обобщение опыта
статья по русскому языку (1 класс) по теме

Пчелинцева Виктория Валентиновна

Материал по русскому языку -развитие орфографической зоркости, развитие речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon obobshchenie.zip558.65 КБ

Предварительный просмотр:

  Вступление

     Не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны знание родного языка  дается ребенку с детства, он овладевает им естественно. С другой стороны это сложная дисциплина, и изучение ее требует большого труда. Воспитать любовь к родному языку – значит воспитать интерес.

      Проблема формирования орфографического навыка является одной из ведущих в курсе русского языка. Поскольку любой навык, в том числе и орфографический, формируется в деятельности и является результатом многократных действий, уделяется серьезное внимание изучению закономерности такой деятельности, а также поиску путей повышения эффективности упражнений для  усвоения норм орфографии. Развитие мыслительных и двигательных навыков (каким является письмо) есть процесс овладения некоторыми обобщенным операциями, интегрирующими в себе  восприятие, память и мышление. Однако для их формирования необходима поэлементная отработка всех простейших операций, лежащих в основе  каждого из познавательных процессов. Такая интеграция возможна тогда, когда каждый из компонентов, входящих в структуру восприятия был бы одинаково развит.

Наконец, все навыки автоматизируются  и за счет свернутости операций, входящих в их структуру, приобретают привычный для ребенка темп. Например, сформированность навыка постановки ударения в двусложных словах переносится на  умение ставить его в словах, состоящих из трех и более слогов. Позже этот навык органично войдет с другими в группу: поставь ударение, определи безударную гласную, подбери проверочное слово.

В методической литературе определены условия формирования прочного навыка грамотного письма:

    1)знание правила- т.е. теоретическая база

    2)знание приемов применения правила - рассуждение на основе алгоритма;

    3)выполнение различных упражнений, вырабатывающих устойчивый орфографический навык.

     На начальном этапе  необходимо прежде всего учить детей обнаруживать орфограммы, т. е. ставить перед собой  орфографические задачи. Обучение решению их – цель работы.

     К сожалению, все чаще мы сталкиваемся с первоклассниками, имеющими  общее недоразвитие речи. Это сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования. Эти проявления в совокупности указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности. Общее недоразвитие речи имеет разную степень выраженности: от полного отсутствия речевых средств до развернутой речи с элементами лексико-грамматического и фонетического недоразвития. В свете сказанного, развитие лексико-грамматческой речи у детей с ОНР – основная задача для успешного освоения курса русского языка.

       Работа по развитию орфографической зоркости ведется параллельно на уроках письма (русского языка) и чтения. Это позволяет взаимно обогатить и разнообразить уроки, добиться большей эффективности в работе над правописанием.  Происходит  формирование приемов познавательной деятельности: анализа, синтеза, сравнения и конкретизации, обобщения и классификации, а также приемов доказательств. Такой способ работы учит сначала, «увидеть» мысленно орфограмму, проанализировать слово, а затем писать.

1. Развитие фонематического слуха  у учащихся как предпосылки формирования грамотного письма

Речевой слух (или фонематический) обозначает способность различать в речевом потоке  отдельные звуки  речи, обеспечивающие понимание слов и их значений. Он представляет собой составной элемент языкового чутья. Приемы формирования речевого слуха различны: практика восприятия на слух и говорения; фонетический анализ и синтез и пр. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками грамотного письма и чтения. Обучение письму начинается не с записи слов при помощи букв, а с подробного и тщательно организованного звукового анализа, чтобы научить детей воспринимать звучащее слово как последовательность звуков, различать их функциональные характеристики. Все это связано с необходимостью ориентировки в  морфемном составе слова и словообразовании.  В первом классе начинается обучение  решению орфографических задач следующих типов:

  1. на выбор буквы для обозначения звука;
  2. на выбор строчной и заглавной буквы для выделения имен собственных и начала предложения;
  3. на определение  места знака переноса в слове;
  4. на слитно-раздельное написание.

