Урок русского языка "Спряжение глаголов"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Достаева Марина Викторовна

Урок русского языка в 4 классе по программе "Школа России".

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                           Урок  по теме «Спряжение глаголов»                                                                                                       Цель: закреплять знания о глаголе, о его грамматических признаках;

         умение определять спряжение, лицо и число глаголов,

         грамотно писать их личные окончания  и правильно употреблять в речи;

         развивать мыслительную деятельность, орфографическую зоркость, внимание, мышление;

         способствовать речевому развитию детей;

         воспитывать бережное отношение ко времени; умение работать в паре, в группе;

         воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: мультимедиапроектор, учебник «Русский язык» +рабочая тетрадь (Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой), иллюстрация часов, таблица «Лицо глаголов», карточки с  заданиями.

                                                                        Ход урока.

 I.Организация класса. Эмоциональный настрой

Дети работают в паре. Указательным и средним пальцами «идут» по руке соседа, дойдя до плеча, похлопывают и говорят: «Если что, я тебе помогу!»

II.Сообщение темы и целей урока.

Что без меня предметы?  Лишь названья.

Но я приду: всё в действие придёт:

Летит ракета, люди строят зданья,

И рожь в полях растёт.

- О какой части речи это предложение?

Сегодня у нас урок –минутка, потому что на выполнение каждого задания мы будем тратить минуты, а каждая минутка час бережёт. А ещё говорят (на доске запись): «Упуст…шь минуту - потеря…шь час», а «На час отстан…шь - за день не догон…шь».

Объясните правописание пропущенных букв, и мы узнаем цель урока.

-Какова же цель нашего урока? ( мы будем  определять спряжение, лицо и время глаголов; учиться правильно писать их безударные личные окончания и отличать глаголы – исключения)

У каждого на парте лежат рисунки – деревца, листочки на них вам придётся закрасить по ходу урока, если задание выполняется без ошибок – зелёным, с 1-2 ошибками – жёлтым, 3 и более ошибок – листочек остаётся белым.

III.Минутка - проверяй-ка.(Проверка д/з) Дома вам нужно было подобрать синонимы.

Что такое синонимы? (называют окончания глаголов)

А теперь потренируемся в нахождении слов – антонимов в рабочей тетради стр.55 (устно)

IV.Минутка чистописания.

ем        ете         ут       ют       ешь       ет

им        ите         ат       ят        ишь       ит

- Посмотрите внимательно, о чём говорят вам эти словосочетания?  (окончания глаголов  1 и 2 спряжения)

V.Словарная минутка.

Мы говорим о спряжении глаголов. А что такое спряжение глагола?(изменение по лицам и числам)

Все ли глаголы изменяются по лицам? (глаголы настоящего и будущего времени)

Адресовать, беседовать, горевать, желать- глаголы , образованные от словарных слов.

- Вам нужно записать их, выделить окончания:

1 ряд – в 1 лице  ед. и мн. ч.        2 ряд – во 2 лице  ед. и мн. ч.     3 ряд – в 3 лице  ед. и мн. ч.

Проверка на слайде.

- Какого спряжения все эти глаголы? В каком времени они стоят? (н.в. 1 спр.)

- Кто правильно выполнил задание, закрасьте листочек зелёным цветом, у кого 1-2 ошибки – жёлтым, у кого больше ошибок – не раскрашиваем.

VI.Логическая минутка

Устно. Разминка: пахнуть, трусить, стрелки, вычитать

Поставьте ударение, сколько слов у вас получилось? Какое слово лишнее? Почему? К какой части речи относятся остальные слова? Укажите их спряжение.

VII.Минутка загадок. (на карточках)

Спиши, вставляя пропущенные орфограммы, выдели окончания глаголов;

1 вариант – указать спряжение;            2 вариант – указать лицо глаголов.

В…сной  в…селит,

Летом х…лодит,

Ос…нью  пита…т,

З…мой  согрева…т.   Поверка на слайде.(листочки закрасить)

VIII.Физкультминутка.

На слайде глаголы- действия которых вы должны выполнять, а сама называю другое действие, но вы должны быть внимательны и выполнять только те команды, которые написаны, а не те, что я проговариваю.

Встать.        Присесть.        Подтянуться.        Вдохнуть.           Выдохнуть.

Зажмуриться.          Подпрыгнуть.         Наклониться.         Улыбнуться.          Сесть.

А теперь я снова показываю эти глаголы, если это глагол 1 спряжения, поднимаем одну руку, если  2 спряжения – две руки.

IX.Орфографическая минутка.

Откройте, пожалуйста, рабочие тетради на стр. 48, задание № 10.

Прочитайте и объясните значение пословиц.

У кого карточки красного цвета – вы записываете 2 пословицы, у кого синего – одну, и работаете по цели упражнения, укажите спряжения глаголов с пропущенными окончаниями.

А третью пословицу 1 ученик у доски.  ( листочек)

Какой глагол-исключение встретился в тексте? (терпеть)

Какие глаголы-исключения вы знаете?

Откуда появились глаголы-исключения? Сейчас вы услышите об этом сказку.

X.Минутка сказки. (инсценировка)

Давным-давно, когда нас с тобой ещё не было на свете, в царстве Грамматики жил славный царь Глагол. Жители его царства были трудолюбивые, всё время куда-то спешили, что-то делали, чем-то занимались.

