Урок русского языка 3 класс «Проверка слов с двумя безударными гласными в корне»
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Данный материал (урок и презентация) можно использовать в 3 классе по УМК "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_3_klass.docx41.61 КБ
Файл russkiy_yazyk_3_klass.pptx1.07 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

Тема урока: «Проверка слов с двумя безударными гласными в корне»

Цель урока: Развитие орфографического умения написания слов с двумя безударными гласными в корне.

Задачи урока:

- сформировать способность к написанию проверяемых безударных гласных в корнях слов;

- актуализировать способность учащихся к выработке способа проверки двух безударных гласных в корнях слов;

- развивать самостоятельность мышления, внимания, орфографическую зоркость, речь.

Оборудование:

У учащихся: учебник, тетрадь, карточки с алгоритмом, шкала самооценки.

У учителя:  электронная презентация

Ход урока

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Орг. момент

- Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

- Вы пришли сегодня в класс,

И я рада видеть вас.

Будем вместе мы учиться,

Нам ученье пригодится.

- Ребята, сегодня наш урок будет необычным. К нам пришло много гостей. Я надеюсь, что вы мне поможете, вести урок и у нас всё получится.

- Откройте тетради.

 

(Ребята хором проговаривают)

- Я тетрадочку открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

(Комментирует дежурный)

- От предыдущей работы отступаем одну строчку, записываем:

14 декабря.

Классная работа.

- Посмотрите на план нашего урока, который мы должны постараться выполнить.

План урока.

  1. Настрой на урок.
  2. Чистописание.
  3. Словарная работа.
  4. Повторение правила.
  5. Физкультминутка.
  6. Знакомство с новым правилом.
  7. Выполнение заданий учителя.
  8. Итог урока.

- Я хочу начать урок с высказываний Константина Георгиевича Паустовского:

«Языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни».

- Почему важно хорошо знать свой родной язык?

(ответы детей)

- Сегодня на уроке мы продолжим изучать особенности нашего русского языка.

- Вторым планом нашего урока является чистописание. А что будем сегодня прописывать, скоро догадаетесь.

Чистописание.

 - Назовите звуки, парные звукам [з], [з´].

- [с], [с´].

- Дайте характеристику звуку [с].

- Согласный, глухой, парный, твёрдый.

- Дайте характеристику звуку [с´].

- Согласный, глухой, парный, мягкий.

- Приведите примеры слов, где эти звуки будут:

    I ряд                     II  ряд                              III ряд

в начале               в середине                     в конце

  слова                      слова                             слова

(сок, сено)       (мост, песенка)             (лось, нос)

- Какой буквой обозначаются звуки   [с], [с´].

-Буквой «эс».

- Догадались, какую букву будем прописывать?

- Из каких элементов она состоит?

- Из полуовала.

- Какие правила мы должны соблюдать при написании буквы?

- Наклон, высоту, письмо без острых углов.

- Пропишите букву в воздухе. Обратите внимание на образец.

- Пропишем букву с элементами.

(С петелькой внизу; с петелькой вверху; с петелькой вверху, внизу; в сугробе)

Слог слияния ся с нижним соединением,

се – среднее соединение,

си – верхнее соединение)

 – Отгадайте загадки.

* Угадайте, что за птица?

Света яркого боится,

Клюв крючком, глаза пятачком,

Ушастая голова. Это……(сова)

  1. Её всегда в лесу найдёшь –

Пойдём гулять и встретим:

Стоит колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем.    (сосна)

  1. Что за дерево стоит –

Ветра нет, а лист дрожит.  (осина)

- Прочитайте слова:

- сова, сосна, осина

- Какое слово может быть лишним?

- Сова – это птица, а сосна и осина – это деревья;

Осина – это слово с непроверяемым безударным гласным, а сосна и осина – с проверяемым безударным гласным.

- Как проверить слово сосна?

- Сосны.

- Как проверить слово сова?

- Совы.

- Прочитайте слово осина

                         - орфоэпически

                         - орфографически

                         - с закрытыми глазами

- Запишем это слово в тетрадь.

- Осина – это словарное слово, его мы должны запомнить.

Чтобы легче было запомнить, первая буква похожа на листик.

ОСИʹНА

                                                 

- Осина – пиши с буквой О,

Запомнить ведь это очень легко.

- Подберите однокоренные слова к этому слову.

- Запишем                      

Осинка, осиновый, подосиновик.

- Разберите слова по составу.

Осинка, осиновый, подосиновик.

3). - Составьте предложение со словом осина.

- Под осиной растёт гриб.

- Подчеркните в предложении главные члены.

Под осиной  гриб.

Актуализация знаний.

- Переходим к четвёртому пункту плана.

- Над какой орфограммой работали на прошлых уроках русского языка?

-Безударные гласные в корне слова.

- Уточните ещё раз, в какой части слова находится безударный гласный звук?

- В корне слова.

- Как проверить безударный гласный звук в корне слова?

- Чтобы проверить безударный гласный в корне слова, надо подобрать проверочное слово или изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным. Например: гриб – грибы, море –моряк.

(появляется схема)

 - Так сколько способов проверки вы знаете?

 - Два способа.

* изменить форму слова, например: волны – волна;

* подобрать однокоренное слово, например:

взгляд – глядит.

Физкультминутка.

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать.

Голова устала тоже,

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай голова.

