Технологическая карта урока русского языка "Глагол. Значение и употребление глаголов в речи." 3 Класс.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Тема: Глагол. Значение и употребление глаголов в речи.
Цели деятельности учителя: развитие умения распознавать глаголы среди других частей речи, определять значение и употребление глаголов в речи.
Планируемые результаты
Дидактические: повторить понятие «глагол», признаки глагола.
Развивающие: развивать такие способности учащихся, как умение сопоставлять, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
Воспитательные:
1) воспитывать у обучающихся уважительное отношение к иному мнению, к иной точке зрения;
2) воспитывать нравственные качества, чувство сплочённости и коллективизма.
3) воспитание уважения к чужому мнению.
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование: презентация, экран, проектор, доска, раздаточный материал, Русский язык 3 класс. Ч 2 / В.П. Канакина, В.Г. Горецский. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дата: ФИО учителя: Седых Е.Ю.
Школа: ОЦ №5 ФИ студента: Вишнякова А.А.
Класс: 3-7
Кабинет: 3-49
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГОЛ ЯЗЫКА
Тема: Глагол. Значение и употребление глаголов в речи.
Цели деятельности учителя: развитие умения распознавать глаголы среди других частей речи, определять значение и употребление глаголов в речи.
Планируемые результаты
Дидактические: повторить понятие «глагол», признаки глагола.
Развивающие: развивать такие способности учащихся, как умение сопоставлять, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
Воспитательные:
- воспитывать у обучающихся уважительное отношение к иному мнению, к иной точке зрения;
- воспитывать нравственные качества, чувство сплочённости и коллективизма.
- воспитание уважения к чужому мнению.
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование: презентация, экран, проектор, доска, раздаточный материал, Русский язык 3 класс. Ч 2 / В.П. Канакина, В.Г. Горецский. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование | |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне | Словестный: беседа. Форма организации: фронт.
| 1.Проверяет готовность учащихся к уроку. 2.Создание эмоционального настроя. Побуждение к высказыванию своего мнения. -Здравствуйте, ребята, меня зовут Анастасия Александровна, я сегодня проведу у вас урок русского языка. Давайте встанем, поздороваемся, улыбнёмся друг другу. Молодцы, садитесь. «Дерево знаний» Итак, а сейчас мы с вами проверим ваши знания. От вас требуется выбрать любой листочек на дереве и ответить на вопрос, который там размещён. - Звук, парный звуку [ф]. - В слове тонна удвоенный согласный … - Первая буква в алфавите. - В слове «земля» безударная гласная… - Звук, который слышен на конце слова «мороз». Давайте проверим: в, н, а, е, с. - Из данных букв составьте слово. - Охарактеризуйте слово весна | 1. Показывают готовность к уроку. -Здравствуйте 2.Выполняют задание «Дерево знаний» -в, н, а, е, с. -Весна, навес -сущ., неодуш., нариц., ж.р., ед. ч, И п. | Метапредметные: Р:самостоятельно организовывать свое рабочее место П: отвечать на простые и сложные вопросы учителя К:участвовать в диалоге Л: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества | ||
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Форма: индивидуальная, фронтальная. Словесный:беседа. | 1. Мотивирование учащихся к пробному учебному процессу. 2. Проверка знаний по предыдущей теме. 3. Умение использовать имеющиеся знания и умения. Блиц опрос - Какие части речи знаете? - Что такое имя существительное? - На какие вопросы отвечает? - Что обозначает? - Что такое имя прилагательное? - На какие вопросы отвечает? - Что обозначает? - Что такое местоимение? - На какие вопросы отвечает? - Что обозначает? | 1.Воспроизведение учащимися умений и навыков. 2.Отвечают на вопрос. | Предметные: Уметь: Метапредметные: Р:планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации П:осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; К: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; Л:широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающие социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы | ||
