Конспект урока русского языка по теме:"Наблюдение за словоизменением имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Анохина Анна Александровна

Урок русского языка в 4-м классе по теме:"Наблюдение за словоизменением имён существительных". Урок помогает решать такие задачи как: вспомнить, повторить и систематизировать знания об имени существительном;  подвести учеников через столкновение с проблемой к её разрешению; определить исследовательскую деятельность учащихся по выявлению сути данной темы; развитие интереса к русскому языку, воспитывать навык взаимопроверки  и самоконтроля; воспитывать учебную активность и умение работать в коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slovoizmenenie_imen_sushchestvitelnyh.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Верхнеуслонская гимназия»

Учитель: Анохина Анна Александровна

Предмет : Русский язык

Класс: 4

Тема урока: «Наблюдение за словоизменением имён существительных»

Место урока в теме: изучение нового материала.

Тема: «Наблюдение за словоизменением имён существительных»

Задачи:   вспомнить, повторить и систематизировать знания об имени существительном;  подвести учеников через столкновение с проблемой к её разрешению; определить исследовательскую деятельность учащихся по выявлению сути данной темы; развитие интереса к русскому языку, воспитывать навык взаимопроверки  и самоконтроля; воспитывать учебную активность и умение работать в коллективе.

Оборудование: карточки с текстами, « Дидактический материал»

Л.Ю. Комиссарова, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева.

Этапы

Деятельность учителя и учеников

  1. Вызов.
  1. Актуализация имеющихся знаний.


Языковая разминка.

-Запишите слова с комментированием под диктовку: солнце, утренний, щука, Елена, сердце, товарищ, волшебник, искусство, тростник, ежевика, лестница, народ, облако, ежиха

- Найдите лишнее слово, докажите ( дети предлагают свои варианты ; лишнее слово – утренний - это имя прилагательное…)

Парная работа.

Подумайте и обсудите в паре, что объединяет все эти слова? Подсказка в словах (первые буквы слов из разминки - существительное)

- Какой буквы не хватает? (ь). Какова её  роль в этом слове?

- Дайте полное название этой части речи.

( имя существительное)

1.2. Пробуждение интереса к новой теме. Постановка учеником собственных целей. Приём

«Таблица ЗХУ »

-Вспомните и обсудите со своим соседом информацию об имени существительном, заполните таблицу (у каждой пары таблица) Дети заполняют первую часть таблицы « Знаю», составляют список, что они знают по этой теме.

- Заслушиваем выступления пар.

Знаю - постоянные признаки – одушевлённость и неодушевлённость, род;  число  - непостоянные признаки…

- Как вы понимаете выражение « постоянный признак?»

( Признак, который есть в любой форме данного слова, он есть всегда) А непостоянный?

- Оказывается,  у имени существительного есть ещё непостоянный признак.

Групповая работа.


- Заполнить вторую часть таблицы « Хочу узнать» после моего задания.

- Работать будем в группах по 4 человека. Прочитайте стихотворение и найдите слово, в котором будет изменяться только окончание.

Дан текст:

У норы добычи ждёт,

Притаившись, серый кот,

Мышь осталась без хвоста,

Вырываясь от кота.

И теперь и за версту

Не приблизится к коту.

Крыса старая – и та,

Видя грозного кота,

Удерёт в нору под дом,

Чтоб не встретиться с котом.

Там дрожит и в темноте

Вспоминает о коте.

- Какое слово вы нашли?

Выслушиваем мнения групп, дети доказывают

- В результате такого изменения получается новое слово или разные формы одного слова?

( это разные формы одного слова)

-А кто знает,  как называется такое словоизменение? Тогда заполните нашу таблицу, 2 колонку ( дети пишут вопрос в

« Хочу узнать»)

- Я предлагаю Вам самим ответить на  этот вопрос, прочитав текст и обсудив его.

2.Осмысление

( реализация)

Работа с текстом в парах


Дети в парах читают текст.

« В каждом языке своё количество падежей. В английском - 2, в немецком - 4, в венгерском -22, а в одном из кавказских языков – табасаранском - насчитывается около 44 падежей. В русском языке их количество тесно связано с тем, каким образом выражается падеж. В русском языке падеж выражается окончанием»

( по В. А . Ивановой., З.А. Потихе, Д.Э. Розенталю)

- Какую новую информацию вы узнали? Так как называется словоизменение имён существительных? (падеж)

-Вот вы сами и ответили на свой вопрос. Внесите в таблицу -узнал

- А что вы узнали из текста про падежи в русском языке?