С точки зрения фонематической концепции орфографическая зоркость – это умение оценивать каждый звук в слове, т.е. различать, в какой позиции он стоит: в сильной или слабой. Звук в сильной позиции  однозначно обозначается буквой по слуху,( кроме орфограмм сильных позиций), а звук в слабой позиции может быть обозначен разными буквам при одном и том же звучании.

В сильной позиции стоят: гласные под ударением и звук у, сонорные согласные и парные согласные перед сонорными и в, в, а также все согласные звуки перед гласными. В слабой позиции находятся безударные гласные звуки, парные согласные на конце слова, согласные звуки перед другими согласными( кроме сонорных и в, в).

Соответствующие орфографические правила изучаются на фонетико-графической основе. Высокий уровень сформированности фонетических и графических знаний и умений позволяет осознанию ими области применения правил правописания безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, т.е. пониманию того, что, когда и почему именно в этих случаях нужно писать в соответствии с данным правилом, помогает определению орфограммы (объекта орфографической задачи). Поэтому так важно сформировать прочные фонетические и графические знания.

      Осваивая звуковой анализ слова, ученики последовательно овладевают рядом умений: выделять звук путем интонирования, делить слово на слоги, отличать гласные звуки от согласных, находить ударный слог в слове, определять звонкость/глухость и твердость/мягкость согласных звуков. Более легкой для ребенка формой звукового анализа является вычленение первого гласного звука в ударной, а потом безударной позиции, затем вычленение согласного звука из положения конца слова, потом из положения начала слова. С первых уроков проводим работу по дифференциации гласных  звуков. Это способствует совершенствованию фонематического слуха, умению различать сходные в акустико-арткуляционном отношении звуки внутри пар а-о, о-у и др.  Для этого проводятся дидактические игры с заданием на определение места звука в слове, подбор слов на заданную букву, подбор слов на какую-либо тему, содержащих определенный слог.

Умение различать твердые и мягкие согласные является одним из  основных навыков для успешного овладения письмом. Для развития фонематического слуха вводим разнообразные задания, способствующие акустическому различению этого признака: определение частотности звука в стихотворении, сопоставление согласных в парах по твердости-мягкости. Это позволяет избежать трудностей, которые представляют для написания гласные и передача на письме мягкости согласных звуков с помощью букв. На этом этапе проводятся упражнения по закреплению правил написания гласных а- я, э-е, о-ё, у –ю после согласных. Учитель читает   ряд слов: рад, мяч, лак, рак, вяз, сядь, кран, шар, пять. Дети должны поднимать карточку с буквой, которую они написали бы в этом слове.

        Для профилактики дисграфии  очень важно работать над зрительным образом буквы. Включаем упражнения на анализ пространственного расположения элементов, составляющих букву, сравнение букв, сходных по количеству элементов, или по их расположению относительно друг друга, букв, сходных по звучанию. На уроках обязателен сравнительный анализ печатного и письменного варианта буквы, поиска знакомой  буквы среди остальных, моделирования буквы из бумаги, шнура, пластилина. При изучении каждой новой буквы обязательно повторение предыдущих изученных.

Например, при изучении буквы Р на уроке обучения грамоте мы рассматриваем ее, находим предметы, похоже на нее (опора на имеющийся опыт ребенка), сравниваем с изученными, подбираем слова, которые начинаются со звуков р-р, затем подбираем слова, в которых этот звук в середине, в конце. Выкладываем букву из шнурка, пишем печатными буквами слова. Параллельно повторяем буквы Т,Л,С. На уроке  сравниваем звучание твердого и  мягкого звуков р-р. Упражнения направлены на то, чтобы дети не просто запомнили букву, но  и твердо связали четкий образ буквы с соответствующим звуком. Некоторые трудности вызывают особенности слияния согласных с гласным. Письмо под диктовку начинаем на ранних этапах обучения грамоте. Сначала это буквы, слоги, простые слова. Важно переходить к более сложной работе только после того, как усвоена простая. Если ребенок ошибается при написании под диктовку отдельных звуков, очевидно, что он не справится с письмом целых слов.