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Словесный:беседа. Форма работы:фронтальная. | 1.Мотивирование учащихся к проблемному учебному процессу. 2. Формулирование темы. 3. Умение использовать имеющиеся знания и умения. - Прочитайте текст. «Весна. Снег. По дорожкам весёлые ручьи. Домой перелетные птицы. Они звонкие песни.» - Назовите части речи, которые использованы в тексте. - Что вы можете сказать о тексте? Понравился ли вам текст? Всё ли было понятно? - Почему изображаемый мир как бы застыл, неподвижен? Давайте попробуем оживить текс. Что для этого нужно сделать? Слова какой части речи надо использовать? Предположите, какая же тема нашего урока? 4. Работа в парах. - Дополните этот текст, обсудив его в парах. Запишите текст, который у вас получился. «Наступила весна. Растаял снег. По дорожкам бегут весёлые ручьи. Домой вернулись перелетные птицы. Они поют звонкие песни.» - Как изменился второй текст? - Почему неподвижная картинка ожила? - С помощью какой части речи это произошло? - Подчеркните слова, которые вы вставили. - На какие вопросы отвечают? - Что обозначают? - Как называется часть речи? - Вспомните тему урока? О чем мы будем сегодня говорить на уроке? - Можно ли сказать, что это тема совсем новая для вас? - А чем же мы будем сегодня заниматься? Мы знаем о глаголе уже немало, однако, не все. Глагол – это самая сложная часть речи русского языка. И сегодня мы постараемся привести в систему известные нам знания и закрепим наши умения. | 1.С помощью учителя отгадывают тему урока и ставят цели. 2. Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова, называют орфограммы, подбирают проверочные слова. -в тексте появилось действие
| Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом К:отвечать за себя и других участников учебного процесса Л:проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества | ||
"Открытие" детьми нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Словесный:беседа. Форма организации:фонтальная,парная | 1.Изучение нового материала. 2. Использование приёмов, способствующих активизации мысли учащихся в процессе освоения нового материала. -Послушайте стихотворение. Попробуйте сосчитать, сколько глаголов встретилось в стихотворении. - А кто из вас знает, почему эта часть речи получила такое название? Слово глагол в Древней Руси обозначало речь вообще. Так, в словаре В.И. Даля мы читаем: «Глагол - это словесная речь человека, разумный говор, язык.». А ещё - «Глаголь» — старинное название буквы «г». Ученые подсчитали, что глагол занимает 2 место после существительного по частоте употребления в речи. -Возвращаемся к теме урока. Среди записанных слов найди глаголы. «Пилить, пробежка, косить, перелёт, смотреть, читать.» - Не все справились. У нас возникла проблема: а как отличить глагол от других частей речи? -Как будем действовать? Карточки на доску: - ставить вопрос, - определять, что слово обозначает, - каким членом предложения является. 3. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения учебных задач. - Переходим к работе с учебником. Упр. 169 (с. 100). — Прочитайте первую группу слов. — Определите часть речи. Обоснуйте свой ответ. — Прочитайте вторую группу слов. — Определите часть речи. Обоснуйте свой ответ. — А теперь мы вместе составим нераспространённые предложения из данных слов. Запишите предложения. Подчеркните основу в предложениях. — Что можно сказать об этих предложениях? — Каким членом предложения является глагол? Назовите признаки глагола? 3. Физминутка | 1.Выполнение задания самостоятельно.
| Метапредметные: Р:учитывать выделение учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; П:строить речевое высказывание в устной и письменной форме; | ||
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Словесный:беседа. Форма организации:фонтальная | Работа над правилом. А теперь, все полученные на уроке знания сравните с определением глагола, которое дается на странице 101 нашего учебника. - Так что - же общего у глагола с именем существительным и с именем прилагательным? - Назовите признаки глагола? Организация работы в парах. - А сейчас поработаем в группах. (Деление на группы.) Вспомним правила работы в группе. «Правила работы в группе»
На листах записаны пословицы, в каждой из которых один из глаголов пропущен. Задача: дописать пропущенный глагол с противоположным значением и объяснить пословицы. 1 группа Мир строит, а война……..(разрушает). Лето припасает, а зима…….(подъедает). Труд кормит, а лень……..( портит). 2 группа Человек от лени болеет, а от труда……(здоровеет). Смелый побеждает, а трус…….(погибает). Лентяй ест – греется, а работает -……..( мёрзнет). 3 группа Сумел завязать, сумей и …….(развязать). Чем зря кричать, лучше ……(помолчать). Декабрь год кончает, а зиму…..(начинает).
