План – конспект урока русского языка в 3 -г классе.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Тихомирова Татьяна Петровна

Имя урока: «Откуда ты, имя?

 

Тема урока: «Большая буква в именах. Тайны имён».

 

Цели урока: (для учителя)

 

Образовательные:

  • формирование умения преобразовывать краткие имена собственные в полные;
  • закрепление навыков правописания имён собственных с заглавной буквы.

Развивающие:

  • пробуждение интереса к истории происхождения своего имени;
  • эмоциональное стремление к поисковой исследовательской работе по истории происхождения имён друзей, родителей, близких.

Воспитывающие:

  • воспитание чувства любви и уважения к предкам;
  • воспитание культуры общения, умения работать в коллективе.

 

Цели урока: (для ученика)

 

  • умей преобразовывать краткие имена собственные в полные;
  • знай правило написания имён собственных;
  • умей выслушивать своего товарища у доски и умей рассказывать сам;
  • умей задавать вопросы и умей отвечать на них сам.

 

Тип урока: интегрированный

 

Вид урока: урок – практикум, игра

 

Методы урока:

- Частично – поисковый метод.

- Метод практических действий.

- Эвристическая беседа.

- Работа с доской.

- Релаксация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_3_klasse.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока  русского языка в 3 -г классе.

Дата проведения:

Имя урока: «Откуда ты, имя?

Тема урока: «Большая буква в именах. Тайны имён».

Цели урока: (для учителя)

Образовательные:

  • формирование умения преобразовывать краткие имена собственные в полные;
  • закрепление навыков правописания имён собственных с заглавной буквы.

Развивающие:

  • пробуждение интереса к истории происхождения своего имени;
  • эмоциональное стремление к поисковой исследовательской работе по истории происхождения имён друзей, родителей, близких.

Воспитывающие:

  • воспитание чувства любви и уважения к предкам;
  • воспитание культуры общения, умения работать в коллективе.

Цели урока: (для ученика)

  • умей преобразовывать краткие имена собственные в полные;
  • знай правило написания имён собственных;
  • умей выслушивать своего товарища у доски и умей рассказывать сам;
  • умей задавать вопросы и умей отвечать на них сам.

Тип урока: интегрированный

Вид урока: урок – практикум, игра

Методы урока:

- Частично – поисковый метод.

- Метод практических действий.

- Эвристическая беседа.

- Работа с доской.

- Релаксация.

Оборудование: рисунки сказочных героев, карточки с именами и текстами, сердечки с толкованиями имён, учебник, тетради, музыка для релаксации.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы урока.

Учитель: Сегодня мы отправляемся в путешествие по Стране Больших букв. Вспомните, когда вы впервые познакомились с большой буквой и что о ней узнали?

(Дети отвечают)

- Тема нашего урока: «Большая буква в именах». Наше путешествие будет проходить в историческом музее, название которого зашифровано в буквах и значках, записанных на доске. Расшифруйте название музея.

(На доске)

КАКВАСЗОВУТ?

  1. Минутка чистописания

Учитель: Какие слова входят в состав Исторического музея?

Дети: Как, вас, зовут?

Учитель: Что нужно сделать со словами, чтобы из них получилось предложение?

Дети: Обозначить на письме начало и конец предложения.

-Предложение начинаем писать с большой буквы.

(Дети записывают предложение в тетрадь)

  1. Работа по теме урока

Учитель: Прочитайте название зала, в который мы попадём в первую очередь.

(На доске)

Почему нас так зовут?

-Подумайте и ответьте: кто может вам задать вопрос? Сейчас я прочитаю отрывки из сказок, а вы назовите имена упоминаемых в них персонажей.

(По ходу на доску учитель прикрепляет рисунки с изображением сказочных персонажей)

  1. В чашечке тюльпана на зелёном листике сидела девочка. Она была маленькая – маленькая, всего в один дюйм. Её так и прозвали … (Дюймовочка)
  2. Девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как шарик, говорит старикам : «Я из вешнего снега скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня …» (Снегурочка)
  3. Как зовут доброго доктора, который лечил зверей, птиц и насекомых в сказке К.И.Чуковского? (Айболит)
  4. Как зовут малышей – коротышек из сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей?» (Незнайка, Тюбик, Знайка, Пулька…)

-Как мы запишем имена героев сказки?

Дети: С заглавной буквы.

Учитель: Почему их так зовут?

(Ответы детей)

-Снегурочке дали такое имя, потому что она сделана из снега.

-Дюймовочке – за её маленький рост.

-Знайке – за его любознательность.

- Айболиту – за то, что он лечит тех, у кого что-то болит.

Учитель: А теперь отправимся в другой зал.