На следующем этапе, при изучении согласных букв, вводится характеристика «звонкость-глухость». В ходе фронтальной работы дети участвуют в дидактических играх по дифференциации звуков. Например, игра «Перестук». Учитель называет слова, содержащие  звуки д и т, дети должны карандашом стукнуть о парту, если услышат заданный звук.

Для формирования устойчивого навыка грамотного письма и чтения, включаются задания по слоговому чтению на карточках. Причем, на первых этапах работы слова делятся на слоги, т.е. увеличивается время  на отработку слогового чтения. Индивидуальные карточки использую для отработки навыка постановки ударения в словах. Важно этот навык довести до автоматизма, чтобы следующий шаг- обнаружение безударной гласной – дети могли легко выполнить.

     Трудности вызывает учащихся работа по подбору однокоренных слов для проверки  безударных гласных, парных согласных в корне. Часто у детей нет достаточного словарного запаса или опыта в подборе таких слов. Поэтому работу с однокоренными словами начинаю как можно раньше, чтобы даже слабые дети могли иметь опыт к моменту изучения тем «Безударные гласные в корне», «Парные согласные», «Непроизносимые согласные» и др.

                           2. Предварительное ознакомление с орфограммами.

                             

          В период обучения грамоте начинается подготовительный этап по ознакомлению с орфограммами, изучаемыми в курсе начальной школы. Положительный эффект от предварительного изучения орфограмм состоит в том, что к моменту прохождения этого материала по программе, почти все дети эмпирическим  путем накапливают знания по теме. На уроке изучения темы им нужно только обобщить и систематизировать этот опыт.

Перспективным направлением совершенствования процесса овладения грамотным письмом можно считать наглядное моделирование. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности школьников. У ребенка, владеющего внешними формами замещения  наглядного моделирования (использование условных обозначений, схематических рисунков и т.п.),  появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, предвидеть возможные результаты собственных действий. Это немаловажно для развития грамотного письма: ребенок, прежде чем писать на бумаге, «пишет» слово в уме. При этом используемые наглядные модели могут включать стилизованные изображения реальных понятий (красный овал – символ корня слова, треугольник – суффикс, прямоугольник – приставка, квадрат - окончание для составления схемы слова; рисунок разветвленного дерева с корнем - для составления группы однокоренных слов и  др.)

В русской орфографии принят морфологический принцип написания, поэтому в первую очередь дети открывают для себя правописание корней родственных слов.

Знакомство с однокоренными словами (не употребляя термина) происходит на стр. 50-51 «Азбуки». Сравнительный анализ слов:

 

-Прочитайте первую группу слов. Что общего вы заметили? ( Одинаковые буквы, общую часть)

-Как вы думаете, это родственные слова? ( Да, и животные родственники)

-Прочитайте слова второй группы. Есть ли у них общая часть? (Да)

-Можно ли их тоже считать родственными?

Вероятно, часть детей согласится с этим высказыванием, но остальные ответят, что осы и осина – не имеют ничего общего. В дальнейшем, на уроках обучения грамоте не раз встречаются однокоренные и слова, частично сходные по написанию, да и учитель предлагает детям подобные упражнения. Так, постепенно, опытным путем дети усваивают знания о двух признаках родственных слов: однокоренными называются слова, имеющие  общий корень и общее лексическое значение. При помощи схем-заместителей дети  на уроках составляют группы однокоренных слов.  Знание однокоренных слов необходимо для подбора проверочных к словам  с безударной гласной в корне.  

   Со слогом и ударением дети знакомятся после осознания звуковой природы речи, когда осуществляется переход от анализа трех-четырехзвуковых слов  к анализу слов более сложной звуковой структуры. Причем, этот навык должен быть усвоен всеми детьми на высоком уровне. Определяя ударную гласную, обозначаем  безударные. На уроке письма и обучения грамоте используем карточки, где  напечатаны  несколько слов, в которых нужно поставить ударение. Позже задача усложняется, добавляются предложения. Поставив ударение, дети определяют безударные гласные. В процессе выполнения заданий  по   определению безударной гласной, ученики приходят к выводу, что некоторые гласные, даже в слабой позиции пишутся  так же, как  звучат. ( Например, у,ю,ы.). Уже в период обучения грамоте дети знакомятся с тем характерным для нашего правописания фактом, что между письмом и произношением часто не бывает соответствия. Этой  орфограмме  уделяем пристальное внимание.

