Конспект урока русского языка по теме: "Правописание безударных гласных в корне слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Данный урок - урок русскгого языка во 2 классе, система развивающего обучения Л.В. Занкова. При проведении урока была использована авторская мультимедийная презентация с триггерами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Савинова Светлана Владимировна

МОУ лицей № 2 Краснооктябрьского  района

учитель  начальных классов, к.п.н.

предмет: русский язык

класс: 2

Тема: Правописание безударных гласных в корне слова.

Базовый учебник: Н.В. Нечаева «Русский язык. 2 класс»  (система общего развития личности ребёнка академика Л.В. Занкова)

Цель:  Формирование умения правильно писать безударные гласные (проверяемые  и непроверяемые) в корне слова.

Составление алгоритма выбора буквы безударного гласного в корне.

Планируемые результаты образования:

Предметные: обучающиеся знают, как  подобрать проверочное слово к слову с безударным гласным в корне, словарные слова, алгоритм выбора буквы безударного гласного в корне, умеют  отличать словарное слово от слова с безударной проверяемой гласной в корне, применять алгоритм выбора буквы на практике, правильно подбирать проверочные слова.

Метапредметные:

Регулятивные:  под руководством учителя определяют цель и учебную задачу урока, формулируют тему урока, осуществляют контроль собственной деятельности и деятельности партнёров, при необходимости вносят корректировки, осознают, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, способны к саморегуляции.

Познавательные: применяют полученные ранее знания в новой, неизвестной ситуации, анализирую, сравнивают, устанавливают причинно-следственные связи, логически рассуждают,  делают выводы, создают алгоритм выбора буквы безударного гласного в корне.

Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнёра, правильно выражать свои мысли в речи,  умеют работать в группах, готовы вести диалог, совместно искать решения, приходить к общему мнению, не создавая при этом конфликтных ситуаций, оказывать поддержку друг  другу.

Личностные УУД:  проявляют интерес к выполняемой деятельности, осознают важность полученных знаний, у обучающихся формируется мотивация учебной деятельности, развивается самостоятельность, личная ответственность, навыки сотрудничества, мышление.

Методы работы:  частично-поисковый, практический

Формы работы: групповая, фронтальная

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска (либо экран)

Организационная структура  (сценарий) урока

с методическими комментариями  поэтапного применения  презентации

I. Организационный момент

Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

Посмотри скорей, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке:

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

II.  Подготовка  восприятия  обучающихся

- Ребята, сегодня  к нам в гости пришла одна буква.

- А вот какая,    вы узнаете, отгадав загадку:

 Палочка и палочка,

 Между ними – галочка.

 И понятно сразу всем -

 Получилась буква М.

-  Вспомним, как пишется буква  М заглавная  и буква м строчная, а помогут нам в этом волшебные буквы.

- Внимание на экран

Показ строчной буквы 1 раз.  СЛАЙД 2

- Приготовили ручки.

Прописали в воздухе 2 раза.

Прописываем в тетради

Показ  заглавной  буквы 1 раз.  СЛАЙД 3

Прописали в воздухе 2 раза.

Прописываем в тетради.

Комментарий: слайды 2 - 3 помогают детям вспомнить написание ранее  изученных букв. Эти слайды «живые». Следуя за  « волшебной » ручкой второклассники вспоминают, как правильно пишутся буквы м строчная и М заглавная, что способствует совершенствованию навыка каллиграфического письма, а также  служит логической ступенью к следующему этапу урока.

- А теперь нам предстоит прописать слова с буквой м  (написанные  слова сначала закрыты на доске).

Но…

учитель открывает доску.

Высказывания детей

- Да, вы видите, что  в словах пропали буквы.

- Какую же букву надо написать в каждом из них.

Дети по очереди называют слово и пропущенную букву в нём.  

Учитель предлагает проверить правильность написания, опираясь на слайд. СЛАЙД  4

(  каждый ученик, который выходит к доске проверяет по одному слову + вставляются буквы в слова на доске красным мелом)

Комментарий: слайд 4  нацелен на то, чтобы помочь детям повторить написание ранее изученных словарных слов, начинающихся на букву м.