(На доске):

Так было.

- Какие же имена были раньше?

- Древние русские имена разнообразны. Часто они содержали в себе характеристику людей. Имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить из состава семьи или родственников. Так, когда-то человеку давалось числовое имя: родился первый ребёнок в семье, его называли Перва или Первой, второй – Второй, Вторак, третий – Третьяк.

        Давалось имя и по внешнему виду: Черныш, Чернавка – по цвету волос или кожи; Мал – за малый рост. Имя могло отражать черту характера и поведения человека: Добр, Храбр, Смеяна, Умник; время его рождения в году: Зим, Вешняк, Мороз; профессию: Шуба, Ложка, Пушка.        Давались имена, связанные с животным и растительным миром: Волк, Кот, Трава.

        Был и другой период в истории русских имён, когда их выбирали по церковным календарям. В том случае имя давалось в соответствии с именем святого, которое приходилось на день рождения или крещения ребёнка по календарю.

(На доске)

Коль ты родился в день Ефима,

То назван именем таким.

                             (М.Владимиров)

- Сегодня день святого ….(Николая, Петра, Владимира и т.д.)

Ребёнок, родившийся в этот день, был бы назван…

        Но вот уже более 100 лет родители свободно выбирают своим детям имена независимо от календаря.

Теперь переходим в другой зал.

(На доске)

Ты и твоё имя

        Между живущих людей безымянным никто не бывает вовсе: в минуту рождения каждый – и низкий, и знатный – имя своё от родителей в сладостный дар получает…

                                                                                                               (Гомер)

- У каждого из вас есть имя. Запишите его в тетради. Как вы напишите имя, с какой буквы? Почему?

(Ответы детей)

-Какое имя ты записал?

Ученик: Саша.

Учитель: Кто так тебя зовёт?

Ученик: Друзья, родственники.

Учитель: Это полное имя или сокращённое?

Ученик: Сокращённое.

Учитель: А когда ты станешь взрослым, как тебя будут называть?

Ученик: Александр.

Учитель: Ребята, почти каждый из вас записал своё сокращённое имя. А теперь произнесите и запишите своё полное имя.

(Дети выполняют задание)

- Однако не все имена могут иметь сокращённую или полную форму. Например, имя Нина употребляется только в одной форме, полной, хотя на первый взгляд  оно кажется короткой. У нас в классе тоже есть такие имена это Илья, Раиль.

Игра «Не ошибись»

Учитель: Я называю полное имя – вы произносите его сокращённое звучание: и наоборот:

Василий – Вася

Оля – Ольга

Николай – Коля

Юра – Юрий

Виктор – Витя

Валя – Валентина

Татьяна – Таня

Вова – Владимир

Светлана – Света

Лена – Елена

-А теперь скажите, как вас ласково называют бабушки и мамы?

(Ответы детей)

(Раздаются карточки)

- Прочитайте ласковые формы других имён:

Наталья, Наточка, Наташенька, Наталенька, Натуленька, Натусенька.

Екатерина, Катенька, Катюша, Катерина, Касенька.

Любовь, Любонька, Любаня, Любаша, Любушка, Любочка.

Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка

Побежали в лавочку

                                И купили пряничка.

-Что сделало имя ласковым?

Дети: Суффикс.

Учитель: Назовите суффиксы, встретившиеся в именах этого текста. Что общего в словах каждой строчки?

Дети: Корень.

Учитель: Что такое корень? Назовите корень в именах девочек.

(Дети  называют)

- Ласковая форма имени выражает доброжелательное отношение говорящего. Однако нередко можно услышать в нашей речи неполные или ласкательные имена, а лишь пренебрежительную их форму: Васька, Ванька, Вовка, Танька и др. использование таких форм имён обижает людей, унижает их достоинство. Мне бы не хотелось слышать у нас в классе подобное обращение друг к другу.

- Прочитайте название следующего зала.

(На доске):

(Физминутка)

Что значит твоё имя?

- Задумывались ли вы над тем, что значит ваше имя? Многие имена пришли к нам из других языков. Посмотрите: у каждого из вас на парте в конверте лежит карточка, на которой не только записано ваше имя, но и указано, откуда оно пришло в наш язык и что обозначает. Прочитайте каждый о своём имени.

(Дети по очереди читают тексты)

Индивидуальные карточки:

   

Илья – имя еврейского происхождения, в переводе – мой Бог

Мария - имя еврейского происхождения, в переводе – горька вода

Евгения - имя еврейского происхождения, в переводе – благородная.

Юлия – имя латинского происхождения, в переводе – пушистая.

Владислав – русское имя, означает – владеть славой.

Александр – имя греческого происхождения, в переводе – защитник людей.

