Правописание буквосочетаний
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Урок закрепления умения писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща. чу- щу, чк, чн. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_russkogo_yazyka.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Правописание буквосочетаний.

Цели: закрепить умение правильно писать слова с различными сочетаниями согласных и гласных, совершенствовать орфографическую зоркость;

развивать  внимание, память, восприятие на слух, умение работать в паре;

воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, прививать интерес к предмету.

 Оборудование: презентация, карточки с заданиями,  «Русский язык» В.И.Бычков, З.М Беляева, А.В.Рыбакова, учебник для 2 класса  чувашской школы

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

Слайд 1.

- Сегодня у нас необычный урок,  мы отправимся в путешествие в сказку.

Дверка открывается, сказка начинается.

Слайд 2.

- Как же называется сказка, в которую мы сегодня отправимся? Для этого вам нужно отгадать загадку.

Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Всё ж попался …

Да, это сказка «Колобок». Только мы её изменим на новый лад и в конце урока посмотрим, что из этого получится. Вспомните начало сказки.

        Пока Колобок лежит на окошке, мы выясним, чем же мы будем заниматься на уроке.

  1. Постановка темы и цели урока.

Слайд 3.

Пробегитесь глазками по волне, найдите слова и прочитайте их. Какие слова получились.

РДЧАСЫШАЬЩУКАОНЛЫЖИФУРУЧКАД

- Часы, щука, лыжи, ручка.

- Что вы можете сказать об этих словах? О каких же сочетаниях мы будем говорить сегодня на уроке?

Слайд 4.

Тема урока «Правописание буквосочетаний жи, ши, ча, ща,чу, щу, чк, чн»

Мы должны закрепить умение правильно писать слова с этими сочетаниями.

  1. Минутка чистописания.

Слайд 5.

- Посмотрите, что написано на экране?

Ж  Ш  Ч  Р  Щ

И  У  О  А

У.- Назовите лишнюю букву в 1 строке.

Д.-  Лишняя буква р, так как остальные все шипящие.

У.-  Назовите лишнюю букву во 2 строке.

Д. – Лишняя буква и, т. к мягкий гласный, а остальные твёрдые.

        Лишняя буква о, т. к  с ней не получаются изученные сочетания.

У. – Какое задание можете предложить с этими буквами?

Напишем в тетрадях сегодняшнее число, классная работа.

Напишем слоги в тетрадях красиво и правильно.

жи                                        ши

ча                ща                чу                щу

Слайд 6.

  1. Закрепление изученного материала.

    1.Работа с текстом.

Полежал Колобок да и покатился по лесной дорожке. Смотрит, ель растёт, красивая и что-то на ней написано, а прочитать не может. Поможем Колобку.

Слайд 7.                                Работа с текстом.

- Откройте учебники на страницу 71 и найдите текст «Пушок». Прочитаем текст.

- Почему ёжика назвали Пушком?

-Выпишите  слова с сочетаниями чн, чк, жи, ши.

Жил, ёжик, ручной, прижимал, колючки.

- Вспомните правописание этих буквосочетаний.

          2.  Отгадывание загадок.

- Захотелось Колобку научиться читать и писать. Решил отправиться в школу. Слайд 8. Покатился, а навстречу Заяц:

- Колобок, я тебя съем!

- Не ешь меня, я в школу спешу!

Удивился Заяц.

- Зачем тебе в школу?

-Хочу научиться читать и писать.

- В школе интересно. Дети много читают, решают, играют, отгадывают загадки. Вот посмотри.

Слайд 9.

Сами крошки,

Боятся кошки:

Под полом живут,

Туда всё несут.             (Мыши)

Слайд 10.

Два берёзовых коня

По снегам несут меня

Кони эти рыжи,

А зовут их …                (Лыжи)

Слайд 11.

Идут, бегут,

А с места не сойдут.   (Часы)

Слайд 12.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел.        (Бабочка)

Слайд 13.

Что такое перед нами:

Две оглобли за ушами,

На глазах по колесу

И сиделка на носу.                (Очки)

          3.Ответь одним словом.

        Покатился Колобок  дальше.  Вдруг видит, перед ним гора.

Слайд 14.Трудно на неё подняться. Поможем Колобку.

- Вам нужно ответить одним словом, записать это слово и подчеркнуть сочетания.

  • Хищная рыба  с острыми зубами. (Щука)
  • Сосуд с ручкой и носиком для кипячения воды. (Чайник)
  • Животное, высокое, пятнистое, с длинной-длинной шеей. (Жираф)
  • Густая, непроходимая часть леса.  (Чаща)
  • Дикая роза с ярко-красными ягодами. (Шиповник)
  • 60 минут. (Час)
  • Что-то волшебное. (Чудо)

Проверка по слайду 15. Взаимопроверка.

Взобрался на гору Колобок, устал. Пусть отдохнёт. И мы тоже отдохнём.

  1. Физкультминутка.

Танцевальные движения под музыку «Колобок»

  1.  Работа в парах. Восстанови стихи.

Скатился Колобок с горы, а тут Волк. Слайд 15.

