Творительный падеж имён существительных
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Батяева Ирина Васильевна

Разработка урока по русскому языку по теме "Творительный падеж" 3 класс УМК ПНШ с использованием SMART доски.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.docx24.51 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Творительный падеж»

ФИО (полностью)    

Батяева Ирина Васильевна

Место работы

МОУ «Лицей № 7» г. о. Саранск

Республика Мордовия

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Русский язык

(УМК «Перспективная начальная школа»)

Класс

3

Тема и номер урока в теме

Творительный падеж. № 1

Базовый учебник

Чуракова Н. А. Русский язык: 3 кл.: Учебник: В 3 ч./

Н. А. Чуракова; под ред. М. Л. Каленчук. – М.: Академкнига/Учебник, 2013.

8. Цель  урока: способствовать формированию представлений  об особенностях  имени существительного в форме творительного  падежа.

9. Задачи:

 -обучающие - актуализировать и упорядочить знания детей о падежах             существительных, дать представление о значении творительного падежа в процессе работы с текстом и словом;

-развивающие – развивать мышление, умение обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость;

-воспитательные – создать условия для формирования познавательного интереса к   русскому языку, чувства уважения, взаимопомощи.

  1. Тип урока изложение нового материала
  2. Формы работы учащихся индивидуальная, фронтальная, в парах
  3. Необходимое техническое оборудование компьютер, проектор, SMART доска.
  4. Структура и ход  урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Слайд

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

2

3

4

5

1.

Организацион-ный момент

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса к уроку

Проверяют рабочие места, настраиваются на работу.

Оформление тетрадей: запись числа, классная работа.

2.

Словарная работа

Слайд № 2

Просит списать слова, вставить пропущенные буквы.

Просит одного ученика выйти к доске и вписать пропущенные буквы.

- Какое слово лишнее и почему?

(Футбол, потому что пропущен парный согласный, а в остальных безударный гласный).

Обращает внимание на новое словарное слово – шофёр.

- Что можете сказать о словах: шофёр – водитель?

- Какую ассоциацию запомнить предлагают авторы учебника при написании слова шофёр? (ТПО с.58)

-Что ещё можно представить на месте буквы «о»?

Списывают слова со слайда, вставляют пропущенные буквы.

Дети сверяют свои работы с работой на слайде (если допущены  ошибки, исправляют)

Анализируют самостоятельно, высказывают предположения и доказательство, какое слово лишнее и почему.

Дети знакомятся со значением слова – шофёр.

Дети дают ответы: слова синонимы.

- «О» – это руль.

- «О» – это колесо, фара.

3.

Актуализация знаний.

Слайд № 3.

Слайд № 4.

Слайд № 5.

Учитель просит вспомнить тему прошлых уроков.

- Сколько падежей в русском языке?

Вызывает к доске двух учеников для работы по слайду: один ученик вспоминает и расставляет падежи по порядку, второй вспоминает и расставляет падежные вопросы к соответствующим падежам.

Учитель просит вспомнить предлоги Р.п. и В. п., выполнив работу по слайду.

Учитель предлагает устную работу по слайду: определить падеж имён существительных.

Дети вспоминают тему прошлых уроков (Падежи имён существительных).

- В русском языке шесть падежей.

Двое учащихся работают по слайду, остальные в парах повторяют падежи и падежные вопросы.

Динамический момент. Дети цепочкой выходят к доске и по одному предлогу соотносят с падежом.

Д.М.Фронтальная работа: дети задают устно вопрос и определяют падеж имён существительных, нажимают на шарик и проверяют свой ответ.

4.

Определение темы и цели урока

Учитель просит назвать тему урока и цели.

Дети вспоминают тему прошлого урока и читают название урока из содержания, определяют цели урока.

5.

Введение

новых знаний

Учитель предлагает прочитать правило на стр. 86 учебника и выполнить упр. 72 на стр. 87 - 88.

Дети самостоятельно читают правило на стр. 86 и выполняют упр. 72 на стр. 87 – 88.

1) Устно фронтально отвечают на вопросы с 87.

2)Самостоятельно выполняют задание на стр. 88 (выписывают 3 словосочетания по образцу и определяют падеж)

Д. М. Проверка  у консультантов.

6.

Физкульт-минутка

Показывает упражнения для глаз.

Дети, стоя, повторяют за учителем упражнения для глаз.

7.

Первичное закрепление

Слайд № 6

Учитель предлагает выполнить самостоятельную работу по слайду по заданию: составьте и запишите словосочетания, изменяя имена существительные по смыслу.

- Чтобы открыть скобки, в форме какого падежа нужно было употребить имя существительное?

- С какими предлогами могут употребляться имена существительные в форме творительного падежа?

Дети самостоятельно читают словосочетания, устно задают вопрос и записывают получившиеся словосочетания.

(Проверка: один ученик открывает правильные словосочетания, вытащив правильный вариант за галочку)

- В форме творительного падежа.

- С предлогами: с, за, над, под.

8.

Закрепление пройденного материала

1.Учитель просит прочитать  стихотворение из

упр. № 73 с. 88. Организует фронтальную устную работу по вопросам упражнения.

2.Учитель предлагает выполнить задания из ТПО С. 58 упр. 59.