Непроверяемый гласный пропущен. И детям предстоит выбрать один из гласных: А или О. Если буква выбрана правильно, она становится в слово, если выбор ошибочен, буква «убегает».

- Запишите слова в тетради.

- Что хотите сказать о записанных словах?

- Что их все объединяет? (Что у них общего?)  Это  словарные слова

III.  Актуализация  знаний обучающихся

        Постановка    проблемы.

- Умеете ли вы разгадывать  ребусы?

- Тогда вас не затруднит  следующее задание.

 СЛАЙД 5

Разгадывание  ребусов

Дети разгадывают ребусы

Комментарий: слайд 5.   На  данном слайде « зашифрованы» словарные слова, которые ученики разгадывают. Данная работа развивает интерес к изучению словарных слов, логическое мышление, воображение.

Задания для мальчиков и девочек

Примечание: задания для мальчиков, задания для девочек – отличительная особенность  учебников по системе Л.В. Занкова.

- Девочки запишите в тетрадь все словарные слова  с безударной гласной О в корне.

Мальчики запишите все словарные  слова  с безударной гласной А в корне.

Самостоятельная работа детей

(СЛАЙД  ОТКРЫТ)

- Проверим, как вы справились с работой.

Мальчики заселят слова в свой домик,  а девочки в свой.

 (Для проверки выполненного задания к доске выходит сначала один мальчик,  а потом  одна девочка)

СЛАЙД 6

Комментарий: слайд 6. Дети группируют слова. Девочки выбирают слова с безударной гласной О в корне, мальчики с  гласной А.

Данный  слайд – это слайд, который помогает поставить проблему.

При проверке выполненной работы одно из слов - вода  «не хочет» заселяться ни в один из домиков. Почему?

Рассуждая, второклассники  приходят к выводу, что гласный в данном слове можно проверить.

Постановка    проблемы.

- Что хотите сказать?

- Кто   должен был записать слово вода?  

- Почему слово вода не хочет становиться ни в один   домик?  (Это слово не словарное)

- А раз оно не словарное, значит, гласный в корне мы можем... (проверить).

СЛАЙД 7

- Подберите проверочные слова к слову вода.

Если вы  назовёте  слова  правильно, то тучки исчезнут.

Водный, воды, подводник.

- Эти слова будут однокоренными слову вода? (Да, корень –вод-, значение связано с водой)

- Буква  О  во всех  этих словах ударная?

После того как проверили, выставляется корень с ударением. 

- Значит, в слове вода, надо писать букву?  (О)  

Комментарий: слайд 7.  Дети подбирают проверочные слова, выделяют корень, ставят ударение и таким образом доказывают, что в корне слова вода следует писать букву О.  Данная работа формирует  у обучающихся  навык подбора проверочного слова к проверяемому.  Второклассники  видят, что для того, чтобы слово являлось проверочным оно должно быть:

- родственным (однокоренным) проверяемому

- проверяемый гласный в этом слове должен стоять в сильной позиции (находиться под ударением)

- Молодцы.

Вы хорошо поработали, пришло время отдохнуть.

- Физкультминутка музыкальная, а проведёт её... новогодняя красавица… ёлочка

Физкультминутка

СЛАЙД 8

Комментарий: слайд 8 – музыкальная физкультминутка,  вслед за ёлочкой дети повторяют движения

IV. Открытие  новых знаний

- Пока отдыхали, слова придумали вам новое  задание.

- Распределите их в 2 группы, выделив общий признак.

СЛАЙД 9

- Можно работать в парах.

Самостоятельная  работа детей

Проверка

Дети читают, полученные группы

Либо  к доске выходит  1 ребёнок, он называет слова первой группы, а затем нажимает на них и слова становятся в столбик.

Аналогично  проводится работа со словами 2-го столбика  

- Почему распределили слова  именно таким образом?