В тексте на стр.57 азбуки «Котик-коток» обращаем внимание детей на разницу в звучании и  написании слова «коток».

-Почему написано «коток»? А как напишем слово «котенок»? Назовите родственные слова. Какая общая часть у этих слов?

         Делаем вывод: общая часть родственных слов пишется всегда одинаково, независимо от того, как звучит. Аналогичные упражнения встречаются в азбуке и прописях. Важный момент, который необходимо уточнить - все эти упражнения выполняются регулярно, из урока в урок. В связи с обучением чтению и письму механизм речевого слуха изменяется, т.к. формируется умение звукобуквенного анализа с учетом правил графики родного языка. Все это связано  с необходимостью ориентировки в морфемном составе слова и словообразовании.

     Вот несколько примеров для разминки на уроке в первом классе. На доске слова:  

       Козы                                  розы                    лисичка          

       Козочка                             роза                     лисонька

       К . за                                 р . зарий              л .са

Поставив ударение, приходим к выводу, что в словах пропущены  безударные гласные.  Определив общую часть (корень) в словах, вставляем гласную. ( Вписываем зеленым мелом для визуализации орфограммы).  С этими словами составляем предложения.

       Последовательное усложнение предлагаемого материала и игр осуществляется в соответствии с постепенным расширением речевых возможностей детей. Введение наглядных моделей и алгоритма рассуждений  в процесс обучения, позволяет целенаправленно развивать речь, обогащать активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений, составлять рассказ. Для устной работы на доске ежедневно выписываются предложения, содержащие знакомые орфограммы: оформление предложения, правописание гласных после шипящих, мягкого и твердого знаков.

      Принципиально важным является новый этап в развитии орфографической зоркости – определение орфограммы на слух. С помощью вееров с буквами дети показывают написание безударных в словах, произнесенных учителем, т.е. воспринятых на слух. Ребенок должен проговорить слово в уме, как бы увидеть его правильное написание, объяснить себе или вслух, а затем записать.

      В звучащей речи приставки, суффиксы, окончания могут произноситься по-разному, но пишутся всегда одинаково. В соответствии с этим принципом дети знакомятся во втором классе с часто употребляемыми в курсе начальной школы суффиксами: чк, очк, еньк , оньк , приставками: за, на, над, под, подо, об и др.

Содержание уроков включает следующие упражнения:

-практическое усвоение способов словообразования (уменьшительный суффикс существительных и приставки глаголов),

-составление простых предложений по вопросам;  

-согласование прилагательных с существительными  в роде и числе;

-совершенствование навыка ведения диалога, формирование умения правильно употреблять предлоги ( в, на, под, из, к, до);

-составление разных типов предложений.

Необходимо особо сказать о развитии речи учащихся. Совершенно очевидно,  что вопросы культуры речи – это вопросы общей культуры человека, общей его грамотности в самом широком смысле этого слова. Поэтому в работе по устранению и предупреждению орфографических ошибок наиболее правильным было бы  прежде всего  обратить внимание на устранение причины этих ошибок: на обучение школьников орфоэпически правильному литературному произношению, развернутой богатой речи. Ведь наше письмо, наряду с написаниями, подчиняющимися  морфологическому принципу, в значительной степени случаев следует за произношением. В связи с этим надо признать, что систематические занятия орфоэпией в школе имеют огромное значение и для обучения орфографии. Орфографическую грамотность, считал  Н.С.Рождественский невозможно развивать без развития речи в целом. Чтобы осуществить это при обучении орфографии, обязательно нужно использовать активные методы работы, которые возбуждали бы самостоятельную мысль и речевую деятельность ребенка. Словарная работа построена таким образом, что тоже в немалой степени помогает решать задачу развития речи. Дети составляют предложения с группой слов, словосочетания, мини- сочинения и рассказы. Ежедневное (практически) использование на уроках орфографических и этимологических словарей расширяет словарный запас детей, помогает решить задачу правильного и быстрого подбора проверочных слов.

