Урок русского языка 4 класс Тема: "Наблюдение за словоизменением имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Рекетчук Елена Михайловна

Урок русского языка проводится в 4 классе. Тема: Наблюдение за словоизменением имен существительных. Цель урока: Наблюдение за словообразованием и словоизменение имен        существительных, за их ролью в предложении. Ознакомление с названием падежей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx25.21 КБ
Office presentation icon urok_russkogo_yazyka.ppt1.78 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Наблюдение за словоизменением имен существительных

Цели:                               - Наблюдение за словообразованием и словоизменение имен        существительных, за их ролью в предложении

                                        - Ознакомление с названием падежей

Задачи:                           - Выполнить, повторить и систематизировать знания об имени    существительном

                                        - Развитие интереса к русскому языку

      - Воспитывать учебную активность и умение работать в   коллективе

Тип урока:                      открытие нового материала

Материальное                - Учебник «Русский язык» для 4 кл. Р.Н. Бунеев Е.В. Бунеева

обеспечение:                  - Схема-опора «Падежи»

                                        - Персональный компьютер, экран, проектор  

 

I Словарная работа         На доске: Алмаз, газета, дорога, ежиха

                                          - запишите слова

                                          - что объединяет эти слова? (сущ.)

                                          - какое слово лишнее? (ежиха) все словарные,    неодушевленные

                                          - обведите в овал слово в котором звуков больше чем букв (ежиха) Докажите

На доске:                          - разберите слово по дороге3 как часть речи

II Актуализация               - о какой части речи мы говорили на предыдущих уроках?

 имеющихся знаний           (сущ-ое)

                                           - что такое имя существительное? (правило)

                                           - почему существительные могут отвечать на 2 вопроса?   (одуш,неодуш.)

                                           - какие признаки имеют имена существительные? (постоянные, непостоянные)

                                           - какие постоянные признаки вы знаете у имен существительных? (одуш.,нариц.,род)

                                           - непостоянные? (число)

                                           -как вы понимаете выражение «постоянный признак» (признак, который есть всегда в любой форме слова)

                                           -а непостоянный?

III Актуализация             Прочитайте слова и запишите их в тетрадь

 знаний по теме:                              Кот    Котик   Кошечка    Котенок

«Словообр и словоизм»  - какие это слова? (однокорен.)

Слайд № 2                         - выделите ∩ и ____ Что заметили? (основа изменилась).  Это значит: образовались новые слова. Выделите

Вывод:                              - Закончите предложение: При образовании однокоренных слов изменяется основа слова, образуются новые слова Это….(словообразование)

Слайд № 3                        - А если изменить форму одного и того же слова напр.: КОТ?

                                          - Что должно произойти? (измениться      )

                                          - Давайте проверим это, используя стихотворение о коте.

Слайд № 4                       - (Стих) Выпишите формы слова КОТ с (проговариваем  цепочкой вслух) вопросами на которые они отвечают (при этом слева каждой строчки от начала записи будем оставлять небольшое расстояние)

                                          Проверка (с доской слайдами)

Слайд № 5                        - Посмотрите на свою запись и запись на доске – У вас так же получилось?

                                          - Что изменяется в словах? (   ) Сделайте вывод: При изменении формы одного и того же слова изменяются окончания это словоизменение

Учитель:                           Такое изменение имен существительных называется изменением по падежам или склонениям

Учебник                            - (стр. 96) прочтите правило

Слайд № 5                        - Как называются падежи?

                                          -  Вернемся к нашему упражнению со словом КОТИК

                                          Мы оставляем слева места, попробуем представить падежи  (сверив их с моей версией)

Сказка                              - А теперь хочется узнать, почему падежи получили свои названия?

                                          Я расскажу вам грамматическую сказку Волиной про  названия падежей, а вы будете находить их в правилах (в учебнике) и хором прочитывать вспомогательные слова и вопросы.

«Он еще не родился, а уже думали какое ему дать имя, и решили назвать Именительный. (1-я строчка)

Родился – стал Родительный. (2-я строчка)

Пока он был малышом, ему все давали, он стал Дательным. (3-я строчка)

Но он был и большим озорником, за всякие проделки еги винили, и он стал Винительный. (4-я строчка)

Потом он подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный. (5-я строчка)

Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали теперь Предложный.(6-я строчка)»

На доске постепенно заполняется схема-опора, но с краткой записью падежей:

И.п. кто?   что?

Слайд № 6                       - Итак: А теперь ответьте на вопросы:

IV Осмысление              1) Как называется изменение имен существительных?    

изученного нового             (изм. По падежам, склонение )

                                         2) Сколько падежей в русском падеже в русском языке?  (6)

                                         3) Что есть у каждого падежа?  (вопросы)

                                         4) Почему у каждого падежа 2 вопроса ,а не 1?

