Конспект урока русского языка по теме:"Наблюдение за словоизменением имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Урок русского языка в 4-м классе по теме:"Наблюдение за словоизменением имён существительных". Урок помогает решать такие задачи как: вспомнить, повторить и систематизировать знания об имени существительном; подвести учеников через столкновение с проблемой к её разрешению; определить исследовательскую деятельность учащихся по выявлению сути данной темы; развитие интереса к русскому языку, воспитывать навык взаимопроверки и самоконтроля; воспитывать учебную активность и умение работать в коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Верхнеуслонская гимназия»
Учитель: Анохина Анна Александровна
Предмет : Русский язык
Класс: 4
Тема урока: «Наблюдение за словоизменением имён существительных»
Место урока в теме: изучение нового материала.
Тема: «Наблюдение за словоизменением имён существительных»
Задачи: вспомнить, повторить и систематизировать знания об имени существительном; подвести учеников через столкновение с проблемой к её разрешению; определить исследовательскую деятельность учащихся по выявлению сути данной темы; развитие интереса к русскому языку, воспитывать навык взаимопроверки и самоконтроля; воспитывать учебную активность и умение работать в коллективе.
Оборудование: карточки с текстами, « Дидактический материал»
Л.Ю. Комиссарова, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева.
Этапы | Деятельность учителя и учеников |
| Языковая разминка. -Запишите слова с комментированием под диктовку: солнце, утренний, щука, Елена, сердце, товарищ, волшебник, искусство, тростник, ежевика, лестница, народ, облако, ежиха - Найдите лишнее слово, докажите ( дети предлагают свои варианты ; лишнее слово – утренний - это имя прилагательное…) |
Парная работа. | Подумайте и обсудите в паре, что объединяет все эти слова? Подсказка в словах (первые буквы слов из разминки - существительное) - Какой буквы не хватает? (ь). Какова её роль в этом слове? - Дайте полное название этой части речи. ( имя существительное) |
1.2. Пробуждение интереса к новой теме. Постановка учеником собственных целей. Приём «Таблица ЗХУ » | -Вспомните и обсудите со своим соседом информацию об имени существительном, заполните таблицу (у каждой пары таблица) Дети заполняют первую часть таблицы « Знаю», составляют список, что они знают по этой теме. - Заслушиваем выступления пар. Знаю - постоянные признаки – одушевлённость и неодушевлённость, род; число - непостоянные признаки… - Как вы понимаете выражение « постоянный признак?» ( Признак, который есть в любой форме данного слова, он есть всегда) А непостоянный? - Оказывается, у имени существительного есть ещё непостоянный признак. |
Групповая работа. | - Заполнить вторую часть таблицы « Хочу узнать» после моего задания. - Работать будем в группах по 4 человека. Прочитайте стихотворение и найдите слово, в котором будет изменяться только окончание. Дан текст: У норы добычи ждёт, Притаившись, серый кот, Мышь осталась без хвоста, Вырываясь от кота. И теперь и за версту Не приблизится к коту. Крыса старая – и та, Видя грозного кота, Удерёт в нору под дом, Чтоб не встретиться с котом. Там дрожит и в темноте Вспоминает о коте. - Какое слово вы нашли? Выслушиваем мнения групп, дети доказывают - В результате такого изменения получается новое слово или разные формы одного слова? ( это разные формы одного слова) -А кто знает, как называется такое словоизменение? Тогда заполните нашу таблицу, 2 колонку ( дети пишут вопрос в « Хочу узнать») - Я предлагаю Вам самим ответить на этот вопрос, прочитав текст и обсудив его. |
2.Осмысление ( реализация) Работа с текстом в парах | Дети в парах читают текст. « В каждом языке своё количество падежей. В английском - 2, в немецком - 4, в венгерском -22, а в одном из кавказских языков – табасаранском - насчитывается около 44 падежей. В русском языке их количество тесно связано с тем, каким образом выражается падеж. В русском языке падеж выражается окончанием» ( по В. А . Ивановой., З.А. Потихе, Д.