Технологическая карта урока русского языка "Глагол. Значение и употребление глаголов в речи." 3 Класс.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Вишнякова Анастасия Александровна

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема: Глагол. Значение и употребление глаголов в речи.

Цели деятельности учителя: развитие умения распознавать глаголы среди других частей речи, определять значение и употребление глаголов в речи.

Планируемые результаты

Дидактические: повторить понятие «глагол», признаки глагола.

Развивающие: развивать такие способности учащихся, как умение сопоставлять, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

Воспитательные:

1)   воспитывать у обучающихся уважительное отношение к иному мнению, к иной точке зрения;

2)   воспитывать нравственные качества, чувство сплочённости и коллективизма.

3)   воспитание уважения к чужому мнению.

 

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: презентация, экран, проектор, доска, раздаточный материал, Русский язык 3 класс. Ч 2  /  В.П. Канакина, В.Г. Горецский. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Дата:                                                                                                                            ФИО учителя: Седых Е.Ю.

Школа:        ОЦ №5                                                                                                            ФИ студента: Вишнякова А.А.

Класс: 3-7                                                                                                                

Кабинет: 3-49

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГОЛ ЯЗЫКА

Тема: Глагол. Значение и употребление глаголов в речи.

Цели деятельности учителя: развитие умения распознавать глаголы среди других частей речи, определять значение и употребление глаголов в речи.

Планируемые результаты

Дидактические: повторить понятие «глагол», признаки глагола.

Развивающие: развивать такие способности учащихся, как умение сопоставлять, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

Воспитательные: 

  1. воспитывать у обучающихся уважительное отношение к иному мнению, к иной точке зрения;
  2. воспитывать нравственные качества, чувство сплочённости и коллективизма.
  3. воспитание уважения к чужому мнению.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: презентация, экран, проектор, доска, раздаточный материал, Русский язык 3 класс. Ч 2  /  В.П. Канакина, В.Г. Горецский. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Словестный: беседа. Форма организации: фронт.

 

1.Проверяет готовность учащихся к уроку.

2.Создание эмоционального настроя. Побуждение к высказыванию своего мнения.

-Здравствуйте, ребята, меня зовут Анастасия Александровна, я сегодня проведу у вас урок русского языка. Давайте встанем, поздороваемся, улыбнёмся друг другу. Молодцы, садитесь.

«Дерево знаний» 

Итак, а сейчас мы с вами проверим ваши знания. От вас требуется выбрать любой листочек на дереве и ответить на вопрос, который там размещён.

- Звук, парный звуку [ф].

- В слове тонна удвоенный согласный …

- Первая буква в алфавите.

- В слове «земля» безударная гласная…

- Звук, который слышен на конце слова «мороз».

Давайте проверим: в, н, а, е, с.

- Из данных букв составьте слово. 

Охарактеризуйте слово весна 

1. Показывают готовность к уроку.

-Здравствуйте

2.Выполняют задание «Дерево знаний»

-в, н, а, е, с.

-Весна, навес

-сущ., неодуш., нариц., ж.р., ед. ч, И п.

Метапредметные: Р:самостоятельно организовывать свое рабочее место

П: отвечать на простые и сложные вопросы учителя

К:участвовать в диалоге

Л: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Форма: индивидуальная, фронтальная. Словесный:беседа.

1. Мотивирование учащихся к пробному учебному процессу. 2. Проверка знаний по предыдущей теме. 3. Умение использовать имеющиеся знания и умения.

Блиц опрос

- Какие части речи знаете?

- Что такое имя существительное?

- На какие вопросы отвечает?

- Что обозначает?

- Что такое имя прилагательное?

- На какие вопросы отвечает?

- Что обозначает?

- Что такое местоимение?

- На какие вопросы отвечает?

- Что обозначает?

1.Воспроизведение учащимися умений и навыков.

2.Отвечают на вопрос.

Предметные:

Уметь:

Метапредметные:

Р:планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

П:осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

К: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

Л:широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающие социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный:беседа. Форма работы:фронтальная.

1.Мотивирование учащихся к проблемному учебному процессу.

2. Формулирование темы.

3. Умение использовать имеющиеся знания и умения.

- Прочитайте текст.

«Весна. Снег. По дорожкам весёлые ручьи. Домой перелетные птицы. Они звонкие песни.»

- Назовите части речи, которые использованы в тексте.

- Что вы можете сказать о тексте? Понравился ли вам текст?  Всё ли было понятно?