Слайд № 7                        Физ - минутка

Слайд № 8                        - С помощью памяток – подсказок измените слово по   (памятка)                          падежам      (МОЛОКО)

1 у доски                           - Выделяем

Ост. Самостоятельно      - Для чего служит окончание в словах? (для связи слов в   предложении)

(на обратной стороне     - Запишите предложение и выполните полный

Доски 1 чел. у доски)     синтаксический разбор + схема. (У сущест. попробуем  указать падежи)

                                          п.  сущ.П.п.     гл.            прил.         сущ. И.п.

                                          НА ОКНЕ СИДЕЛ ПУШИСТЫЙ КОТЕНОК    (пов.,невоск.,распр.,простое)

Итог урока:                       Мы попали в «Дворец падежей»

Слайд № 9                        - Назовите все падежи, которые вы узнали

                                          - Изменение имен существительных по падежам это  словообразование или словоизменение?

Слайд № 10                      Дополните предложения

                                          - В русском языке (6) падежей

                                          - Изменение слов по падежам называется…..(склонением)

V Д/З                                 - Упр. 1 стр. 38 (Д.м)

                                          Выписать 2 существительных и просклонять их

                                          2) Выучить таблицу падежи стр. 96 (правило)

Vв                                      Шуточное стихотворение «О Лежебоке»

 «Спросили Лежебокина:

- А ну-ка ,расскажи,

За что так ненавидишь ты,

Не любишь падежи?

Давным-давно все школьники

Их знают назубок.

Их за два года выучить

Лишь ты один не смог.

Ответил он рассержено:

- В том не моя вина.

Пусть им сперва ученые

Изменят имена.

Ведь я падеж творительный

Нарочно не учу:

Трудиться,

А тем более

Творить

Я не хочу.

Такой падеж, как дательный,

Я с детства не терплю:

Давать, делиться чем-нибудь

С друзьями не люблю.

Предложный ненавижу я:

Чтоб не учить урок,

Приходиться выдумывать

Какой-нибудь предлог.

А на падеж винительный

И вовсе я сердит:

Отец во всякой шалости

Всегда меня винит.

- Да, переделка, кажется,

Серьезная нужна.

А сам ты смог бы новые

Придумать имена?

-Давно придумал:

Взятельный,

Грязнительный,

Лежательный, грубительный,

Ленительный,

И, наконец, Простительный!»

  1. Можно ли по падежам Лежебокина изменять имена существительные?
  2. Какие падежи забыл охарактеризовать Лежебокин  (Именит.,Родит.)

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка Наблюдение за словоизменением имен существительных.

Слайд 2

Прочитайте слова кот, котик, кошечка, котёнок

Слайд 3

Послушайте стихотворение

Слайд 4

Выпишите формы слова КОТ с вопросами, на которые они отвечают У норы добычи ждёт, Притаившись серый кот. Мышь осталась без хвоста, Вырываясь от кота, А теперь и за версту Не приблизится к коту. Крыса старая - и та Видя грозного кота, Удерёт в нору под дом, Чтоб не встретиться с котом. Там дрожит в темноте, Вспоминает о коте.

Слайд 5

кто? кот от кого? от кота к кому? к коту кого? кота с кем? с котом о ком? о коте И.п Р.п Т.п В.п Д.п П.п

Слайд 6

Ответьте на вопросы Как называется изменение имён существительных? Сколько падежей в русском языке? Что есть у каждого падежа? Почему у каждого падежа по 2 вопроса? Что такое склонение?

Слайд 8

Просклоняйте слово молоко

Слайд 9

Дворец падежей

Слайд 10

Дополните предложения В русском языке … падежей. Изменение слов по падежам называется … . шесть склонением


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Род и число имен существительных" 3 класс

Предлагаю вашему вниманию урок русского языка по теме "Род и число имен существительных". На уроке дети знакомятся с грамматической сказкой, учатся определять род имен существительных, услышат голос с...

Конспект урока русского языка по теме:"Наблюдение за словоизменением имён существительных"

Урок русского языка в 4-м классе по теме:"Наблюдение за словоизменением имён существительных". Урок помогает решать такие задачи как: вспомнить, повторить и систематизировать знания об имени существит...

Открытый урок русского языка по теме "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном" 3 класс

ТЕМА: «Обобщение  знаний  об имени существительном и имени прилагательном»Тип урока:   повторение и закрепление изученного  ( части речи)....

Урок русского языка по теме "Наблюдение за словоизменением имён существительных" 4 класс «Школа 2100»

Представлен конспект урока русского языка по теме "Наблюдение за словоизменением имён существительных" 4 класс  «Школа 2100»...

урок русского языка по теме "Наблюдение за словоизменением имен существительных"

Познакомить с названиями падежей, вопросами и вспомогательными словами каждого из падежей, формировать умение применять полученные знания при выполнении упражнений,...

конспект урока русского языка по теме: "Повторение изученного об именах существительных («Что ты знаешь об именах существительных?») УМК "Гармония" 4 класс

конспект урока русского языка по теме: "Повторение изученного об именах существительных («Что ты знаешь об именах существительных?») Цель: повторить сведения об именах существительных, повторить систе...