Было у царя два сына: 1 спряжение и 2 спряжение. Позвал однажды их царь и говорит:

- Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством, пришла пора вам мне помочь. Даю вам время, чтобы подумать, как вы будете царствовать.

Думали, думали сыновья и решили: 2 спряжение будет править теми глаголами, которые оканчиваются на  «ить», а 1 спряжение – всеми остальными. Рассказали сыновья отцу о своём решении, обрадовался царь: какие у него мудрые дети и издал указ о разделении государства. Но не всех обрадовала эта весть. Некоторые семьи оказались в двух разных царствах. Это были глаголы: 4 глагола на «ать» - гнать, держать, дышать, слышать, 7 глаголов на «еть» - смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть, и 2 глагола на «ить» - брить и стелить. Пришли они к царю с просьбой:

- Милостивый государь, славный царь глагол, помоги нам.

- Что случилось?

- Наши старые родители оказались в другом царстве, а разве можно бросать родителей, разреши нам остаться с ними.

- Но я не могу нарушить указ.

- Смилуйся, государь, сделай исключение.

Не смог Глагол устоять перед такой просьбой и разрешил им остаться в царстве 2 спряжения, хотя они и не оканчиваются на «ить». А глаголы – брить и стелить отправил в 1 спряжение. И теперь они глаголы-исключения. Запомните их, ребята!

Читаем стихотворение ( на слайде):

Гнать, держать,  смотреть и видеть.

Ненавидеть,

И зависеть, и вертеть,

И обидеть, и терпеть.

Вы запомните, друзья, их на Е спрягать нельзя!

Ко второму же спряжению

Отнесём мы без сомнения,

Все глаголы, что на «ить»

Исключая - брить, стелить.

XI..Тест-минутка. ( на слайде)

1)Какой глагол 1 спряжения?

а) слышать              б) щебетать         в) дружить         г) хвалить

2)В каком случае на месте пропуска пишется буква   е :

а)Коня на вожжах не удерж…шь.

б)Слово с языка не ворот…шь.

в)Из поговорки слов не выкин…шь.

3)В каком глаголе пишется окончание «ют»?

а)гон…                  б)вар…                   в)дума…               г)пиш…

4)В каждом ряду подчеркни лишнее слово:

а)любить, хвалить, брить, лечить.

б)синеть, краснеть, смотреть, бледнеть.

в)рисовать, писать, работать, держать.

5)В каком глаголе пишется окончание «ят»?

а)робе…                б)ищ…               в)стро…            г)рису…      (листочек закрасить)

XII. Минутка учебника. (стр.121 упр.145)

XIII.Оригинальная гимнастика. Массаж щитовидной  железы:

Сядьте удобно, расслабьтесь, успокойтесь. Ровно, протяжно произнесите звук «а». В тех же условиях произносим звук- и—для активизации работы мозга, -о--- приводит в порядок среднюю часть грудной клетки, чередование-о- и  - и---- массирует сердце.

Поймать комара- разведите руки в стороны, представьте, что ловите комара, медленно сводите руки, чтобы не спугнуть его. При этом произносите звук – з-, прихлопните комара и быстро разведите руки в стороны- получился автоматический вздох.

XIV. Минутка- помощница. (работа в парах)

Из данных существительных образуйте глаголы 2 лица, ед.ч. Один из вас записывает глаголы I спряжения, другой- II.

Мечта, корм, рыба, обед, смотр, встреча, груз, голод, ласка, обида. (листочек закрасить)

XV. Минутка творчества  «Найди пару»         Сложить глаголы и составить с ними словосочетания

Шум          гает

Шаг           ит

Спе           оят

Стр           шит

Сбе            ают

Зве            нят

XVI. Итог урока.

Я твёрдо знаю, что

Спряжение – это…

Спрягаются только глаголы…

Глаголы бывают …

Глаголы I спряжения имеют окончания…

Глаголы I I спряжения имеют окончания…

Знания , полученные на уроке мне необходимы для того, чтобы…

XVII.Минутка рефлексии.                Мой друг глагол!     Мой друг глагол?

Поставьте  на стволах  своего дерева  знак ! или ? Посадите сад знаний о глаголе.

Оценка. Д/з В рабочей тетради на стр.59 списать пословицы и выполнить цель упражнения, а тем ребятам, у кого красные кружки- подобрать ещё пословицы, в которых встречаются глаголы – исключения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка "Глаголы-синонимы, глаголы-антонимы" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: создание условий для формирования умений учащихся употреблять в речи близкие и противоположные по смыслу глаголы.Задачи урокаДидактические:закрепить знания детей о глаголе, как о части реч...

Технологическая карта урока русского языка "Глаголы-синонимы, глаголы-антонимы" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представления о глаголах-синонимах, глаголах-антонимах.Задачи урокаДидактические:Научить употреблять в речи...

Технологическая карта урока русского языка "Глагол. Упражнение в распознавании глаголов среди однокоренных слов." 3 Класс.

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Глагол. Упражнение в распознавании глаголов среди однокоренных слов.Цели деятельности учителя: развитие умения находить глаголы среди однокоренных слов по вопросу и ...

Технологическая карта урока русского языка "Глагол. Значение и употребление глаголов в речи." 3 Класс.

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема: Глагол. Значение и употребление глаголов в речи.Цели деятельности учителя: развитие умения распознавать глаголы среди других частей речи, определять значение и упот...