      Трудности вызывает учащихся работа по подбору однокоренных слов для проверки  безударных гласных, парных согласных в корне. Часто у детей нет достаточного словарного запаса или опыта в подборе таких слов. Поэтому работу с однокоренными словами начинаю как можно раньше, чтобы даже слабые дети могли иметь опыт к моменту изучения темы «Безударные гласные в корне ». Этому способствуют  упражнения «Собери семейку» (подбор слов-родственников из группы данных), подбор слов, которые отвечают на определенный вопрос (различные части речи)

Моряк - море , морской.          Цвет – цветок, цветет.    

 Ночь –ночной, ночевать.          Свет – светлый, светит.

         

В условиях обучения русскому языку воспитать внимание – значит развить умение видеть различные формы слова. Глядя на написанное слово, дети должны его видеть в целом и в составляющих частях. Слушая речь, слышать слово в целом и отдельные его звуки (твердые и мягкие, звонке и глухие, ударные и безударные). Внимание к составным частям слова (морфемам) , важно при изучении состава слова, падежных окончаний существительных, прилагательных и других тем. Большое внимание на уроках уделяем характерным суффиксам, приставкам, окончаниям различных частей речи. Умение видеть, различать  грамматико-орфографические   формы отдельных частей речи помогает им приобрести навыки правописания. Дети четко знают, какие характерные морфемы существуют в русском языке.

     Приставки с    -А                                                         Приставки с -О

Большую роль в привлечении  внимания к слову имеют различные виды  грамматического разбора, они служит средством обучения не только правописанию, но  и языку вообще.

                                                             

                                                    2. Орфографическое чтение

В основе орфографического чтения лежит артикуляционная память, точнее особый вид моторной памяти. Как и другие виды памяти, она индивидуальна: зависит от врожденных особенностей и степени тренировки органов речи. При орфографическом чтении подключается еще один вид памяти - слуховая.

       Известный методист Тихомиров Д.И. писал: «На уроках правописания хорошо заставлять детей произносить слова не так, как они обычно выговариваются, а как пишутся. Ребенок хорошо понимает, почему он так произносит, и ни в коем случае так говорить не будет». Учащиеся легко осваивают такой прием и отличают два вида чтения: читай, как пишем, и читай, как говорим. В обучении решению орфографических задач преследуется  цель: отработка звуковой графической формы. Каждое слово произносится так, как  пишется, и тем самым остается в памяти движений речевого аппарата. Чем раньше учить орфографическому чтению, тем легче оно усваивается.

     Начинать орфографическое чтение можно с любого текста. В конце первого класса, когда дети изучили алфавит и навык чтения отработан на достаточном уровне, учитель ставит целью научить правописанию слов.  Сначала текст читает учитель: четко, переводя все буквы в звуки, стягивая все слоги в слитное звучание, чтобы слово не распадалось на части. За четким чтением угадывается и само слово, его звуковая форма. Дети произносят вслед за учителем в том же отрезке времени, не растягивая слова на слоги. При чтении предлоги произносятся отдельно, как самостоятельные слова. Движение губ (лабиализация) отрабатывается при чтении и остается в памяти при произнесении их. При письме в  этих словах практически не бывает ошибок.

      Хорошие результаты дает такой метод при работе со словарными словами, подготовке к изложению, сочинению, выборочному диктанту.  Отработка может проводиться по  учебникам, словарям, дополнительной литературе. Учитель самостоятельно может подготовить материалы с использованием мультимедийного проектора. Для более успешного закрепления образа слова, можно задействовать  и зрительную память – изображение не только слова, но и предмета или явления. Опираясь на артикуляционную память, орфографическое чтение открывает широкую дорогу обогащению словарного запаса учащихся. Ученик в процессе работы над книгой будет узнавать различные оттенки каждого слова. Когда же нужно будет воспроизвести слово графически, артикуляционная память последовательно подскажет слово, и ученик запишет его на бумаге правильно. При орфографическом чтении слово не должно распадаться на слоги, иначе оно потеряет цельность  не останется в памяти движений речевого аппарата.

