"Творительный падеж имён существительных"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Баталова Юлия Николаевна

Разработка урока  русского языка соответствует программе русског языка 3 класс УМК "Школа России".Составлена с учётом требований ФГОС. Образовательная цель: познакомитьс особенностями творительного падежа имён существительных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе «Творительный падеж имён существительных»

Организационная  информация

Тема урока

 Творительный  падеж имён существительных.

Предмет

Русский язык

Класс

3

Автор урока

Баталова Юлия  Николаевна

Образовательная учреждение

г.о.Тольятти МБУ СОШ №43

Методическая информация

Тип урока

Изучение нового материала

Цели урока

Познакомить с особенностями творительного падежа.

Задачи урока

  • развивать умение определять падеж имен существительных по вопросам и предлогам;
  • формировать сознательное употребление в речи существительных в творительном падеже;
  • развивать способности к анализу и синтезу, умение выстраивать суждения и умозаключения;
  • воспитывать  умение сотрудничать с учителем, товарищами.

Необходимое оборудование и материалы

Мультимедийная презентация к уроку, карточки для работы в группе и парах, учебник русского языка В.П.Канакина, В.Г.Горецкий 3 класс, 2  часть.

Планируемые метапредметные результаты

Личностные:  положительное отношение к учению, произвольному поведению, уважительное отношение к собеседнику.

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник и  информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные: уметь выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре и группе, формулировать собственное мнение и позицию

п/п

Этапы урока

Длительность

Деятельность учителя

Деятельность детей

Формируемые УУД

I.

Организация начала урока

2 мин.

-Кто с работой дружен.

Нам сегодня нужен?

-Нужен!

- Кто с учёбой дружен,

Нам сегодня нужен?

-Нужен!

-Кто с языком русским дружен,

Нам сегодня нужен?

-Нужен!

- Таким ребятам хвала и честь!

- Такие дети в классе есть?

- Есть!

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Дети хором отвечают на вопросы учителя.

Настраиваются на рабочий лад.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

- формирование  умения слушать и слышать.

II.

Проверка домашнего задания

2 мин.

-Прочитайте стихотворение.

-Назовите имена существительные в винительном падеже.

-Какие предметы вы смогли сравнить между собой и по какому признаку?

Проговаривают задание домашнего упражнения. Делят на группы слова, сравнивают их между собой. Доказывают свой выбор. ( На ремешок, на глаз, на кран, на пижаму).

Регулятивные:

 - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено.

Познавательные:

- построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные:

- умение слушать, вступать в диалог;

III.

Актуализация  

знаний

 10  мин

1.Прочитайте (работа по вариантам)

Вот идёт молва правдива:

За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днём свет божий затмевает,

Ночью землю освещает

Месяц  под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

-Из какого произведения эти строки? Назовите автора. Объясните смысл выделенных  цветом слов. Какими словами их можно заменить?

-Какие орфограммы встретились в тексте?

Задание по рядам .

1 вариант - объяснит правописание выделенных букв.

2 вариант - определить падеж выделенных имён существительных.

Слайд 2,3

2. Работа с иллюстрациями  к отрывку.

Царевну разные художники представляют по своему. Посмотрите на созданный образ царевны М.Врубелем.

2.Работа в группах. Слайд 4

- Признаки каких падежей мы знаем?

4 группы  И.п., Р.п., Д.п., В.п.

-Как вы думаете, что вам нужно сделать?

Восстановить опорную схему.

И.п.            Р.п.            Д.п.            В.п.

Кто?          Кого?         Кому?        Кого?

Что?         Чего?            Чему?      Что?

А как распознать Р.п. и В.п. одушевлённых имён сущ. М.р.

 Замена сущ. Девочка (ж.р)

Карточки с предлогами, вопросами и вспомогательными словами.

3.Работа с заданием на интерактивной доске. (учебный диск)

Дети читают слова.

-Из сказки «Сказка о царе Салтане…», А.С.Пушкин

Выполняют задание, добавляют, формулируют правила

Безударный проверяемый гласный в корне слова

Молва – молвит

Правдива – правда

За морем – море-

Царевна – царь

Затмевает - затмение

Освещает – свет

Блестит – блеск

Звезда – звёзды

Косой – косы

Безударный непроверяемый гласный в корне слова

месяц

Разделительный мягкий знак

Ночью

Показатель мягкости

Есть

Парный проверяемый  согласный на конце.

Глаз-глаза

Правописание приставок

Осещает

Сочетание  -жи

божий

Сравнивают работы художников.

И.п. есть, кто? что?

Р.п. нет, кого? чего? У,около.от,без,из,до.для,вокруг,с,после

Д.п. дать, кому? чему?    к, по

В.п. вижу, кого, что?  через, про, на, за, под, в, во,о

-Замена сущ. Девочка (ж.р)                                                              

             

Распределяют имена существительные, в зависимости от падежа в корзины воздушных шаров. Объясняют свой выбор.                                                                                                                                                                        

Коммуникативные-

умение слушать и говорить,

 - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные-самоопределение, оценивание

Познавательные:

- выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства;

IV.

Самоопределение к деятельности.

Наблюдение и постановка проблемы.

Формулирование темы и цели урока

2 мин.

- А теперь прочитайте словосочетания. -Определите падеж имён существительных.

Слайд 5

Наблюдал за птицей, сидел под берёзой, летал над облаком.

-Сравните имена существительные. Чем они похожи?

