Игра по русскому языку "Народная мудрость" для 4 класса в рамках предметной недели
материал по русскому языку (4 класс) на тему

Обласова Людмила Юрьевна

Разработка игры на материале раздела "Фразеологизмы". Материал можно включать в тестовые задания школьных олимпиад.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_po_russkomu_yazyku_v_4_klasse.docx28.4 КБ

Предварительный просмотр:

Игра по русскому языку при изучении фразеологизмов.                                                                                   Разработка учителя начальных классов Обласовой Л.Ю., учителя ГБОУ СОШ№76                             Выборгского района Санкт_Петербурга

Игра по русскому языку в 4 классе

«Народная мудрость»

Нетрадиционные уроки отличают высокая работоспособность и эффективность, культура эмоций  и заинтересованность со стороны самых пассивных учеников.

Цели:         1.Расширение словарного запаса.

2.Воспитание языковой культуры.

 3.Формирование положительного отношения к языку и его тайнам.

Раздаточный материал: задания командам.

Слово учителя. Чтение стихотворения Я. Смелякова.

Ход игры.

1.Представление команд.  Название, эмблема, девиз.

Для подведения итогов конкурсов на доске начерчена таблица.

Команда

Разминка

Фразео

логизмы

Пословицы

Поговорки.

Конкурс  капитанов

Зрители

Аукцион

знаний

Итог

 Подведение итогов  представления команд.

2.Разминка «игра слов» а) перевод с русского;

                                          б) перевод на  русский.

     Задания  для обсуждения в командах.

1 команда

Переведите на французский язык: сумка для бумаги.  (Портфель)

Переведи с английского на русский язык: супермен. (Сверхчеловек)

2 команда

Переведите на польский язык: ненужная бумажка. (Шпаргалка)

Переведи с полинезийского на русский язык: табу. (Запрет)

 3 команда

 Переведите на греческий язык: вождь детей. (Педагог)

 Переведи с греческого на русский язык: школа. (Отдых)

 

4 команда

Переведите на английский язык: тонкие кусочки. (Чипсы)

Переведи с латыни на русский язык: стимул. (Палка-погонялка)

3. Игра со зрителями.  

 В 19 веке среди состоятельных людей была в моде серебряная или золотая пластина с надписью «Здесь я уснул». Как называется в наши дни предмет, выполняющий эту функцию? (закладка)

4. Фразеологизмы.

В русском языке есть выражение: «дать дуба».

 У жителей севера – ненцев – есть выражение с тем же значением. Догадайтесь, какое именно?

-сбросить рога

-поделиться дровами

-уйти за морошкой

 Фразеологизмы – явление разговорной речи. Эмоционально и образно они выражают наши мысли.

«Что ты ходишь как в воду опущенный».

«Они друзья не разлей вода»

Фразеология – наука о фразах – совокупность устойчивых сочетаний слов, которые выражают понятия, суждения, отражают явления действительности и обладают определённой

«двусмысленностью» - кроме прямого значения, имеют ярко выраженный иносказательный смысл («написано на лбу»).

Обладают лексической неделимостью;

пишутся со строчной буквы и чаще всего без знаков препинания «не мытьём так катаньем».

Особая группа фразеологизмов – идиомы, неизменяемые словосочетания, значения которых не совпадают со значением слов, их составляющих («кот наплакал», «стреляный воробей»).

НАЙДИ ПОХОЖИЕ ПО СМЫСЛУ ВЫРАЖЕНИЯ И ОБЪЯСНИ ИХ ЗНАЧЕНИЕ

Задания командам.

1команда.                                 ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ -  СИНОНИМЫ

Вверх ногами

Один на один

С глазу на глаз

Как с гуся вода

За тридевять земель

Ноль внимания

Ни свет, ни заря

Как ветром сдуло

И в ус не дуть

На краю света

Ни рыба, ни мясо

Вверх дном

И след простыл

Чуть свет

Водить за нос

Рукой подать

Сколько душе угодно

Хоть пруд пруди

Ни свет, ни заря

Обвести вокруг пальца  

5. Игра со зрителями.

 Над входом одного общественного здания написано: «Здесь мёртвые живут и немые разговаривают». Что размещено в этом здании?  (Библиотека)

6. НАЙДИ ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПО СМЫСЛУ АНТОНИМЫ И ОБЪЯСНИ ИХ ЗНАЧЕНИЕ

Задания командам.

1 команда                                    ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ – АНТОНИМЫ

Семи пядей во лбу

Лёгок на подъём

Сложа руки

Заваривать кашу

Спустя рукава

Засучив рукава  

Расхлёбывать кашу

Не покладая рук

Тяжёл на подъём

Звёзд с неба не хватает

В двух шагах

Хоть пруд пруди

По пальцам пересчитать

За тридевять земель

   

7. Игра со зрителями.

 У каждого из нас он один. А в арабском мире настоящие мастера, проявив терпение и работоспособность, обязаны овладеть хотя бы тремя из многих, например: павлиний хвост, локоны невесты, дрожь.

 А о чём идёт речь? (почерк)

8. Пословицы и поговорки. Для русской пословицы или поговорки (из правого столбика) найдите сходную по смыслу пословицу или поговорку других народов (из левого столбика).

 Разумнее ограничить время выполнения этого задания.

 Приложение 3.

Не ищи жареную колбасу в собачьей будке (нем.).

С миру по нитке – голому рубашку.

Тот не заблудится, кто спрашивает (итал.).

С волками жить -  по-волчьи выть.