Хоть зарядка коротка

Отдохнули мы слегка.

Проверка слов с двумя безударными гласными в корне (наблюдение).

- Мы дошли до шестого пункта плана.

- Посмотрите на доску.

- Прочитайте слова.

М_Л_ДОЙ  

Б_Р_ДА

П_Л_СА

- Что объединяет эти слова?

- В корне каждого слова две безударные гласные.

- Что надо сделать, чтобы правильно написать эти слова?

- Надо подобрать два проверочных слова.

- Кто догадался, о каком правиле пойдёт сегодня речь?

- О проверке слов с двумя безударными гласными.

- Давайте подберём  проверочные слова.

-  Кто испытывает затруднения, может пользоваться алгоритмом карточкой.

 

М_Л_ДОЙ        моʹлод, молоʹденький              молодоʹ'й

                                                                                          

Б_Р_ДА             боʹроды, бороʹдка                      бородаʹ

                                                                                        •  •

П_Л_СА             поʹлосы, полоʹска                        полосаʹ

                                                                                         •  •

- Как изменился алгоритм проверки безударных гласных?

- В пятом пункте подобрать не одно проверочное слово, а столько слов, сколько безударных гласных.

- Откройте учебник на странице 115.

- Прочитайте правило про себя.

- Прочитайте хором.

-Слова с двумя безударными гласными в корне проверяют двумя проверочными словами: стоʹроны, стороʹнка – сторонаʹ. Зеʹлень, зелёный – зеленеʹть. Коʹлос, колоʹсья – колосоʹк.

- Расскажите друг другу.

- Приведите свои примеры.

Выполнение заданий на закрепление изученного.

1.  Подумай              Докажи                         Напиши

г_л_ва                 гоʹловы, голоʹвка                  головаʹ

                                                                                  •  •

в_л_сок              воʹлосы, волоʹсики               волосоʹк

                                                                                  •   •

д_р_гой              доʹрог, дороʹже                     дорогоʹй

                                                                                   •   •

- Как же проверить слова с двумя безударными гласными в корне?

Физкультминутка для глаз.

2. Дифференцированная работа (по уровню сложности).

III группа.

Выборочное списывание.

Выпиши слова, подходящие к данной схеме.

Л(и,е)сной,   х(о,а)л(о,а)да,  в(е,и)с(и,е)лились,  ос(е, и)нь,   ст(о,а)р(о,а)на,   стр(а,о)на,  заз(е,и)л(е,и)нела.

II группа.

Выборочное списывание.

Из данных слов выпиши те, которые соответствуют изученному сегодня правилу.

Л-сной, х-л-да, в-с-лились, ос-нь, ст-р-на, стр-на,

заз-л-нела.

I группа.

Выборочное списывание.

Из данных предложений выпиши слова  в два столбика, опираясь на схемы.

По лесной дорожке бродит лось.

Наступили первые холода.

Белочки веселились на полянке.

Пришла дождливая осень.

На той стороне реки крутой обрыв.

Моя страна – Россия.

После долгой зимы зазеленела трава на полях.

- А теперь давайте проверим вместе со мной. Вы выполняли разную работу, но слова у всех должны быть одинаковыми.

Холодаʹ, веселиʹлись, сторонаʹ, зазеленеʹла.

   •  •           •  •                    •  •             •   •

- Устно подберём проверочные слова.

(хоʹлод, холоʹдный;

веʹсело, весёлый;

стоʹроны, стороʹнка;

зеʹлень, зелёный.)

3.  Самостоятельная работа.

Задание в тетради на печатной основе.

С. 34

Вставь буквы. Разгадай загадки. Запиши отгадки.

  1. В…сной в…с…лит, летом х…л…дит,

ос…нью п…тает, з…мой согр…вает.

                                          (дерево)

  1. Ве…ки носят, глину роют, на р…ке

пл…тину строят. У пл…тины там и тут

в круглых домиках ж…вут.

                                          (бобры)

Итог урока.

- С каким правилом познакомились на уроке?

- Как узнать, какие гласные буквы писать, если в корне слова есть два безударных гласных?

- Оцените свою работу на уроке по шкале.

                                                     

Понимание           Интерес              Активность

-Дома вы будете выполнять упражнение 273. А кто затрудняется, можете пользоваться алгоритмом.

Алгоритм.

  1. Прочитай слово.
  2. Поставь ударение.
  3. Выдели корень.
  4. Найди  безударную гласную в корне.
  5.  Подбери проверочное слово.
  6. Напиши слово.
  7. Выдели орфограмму.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка

Слайд 2

План урока : Настрой на урок. Чистописание. Словарная работа. Повторение правил. Физкультминутка. Знакомство с новым правилом. Выполнение заданий учителя. Итог урока.

Слайд 3

«Языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни» Константин Георгиевич Паустовский

Слайд 4

с с

Слайд 6

Сова Сосна Осина

Слайд 7

А О И Е Я Правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением

Слайд 8

Физкультминутка

Слайд 9

Тема урока: «Слова с двумя безударными гласными в корне»

Слайд 10

Алгоритм: Прочитай слово. Поставь ударение. Выдели корень. Найди безударную гласную в корне. Подбери проверочное слово. Напиши слово. Выдели орфограмму.

Слайд 12

холода веселились сторона зазеленела

Слайд 13

Спасибо за урок!