Мастер-класс на тему "Методические приёмы обучения написанию слов с непроверяемыми орфограммами"
методическая разработка по русскому языку по теме

Ахтямова Гульшат Ураловна

Здесь показаны основные приемы работы над словами с непроверяемыми орфограммами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_po_rus.yaz_.doc42.5 КБ
Office presentation icon master_-_klass.ppt340.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                      Мастер - класс

Методические приёмы обучения  написанию слов с непроверяемыми орфограммами

          Как   известно, орфографическая  грамотность  должна  закладываться  в  младших  классах. Однако  во  время  обучения  в  1-4  классах  у  большей  части  детей  она  не  формируется.  Лингвисты, психологи, методисты  подчеркивают  зависимость  результатов  обучения  орфографии  от  его  первоначального  этапа, от  того, насколько  развита  у  учащихся  способность,  обнаруживать  в словах  места,  которые  нужно  писать по  правилам. Значит  задача  учителя - формировать    орфографическую  зоркость  учащихся. Главным в  обучении  правописанию  является орфографическое  правило, его  применение, т.е.  решение  орфографической  задачи. Однако  решение  орфографической  задачи  возможно  при  условии,  если  ученик  видит  объект  применения  правила – орфограмму. Значит, умение  обнаруживать  орфограммы,  выступает  базовым  орфографическим  умением, залогом  грамотного  письма. Неумение  выделять  орфограммы  при  письме – одно  из  главных  причин, тормозящих  развитие  орфографического  навыка.
       Чтобы  найти  орфограмму, написание, требующее  проверки, необходимо воспринять  слово  и  осознать  в  нем  опасное  место.          Развитие  фонематического  слуха  оказывается  решающим  условием  при  постановке  орфографической  задачи – нахождения  орфограммы  и  определения  ее  типа.  

      Беспроверочные написания - самый трудный раздел методики обучения орфографии, так как в отношении непроверяемых слов не может быть никаких обобщений и их правописание следует запомнить. И это вызывает особое затруднение у детей.
     Целью педагогической технологии, которая используется мною в работе над непроверяемыми орфограммами, является обогащение словарного запаса учащихся, работа над орфографической грамотностью школьников. Для достижения цели по данной технологии, учителю необходимо использовать в своей работе различные методы, приёмы и формы учебного процесса, чтобы ученик на уроке чувствовал себя комфортно, непринуждённо и получал удовлетворение от учебной деятельности.

Задачи. 

1.Научить писать труднопроверяемые, непроверяемые слова без ошибок.

2.Расширить словарный запас детей.

3.Обогатить речь ученика образными словами и выражениями.

4.Активизировать речевую деятельность детей.

          Я строю так работу над непроверяемыми орфограммами, чтобы в процессе своей работы они понимали и осмысленно подходили к слову. Приучаю детей замечать каждое незнакомое слово, интересоваться значением новых, незнакомых им слов. Поощряю детское стремление узнавать значение непонятных им слов Важнейшим из аспектов развития речи является обогащение словарного запаса. Что значит обогащать словарный запас младшего школьника? По толковому словарю С. И. Ожегова обогатить – значит сделать богаче. В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Нет необходимости доказывать, что наиболее употребительные из этих слов должны быть усвоены всеми учащимися начальных классов.  

          Использование разнообразных методов, приемов, форм и средств обучения в работе над трудными словами обогащает личный опыт детей, активизируется их деятельность, повышается интерес к овладению богатствами родного языка, воспитывается внимание к слову, обогащается словарный запас.

        Грамматические упражнения способствуют быстрому и прочному усвоению словарных слов, вследствие чего формируется навык грамотного написания слов с непроверяемыми гласными, с которыми учащиеся встречаются как в устной, так и письменной речи.

Методические приёмы обучения  написанию слов с непроверяемыми орфограммами

     В основу формирования орфографических навыков при изучении слов с непроверяемыми орфограммами должна быть положена активная учебная работа учащихся. Учитель руководит ею, имея в виду следующие условия:

активизация умственной деятельности учащихся и их памяти;

обучающий характер учебной деятельности;

регулярность в работе над непроверяемыми орфограммами, т.е. на каждом уроке.

В своей педагогической технологии использую разнообразные методы, приемы, способы, которые являются более эффективными для прочного запоминания грамотного написания словарных слов.

Синтаксические упражнения (составление словосочетаний и предложений).

Лексические упражнения (прямые и переносные значения слов, многозначность слов).

Этимологический анализ слова (понимание лексического значения слов).

Мнемонические приёмы (стихи, рисунки, рассказы).

Работа со словами по блокам.

Творческая работа учащихся “Помоги своей памяти” по “усилению” орфограммы (непроверяемую орфограмму можно нарисовать, пропеть, протанцевать, “одушевить”).

