Конспект урока по русскому языку "Учимся писать слова с двумя корнями"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Данный материал содержит конспект урока по русскому языку "Учимся писать слова с двумя корнями"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_russkomu.docx27.32 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока

Учимся писать слова с двумя корнями

ФИО

Смолина Светлана Юрьевна

Место работы

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №17 им. В.С.Завойко» Петропавловск-Камчатского городского округа

Должность

учитель начальных классов

Предмет

русский язык

Класс

3 класс

Тема и номер урока в теме

Блок «Правописание»  

Тема раздела «Сложные слова»

Тема урока № 41 «Учимся писать слова с двумя корнями»

Базовый учебник

«Русский язык» , 3 класс, С.В.Иванов, А.О. Евдокимова, М.И.Кузнецова, Л.В.Петленко, В.Ю.Романова, в 2-х частях. Ч.1- М.: «Вентана-Граф», 2010.

  1. Цель  урока: учить составлению и записи сложных слов при помощи соединительных гласных – о, е.

Задачи: личностные: способствовать формированию интереса к урокам русского языка, готовности преодолевать школьные затруднения;

                 регулятивные: обеспечить формирование ставить цель и планировать свою деятельность, содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности; формировать  умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

                 познавательные: создать условия для развития умения анализировать, обобщать,  сравнивать, строить  логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли;

                 коммуникативные: помочь осознать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обеспечить  развитие монологической и диалогической речи.

Планируемые результаты:

личностные: интерес к изучению языка, интерес к письму, формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

метапредметные: умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; умение строить речевое высказывание в устной форме; умение взаимодействовать в группе и оказывать помощь одноклассникам;

предметные: совершенствование умений выделять корни в словах; умение различать, образовывать и правильно писать сложные слова с двумя корнями; формирование  навыка устной и письменной речи, осознание важности орфографически грамотного письма.
9. Тип урока: урок - открытие нового знания

10.Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

11.Оборудование: мультимедийный проектор, экран, толковый словарь, компьютеры для учеников, учебник русского языка, конструктор «Лего», схемы, карточки для работы в группах.

Этап

урока

Действия учителя

Действия учащихся

УУД

1.Орг.

момент

-Ребята, цветок тянется к солнцу, а человек тянется к знаниям. Он хочет узнать много нового и интересного. А вы хотите много знать?

Доска: Мир освещается солнцем, а человек знанием.

- Как вы понимаете это выражение?

-Думаю, что и на сегодняшнем уроке вы сможете приобрести новые знания, которые вам потребуются в будущем.

Хором:

-Мы урок начать готовы,

Будем думать, рассуждать

И друг другу помогать!

Приветствие гостей.

Настраиваются на работу на уроке.

-Когда человек много знает, ему легче ориентироваться в жизни.

КУУД: готовность к деятельности; слушать и вести диалог; положительная эмоциональная направленность.

2.Словар-

ная

работа

Слайд 1.

-Запишите словарные слова:

Карандаш, остров, расстояние, ежевика, народ, июль.

-Проверьте себя.

-Кто собой доволен?

-Почему?

 

Самостоятельно проверяют слова по образцу на слайде,

исправляют ошибки.

РУУД: контроль, коррекция и самооценка выполненных действий.

3.Актуали-

зация знаний.

-Возьмите из первых пяти словарных слов первую букву, а из шестого – последнюю и соберите слово.

-Какое слово получилось?

-Что такое корень слова?

-Как найти корень в словах?

Дети собирают слово и отвечают на вопросы учителя.

-Корень.

-Сначала надо определить  значение  слова.

Затем подобрать родственные слова.

Найти общую часть слова – корень.

ПУУД: построение  логической цепи рассуждения.

 ЛУУД: применять правила делового сотрудничества.

РУУД: оценивать результаты деятельности.

4.Самоопре-

деление

к деятель-

ности.

Слайд 2.

- Замените выражение одним словом.

1.Как называют того,  кто пьет много воды, буквально – хлебает воду?  
2.Как называют бездельника, который  лежит на боку?   
3.Как называют человека, который любит много читать?  
4. Кто любит употреблять много сладостей?  

- Что интересного заметили в словах?

-Почему в этих словах по два корня?

-Давайте подумаем, от каких двух слов образовались данные слова?

-Как называются слова с двумя корнями?

- Как вы думаете, как будет звучать тема сегодняшнего урока?

-Сегодня мы продолжим учиться находить, записывать и образовывать сложные слова, а так же узнаем новое о сложных словах.

- А с какой целью человек использует сложные слова?  