Как бы назвали слова 1-й группы? (Словарные)

2-й группы?  (Слова с безударной гласной, проверяемой  ударением)

Комментарий: слайд 9. Дети читают записанные  слова, анализируют их, выделяют  общий  признак, и на основании выделенного признака распределяют слова в  группы.

После того, как слова сгруппированы, ученики  объясняют,  почему так, а не иначе они это сделали: в первой группе находятся  словарные слова. Учитель открывает на слайде название группы. А вторая группа – это слова с безударными гласными, проверяемыми ударением. Учитель открывает на слайде название группы.

Далее учитель спрашивает детей о том, могут ли они сформулировать тему урока. Дети формулируют тему и следующий слайд –

Слайд 10 – это  сформулированная тема  урока.

- Мы с вами выполнили много работы, может быть уже кто-то может сформулировать тему урока?

(Правописание безударных  гласных  в корне слова)  СЛАЙД 10

- На уроке мы будем не только  учиться правильно писать слова с безударными гласными, как проверяемыми, так и непроверяемыми, но попробуем самостоятельно  составить алгоритм (последовательность действий)  выбора буквы безударного гласного в корне.

- Готовы к  такой работе?

- Начнём с составления алгоритма.

СЛАЙД 11.

 Комментарий: слайд 11. Данный слайд особенно важен на уроке, так как с опорой  на него школьники  составляют АЛГОРИТМ написания безударного гласного в корне, выполняя это пошагово. Каждый пройденный « шаг » открывается.  На первый вопрос:  « Может ли буква безударного гласного быть под ударением в других формах слова, в родственных словах?»  дети могут ответить как « да», так и «нет».  В зависимости  от их ответа открывается поэтапно либо левая, либо правая сторона слайда.

После того как работа с одной частью слайда закончена, ведётся работа с оставшейся частью слайда.

- Ответим на вопрос: « Может ли буква безударного гласного быть под ударением в других формах слова, в родственных словах?»

Далее работа идёт  в зависимости от ответов детей:

Если да, то, что делаю? 

 Пишу такую же гласную, как в проверочном слове. 

Например:

Если нет, то… 

это слово словарное,

 значит, вспоминаю его и пишу.

- Молодцы. Вы самостоятельно составили алгоритм, которым будете пользоваться при выборе буквы безударного  гласного в корне и правильного написания корней с безударными гласными.

- А теперь пришло время сделать гимнастику для глаз. И поможет нам в этом мальчик Миша.

Гимнастика  для глаз

СЛАЙД 12

Комментарий:  дети выполняют гимнастику для глаз вместе с мальчиком Мишей.  

V. Первичное  закрепление знаний.

Групповая работа.

- Следующую работу  вы будете выполнять в группах.

- Посмотрим, какую же работу предстоит выполнить группам.

СЛАЙД 13

Комментарий: слайд 13. Дети читают задания и группой выбирают то, которое хотят выполнить.

- Подумайте, какое из заданий вы бы хотели выполнить.

- Представителей групп прошу подойти, получить задания.

Работа в группах.

Комментарий: слайды 14 – 19 – это задания для групп.

С помощью данных слайдов дети проверяют, правильно ли  они выполнили задание, или допустили ошибку. Данные слайды с гиперссылкой. Поэтому начать проверку можно с любой группы.

После поведения итогов  урока (рефлексии), учитель открывает заключительный слайд,  на котором  написано: «Молодцы!»

СЛАЙД 14

  I  группа.   Сундучок  загадок

1. Отгадайте загадки

Обгонять друг друга рады,

Только ты смотри, не падай,

Хорошо, когда легки

Быстроходные  ....

С  вьюгой, холодом пришла,

А  зовут   её  ....

                         зима

Год   кончает, зиму   начинает. ...

                                                декабрь

Загадка эта нелегка:

Пишусь всегда через два к:

И мяч, и шайбу клюшкой  бей,

А называюсь  я ...

                                            хоккей

С  неба  падают   зимою

И кружатся  над   землёю

Лёгкие  пушинки,

Белые  ....

                                    снежинки

Какой это мастер на окна нанёс

И листья, и  травы, и  заросли роз? ....