- Почему изображаемый мир как бы застыл, неподвижен? Давайте попробуем оживить текс. Что для этого нужно сделать? Слова какой части речи надо использовать? Предположите, какая же тема нашего урока?

4. Работа в парах. 

- Дополните этот текст, обсудив его в парах. Запишите текст, который у вас получился.

«Наступила весна. Растаял снег. По дорожкам бегут весёлые ручьи. Домой вернулись перелетные птицы. Они поют звонкие песни.»

- Как изменился второй текст?

- Почему неподвижная картинка ожила?

- С помощью какой части речи это произошло?

- Подчеркните слова, которые вы вставили.

- На какие вопросы отвечают?

- Что обозначают?

- Как называется часть речи?

- Вспомните тему урока? О чем мы будем сегодня говорить на уроке?

 - Можно ли сказать, что это тема совсем новая для вас?

- А чем же мы будем сегодня заниматься?

Мы знаем о глаголе уже немало, однако, не все. Глагол – это самая сложная часть речи русского языка. И сегодня мы постараемся привести в систему известные нам знания и закрепим наши умения.

1.С помощью учителя отгадывают тему урока и ставят цели.

2. Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова, называют орфограммы, подбирают проверочные слова.

-в тексте появилось действие

  1. - Вспомним признаки глагола.
  2. Будем учиться распознавать глагол среди других частей речи.

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

К:отвечать за себя и других участников учебного процесса

Л:проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Словесный:беседа. Форма организации:фонтальная,парная

1.Изучение нового материала.

2. Использование приёмов, способствующих активизации мысли учащихся в процессе освоения нового материала.

-Послушайте стихотворение. Попробуйте сосчитать, сколько глаголов встретилось в стихотворении.

- А кто из вас знает, почему эта часть речи получила такое название?

 Слово глагол в Древней Руси обозначало речь вообще. Так, в словаре В.И. Даля мы читаем: «Глагол - это словесная речь человека, разумный говор, язык.». А ещё - «Глаголь» — старинное название буквы «г».

Ученые подсчитали, что глагол занимает 2 место после существительного по частоте употребления в речи.

-Возвращаемся к теме урока. Среди записанных слов найди глаголы. «Пилить, пробежка, косить, перелёт, смотреть, читать

- Не все справились. У нас возникла проблема: а как отличить глагол от других частей речи?

-Как будем действовать?

  Карточки на доску:

            - ставить вопрос,

            - определять, что слово обозначает,

            - каким членом предложения является.  

3. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения учебных задач.

- Переходим к работе с учебником.

Упр. 169 (с. 100).

— Прочитайте первую группу слов.

— Определите часть речи. Обоснуйте свой ответ.

— Прочитайте вторую группу слов.

— Определите часть речи. Обоснуйте свой ответ.

— А теперь  мы вместе составим нераспространённые предложения из данных слов. Запишите предложения. Подчеркните основу в предложениях.

— Что можно сказать об этих предложениях?

— Каким членом предложения является глагол? Назовите признаки глагола?

3. Физминутка

1.Выполнение задания самостоятельно.

  1. - (18 глаголов)

Метапредметные:

Р:учитывать выделение учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

П:строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Словесный:беседа. Форма организации:фонтальная

Работа над правилом.

А теперь, все полученные на уроке знания сравните с определением глагола, которое дается на странице 101 нашего учебника.

- Так что - же общего у глагола с именем существительным и с именем прилагательным?

- Назовите признаки глагола?

Организация работы в парах.

 - А сейчас поработаем в группах. (Деление на группы.) Вспомним правила работы в группе.

 «Правила работы в группе»

  1. Слушай, что говорят другие.
  2. Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.
  3. Говори спокойно ясно, только по делу.
  4. Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.
  5. Помогай товарищам, если они об этом просят.
  6. Точно выполняй возложенную на тебя роль.

На листах записаны пословицы, в каждой из которых один из глаголов пропущен. Задача: дописать пропущенный глагол с противоположным значением и объяснить пословицы.

1 группа  

Мир строит, а война……..(разрушает).

Лето припасает, а зима…….(подъедает).

Труд кормит, а лень……..( портит).

2 группа

Человек от лени болеет, а от труда……(здоровеет).

Смелый побеждает, а трус…….(погибает).

Лентяй ест – греется, а работает -……..( мёрзнет).

3 группа

Сумел завязать, сумей и …….(развязать).

Чем зря кричать, лучше ……(помолчать).

Декабрь год кончает, а зиму…..(начинает).