-водохлёб

-лежебока

-книголюб

-сладкоежка

Учащиеся отвечают на вопросы.

-Учимся писать слова с двумя корнями.

-Чтобы сократить словосочетание, высказывание.

ПУУД: характеристика объекта по одному или нескольким признакам,  анализ слова с целью выделения признаков,  сравнение, построение  логической цепи рассуждения.

РУУД: умение определять цель деятельности на уроке

5.Постанов

ка учебной

задачи

-Как соединяются два корня в сложных словах?

-Как называются такие гласные?

-Вставьте в сложные слова пропущенные соединительные гласные.

Доска:

снег…пад

земл…пашец

мыш…ловка

дом..хозяйка

земл..трясение

- Слова одинаковые, а буквы вставлены разные.

-Почему были допущены ошибки?

-Возникла проблема?

-Какая?

-Чему мы должны научиться на уроке?

-При помощи гласных.

Соединительные гласные.

Два ученика выходят к доске, вставляют пропущенные гласные.

Анализируют место ошибки, делают вывод, ставят учебную задачу на урок.

-Мы должны научиться правильно вставлять соединительные гласные в сложные слова.

КУУД: умение слушать и слышать, оформлять свои мысли в речи.

ПУУД:  умение на основе анализа объектов делать выводы.

6. Физми-

нутка

Физминутка.

-А сейчас отдохнём. Все встаём. Нашу разминку проводим так:

если я называю сложное слово – вы хлопаете,

если слово с одним корнем – вы топаете:        

Снегоход, мышеловка, парта, подводный, водопад, домик, листопад, садовник, рукомойник, морской, мореход.

ЛУУД: установка на здоровый образ жизни.

7.Построение

проекта выхода

из затруднения

Работа в группах (см.

Приложение 1)

-Напомните, какая проблема возникла у нас при написании сложных слов?

-Для выхода из проблемной ситуации, вы поработаете в группах.

Задания:

     1группа. Работа с карточкой. Прочитайте сложные слова, выделите корни,  подчеркните соединительную гласную. Сделайте вывод: в каких случаях пишется соединительная гласная –о-.

     2группа. Работа с компьютером.  Найдите в тексте сложные слова, выделите корни, подчеркните соединительную гласную. Сделайте вывод: в каких случаях пишется соединительная гласная –е-.

     3группа. Работа со словарём. Найдите в толковом словаре значения слов пешеход, самолёт. Выделите корни в словах. Сделайте вывод о соединительных гласных.

     4группа. Работа с карточкой и конструктором Лего. Прочитайте сложные слова. Выделите корни. После каких согласных пишется соединительная гласная –е-. Выложите из конструктора соединительные гласные.

     5 группа. Работа с карточкой. Прочитайте сложные слова, выделите корни, подчеркните соединительную гласную. Сделайте вывод: в каких случаях пишется соединительная гласная –о-.

Учащиеся работают над заданиями в группах.

КУУД:               формирование умения слушать и понимать учителя и товарищей; совершенст-

вование умения

правильно

изъяснять свои

мысли; вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, осуществлять совместную деятельность,

 развивать монологическую и диалогическую форму речи. 

ЛУУД: проявлять доброжелательность, внимательность, помощь.

             

8.Реализация

построенного

проекта

-В каких случаях мы пишем соединительную гласную –о-?

-В каких случаях мы пишем соединительную гласную –е-?

-Сформулируйте вывод.

- Вернёмся к нашим словам. Исправьте ошибки.

Выполняют задание, вставляют соединительную гласную. По группам выходят к доске и делают выводы по заданию.

Учащиеся подбирают схему к своим словам.

Вывод: Если корень первого слова заканчивается на твёрд согласный, то пишется буква О.

     Если корень первого слова заканчивается на мягк согласный, то пишется буква Е.

Твёрдый согл. - О

 Мягкий согл.   - Е

ПУУД: умение применять полученные знания в предложенных ситуациях.

9. Первичное

закрепление

- Тетрадь «Пишем грамотно» стр. 28 упр. 1

Учащиеся самостоятельно читают задание и выполняют его.

Коллективная проверка.

ЛУУД:  умение определять и высказывать своё мнение.

ПУУД: умение применять полученные знания в предложенных ситуациях.

10. Включение в систему знаний и повторение.

Работа в парах.

1) Рубрика «Интересный материал из истории языка» учебник стр 101.

Слово благодарить

-Можно слово благодарить назвать сложным?

-Докажите.

-Почему написали соединительную гласную –о-?

