

образ

Имя прилагательное

                                                               

                                     

                                                                          

  YIII. Творческая работа.

Объяснение задания: каждой группе нужно составить по иллюстрациям предложения с использованием сложных слов.

Самостоятельная работа. ( Приложение 1:  рисунок 1, рисунок 2)

          Защита проекта

Группа первая: Мы получили две иллюстрации:”Подсолнечник” и “Шмель”.  

           К своему предложению мы задали такие вопросы:

      - Какой подсолнечник?      (солнцелюбивый)

       - Какой шмель?                (желтобрюхий)

       -Что делает шмель?

      У нас получилось такое предложение:

     Над солнцелюбивым подсолнечником гудит желтобрюхий шмель.

      Группа вторая: Мы получили задание составить предложение, в котором будут употребляться сложные слова, по иллюстрациям “Дуб” и “Мотылёк”.

(  Приложение 2: рисунок 3, рисунок 4)

Мы рассуждали таким образом:                                                      

Как называют такой дуб?       (столетний)

  • Какой мотылёк?                 (легкокрылый)
  • Что делает мотылёк?

У нас получилось предложение:

      В тени столетнего дуба порхает легкокрылый мотылёк..

      Группа третья. На нашей иллюстрации изображён водоём и  нашей группе было дано четыре сложных слова.

( Приложение 3:  рисунок 5)

Мы решили поставить такие вопросы:

              - Как называется водоём, в котором мелкое дно?    (мелководье)

               - Как называют жучков, которые любят воду?        (водолюб)

              - Как называют жучков, которые скользят по воде, они как бы меряют водоём?     (водомерка)

  • Какие ноги у этих жучков?

По мелководью скользят длинноногие водомерка и водолюб.

Группа четвертая. Нам было дано задание: ответить на вопрос, используя сложные слова.

  • Какой мир насекомых?

У нас получилось такое предложение:

Мир насекомых многочисленный и разнообразный.

IX.  Итог.

  • Многочисленный и разнообразный не только мир насекомых, но и мир сложных слов.

X. Домашнее задание: упражнение 3 (с.81-82) по учебнику Иванова.

XI. Рефлексия.

- Создадим для мотылька цветочный луг. (Дети выражают своё отношение к уроку: прикрепляют цветы различных оттенков).

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе. «Сложные слова. Учимся писать слова с двумя корнями»

Конспект урока русского языка с использованием универсальных учебных действий...

Урок русского языка "Учимся писать слова с двумя корнями" 3 класс

Урок разработан по учебнику С.В.Иванова по программе "Начальная школа 21 века"...

Урок русского языка "Учимся писать слова с двумя корнями" 3 класс

Технологическая карта сценария урока разработана на основе учебника С.В.Иванова по программе "Начальная школа 21 века"...

Конспект урока по русскому языку "Учимся писать слова с двумя корнями"

Данный материал содержит конспект урока по русскому языку "Учимся писать слова с двумя корнями"...

Урок русского языка по программе «Начальная школа ХХI век». 3 класс. Тема: «Учимся писать слова с двумя корнями».

Урок русского языка по теме: "Учимся писать слова с двумя корнями" (Сложные слова). Программа "Начальная школа 21 века".На уроке использовалась здоровьесберегающая технология; фрон...

Конспект урока Русского языка на тему: "Учимся писать слова с двумя корнями."

Конспект урока на тему "Учимся писать слова с двумя корнями"...

Конспект урока русского языка по теме "Учимся писать слова с двумя корнями"

Материал подойдет к любому УМК русского языка, при изучение темы, как научить обучающихся писать сложные слова....