Конспект урока русского языка по теме "Учимся писать слова с двумя корнями"
план-конспект урока по русскому языку

Митяева Светлана Павловна

Материал подойдет к любому УМК русского языка, при изучение темы, как научить обучающихся писать сложные слова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа  № 598

с углубленным изучением математики, химии и биологии Приморского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка урока русского языка

по теме «Учимся писать слова с двумя корнями».

3 класс (УМК «Школа XXIвека»)

Митяева Светлана Павловна, учитель начальных классов

Контактная информация  

телефон 8(911)0813606

e-mail mityaesveta50@yandex.ru

Цель: создать условия для формирования умений  грамотно писать и употреблять в речи сложные слова.

Обучающие задачи (формирование предметных умений): 

- знание о признаках сложного слова;
- умение применять знания в жизненных ситуациях;
- умение находить сложные слова и записывать их правильно;

-умение анализировать, сравнивать, делать выводы;

- развитие внимания, мышления, орфографической зоркости учащихся;

- обогащение письменной и устной речи учащихся.

Развивающие задачи (формирование метапредметных УУД):

регулятивные универсальные учебные действия: ставить цель учебной деятельности, проводить самопроверку и самооценку учебной деятельности;

познавательные универсальные учебные действия: самостоятельно выбирать, какая информация нужна для решения учебной задачи; уметь перерабатывать информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

коммуникативные универсальные учебные действия: слушать собеседника и вести диалог; работать в команде.

Воспитательные задачи (формирование личностных УУД):

- желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся,

- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная, групповая.

По организации учебной деятельности: урок с элементами исследования.

Используемые на уроке приемы, методы и технологии: приемы личностно-ориентированного и деятельностного подхода, развивающий диалог, самостоятельный поиск, технологии продуктивного чтения и проблемного вопроса, игровые технологии, создание проблемной ситуации.

Межпредметные связи: окружающий мир, чтение

Материально – техническое и дидактическое оснащение: учебник «Русский язык 3  класс» С.В. Иванов, мультимедийный проектор, презентация, этимологический словарь, раздаточный материал для обучающихся.

Технологическая карта урока (описание основных этапов урока)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы и методы диагностики

Формирование УУД

Методическое оснащение урока

  1. Организационный момент (1 мин.)

Цель: создание благоприятного психологического настроя, необходимого для эффективной работы на уроке.

Учитель приветствует детей, проверяет готовность к уроку и обращает внимание на наличие необходимых материалов на столах для дальнейшей работы.

Дети занимают место для работы, внимательно изучают учебное пространство, согласно рекомендациям учителя.

Самоконтроль, наблюдения учителя

Регулятивные УУД

Выявление готовности к уроку.

Личностные УУД

Проявление эмоционального настроя на урок.

Раздаточный материал.

Презентация.

  1. Актуализация знаний и фиксирование затруднения (3 мин.)

Цель: создание эмоционального настроя, необходимого для плодотворной творческой работы на уроке

мотивирование на определение темы, цели урока

1. Учитель мотивирует учащихся к открытию новых знаний.

-Сегодня у нас необычный урок. Нас ждет интересное путешествие в мир русского языка.

-Посмотрите на картинки. Предположите, кем мы можем быть на уроке?

-Мы будем следопытами.

-Вы знаете, кто это такие? Что означает слово следопыт?

( след+ пытать?)

(пытливый ум – означает любознательный,  жаждующий узнать)

- Следопыт – это человек жаждующий узнать что-то посредством оставивших следов.

-Следопыты всегда в конце своей работы пишут исследовательский  труд.

И у нас с  вами тоже будет исследовательский труд. Там мы будем оставлять свои следы: если все понятно – ставите плюс, где след, если что-то неясно, то под лупой.

В течение урока будете сами оценивать свою работу.

2. – Сейчас мы будем сидеть с вами в засаде. Как вы уже знаете, каждое слово в русском языке имеет свой след. Найдём его, чтобы дальше мы могли двигаться.

-Возьмите 1 листок. Работать будете в парах.

-Какие действия вы должны выполнить при выполнении заданий?

 

- Сверьтесь с доской. Всё ли так вы сделали?

-Почему у вас по-другому?

- Оцените свою работу.

- В научном труде это первое строка «След слов»

Учитель создает учебную  ситуацию и подводит детей к определению цели урока.

- Каких нам знаний не хватило, чтобы понять в какой столбик определить слово?  

- Т е перед вами возникла проблема. Как можно решить эту задачу?