- Колобок, я тебя съем!

- Не ешь меня, я в школу тороплюсь. Читать я не умею, загадки отгадывать не умею. Хочу научиться.

- А ты знаешь, как там трудно.  Дети не только загадки отгадывают, но и трудные задания выполняют. Посмотри.

 Дети получают листы с заданием.

- Восстановите стихи.

___ли  на___  мы ___

За  трубой  на  крыше.

Там ___десное  месте___о

Потому что рядом  печка.

Су___т  пе ___а  сухари,

Мы___  и___т  крошки.

Знают даже малы___:

И___т  мышек кошки.

Слайд 16. Проверка.

  1. Работа с учебником.

Покатился Колобок дальше.  Докатился до дерева, видит знак какой-то. Тут Медведь.

Слайд 17.

- Колобок, я тебя съем!

- Не ешь меня, Медведь, я в школу тороплюсь. Видишь знак на дереве, что он обозначает.

- Это числа 71, 2.

Эти числа возвращают нас в книгу и просят найти на 71 странице 2 упражнение. Выполнив это упражнение, мы поможем  Колобку узнать, кто же учится в школе.

- Прочитайте имена, образуйте из них ласкательные имена и напишем на доске.

Валя – Валечка, Аня – Анечка, Женя – Женечка, Лёня –Лёнечка,  Зина -  Зиночка, Люба – Любочка, Ира – Ирочка.

- Как вы написали слова с сочетанием чк.

- Теперь ласково назовём ваши имена. В чьих именах встречается сочетание чк? Напишите на доске.

VIII.  Повторение пройденного.

Катится Колобок по лесной дорожке. Вдруг на пути речка. Слайд 18. Около речки лежат дощечки, на них какие-то слова написаны. Если Колобок выполнит задания, то появится мостик.  Поможем Колобку выполнить задание?

  • Лягушка. Найдите букву, которая обозначает звонкий согласный, у которого нет парного глухого.
  • Малина. Найдите букву, обозначающую второй по счёту гласный звук.
  • Роса. Найдите букву, которая обозначает глухой согласный.
  • Корзина. Найдите ударный гласный.
  • Иван-чай. Найдите букву, которая обозначает глухой шипящий.
  • Клён. Отыщите глухой звук.
  • Белка. Найдите букву, которая обозначает безударный гласный.

Получилось слово лисичка. Слайд 18.

Перебрался Колобок на другой берег, а тут Лиса.

- Ой, какой кругленький, какой румяненький. Спой мне песню, Колобок.

- Некогда мне песни распевать, в школу тороплюсь.

Рассмеялась Лиса.

-Ты не смейся, а прочитай что тут написано.

Слайд 19.

Покрутилась лиса, повертелась,  да читать не может.

Колобок говорит:

- Не умеешь! И я не умею. Но хочу научиться.

Стало Лисе стыдно. Поджала она хвост и побрела по дорожке.

А мы объясним Колобку значение пословиц. Но сначала мы должны их собрать.

Парная работа.

Век живи,                                а знайка далеко бежит.

Дружба как стекло,                 век учись.

Незнайка на печи сидит,         разобьёшь – не сложишь.

Подчеркните изученные буквосочетания.

Проверка по слайду 20

XI. Итог урока. Домашнее задание: стр. 72, упр. 4.

Вот Колобок в школе. Расскажите ему, как пишутся сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу, чн, чк.

Понравилась сказка на новый лад?

За то, что вы помогали Колобку, он благодарит вас и споёт вам песенку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка."Правописание буквосочетаний с шипящими звуками" 2 кл. (УМК "Школа Рсссии"авт. В.П.Канакина)

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме « Правописание буквосочетаний с шипящими звуками»....

Урок по теме" Правописание буквосочетаний жи-ши,ча-ща, чу-щу" 1 класс УМК "Перспектива"

Конспект содержит подробные рекомендации по проведению урока по данной теме. Используется электронное приложение к учебнику. Предлагаются различные формы работы....

Тренажёр "Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ" (Русский язык, 1-2 класс)

В данном ресурсе предлагается два тренажёра.1 тренажёр:Предлагается 16  слов, где нужно вставить пропущенную букву.  Для проверки правописания используется прием «Волшебная труба». Пер...

Тренажёр "Правописание буквосочетаний ЧУ-ЩУ" (Русский язык, 1-2 класс)

В данном ресурсе предлагается два тренажёра. 1 тренажёр:Предлагается 16 слов, где нужно вставить пропущенную букву. Для проверки правописания используется прием Волшебная труба. Перемещение объек...

Правописание буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч. Произношение слов с этими буквосочетаниями.

Урок актуален, так  как  дети не только  знакомились  с орфограммой, учились  писать слова с  ней, но и учились произносить  слова с  буквосочетаниями, работать...

Правописание буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч. Произношение слов с этими буквосочетаниями.

Урок актуален, так как дети не только знакомились с орфограммой, учились писать слова с ней, но и учились произносить слова с буквосочетаниями, работать в парах, развивали свою речь, а главное, ребята...