Легко друга потерять, но трудно …..(найти). По одёжке встречают, а по уму ……( провожают). Ласточка день начинает, а соловей….(кончает) |
| Предметные: Уметь:анализировать и формулировать свои мысли Метапредметные: Р: учитывать правило в планировании и контроле способа решения; П:использовать знаково-символические средства; К:формулировать собственное мнение и позицию; | Слайд | |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация нового способа действий, создание ситуации успеха | Практический:упражнение.Форма:индивидуальная | 1.Выполнение задания самостоятельно. А теперь мы с вами поработает самостоятельно. Откройте учебник на странице 102, обратите внимание на упражнение №172. Ваша задача-записать предложения,вставляя пропущенные глаголы. Приступайте к выполнению задания. Заканчиваем выполнять данное упражнение, сейчас на слайде появился правильно выполненное задание, а ваша задача – проверить свою работу. Напротив каждого предложения мы ставим + или – карандашом, а зачем подсчитываем количество +. 7-8 «+»-ставим 5 карандашом. 5-6 «+»-ставим 4 меньше 5 «+»-ставим 3. | 1.Выполняют задание. | Предметные: Уметь: работать в тишине Знать: правила работы в парах Метапредметные: Р:планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей П:ориентироваться на разнообразине способов решения задач К:допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; Л:учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи | ||
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Практический: упражнение. Форма: фронтальная | 1.Повторение изученного материала. А теперь я предлагаю вам поработать в парах (Задания на карточках) - Соедините стрелками фразеологизмы с соответствующим значение. Бить баклуши запомнить Брать на буксир обидеться Надуть губы бездельничать Зарубить на носу помогать - Кто из вас встретит затруднения, может заглянуть в словарь фразеологизмов на стр. 157 в учебнике. | 1.Выполняют задание | Метапредметные: П:ориентироваться на разнообразине способов решения задач К: формулировать собственное мнение и позицию Р: учитывать правило в планировании и контроле способа решения; Л:учебно-познавательный инетерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи | ||
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, применения нового знания | Словесный6беседа. Форма:фронт. | 1.Создание ситуации для оценки учащимися своей деятельности. - Расскажите мне, что вы узнали сегодня о глаголе? -Что было легко? Что было трудно? -Какое задание было самым интересным? -Что вы можете сказать о своей работе на уроке? Если вам сегодня было всё легко, понятно и интересно, можете оценить наш урок на 5. Если было интересно, но появились какие-то затруднения, поставьте нашему уроку 4. Если вам было скучно, сложно и непонятно, то поставьте 3. А теперь покажите на пальчиках, на какой балл вы оценили наш урок. Мне понравилась ваша работа на уроке. Урок окончен. Спасибо за совместную работу, до свидания! | 1. Оценка учащимися своей деятельности на уроке. -Ответы детей | Предметные: Уметь: формулировать чётко свой ответ Метапредметные: Р: адекватно воспринимать оценку учителя П:строить речевое высказывание в устной и письменной форме Л:способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка «Значение и употребление глаголов в речи» 3 класс
Предмет: русский языкКласс: 3-аТема урока: «Значение и употребление глаголов в речи»Цель урока: Формировать умение грамотно использовать в речи глаголы-синонимы и глаголы-антонимы, расширять словарный...
Технологическая карта урока русский язык "Значение и употребление имен прилагательных в речи"
3 класс, УМК "Школа России"...
Конспект урока русского языка "Значение и употребление глаголов в речи" (УМК "Школа России", 3 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Значение и употребление глаголов в речиЦели деятельности учителя: формирование умения распознавать глаголы среди других частей речи и употреблять их в речи.Планируем...
Технологическая карта урока русского языка - "Значение и употребление местоимений в речи" (2 класс, УМК "Школа России")
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока «Значение и употребление местоимений в речи»Тип урока: рефлексииЦель урока: создание условий для формирования знаний учащихся о местоим...
Технологическая карта урока русского языка "Значение и употребление глаголов в речи" (3 класс), УМК "Школа России"
Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: создание условий для формирования представления о том, что такое глагол, о его употребление речи.Задачи урокаДидактические:Закрепить знан...
Технологическая урока русского языка "Значение и употребление глаголов в речи" (УМК "Школа России", 3 класс)
Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: обобщение и закрепление знаний учащихся о значении и употреблении глаголов в речи.Задача урока по практической части ВКР: формирование фу...
Технологическая карта по русскому языку "Значение и употребление глаголов в речи" (УМК "Школа России", 3 класс)
Тема урока «Глагол. Значение и употребление глаголов в речи»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умения распознавать глаголы среди других частей речи, уп...