-Что необычного в этом слове?

-Как называются такие слова?

- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

Дети слушают вопрос и отвечают.

Рассуждают, что означает это слово.

Внимательно слушают учителя, высказывают свои предположения.

Ученики пытаются сделать вывод.

Ученики берут карточку № 1.

Отвечают на вопрос:

- внимательно прочитать задание;

- выполнить его;

- еще раз проверить, что все задания выполнены.

Ученики отвечают:

- не надо было выписывать слово подснежник тк в задании не было «следа» этого слова;

- слово путешествие не подходит ни под одну схему.

Ученики оценивают себя

Ученики предполагают, формулируют тему урока.

Записывают тему урока в тетрадь.

Записывают слова в тетрадь следопыт, путешествие. 

-Выделяют корень.

Наблюдение, самоконтроль

Осмысление информации,

Работа в паре.

Личностные УУД

Осмысление полученной информации.

Коммуникативные УУД

Умение слушать своих товарищей.

Соотнесение известного и неизвестного.

Регулятивные УУД

Умение формулировать тему и цель урока, планировать деятельность

 на уроке

1 слайд

Приём антиципации

2 слайд

3 слайд

   

5 слайд

6 слайд

III. Построение проекта выхода из затруднения. ( 12 мин.)

Цель: знакомство с новыми правилом.

1. Учитель еще раз повторяет тему урока.

- Итак, дорогие следопыты, начинаем работу по теме.

Но прежде составим алгоритм исследования

Я его составила, но он почему-то перепутался.

«План наблюдения».

  1. Формулирую вывод.
  2. Провожу наблюдение и фиксирую результаты.
  3. Определяю объект наблюдения. Ставлю цель.

-Что является объектом нашего наблюдения? (сложные слова)

-Почему мы такие слова называем сложными? Давайте сейчас в этом убедимся.

2.- А дальше нам надо выследить сложные слова.

Учитель направляет детей на выполнение 2 задания «След № 2. Найди сложные слова»  в упражнении.

- Работаете в парах.

-Но вам будет дополнительное задание: списать надо только 6 сложных слов.

Учитель показывает на доске, какие именно «правильные» слова  надо было списать.

- От каких слов они образовались?

Учитель обращает внимание на то, что все ли задания были выполнены.

- Оцените свое выполненное задание.

3.-Следующее исследование, следующий поиск следа.  Как образуются сложные слова мы уточнили.  А какая возникает орфограмма при написании этих слов?

Наблюдение над словами упражнения (подсказка: обратить внимание на какой согласный  заканчивается первый корень. Охарактеризовать по твердости-мягкости).

-Давайте сделаем вывод (О пишется после твёрдого согласного, Е после мягкого согласного).

- Есть даже стихотворение на эту тему

Этих гласных только две:
Буква О и буква Е.
Коли твёрд согласный звук,
Буква О подходит тут.
Если мягок этот звук,
Букву Е пишите тут

Ученики формулируют тему урока.

Ученики восстанавливают порядок работы.

Ученики окрывают учебник на стр 100 упр 1. Внимательно читают задание. Определяют цель работы.

Ученики записывают 6 сложных слов.

Ученики уточняют от каких 2 слов образовались слова.

Ученики уточняют, что нужно было еще подчеркнуть гласную между корнями.

Ученики оценивают себя.

Ученики выдвигают свои гипотезы. Задумываются, почему пишется буква  О, а почему буква Е.

Ученики отвечают, следят за выступлением одноклассников,

Ученики делают вывод с помощью учителя.

Осмысление информации

Парная работа.

Наблюдение.

Парная работа.

Наблюдение, умение анализировать делать выводы.

Наблюдение, умение анализировать делать выводы.

Познавательные УУД

Развитие и углубление потребностей и мотивов в учебно-познавательной деятельности. Осознание и произвольное построение высказываний в устной форме.

Коммуникативные УУД

Умения участвовать в коллективном обсуждении. Формирование умения осуществлять сотрудничество.

Познавательные УУД Обсуждение, анализ, обобщение.

Регулятивные УУД

Ставить цель, выполнять задание согласно плану.

7 слайд

Составление плана

8 слайд

9  слайд

10 слайд

11 слайд

IV. Физминутка  (1 мин.)

Цель: смена деятельности, обеспечение эмоциональной разгрузки учащихся.              12 слайд

Учитель включает видеоролик – упражнение для глаз.

V.Групповая работа ( 10 мин.)