В 3-4 классах, чтобы заострить внимание детей на запоминании звуковой  формы слова, надо помочь им отвлечься на какое-то время от содержания рассказа. При достаточном навыке орфографического чтения учитель переходит к следующему этапу – самостоятельной работе учащихся. Слова произносятся детьми  несколько раз. Учитель следит, чтобы они произносились орфографически, не растягиваясь и не обрывая слог, затем дети делают запись. Обязательна последующая проверка текста.

    Работу можно организовать в индивидуальной, фронтальной и групповой формах. Один ученик читает орфоэпически, другой повторяет орфографически, остальные проверяют правильность.  

  Недостатком этого вида работы по развитию грамотного письма, можно считать те орфограммы, где этот навык  не может быть отработан. Это: дефисные написания, правила переноса, наречия, правописание гласных после шипящих   и мягкого знака.

    Приведем пример использования  орфографического чтения при подготовке к написанию изложения в 4 классе «На разливе». Работа на уроке строится (с использованием мультимедийного  проектора)  следующим образом: учитель выводит на  экран все слова, в которых дети могут допустить ошибки, группируя их по виду орфограмм: непроверяемые написания, употребление ь  после шипящих, правописания окончаний существительных, безударные гласные в корне слов. Несомненно, что те орфограммы, правописание которых можно объяснить - дети проверяют. После проверки все слова, в том числе те, правописание которых нужно запомнить, произносятся орфографически с четким проговариванием фонем.

Слабым  учащимся можно разрешить прочитать орфографически  весь текст. Чем интереснее для ученика тема письменной работы, тем активнее он думает над своим письмом. Чем доступнее и ближе материал, тем больше захватывает его сам процесс выражения впечатлений и мысли.

При правильном построении словарной работы над изложением (словообразовательным анализом, тренингом по пунктуации) количество ошибок в работах детей  можно свести к минимуму.

         Н.Н.Китаев раскрыл роль послогового проговаривания при усвоении  написания непроверяемых написаний, Рождественскй Н.С. рекомендовал группировку  слов по орфографическому признаку, подбор родственных слов и форм, подбор слов по признаку графического сходства и графической противоположности. Канаткина В.П. разработала лексико-орфографические упражнения, направленные как на запоминание трудных слов, так и на развитие мышления и речи учащихся ; Ераткина В.В., опираясь на  данные  псхолого-педагогических и лингвометодических  источников,  перечислила и охарактеризовала довольно большое  количество приемов, направленных на активизацию учебной деятельности при обучении непроверяемым написаниям. Наиболее эффективными она считает следующее приемы: запись слов по алфавиту, группировка и запись слов по орфографическим признакам, подбор и запись однокоренных слов других частей речи, подбор слов с иноязычным элементами, подбор синонимов и антонимов, составление и дописывание таблиц, выборочный ответ, сопоставление «противоположных» орфограмм, составление словосочетаний, замена словосочетаний и описательных оборотов отдельными словами, письменный пересказ текста с использованием данных слов, выборочное списывание, сочинение по опорным словам.

Этап первичного восприятия слов:

- орфоэпическое чтение вслух слов, записанных на доске,

- краткий орфографический разбор,

- запоминание  с опорой на главный тип памяти,

-запись под диктовку (при закрытых словах),

-орфографический самоконтроль (проверка по образцу с обязательным орфографическим проговариванием).

В начале каждого последующего урока в течение одной или двух учебных недель обеспечивается повторное восприятие изучаемой группы слов. Но в целях более эффективного и прочного запоминания  каждое такое восприятие осуществляется в новых условиях, то сеть в процессе решения других задач: фонетических, лексических, речевых и т.д. Так организуется закрепление правописания слов с непроверяемыми орфограммами.