Учитель: Запишите в тетрадях своё имя, а рядом – его сокращённые и ласкательные формы.

(Дети выполняют задание)

- Когда-нибудь вы все станете родителями, и вам придётся выбрать имя для своего ребёнка. К этому надо отнестись осторожно и обдуманно, чтобы не получилось, как в стихотворении Самуила Яковлевича Маршака «В защиту детей».

(Стихотворение читает ученик)

Если только ты умён,

Не давай ребятам

Столь затейливых имён,

Как Протон и Атом.

Удружить хотела мать

Дочке белокурой,

Вот и вздумала назвать

Дочку Диктатурой.

Хоть семья её звала

Сокращенно Дита,

На родителей была

Девушка сердита.

Для другой искал отец

Имя похитрее,

И назвал он наконец

Дочь свою Идея.

Звали мама и сестра

Девочку Идейкой,

А ребята со двора

Стали звать Индейкой.

А один оригинал,

Начинён газетой,

Сына Спутником назвал,

Дочь свою Ракетой.

Пусть поймут отец и мать,

Что с прозваньем этим

Век придётся вековать

Неразлучно детям.

- А теперь идём в следующий зал.

(На доске):

Тёзки

- Вы знакомы с этим словом? Что оно обозначает?

Дети: Тёзки – люди, у которых одинаковые имена.

 Учитель: Послушайте стихотворение Зои Александровой «Восемь Тань».

В первом классе восемь Тань –

Это прямо наказанье!

Ведь у них, куда ни глянь,

Всюду Таня, Таня, Таня!

Если скажут: «Таня, встань!»-

Встанут сразу восемь Тань.

А ведь можно очень просто

Разобраться в новичках…

- Как вы думаете, каким образом можно разобраться в этом?

Дети: По фамилии.

Учитель: Об этом мы поговорим на другом уроке.

  1. Итог урока.

Учитель: Для чего нужно имя?

- Человек проносит имя через всю свою жизнь. его можно лишить всех благ, богатств, званий, прав, но нельзя лишить имени. Доброго, ласкового, уважаемого человека всегда называют по имени. Людей, создавших себе доброе имя, издавна называют знатными, славными, знаменитыми. Именами (фамилиями) уважаемых, знаменитых, заслуженных людей названы города, улицы, парки.

-Что же такое имя? Давайте запишем определение в тетрадь

(Дети списывают с доски)

(На доске):

Имя – отличительное название, обозначение человека, которое даётся ему при рождении.

- Что интересного узнали на уроке?

- Объясните пословицы: «С именем Иван – без имени – болван». «Без имени ребёнок – чертёнок».

- Что значит выражение «гордиться своим именем»?

- В заключение нашего урока я хочу прочитать небольшое стихотворение «Есть четыре начальных слова..»

(Чтение стихотворения учителем)

Есть четыре начальных слова и каждый народ

Их вручает ребёнку навечно беречь и любить:

Слово ЖИЗНЬ – потому что и он, будет время, умрёт,

Слово СМЕРТЬ потому что обязан он правильно жить,

Слово РОДИНА – потому что её продавать на базаре нельзя,

И ещё ему ИМЯ с рождением мама даёт-

Пусть его беспорочно по жизни несёт…

Вот наследство, которое всем нам даётся, друзья,

И отчёта от нас будет требовать вечно народ.

  1. Домашнее задание

-Найти обозначение имён своих близких.

Первомайский филиал

МОУ Подбельской СОШ

Похвистневского района

Самарской области

План – конспект урока

в 3 классе

Русский язык

Тема урока: «Большая буква в именах. Тайны имён».

Учитель: Тихомирова Т.П.

с. Первомайск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока (план-конспект) русского языка во 2 классе по теме "Обобщаем и стараемся писать без ошибок" УМК "Гармония"

Урок в форме командных соревнований способствует активизации познавательного общения младших школьников, реализации самостоятельных  познавательно-поисковых действий учащихся с помощью различных ...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Разработка урока (план-конспект) : Русский язык. Класс: 2 В

Разработка урока (план-конспект) : Русский язык.  Класс: 2 В...

План-конспект русского языка

План-конспект русского языка "Корень слова"...

ПЛАН-КОНСПЕКТ дистанционного урока в 4 классе. Тема: Спряжение глаголов. Предмет: русский язык.

Цель урока: провести первоначальное ознакомление с 1 и 2 спряжением глаголов...

План-конспект русского языка во 2 классе "Что рассказало слово"

Цели  урока: закреплять представление о слове как двусторонней языковой единице, понимание языка как знаковой системы, выполняющей функцию замещения предметов, действий, средств окружающего мира,...