Цель: формирование умения составлять текст, используя подобранный материал.

1.Учитель организует работу в группе.  «След № 3. Орфограмма»

-Каждой группе предлагаются три вида карточек.

-Карточка с зеленым цветом – это простое задание.

- Карточка с желтым цветом – это задание с затруднением.

-Красная – со сложным заданием.

 

Учитель озвучивает каждое задание.

При необходимости учитель оказывает индивидуальную помощь.

2.Учитель организует выступление детей, задает уточняющие вопросы, ведет диалог, позволяющий проанализировать, осмыслить, увидеть полученный результат.  

3.Учитель просит оценить свою работу, оставить «след» в исследовательском   труде.

Работа по группам. Каждая группа выбирает то задание, которое их заинтересовало.

В процессе выполнения учащиеся внимательно читают задания. Выполняют его в тетради.

 Ученики объясняют, почему они написали ту или иную букву. Доказывают свое решение.

Ученики каждой группы зачитывают свой текст, следят за выступлением одноклассников.

Оценивают работу в группах.

Самостоятельная работа в парах.

Познавательные УУД Обсуждение, анализ, обобщение.

Регулятивные УУД

Умения продумывать и выполнять практические задания.

Коммуникативные УУД

Формирование критического мышления, умения осуществлять сотрудничество.

 

 

13  слайд-

18 слайд

VI.Рефлексивно-оценочная деятельность ( 2мин.)

Цель: формирование умений обобщать знания, осуществлять самооценку собственной учебной деятельности.

1.Учитель организует итог урока, позволяющий ученикам осмыслить выполнение целей и задач, которые перед ними ставили в начале урока, предлагает  записать свои выводы в кластер, подводит учащихся к рефлексивно-оценочной деятельности. 

- Давайте наш с вами наш вывод передадим следующим 3 –м классам.

2.Учитель оценивает деятельность детей, а самым активным выставляет отметки. Благодарит учащихся за работу.

Учащиеся заполняют кластер.

Работают в группах.

Учащиеся запечатывают в конверт одну памятку-кластер.

Учащиеся оценивают свою работу в «Исследовательском труде».

Дети подводят итог урока, рассказывают, что было интересного на уроке, что понравилось, что вызвало затруднения, подводят итог своей деятельности, делают выводы о проделанной работе.

Ученики слушают учителя, выражают благодарность учителю за совместную работу.

Самоконтроль,  самооценка. Контроль учителя.

Личностные УУД

осознание значимости отобранного материала

Коммуникативные УУД

Осмысление выполнения целей и задач урока, полученных результатов.

Формирование эстетического сознания, эмоциональных чувств.

Приём

« Кластер»

19-20  слайд

21  слайд

VII.Комментарии домашнего задания (1мин.)

Цель: обеспечение понимания учащимися цели и содержания домашнего задания.

Учитель предлагает домашнее задание:

 ( задание по выбору).

1.Выполнить упражнение в учебнике на стр 103 упр 2

-Ну а кто хочет продолжить исследование, продолжить работу следопыта,  то предлагаю такое задание:

2.Найти,вспомнить и записать слова 3-мя,4-мя, а может быть и 5-ю корнями.

Ученики записывают домашнее задание в дневники, возникшие вопросы уточняют у учителя.

Самоконтроль

Личностные УУД

Умение концентрировать внимание на поставленную задачу.

Формирование своего отношения к учебной задаче и осознание значимости ее

Регулятивные  УУД

Волевая саморегуляция.

Познавательные УУД Самостоятельное решение проблем творческого характера.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3 класс «Проверка слов с двумя безударными гласными в корне»

Данный материал (урок и презентация) можно использовать в 3 классе по УМК "Школа России"....

Конспект урока русского языка 3 класс "Правописание безударных гласных в корне слова"

Представляю вашему вниманию конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Правописание безударных глассных в корне слове". УМК "Школа России"...

Конспект урока русского языка по теме: "Правописание безударных гласных в корне слова"

Данный урок - урок русскгого языка во 2 классе, система развивающего обучения Л.В. Занкова. При проведении урока была использована авторская мультимедийная презентация с триггерами....

Конспект урока русского языка + презентация "Правописание родственных слов с непроизносимой согласной в корне слова" (УМК "ПНШ", 2 класс)

Цели деятельности учителя:формирование представлений о понятиях «настоящий звук» и «нулевой звук»; о закономерностях чередования согласного звука с нулевым в корнях слов при пр...