3. Комментированное письмо

     Отечественная психологическая школа считает, что развитие речи ребенка имеет социально–историческую обусловленность. Л.С.Выготский выдвинул  и развил идею социального характера причин и особенностей развития речи, получившую подтверждение в исследованиях П.Я.Гальперина, А,Н.Леонтьева,  Д.Б.Эльконина.   Успешное развитие речи ребенка обеспечивается многими факторами. Один из них - взаимодействие с носителем языка, являющимся для ребенка образцом для подражания. Здесь трудно переоценить роль учителя. В школьном возрасте процесс формирования речи интенсивно продолжается. Совершенствуется обобщающая функция речи.                          

      Внутренняя речь- это непроизнесенная и ненаписанная, «мысленная» речь, она обращена как бы к самому себе. На уровне внутренней речи протекает усвоение новых знаний, решение задач, обдумывание материала и подготовка к устным высказываниям, особенно письму. В связи с вышесказанным, вытекает важность развития этого вида речевой деятельности. Детей учат подготавливать свои высказывания, как устные, так и письменные. Ученик мысленно составляет предложения, даже мысленно проговаривает их, а затем произносит или пишет. Здесь мы говорим о решении орфографических задач, поэтому важно научить ребенка рассуждать, используя алгоритм, показанный учителем. Добиться от ученика умения рассуждать ( это умение приводит к развитию внутренней речи) несомненно труднее, чем «объяснять», т.е. говорить учителю самому. Рассмотрим один из приемов рассуждения по образцу, включив его в урок  в  период обучения грамоте.

-Произношу слово каток по слогам: ка-ток. В этом слове два слога, потому что два гласных звука.       -Произношу слово куст. В этом слове один слог, потому что один гласный звук.

     Добиться от ученика умения рассуждать, обязательно аргументируя свои выводы – очень трудный процесс. Это кропотливая и долгая работа. Но она приводит к хорошим результатам, если последовательно и планомерно  проводить ее на всех уроках. Предлагаемые образцы рассуждений учат ребенка решать задания для самого себя и тем самым вырабатывают у него способность к внутренней речи. На каждом уроке присутствует комментированное письмо: будь то запись слов или предложений, составленных самими детьми, предложений, продиктованных учителем или при списывании текста учебника (для слабых учеников). На следующих этапах эта работа совершенствуется. Постепенно увеличивается количество изученных орфограмм. Дети учатся комментировать более сложные  слова и  предложения.

      Для развития орфографической зоркости пользуюсь приемом визуализации орфограммы, т.е. дети используют при письме зеленую пасту. На мой взгляд, применение зеленой пасты формирует  устойчивую установку – сначала подумай, потом пиши. Работу начинаем в прописях, когда впервые встречаются слова, написание которых расходится с произношением. Это написание безударной гласной в корне и парных согласных на конце слов.  

       В форме дидактической игры «Кто больше зажжет  фонариков», у детей отрабатывается навык определения орфограмм. На доске записано  слово. Учащимся предлагается определить, какие буквы  в нем написаны не так как звучат. Эти буквы обводим  зеленым мелом –«зажигаем фонарики». На следующих этапах дети учатся объяснять правописание таких букв.

Это один из способов пробуждения познавательной активности учащихся. Постепенно добавляются остальные орфограммы: правописание заглавной буквы в именах собственных, в начале предложения, написание предлогов и др.

Приведу пример комментированного письма. Предложение читает учитель, ребенок проговаривает  и записывает с проговариванием и объяснением орфограмм. Остальные учащиеся записывают за ним  и поправляют, если нужно.

  В саду зацвели деревья.

- Предложение пишем с заглавной буквы.