- Сколько их? (в тексте об этом не сказано, ещё один вопрос вносится в таблицу. Сколько падежей в русском языке? Чем они отличаются друг от друга.

-Сейчас попробуем ответить на этот вопрос.

- Прочитайте маленькую сказку, где встретятся названия всех падежей, и вы сможете их посчитать.

Сказка « Он ещё не родился, а уже думали, какое ему имя дать, и решили назвать его - Именительный.

Родился- стал Родительный. Пока он был малышом, ему всё давали, и он стал Дательный. Но он был и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал Винительный.

Потом он подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный. Он всем предлагал свою помощь, и о нём заговорили и назвали теперь Предложный.

После обсуждения выслушиваем детей

- Сколько падежей вы узнали?

-Назовите их.

- Вот вы  самостоятельно ответили и на этот вопрос. Вывод – ответ вносят в таблицу

2.1.Работа по учебнику. Работа с текстом определения.




- Откройте учебник - стр. 74.Прочитайте определение. Задайте вопросы в паре друг другу по правилу.

Проверка: Прочитайте первую часть определения.

- Какое это  такое изменение ? ( изменение по вопросам)

Прочитайте вторую часть . Что вы узнали про падежи?

- На какие вопросы они отвечают?


2.2. Самостоятельная работа .



- Откройте дидактический материал на стр. 33 упражнение 60.

Выполните в тетради это упражнение.

После выполнения взаимопроверка.


3.Рефлексия.



- Вот и подошёл наш урок к концу.

-В парах прочитайте друг другу, что вы хотели узнать , и что вы узнали на уроке нового ( работа по таблице)

- Выслушиваем мнения детей ( дети зачитывают свои записи)

- Что вы нового узнали на уроке?

- Что вызвало для вас затруднения?

- Над чем надо будет работать завтра? (учиться задавать вопросы и определять падеж)

Дети при рефлексии используют выражения:

- Я считаю..

-Я думаю, что..

- У меня сегодня получилось..

- Я узнал, что…

- Моё мнение..

-Мне удалось…

- У меня получилось…

3.1. Синквейн.

Работа в парах.












-В завершении нашего урока попробуем проявить своё творчество. Попробуйте написать, что вы сегодня узнали на уроке.

Заслушиваем группы. Выделяем лучшие синквейны.

( у детей памятки по составлению синквейна)

Памятка.

  1. В первой строчке тема одним слово (падеж)
  2. Вторая строчка-описание темы в двух словах (два прилагательных)
  3. Третья строчка - описание действия в рамках темы тремя словами (глаголы)
  4. Четвёртая строчка - фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.
  5. Последняя строчка- синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Например.

 Падежи

 Разные, шесть

 Изменяют, согласуют, помогают

 Падеж- характеристика имени существительного.

 Склонение

- И ещё раз обращаем внимание, что именно дети узнали на уроке.

- На следующем уроке в начале послушаем желающих.

4. Домашнее задание.

Выучить таблицу « Падежи»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. 4 класс. Правописание падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3 склонения.

В ходе урока выполняются упражнения, направленные на отработку умения различать и проверять безударные окончания существительных одного и того же склонения....

Конспект урока русского языка по теме "Правописание падежных окончаний имён существительных"

Конспект урока русского языка по теме "Правописание падежных окончаний имён существительных"...

Урок русского языка по теме "Наблюдение за словоизменением имён существительных" 4 класс «Школа 2100»

Представлен конспект урока русского языка по теме "Наблюдение за словоизменением имён существительных" 4 класс  «Школа 2100»...

урок русского языка по теме "Наблюдение за словоизменением имен существительных"

Познакомить с названиями падежей, вопросами и вспомогательными словами каждого из падежей, формировать умение применять полученные знания при выполнении упражнений,...

Конспект урока русского языка. Тренировка в написании безударных окончаний имён существительных в единственном числе.

Тип урока: урок формирования первоначальных  предметных навыков(целевое назначение данного типа урока: применение усваиваемых знаний и способов учебных действий в условиях решения учебных задач.)...

Конспект урока русского языка 3 класс "Правописание безударных окончаний имён существительных 1-ого склонения»

Конспект урока русского языка 3 класс "Правописание безударных окончаний имён существительных 1-ого склонения»...