                               Виды работ над непроверяемыми орфограммами

Письменные ответы на вопросы

   Этот вид работы провожу для закрепления в памяти учащихся значения слов, изученных с опорой на этимологию. Приведу примеры. Они однотипны и начинаются одной фразой: как называется

… творческий работник, который исполняет произведения искусства для зрителей (актер, певец, музыкант) (Артист)

…узкая полоса земли, по которой движутся машины, идут люди (Дорога)

Игра “Верно ли?”

   Игра “Верно ли?” помогает учащимся закрепить навык соотнесения созвучных слов по значению, актуализации в памяти научных сведений об этимологии уже известных им слов.

Верно ли, что

… слова портной и портфель восходят к одному и тому же историческому корню?

… слово газета образовано от слова газ?

Словарные диктанты

Словарные диктанты позволяют активно обогащать словарный запас учащихся. В диктанты включаю только те слова, с которыми дети уже познакомились. Словарные диктанты расположены в последовательности, зависящей от степени сложности их выполнения.

Узнай слово по полной этимологической справке

В этом виде диктанта называю исторический корень, от которого образовано слово.

…общеславянского ДОР, что значит “расчищенное место”.

…общеславянского КОР – “рог”.

…от греческого «тетра» - тетрадь

…от тюркского «кара таш» - карандаш

Зрительные диктанты по методике П.С.Тоцкого

Методика работы.

Набор из 6 предложений (записан на доске).

Читаем весь набор 3 раза орфографически (по слогам).

Закрываю весь набор.

Высвечиваю по предложению (дети читают глазами, стираю предложение и дети его записывают).

Самодиктант

Задание: вспомни и самостоятельно запиши как можно больше словарных слов. Проверь по словарю.(Или проводится взаимопроверка тетрадей)

Кроссворды.

Кроссворды могут быть эффективно использованы для закрепления знаний, полученных в процессе словарной работы.

Например, Кроссворд словарных слов на -оро-

 

Головоломки и ребусы.

Ожидаемые результаты: 

писать труднопроверяемые, непроверяемые слова без  ошибок;

осознанно употреблять слова с непроверяемым написанием  в речи;

грамотно и уверенно выражать свои мысли;

в своей речи использовать образные слова и выражения;

строить логически последовательную речь;

вести диалог;

адаптировать свои умения и навыки к другим образовательным областям.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методические приёмы обучения написанию слов с непроверяемыми орфограммами

Слайд 2

Письменные ответы на вопросы … творческий работник, который исполняет произведения искусства для зрителей (актер, певец, музыкант) (Артист) … узкая полоса земли, по которой движутся машины, идут люди (Дорога) и т.д.

Слайд 3

Игра “Верно ли?” Верно ли, что… … слова портной и портфель восходят к одному и тому же историческому корню? … слово газета образовано от слова газ?

Слайд 4

Словарные диктанты 1. О течество, Р оссия, М осква 2. Весел о , громк о , скольк о , скор о 3. Г оро д, в оро бей, д оро га, м оро з 4. Кла сс , Ро сс ия, ру сс кий, ра сс каз и т.д.

Слайд 5

Узнай слово по полной этимологической справке … от общеславянского «ДОР», что значит расчищенное место. (Дорога) … от общеславянского «КОР» – рог. (Корова) … от греческого «тетра» – четыре. (Тетрадь) … от тюркского «кара таш» - (черный камень) графит. (Карандаш)

Слайд 6

Зрительные диктанты по методике П.С.Тоцкого В м оро зный день по д оро ге в г оро д я встретил в оро бья .

Слайд 7

Самодиктант Вспомнить и самостоятельно записать как можно больше словарных слов. 2. Проверка по словарю или взаимопроверка тетрадей.

Слайд 8

Кроссворды

Слайд 9

Головоломки JR Р G А JV С L С G К NR А G З ZD – РАССКАЗ Z В J О R Р VY О NG Н R А FU - ВОРОНА

Слайд 10

Желаю всем учителям творческого успеха!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Список слов с непроверяемыми орфограммами 2 класс УМК "Перспектива"

Слова с непроверяемыми орфограммами 2 класс УМК "Перспектива"...

Из опыта работы над словами с непроверяемыми орфограммами.

       В статье предлагаются различные виды работ для лучшего усвоения учащимися  написания слов с непроверяемыми орфограммами.Словарные слова  разделены на группы...

Из опыта работы над словами с непроверяемыми орфограммами.

       В статье предлагаются различные виды работ для лучшего усвоения учащимися  написания слов с непроверяемыми орфограммами.Словарные слова  разделены на группы...

Кроссворд "Слова с непроверяемыми орфограммами"_2 класс_Школа России

Можно использовать как домашнее задание или вместо словарного диктанта....

Мастер-класс по теме: «Использование приёмов по формированию действия целеполагания на уроках в начальной школе»

Познакомить с понятием «целеполагание».Познакомить с видами целеполагания.Продемонстрировать конкретные примеры целеполагания на уроках.Создать условия для активного взаимодействия ведущег...