 В саду - каком? В нашем саду- можно вставить вопрос или слово, значит В – предлог, пишем отдельно. Саду- ударение падает на второй слог, первый безударный. Безударная гласная в корне. Можно подобрать проверочное слово – сад. Зацвели – ударение падает на третий слог, безударные гласные в приставке и корне. В русском языке есть приставка за-, подбираем однокоренное проверочное слово цвет, значит безударная гласная  -е. Деревья- ударение падает на второй слог, первый безударный. Можно подобрать однокоренное проверочное слово – дерево. В этом слове есть разделительный мягкий знак. (Все названные орфограммы дети написали зеленой пастой). Чтобы ребенок умел на слух определять орфограммы, объяснять их и правильно писать, нужно пройти путь многократных повторений, отработать отдельные навыки (умение делить на слог, ставить ударения, определять место орфограммы в слове, подбирать проверочное слово и др.)

           Главным средством развития этих умений  является стимуляция внутренней активности учащихся.Ученик должен быть мотивирован на такое развитие внешними требованиями. Очень важным является включение поисковой активности в каждый урок. На уроках работает ученик, а учитель только организует работу и умело вмешивается в нее. Четкое определение цели учебного процесса, прежде всего, меняет отношение к учебному процессу самого ученика. Ясность цели, понимание своих недостатков, обучение приемам их преодоления, постоянный контроль и самоконтроль за результатами развития в специальных тестовых заданиях и тетрадях для этого, способствуют развитию волевой саморегуляции, потребности в деятельности и самосовершенствовании.

       Наконец, все навыки автоматизируются  и за счет свернутости операций, входящих в их структуру, приобретают привычный для ребенка темп. Например, сформированность навыка постановки ударения в двусложных словах переносится на  умение ставить его в словах, состоящих из трех и более слогов. Умение проверить безударную гласную в корне складывается из способности поставить в слове ударение, определить  в какой части слова  находится безударная гласная, и если в корне,  то подобрать однокоренное проверочное слово.

Особо необходимо сказать о работе по повторению и закреплению изученного материала. Она обязательна на каждом уроке, независимо от изучаемой темы. В предложения для комментирования стараюсь включить такие слова, которые содержат наибольшее количество орфограмм.  Часто в устные упражнения включаю подбор проверочных слов на изученные правила по всему спектру . Хорошим подспорьем являются индивидуальные карточки . В классе веду мониторинг  оценок . Легче это сделать по итогам работы  с карточками, которые составлены каждая по какой-либо определенной орфограмме. Виды карточек привожу в приложении. Такой учет дает полное представление о том, какой материал ребенок усвоил на достаточном уровне, а какой еще необходимо отработать. Четкое и достаточно беглое комментированное письмо говорит о сформированности навыка орфографической зоркости, высоком уровне грамотности.  Эти  учащиеся легко справляются с различными видами разбора: фонетическим, морфологическим, синтаксическим. Такие результаты достигаются путем ежедневных упражнений в доказательстве выбора той или иной буквы- знака при письме.

 

Формирование самостоятельной, инициативной и творческой личности всегда рассматривалось как одна из основных задач образования. В курсе русского языка это различные творческие задания на завершающем этапе изучения темы, внеклассные мероприятия на учебном материале.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта "Технология развития критического мышления"

Умеющие мыслить умеют задавать вопросы    Э.Кинг...

Обобщение опыта по теме "Развитие логического мышления учащихся начальных классов на уроках русского языка и во внеурочное время"

Обобщение опыта посвящено одной из актуальных проблем современной педагогики и методики преподавания русского языка - проблеме развития логического мышления младших школьников средствами учебного пред...

Обобщение опыта работы с родителями.

Особенности общения учителя и родителей. Типы общения....

Обобщение опыта по теме "Развитие речи как необходимое условие активизации учебно-познавательной деятельности"

Обобщение опыта представлено на уроках русского языка и литературного чтения учащихся начальных классов. Новизна опыта в комбинации элементов известных методик. Результативность прослеживается в в уро...

Обобщение опыта учителя начальных классов «Активизация познавательной деятельности через духовно-нравственное воспитание» обобщение опыта

Я рассказываю ребёнку о том, как жили его предки много сотен лет, ввожу детей в жизнь традиции, стараюсь воспитывать на традициях русской культуры.Считаю, что школа, сберегающая и воспитывающая эти це...