У кого болтливый рот, у того тело в синяках (англ.)

В тихом омуте черти водятся

После обеда приходится платить (англ.).

Слово не воробей – вылетит,  не поймаешь.

Один утренний час лучше двух вечерних (англ.).

Ищи ветра в поле.

Лучше оступиться, чем оговориться (англ.).

Когда рак на горе свистнет.

Лёгкий кошелёк – тяжёлое проклятие (англ.).

Утро вечера мудренее.

Тихая вода берега подрывает (польск.).

Видно птицу по полёту.

Находясь среди ворон, нужно каркать как они (польск).

Хуже всех бед, когда денег нет.

Зёрнышко к зёрнышку и будет мерка (польск.).

Язык до Киева доведёт.

Когда у меня на ладони волосы вырастут (польск).

Язык мой – враг мой.

Птицу можно узнать по песне (англ.).

Любишь кататься – люби и саночки возить

9. Игра со зрителями. Восстанови пословицы.

ВЕК ЖИВИ…                                  ДАРЁНОМУ КОНЮ…

КАК АУКНЕТСЯ…                        ЛЮБИШЬ КАТАТЬСЯ…

НЕ ЗНАЯ БРОДУ…                        ЧЕМ ДАЛЬШЕ В ЛЕС…
ЛЕС РУБЯТ …                                 ДЕЛУ ВРЕМЯ …

НЕ В СВОИ САНИ …                      ПОСПЕШИШЬ …

ЛУЧШЕ ПОЗДНО,                        СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ

МЕЛИ, ЕМЕЛЯ…                            В ГОСТЯХ ХОРОШО…

 10. Аукцион знаний

1 команде.                 Предложение.

2 команде.                  Существительное.

3 команде.                  Состав слова.

4 команде.                    Звуки и буквы.

11.Игра со зрителями во время подготовки команд. Ассоциации.

За дверь выходит один ученик

К одному из слов  по очереди называются слова-ассоциации.

Азбука             урок                знания                  учитель

Возвратившемуся ученику называют только ассоциации.

Надо догадаться,  каким было исходное слово.

12. Подведение итогов игры.

Вывод учителя, отзывы  учащихся.

 «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это состояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса». И.С.Тургенев

 Игра годится как самостоятельное мероприятие.

 Она может быть  этапом предметной недели  по русскому языку

Приложение 4.

Русский язык.                                         Ярослав Смеляков

У бедной твоей колыбели,

Ещё еле слышно сперва,

Рязанские женщины пели,

Роняя, как жемчуг, слова.

Под лампой кабацкой неяркой

На стол деревянный поник

У полной нетронутой чарки,

Как раненый сокол, ямщик.

Ты шёл на разбитых копытах,

В кострах староверов горел,

Стирался в бадьях и корытах,

Сверчком на печи свиристел.

Ты, сидя на позднем крылечке,

Закату подставя лицо,

Забрал у Кольцова колечко,

У Курбского занял кольцо.

Вы, прадеды наши, в недоле,

Мукою запудривши лик,

На мельнице русской смололи

Заезжий татарский язык.

Вы взяли немецкого малость,

Хотя бы и больше могли,

Чтоб им не одним доставалась

Ученая важность земли.

Ты, пахнущий прелой овчиной

И дедовским острым кваском

Писался и чёрной лучиной,

И белым лебяжьим пером.

Ты – выше цены и расценки –

В году сорок первом, потом

Писался в немецком застенке

На слабой извёстке гвоздём.

Владыки и те исчезали

Мгновенно и наверняка,

Когда невзначай посягали

 на русскую суть языка.

 

Литература.

1. Богатенкова Н.В., Муштавинская И.В. «Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения, СПб., СПбГУПМ, 2001

2. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе. – Ростов- на –Дону: «Учитель», 2004. – 176с.

3. Синицына Е. Умные слова.Серия: «Через игру – к совершенству». М.: «Лист», - 1997. – 176с.

4. Степихова В.А. Педагогические мастерские в опыте учителей: методическое пособие. -  СПб.; СПбГУПМ, 2002.- 119с.

5. Хейфец Б.Л. Поиграй сам и с друзьями. Сборник интеллектуальных игр. – М.: «Интеллект-Центр», 2005 – 176с.

6. Фразеологизмы русского языка/Сост. Худякова М.Ф. – Екатеринбург: Уральское издательство, 2000. -208с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по литературному чтению для 4 классов в рамках предметной недели "В стране Литературии"

Урок -викторина разработан для учащихся параллели 4 классов в рамках предметной недели по литературному стению...

Внеклассное мероприятие по литературному чтению для 4 классов в рамках предметной недели "В стране Литературии"

Урок-викторина по литературному чтению для параллели 4 классов в рамках предметной недели...

Конкурс "Родная речь" в рамках предметной недели по русскому языку в 3 классе.

Материал может быть использован при проведении мероприятия в рамках предметной недели по русскому языку в 3 классе....

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ДЛЯ 1-2 КЛАССОВ, ПРОВЕДЁННЫЙ В РАМКАХ ПРЕДМЕТНОЙ НЕДЕЛИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ «В гостях у русской народной сказки»

За основу сценария мероприятия, был взят план-конспект урока чтения в первом классе, разработанный Ауловой Светланой Ивановной, учителем начальных классов МОУ – гимназии № 12, г. ...

Конспект урока по математике "Путешествие по синему морю" во 2 классе (В рамках предметной недели)

На уроке закрепляются приёмы устного и письменного сложения и вычитания в пределах 20, умения сравнивать числа....