2) Выполнение интерактивного теста (см. Приложение 2)

Коллективная проверка на интерактивной доске.

1) Читают материал рубрики.

1 ученик у доски, остальные в тетради

записывают и находят корни, соединительную гласную в слове «благодарить»

2) В парах выполняют

интерактивный

тест.

РУУД:  умение определять успешность выполнения своего задания.

ЛУУД: проявлять доброжелательность, внимательность, помощь.

КУУД: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, осуществлять совместную деятельность

11.Итог урока.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Слайд 3.

1-Попробуйте сформулировать, каков ваш результат работы на уроке.

– Чему научились?

- Какое правило мы вывели с вами?

– Кто или что вам помогало справиться?

- Что вы теперь можете?

– Кто доволен сегодня своей работой?

-Кому было интересно?

2) - А теперь поднимите зелёные карточки те ребята, кому всё было понятно и в течении урока не допускал ошибок, жёлтые – если в течении урока были ошибки, но было всё понятно, красные – если на уроке вообще ничего не понятно было.

3) Домашнее задание.

Учебник стр. 101 упр. 3

Учащиеся отвечают на вопросы, оценивают свою деятельность на уроке.

РУУД: умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;  умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Приложение 1.

Работа в группах.

1группа. Работа с карточкой и конструктором Лего. Прочитайте слова, найдите сложные слова,  выделите в них корни,  подчеркните соединительную гласную. Сделайте вывод: после каких согласных пишется соединительная гласная –о-. Выложите из конструктора соединительную  гласную.

Пароход,  старость,   сероватый,  водолаз.

Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2группа. Работа с компьютером. Прочитайте стихотворения.  Найдите в стихах сложные слова, выпишите их,  выделите корни, подчеркните соединительную гласную. Сделайте вывод: после каких согласных  пишется соединительная гласная –о -. (При ответе текст стихотворения выносится на интерактивную доску).

Шёл Егор через бор.

Видит: вырос мухомор.   (А. Прокофьев)

Листопад, листопад-

Пенится тропинка,

И шумит, как водопад,

Каждая осинка!   (Т. Белозёров)

Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  3группа. Работа со словарём. Найдите в толковом словаре значения слов пешеход, самолёт. Выпишите значения слов. Выделите корни в словах. Сделайте вывод: после каких согласных пишутся соединительные гласные –о-, -е-. (Слова даны на карточках)

 Самолёт - _________________________________________________________

__________________________________________________________________

Пешеход -__________________________________________________________

__________________________________________________________________

 Вывод:____________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

     4группа. Работа с карточкой и конструктором Лего. Прочитайте сложные слова. Выделите корни. После каких согласных пишется соединительная гласная –е-. Выложите из конструктора соединительную  гласную. (Слова на карточках)

     Пылесос,  землемер,  овощерезка,  сталевар.

 Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

     5 группа. Работа с карточкой. Прочитайте и найдите сложные слова,  выделите в них корни, подчеркните соединительную гласную. Сделайте вывод: после каких согласных пишется соединительная гласная –е-.

Перелесок,  картофелекопалка, величайший, землетрясение.

Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 2.

Интерактивный тест.

  1. Как называются слова с двумя корнями?

- простые

-сложные

-составные

2. Как соединяются два корня в сложных словах?

           -при помощи согласных букв

           - при помощи гласных и согласных букв

           - при помощи гласных букв

3. Какие соединительные гласные пишутся в сложных словах?

             -о, е

             - о, а

             - и, е

4. Какое сложное слово получится из слов скала и лазать?

              -лазоскал

              -скалолаз

               -скалелаз

5. Какой соединительный гласный надо вставить в слово мор…плаватель?

                -о

                -е

                -и


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе. «Сложные слова. Учимся писать слова с двумя корнями»

Конспект урока русского языка с использованием универсальных учебных действий...

Урок русского языка "Учимся писать слова с двумя корнями" 3 класс

Урок разработан по учебнику С.В.Иванова по программе "Начальная школа 21 века"...

Урок по теме "Учимся писать слова с двумя корнями"

Формировать умения и навыки учащихся в образовании и    написании сложных слов....

план-конспект урока по русскому языку "Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова"

Данная разработка может использоваться при изучении темы "Безударные гласные, проверяемые ударением"...

Конспект урока Русского языка на тему: "Учимся писать слова с двумя корнями."

Конспект урока на тему "Учимся писать слова с двумя корнями"...

Конспект урока русского языка по теме "Учимся писать слова с двумя корнями"

Материал подойдет к любому УМК русского языка, при изучение темы, как научить обучающихся писать сложные слова....