4 группа

Легко друга потерять, но трудно …..(найти).

По одёжке встречают, а по уму ……( провожают).

Ласточка день начинает, а соловей….(кончает)

  1. -это части речи
  2. -обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? в предложении чаще всего – сказуемое

Предметные:

Уметь:анализировать и формулировать свои мысли

Метапредметные:

Р: учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

П:использовать знаково-символические средства;

К:формулировать собственное мнение и позицию;

Слайд

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация нового способа действий, создание ситуации успеха

Практический:упражнение.Форма:индивидуальная

1.Выполнение задания самостоятельно.

А теперь мы с вами поработает самостоятельно. Откройте учебник на странице 102, обратите внимание на упражнение №172. Ваша задача-записать предложения,вставляя пропущенные глаголы. Приступайте к выполнению задания.

Заканчиваем выполнять данное упражнение, сейчас на слайде появился правильно выполненное задание, а ваша задача – проверить свою работу. Напротив каждого предложения мы ставим + или – карандашом, а зачем подсчитываем количество +.

7-8 «+»-ставим 5 карандашом.

5-6 «+»-ставим 4

меньше 5 «+»-ставим 3.

1.Выполняют задание.

Предметные:

Уметь: работать в тишине

Знать: правила работы в парах

Метапредметные:

Р:планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

П:ориентироваться на разнообразине способов решения задач

К:допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

Л:учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Практический: упражнение. Форма: фронтальная

1.Повторение изученного материала.

А теперь я предлагаю вам поработать в парах (Задания на карточках)

- Соедините стрелками фразеологизмы с соответствующим значение.

Бить баклуши            запомнить

Брать на буксир         обидеться

Надуть губы               бездельничать

Зарубить на носу       помогать

- Кто из вас встретит затруднения, может заглянуть в словарь фразеологизмов на стр. 157 в учебнике.

1.Выполняют задание

Метапредметные:

П:ориентироваться на разнообразине способов решения задач

К: формулировать собственное мнение и позицию

Р: учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

Л:учебно-познавательный инетерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, применения нового знания

Словесный6беседа. Форма:фронт.

1.Создание ситуации для оценки учащимися своей деятельности.

- Расскажите мне, что вы узнали сегодня о глаголе?

-Что было легко? Что было трудно?

-Какое задание было самым интересным?

-Что вы можете сказать о своей работе на уроке?

Если вам сегодня было всё легко, понятно и интересно, можете оценить наш урок на 5.

Если было интересно, но появились какие-то затруднения, поставьте нашему уроку 4.

Если вам было скучно, сложно и непонятно, то поставьте 3. А теперь покажите на пальчиках, на какой балл вы оценили наш урок.

Мне понравилась ваша работа на уроке. Урок окончен. Спасибо за совместную работу, до свидания!

1. Оценка учащимися своей деятельности на уроке.

-Ответы детей

Предметные:

Уметь: формулировать чётко свой ответ

Метапредметные:

Р: адекватно воспринимать оценку учителя

П:строить речевое высказывание в устной и письменной форме

Л:способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка «Значение и употребление глаголов в речи» 3 класс

Предмет: русский языкКласс: 3-аТема урока: «Значение и употребление глаголов в речи»Цель урока: Формировать умение грамотно использовать в речи глаголы-синонимы и глаголы-антонимы, расширять словарный...

Конспект урока русского языка "Значение и употребление глаголов в речи" (УМК "Школа России", 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Значение и употребление глаголов в речиЦели деятельности учителя: формирование умения распознавать глаголы среди других частей речи и употреблять их в речи.Планируем...

Технологическая карта урока русского языка - "Значение и употребление местоимений в речи" (2 класс, УМК "Школа России")

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока «Значение и употребление местоимений в речи»Тип урока: рефлексииЦель урока: создание условий для формирования знаний учащихся о местоим...

Технологическая карта урока русского языка "Значение и употребление глаголов в речи" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: создание условий для формирования представления о том, что такое глагол, о его употребление речи.Задачи урокаДидактические:Закрепить знан...

Технологическая урока русского языка "Значение и употребление глаголов в речи" (УМК "Школа России", 3 класс)

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: обобщение и закрепление знаний учащихся о значении и употреблении глаголов в речи.Задача урока по практической части ВКР: формирование фу...

Технологическая карта по русскому языку "Значение и употребление глаголов в речи" (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема урока «Глагол. Значение и употребление глаголов в речи»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умения распознавать глаголы среди других частей речи, уп...