-Сформулируйте тему нашего урока.

Слайд 6

Задают вопросы, подставляют вспомогательные слова, смотрят на предлоги. Делают вывод.

 (Творительный падеж существительных)

Формулируют тему урока.

(Признаки творительного падежа имён существительных).

Регулятивные:

 - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

V.

Физминутка.

1 мин.

VI.

Работа по теме урока.

Первичное восприятие

10 мин.

1. Работа по учебнику.  Слайд7

Упр.94 (с.52)

-Определи падеж выделенных имён существительных в каждом предложении.

-Какие вопросы вы поставили?

-К каким существительным поставили вопрос кем?, а к каким чем?

-Назовите предлоги,  с которыми употреблены имена существительные. При написании окончаний имён существительных в Т.п. будь внимательным!

Выполните письменные задания к упражнению.

(Проверка)

Дополним нашу опорную схему.

- Сделаем выводы. Слайд 8

В книге на стр.53 правило посмотрели.

Предположения детей.

- Кем? Чем? 

Устанавливают связь существительных с другими слова.

Пахнет (чем?) земляникой

Начинается (за чем?) за городом

Течёт (между чем?) между берёзками

Пироги (с чем?) с черникой

Кружили (над чем?) над болотом

Был (кем?) космонавтом

Дети отвечают, пользуясь правилом.

Дополняют таблицу на доске предлогами, вспомогательным словом, вопросами – Т.п.

Регулятивные:

  - умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

- знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

VII.

Физминутка для глаз.

1 мин.

VIII.

Закрепление изученного материала.

10 мин.

1.Работа в парах. Слайд 9

-Составьте предложения, выбирая нужные слова из каждой группы (слова на карточках).

1.Траву,  доску, рыбу, гвоздь, одежду.

2.Шьют, ловят, забивают, пилят, косят.

3.Неводом, иглой, косой, молотком, пилой.

-У доски 5 учеников составляют свои предложения. Проверка.

-Укажите падеж имён существительных.

2.Работа по учебнику.

Упр.96 (с.53)

-Прочитайте.

-Найдите имена существительные, которые стоят в форме Т.п.

-Найдите сравнения. Какой частью речи они выражены?

В каком падеже употреблено сравнение?

 

Траву(В.п.)  косят косой(Т.п.).

Доску(В.п.) пилят пилой(Т.п.).

Рыбу(В.п.) ловят неводом(Т.п.).

Гвоздь(В.п.) забивают молотком(Т.п.).

Одежду(В.п.) шьют иглой(Т.п.).

По очереди составляют предложения,  доказывая правильность выполнения.

Пользуясь правилом. Определяют имена существительные в Т.п.

Под окном, снегом, серебром, ветках, каймой, бахромой.

Регулятивные:

 - умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.

 -контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска.

Личностные:

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

- оценивание усваиваемого содержания.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

IX.

Рефлексия

5 мин.

-Прочитайте стихотворение. Слайд 10

Хорошо в лесу, ребята!

Пахнет кашкой, пахнет мятой,

Пахнет липой, и сосной,

И малиною лесной.

Мы сегодня в лес пойдём,

Грибы, ягоды найдём,

Наберём мы там черники

И душистой земляники.

-Выпишите  имена существительные в форме творительного падежа.

-Проверьте правильность выполнения.

Выписывают слова. Проверяют с доской.

-Вопрос задали –чем?

-В предложении – второстепенный член

Регулятивные:

 - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль; 

 - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач.

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- проявлять активность в деятельности.

X.

Подведение итогов.

1 мин.

-С признаками какого падежа мы сегодня       познакомились?

-Назовите вопросы, которые помогают нам определить Т.п.

-Какие предлоги употребляются с именами существительными в Т.п.

-Какие вспомогательные слова нам помогают?

Делает выводы. Восстанавливает таблицу, проговаривая все признаки падежей.

Регулятивные:

 - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий;

- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства.

Личностные:

- оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении  проблем

XI.

Информация о домашнем задании.

1 мин.

 Книга стр.53 учить, Р.т стр.39 упр.85

Слайд 11

Дети записывают задание на дом.

Регулятивные:

 - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено.

Познавательные:

- самостоятельное формулирование познавательной цели;

- построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные:

- постановка вопросов;

- умение слушать и вступать в диалог;

                           

                                     

                         

                                   

                             

 

                                                                 

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку в 4 классе: «Творительный падеж имён существительных»

Цели:1. Учить правильному написанию окончаний имён существительных Т. п. в ударном и безударном положении.2. Развивать орфографическую зоркость, речь учащихся.3. Воспитывать любознательность, интерес ...

Открытый урок по русскому языку. Творительный падеж имён существительных в 3 классе

   Конспект урока по теме: "Творительный падеж существительных, умение находить и определять их"....

Творительный падеж имён существительных

Разработка урока по русскому языку по теме "Творительный падеж" 3 класс УМК ПНШ с использованием SMART доски....

Презентация к уроку русского языка по теме: "Творительный падеж имён существительных"

Данная презентация поможет провести урок по теме, по учебнику Т.Г.Рамзаевой....

Урок русского языка в 4 классе .Творительный падеж имён существительных.

Урок русского языка в 4 классе .Творительный падеж имён существительных....

Презентация к уроку русского языка в 4 классе "Творительный падеж имён существительных"

Презентация к уроку русского языка в 4 классе "Творительный падеж имён существительных"...