Э. Розенталю) - Какую новую информацию вы узнали? Так как называется словоизменение имён существительных? (падеж) -Вот вы сами и ответили на свой вопрос. Внесите в таблицу -узнал - А что вы узнали из текста про падежи в русском языке? - Сколько их? (в тексте об этом не сказано, ещё один вопрос вносится в таблицу. Сколько падежей в русском языке? Чем они отличаются друг от друга. -Сейчас попробуем ответить на этот вопрос. - Прочитайте маленькую сказку, где встретятся названия всех падежей, и вы сможете их посчитать. Сказка « Он ещё не родился, а уже думали, какое ему имя дать, и решили назвать его - Именительный. Родился- стал Родительный. Пока он был малышом, ему всё давали, и он стал Дательный. Но он был и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал Винительный. Потом он подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный. Он всем предлагал свою помощь, и о нём заговорили и назвали теперь Предложный. После обсуждения выслушиваем детей - Сколько падежей вы узнали? -Назовите их. - Вот вы самостоятельно ответили и на этот вопрос. Вывод – ответ вносят в таблицу |
2.1.Работа по учебнику. Работа с текстом определения. | - Откройте учебник - стр. 74.Прочитайте определение. Задайте вопросы в паре друг другу по правилу. Проверка: Прочитайте первую часть определения. - Какое это такое изменение ? ( изменение по вопросам) Прочитайте вторую часть . Что вы узнали про падежи? - На какие вопросы они отвечают? |
2.2. Самостоятельная работа . | - Откройте дидактический материал на стр. 33 упражнение 60. Выполните в тетради это упражнение. После выполнения взаимопроверка. |
3.Рефлексия. | - Вот и подошёл наш урок к концу. -В парах прочитайте друг другу, что вы хотели узнать , и что вы узнали на уроке нового ( работа по таблице) - Выслушиваем мнения детей ( дети зачитывают свои записи) - Что вы нового узнали на уроке? - Что вызвало для вас затруднения? - Над чем надо будет работать завтра? (учиться задавать вопросы и определять падеж) Дети при рефлексии используют выражения: - Я считаю.. -Я думаю, что.. - У меня сегодня получилось.. - Я узнал, что… - Моё мнение.. -Мне удалось… - У меня получилось… |
3.1. Синквейн. Работа в парах. | -В завершении нашего урока попробуем проявить своё творчество. Попробуйте написать, что вы сегодня узнали на уроке. Заслушиваем группы. Выделяем лучшие синквейны. ( у детей памятки по составлению синквейна) Памятка.
Например. Падежи Разные, шесть Изменяют, согласуют, помогают Падеж- характеристика имени существительного. Склонение - И ещё раз обращаем внимание, что именно дети узнали на уроке. - На следующем уроке в начале послушаем желающих. |
4. Домашнее задание. | Выучить таблицу « Падежи» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/11/picture-270188-1386706224.jpg)
Конспект урока русского языка. 4 класс. Правописание падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3 склонения.
В ходе урока выполняются упражнения, направленные на отработку умения различать и проверять безударные окончания существительных одного и того же склонения....
![](/sites/default/files/pictures/2011/07/03/picture-13151.jpg)
Конспект урока русского языка по теме "Правописание падежных окончаний имён существительных"
Конспект урока русского языка по теме "Правописание падежных окончаний имён существительных"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/21/picture-168210-1619007377.jpg)
Разработка урока русского языка по теме "Число и род имён существительных". УМК "Школа России", 3 класс
Данный урок разработан с учётом дифференцированного подхода в обучении. УМК "Школа России", 3 класс, автор учебника Зеленина....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/27/picture-574018-1422381232.jpg)
Урок русского языка по теме "Наблюдение за словоизменением имён существительных" 4 класс «Школа 2100»
Представлен конспект урока русского языка по теме "Наблюдение за словоизменением имён существительных" 4 класс «Школа 2100»...
![](/sites/default/files/pictures/2012/05/03/picture-82643.jpg)
урок русского языка по теме "Наблюдение за словоизменением имен существительных"
Познакомить с названиями падежей, вопросами и вспомогательными словами каждого из падежей, формировать умение применять полученные знания при выполнении упражнений,...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/11/picture-239793-1365671392.jpg)
Конспект урока русского языка. Тренировка в написании безударных окончаний имён существительных в единственном числе.
Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков(целевое назначение данного типа урока: применение усваиваемых знаний и способов учебных действий в условиях решения учебных задач.)...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/12/picture-1378324-1655039429.jpg)
Открытый урок по русскому языку на тему "Наблюдение за словоизменением имен существительных по падежам". 4 класс
Конспект урока по русскому языку...