Дети читают стихотворение, затем устно отвечают на вопросы

Дети работают индивидуально в ТПО, записывают слово, вставляют пропущенные буквы, определяют падеж существительных, организуют взаимопроверку.

9.

Обобщение

Слайд № 7.

Учитель предлагает ответить на вопросы, выбрав правильный ответ (тест).

Ученик выходит к доске, читает задание и выбирает ответ.

(Можно повторить 2 -3 раза).

10.

Рефлексия

Постановка вопроса о достижении цели урока, оценка работы учащихся.

Дети делают выводы, обсуждают результаты работы.

11.

Домашнее задание

Учитель комментирует домашнее задание.    

Записывают задание в дневники: ТПО стр.59 упр. 61.

Таблица № 2.

 № слайда

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Слайд № 1

На слайде представлены данные.

Слайд № 2

Учитель предлагает словарную работу: списать слова, вставить пропущенные буквы: б.лото, п.года, фу.бол, ш.ссе, т.пор, к.мпьютер, ог.род, тр.ллейбус, в.кзал, ш.фёр.

Затем вызывает одного ученика, для проверки.

Просит прочитать объяснение слова шофёр. Задаёт вопрос:

- Какое значение имеет слово «шофёр»?

- Какими словами являются слова шофёр – водитель?

Дети списывают слова в тетрадь, вставляют пропущенные буквы.

Один ученик выходит к доске и делает проверку, записав буквы в пропущенные окошки. Все сверяют со своими работами, если допущены ошибки, исправляют

(или в своих тетрадях, или на доске, в зависимости от того, где они допущены).

Дети самостоятельно объясняют значение слова, затем читают объяснение слова шофёр, вытянув объяснение за галочку, и отвечают на вопрос: - Это синонимы.

Слайд № 3

Учитель просит распределить в два столбика: падежи по порядку и падежные вопросы.

Два ученика работают у доски: один распределяет карточки с падежами по порядку, второй – карточки с падежными вопросами. Затем проверка по кнопке Reset. Если выполнено неправильно, среди зелёных галочек есть красные крестики, то задание выполняют повторно другие ученики.

Слайд № 4

Учитель просит вспомнить предлоги Р.п. и В. п., выполнив работу по слайду: распределить предлоги в нужный падеж.

Дети цепочкой, по одному, выходят к доске и по одному предлогу соотносят с падежом, перенося карточку с предлогом в круговорот с падежом (если выбор, неправильный и карточка не пропала, то можно исправить ответ, отправив карточку в правильный круговорот).

Слайд № 5

Учитель предлагает устную работу по слайду: определить падеж имён существительных.

Тихо шепчется с ветлой(   )

Старая берёза.(   )

Ходит по двору (    ) с метлой (   )

Дедушка Серёжа.(  )

Дети, по одному, задают устно вопрос и определяют падеж имён существительных, нажимают на шарик и проверяют свой ответ.

Слайд № 6

Учитель предлагает выполнить самостоятельную работу по слайду по заданию: составьте и запишите словосочетания, изменяя имена существительные по смыслу.

Дети самостоятельно читают словосочетания, устно задают вопрос и записывают получившиеся словосочетания.

(Проверка: один ученик открывает правильные словосочетания, вытянув их за галочку.)

Слайд № 7

Учитель предлагает ответить на вопросы, выбрав правильный ответ (тест).

1. На какие вопросы отвечают существительные, стоящие в форме творительного падежа?

А) кем? чем?

Б) кого? чего?

В) кому? чему?

Г) кто? что?

2. С  какими  предлогами употребляются существительные, стоящие в форме творительного падежа?

А) в, на, за, про

Б) к, по

В) с, за, д, под

Г) без, у, о, до, с, из, для

3. Каким членом предложения является существительное в форме творительного падежа?

А) подлежащим

Б) сказуемым

В) второстепенным членом

Г) главным членом

Ученик выходит к доске, читает задание и выбирает ответ: А, В, Б, Г. Если ответ правильный, то появляется зелёная галочка. Если ответ неправильный, то появляется красный крестик  и ученик имеет возможность исправить ответ. (Выполнив задание, получает сразу оценку своей деятельности по компьютеру)

(Можно повторить 2 - 3 раза).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку в 4 классе: «Творительный падеж имён существительных»

Цели:1. Учить правильному написанию окончаний имён существительных Т. п. в ударном и безударном положении.2. Развивать орфографическую зоркость, речь учащихся.3. Воспитывать любознательность, интерес ...

Открытый урок по русскому языку. Творительный падеж имён существительных в 3 классе

   Конспект урока по теме: "Творительный падеж существительных, умение находить и определять их"....

Презентация к уроку русского языка по теме: "Творительный падеж имён существительных"

Данная презентация поможет провести урок по теме, по учебнику Т.Г.Рамзаевой....

Урок русского языка в 4 классе .Творительный падеж имён существительных.

Урок русского языка в 4 классе .Творительный падеж имён существительных....

Презентация к уроку русского языка в 4 классе "Творительный падеж имён существительных"

Презентация к уроку русского языка в 4 классе "Творительный падеж имён существительных"...

"Творительный падеж имён существительных"

Разработка урока  русского языка соответствует программе русског языка 3 класс УМК "Школа России".Составлена с учётом требований ФГОС. Образовательная цель: познакомитьс особенностями творительно...