Формирование экологических понятий на уроках русского языка.
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Юсупова Резеда Минсаидовна

               Немаловажную роль в экологическом образовании и воспитании играют  уроки русского языка.  Данный предмет обладает нравственно-экологическим потенциалом. Однако для систематического осуществления экологической работы следует включать дополнительный материал, используя интегрированные уроки, диктанты, сочинения, стихотворения экологического характера, словарные слова, загадки, кроссворды, задания на экологическую тему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_ekologicheskuyu_tematiku.docx17.91 КБ

Предварительный просмотр:

Юсупова Резеда Минсаидовна, учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №125», г. Казань.                      

 Формирование экологических понятий на уроках русского языка.    

               Формирование экологических понятий у младших школьников осуществляется с помощью заданий, которым целесообразно придавать экологическую направленность. Задания, используемые на уроках, должны раскрывать не только связи организмов со средой обитания, но и ценностные нормативные и практические деятельностные аспекты отношения человека к родной и социальной природной среде. В результате этого учащиеся чаще будут вовлекаться в самостоятельный поиск, учиться прогнозировать последствия поведения и деятельности в окружающей среде.

               Немаловажную роль в экологическом образовании и воспитании играют  уроки русского языка.  Данный предмет обладает нравственно-экологическим потенциалом. Однако для систематического осуществления экологической работы следует включать дополнительный материал, используя интегрированные уроки, диктанты, сочинения, стихотворения экологического характера, словарные слова, загадки, кроссворды, задания на экологическую тему.

Диктанты на экологическую тематику.

1класс (1-4)

1. Лето.

Была сильная жара. Поле и лес ждали дождя. Набежала туча. Грянул гром.

Упали первые капли.

2. Гнездо.

За домом была ива. На иве было гнездо зяблика. В гнезде сидели птенцы.

Они громко кричали.

3. Проверочное списывание.

Уж верба вся пушистая

Раскинулась кругом.

Опять зима душистая

Повеяла крылом. (А. Фет).

2 класс (1-4)

1. Утро.

     Было теплое утро. Роса еще не спала. На мокрой траве остался след. Вот шмель полетел за медком. На березке маленькие дырочки. Их оставил дятел. Весной он пьет сок. На полянах много травы. Хороший корм для коров.

Слова для справок: полетел, дятел, на полянах.

2. Краски осени.

Лежал чудесный ковер из листьев. Сколько ярких красок у осени. Собака
Булька играла с листочком дуба. Под елкой Ксюша нашла гриб. Он был красив. Ножка у гриба толстая, шляпка красная.

Слова для справок: Лежал.

3. Тайна на лугу.

       Весь луг был покрыт белыми пушистыми шарами. Ветерок решил с ними поиграть. Он дунул. Во все стороны полетели мелкие пушинки. Где же шары?
Много тайн и загадок на лугу.

3 класс (1-4)

1. Береги птицу.

          В солнечное утро у пруда закуковала кукушка. Деревья еще не просохли от утренней росы. Кукушка откуковала. Засвистел весь сад, зашумел листьями. Божьи коровки, птицы взялись за работу. Для птиц настала жаркая пора. С утра до позднего вечера пернатые несут корм в гнезда. В эти дни постарайся не гулять по лесу с собакой. Легко спугнуть птицу с гнезда. Погибнут от голода птенцы.

Слова для справок: солнечное, постарайся.

2. Дым над лесом.

         Настал жаркий июль. Теплый дождь освежил поля, луга и леса. Но на огромных просторах страны гроза несет и беду. От удара молнии вспыхивают ярким огнем ель, сосна и другой могучий великан. Огонь в лесу опасен. Гибнут молодые деревца, ягодники, птичьи гнезда. Лесные звери остаются без корма. На помощь приходит авиация. Крылатые машины помогают охранять лесные массивы от огня.

Слова для справок: вспыхивают, опасен, остаются, авиация.

 4 класс (1-4)

1. Берегите воду.

          Быстрый ручей звонко журчал в зарослях черемухи. Но вот он выбежал на широкий луг. Заблестела на утреннем солнце вода. Ручей спешил вперед. Со всех сторон к шумному ручью сбегались другие ручьи. Он становился шире и глубже. Течение его замедлилось. Наш ручей стал речкой. В мягком иле поселились различные животные. На поверхности воды весело закачались белые кувшинки. Птицы свили гнезда на высоком берегу. Вода несет жизнь растениям, животным, людям. Чистая вода – главное богатство природы. Берегите природу.

Слова для справок: в зарослях, шире, глубже.

Обратить внимание на постановку тире.

2. Приметы.

      Переливами цветных красок славился июнь месяц. Кругом сочная зелень. Все живое радуется теплу и солнцу.

       А знаешь ли ты, что по поведению животных и растений можно судить о каждом дне? Пастухи по шерсти овцы могут определить приближение дождя. Шерсть легко вбирает воду из воздуха. Будет дождливо, если собака ест траву. К дождю лягушки вылезают из воды на берег. В ненастную погоду душистые растения издают сильный запах. Садовые ноготки закрывают цветки. Не раскрывают бутоны розы и шиповник.

Слова для справок: славится, радуется, о приближении, вбирает.

                                               

 Сочинение.

4 класс (1-4)

1. Составьте с данными сочетаниями слов текст на тему «Русский лес зимой».

        Сказочен, чудесен лес, повис на ветвях, глубокие чистые сугробы, петлями от березки к березке, на белоснежной скатерти, согнулись под тяжестью, птицы с красными грудками.

- Озаглавьте текст и запишите его.

2. Примерные вопросы для сочинения о зиме.

- Чем зима отличается от других времен года?

- Как зимой восходит солнце?

- Долго ли оно остается на небе?

- Каким бывает день и какой бывает ночь?

- Какая стоит погода?

- Чем покрыта земля?

- Что бывает на реках?

- Где дикие звери?

- Где перелетные птицы?

- Как одеваются люди?

- Что делают для тепла в хатах?

Изложение. 3 класс(1-4)

Куда все подевалось?

На зеленой лужайке под большим дубом жил колодец. Около него любили отдыхать путники.

      Однажды один озорник бросил в колодец камень. Камень закрыл источник. Высохли трава, дуб. Перестал вить гнездо соловей. Больше не звучала его чудесная песня.

      Через много лет мальчик стал дедушкой. Пришел он на то место, где был колодец. Кругом желтел песок, ветер гнал тучи пыли. Задумался дедушка: «Куда все подевалось?»

План.

  1. Колодец.
  2. Поступок мальчика.
  3. Возвращение к колодцу.

Найдите и устраните повторы в предложениях

  • Высохли трава и дуб. Больше не плел гнездо соловей. Больше не звучала его чудесная песня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка

В данном выступлении описан опыт по формированию орфографической зоркости  на уроках русского языка в начальных классах.  ...

Статья "Формирование орфографических умений на уроках русского языка в начальной школе"

В этой работе показана важность осознанного овладения навыками грамотного письма. Опыт показывает, что только при систематической тренировке умение видеть орфограмму автоматизируется и становится част...

лексикологические понятия на уроках русского языка

активизация словарного запаса обучающихся, задачи, виды упражнений...

Экологическое воспитание на уроках русского языка

Подборка материалов по русскому языку для 1-4 классов, способствующая экологическому воспитанию младшего школьника....

Экологические минутки на уроках русского языка

Презентации к урокам русского языка с элементами экологии...

Экологическое воспитание на уроках русского языка в начальной школе

Занимательный материал по экологическому воспитаниюю на уроках русского языка...