                                                          мороз

2.Запишите  отгадки.  

3. Словарные  слова  подчеркните

4.Со словами-отгадками  составьте  2-3 предложения

СЛАЙД 15

II  группа    Четвёртый  лишний

1.В каждой группе найдите  лишнее слово. Объясните свой  выбор.

Декабрь, январь, февраль, март.

Капуста, огурец, помидор, морковь.

Снежинка, мороз, зима, каток.

2. Из слов любой группы  составьте небольшой  рассказ.

СЛАЙД 16

III  группа.  Фразеологический зоопарк.

1.Закончите фразеологические обороты.

Труслив  как  …  заяц

Неуклюж как…   медведь

Хитёр как …       лиса

Упрям  как…       осёл

Болтлив как …     сорока

Задирист  как…   петух

2.Составьте  предложения  со вставленными словами, используя их в прямом смысле.

СЛАЙД 17

IV  группа.  Помоги Незнайке.

1.Найдите  ошибки.

2.Исправьте их.

   Наступила   зема.  Землю  укрыл   снижок.      Мароз сковал     реку.

 Рибятишки   катаются   на  каньках,  санках.  

   Весело  земой!

3. К слову с проверяемой  безударной гласной  пишите проверочное.

Если слово словарное, подчеркните  орфограмму.

СЛАЙД 18

V  группа.  Словесные  следопыты.

1.Рассмотрите  картинку.

2.Найдите   на  ней  словарные слова.

3.Запишите их в первый столбик.

4.Найдите на картинке слова с безударными гласными, проверяемыми ударением, и запишите их во второй столбик.

Устно подберите  проверочные слова.

СЛАЙД 19

VI  группа. Пословица недаром молвится.

1.О какой птице говорится в каждой  пословице?

... ................          баснями   не кормят.

Слово  не …..............,       вылетит  -  не поймаешь.

На чужой  сторонушке   рад  своей  ..........................  .

2.Объясните  смысл пословиц.

3.Вспомните  другие пословицы с названиями птиц. Запишите их.

Проверка

Приглашаются  по одному (два)  из представителей  групп.  

Работают со слайдами.

Называют ответ, осуществляя проверку посредством информации, содержащейся на слайде.

VI. Домашнее  задание

-  Ребята, по одной из пословиц  составьте дома небольшой   рассказ.

VII. Итог урока. Рефлексия

- Чему научил вас урок?

- Какие открытия  сделали?

- Довольны ли вы своей  работой?

- Где могут пригодиться знания, полученные сегодня на уроке.

- Вы сегодня хорошо работали, многое узнали, работали дружно, помогали друг другу и вы, действительно, Молодцы!

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ   СЛАЙД (20)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Проверка безударной гласной в корне слова".

Способствовать закреплению знаний учащихся о правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне.Содействовать развитию речи, мышления, внимания, памяти учащихся.Воспитывать интерес к ...

Конспект урока по русскому языку, 2класс, на тему : "Безударные гласные в корне слова".

Конспект урока по русскому языку по программе "Школа России" 2 класс.Цель урока: закрепление знаниц и умений способов проверки безударных гласных в корне слова; работа над развитием речи; отработка по...

Урок по русскому языку по теме "Правописание двух безударных гласных в корне слова" 3 класс

Урок - исследование предназначен для учеников 3 класса, обущающихся по программе "Школа 2100". Материал урока сформирует у детей  умение писать слова с двумя безударными гласными в корне слова, н...

План- конспект по русскому языку во 2 классе "Безударные гласные в корне слова"

Конспект к уроку по русскому языку во втором классе....

Конспект урока русского языка 3 класс "Правописание безударных гласных в корне слова"

Представляю вашему вниманию конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Правописание безударных глассных в корне слове". УМК "Школа России"...

Конспект урока по русскому языку "Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова» 2 класс "Начальная школа 21 века"

Цели и задачи:Формировать умение видеть орфограмму в корне слова;Уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки;Развивать орфографическую зоркостьРазвивать внимание, мыш...