Изменение имен существительных по числам»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Шубникова Ирина Михайловна

Цели: - знакомство с существительными, которые употребляются только в форме единственного и множественного числа;

- совершенствование умения изменять имена существительные по числам;

- развитие орфографической зоркости, памяти, мышления;

- воспитание аккуратности, любви к родному языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izmenenie_imyon_sushchestvitelnykh_po_chislam._4_kl.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №19 города Белово»

Конспект урока по русскому языку

в 4 классе

     «Изменение имен существительных по числам»

                                                           

                                                                 Подготовила:

                                                                  учитель начальных классов

                                                                  Шубникова  Ирина  Михайловна

                                                                             

                                                                                           

Тема: Изменение имен существительных по числам.

Цели: - знакомство с существительными, которые употребляются только в форме единственного и множественного числа;

- совершенствование умения изменять имена существительные по числам;

- развитие орфографической зоркости, памяти, мышления;

- воспитание аккуратности, любви к родному языку.

Ход урока:

1.Орг. момент, настрой на урок.

Учитель: Я хочу вам привести пример из жизни. Послушайте внимательно.

- Одна девочка оставила записку маме и написало следующее: « Мама, я пошла примирять платье». Когда девочка вернулась, мама спросила: «С кем поссорилось твое платье».

- Почему так спросила мама? Какую ошибку допустила девочка? (надо примерять, от слова примерка)

- Почему так произошло? (девочка не учила русский язык).

- Этот случай подтверждает, что знания по русскому языку очень важны и необходимы. Поэтому, я думаю, и с сегодняшнего урока вы унесете багаж знаний, который вам пригодиться в жизни.

 2. Минутка чистописания.

Гимнастика для пальцев

Прописать соединение Пп.

- Какие словарные слова на буквы п вы знаете? (ответы детей).

- Пропишите 3 раза, красиво то  слово, которое захотите. (Учитель проходит, смотрит.

3. Словарная работа.

- А какие слова мы называем словарными? (Слова - правописание, которых мы не можем проверить)

- На дом вам было задано повторить словарные слова.

Учитель называет пары слов, ученики устанавливают логические связи и пытаются запомнить. Затем учитель называет одно слово из пары, второе записывают дети (подчеркнутое).

Черный – желтый

Класс-ученик

Мебель - кровать

Воскресенье – понедельник

Ужин – завтрак

Москва – Россия

Взаимопроверка по образцу.

Пока класс выполняет словарную работу, 2 человека работают индивидуально по карточкам у доски.

1 карточка, расставить знаки препинания.

Дедушка сказал сходи Ваня в магазин за хлебом.

2 карточка вставить пропущенные буквы.

Спой Светик не стыдись попросила лиса.

4. Изучение новой темы.

1)На доске записаны крылатые выражения, надо объяснить их смысл.

Держать себя в руках. (Сдержанным, преодолеть гнев, волнение, удерживать нетерпение высказаться)

Положа руку на сердце. (Искренне, правдиво, чистосердечно).

Рукой подать. ( Близко)

Сидеть сложа руки. (Ничего не делать, бездельничать).

 - Что у них общего? (повторяется слово рука)

- Это разные слова? (Разная форма одного слова).

- Что у них меняется?

- На какие две группы вы могли бы разделить их? (ед. число, мн.число)

- Вот сегодня мы будем изменять имена существительные по числам.

На доске записаны столбики слов.

-  К какой части речи относятся эти слова?

 -Какое число у сущ. первого столбика, второго столбика ?

- Какая орфограмма пропущена? Как мы проверяем безударную гласную в корне слова?

 - Проверти, изменив форму числа. 1 вариант- 1 столбик. 2 вариант -2 столбик.

Проверка . Было ед.ч. стало множественное и наоборот.

….- п…сьмо                                 …-к..лосья

…-..кно                                        …- сл..ны

…- ч..сла                                       …- др..зды

…- в..дро                                     …- к..ренья

Вывод: имена существительные изменяются по числам.

А какие еще орфограммы мы можем проверить, изменив форму числа?

(Парный согласный на конце слова)

2) На партах карточки, на карточках 3 предложения.

1 ряд выписывает предложение, где сущ. в ед. числе.

2 ряд  выписывает предложение, где сущ. во мн. числе.

3 ряд выписывает предложение, где сущ. в ед. и мн. числе.

В предложении найти и подчеркнуть грамматическую основу.

На  б..резах  пр..сыпаются неугомонные галки.

В лесу  зазвенели в..селые г..лоса птиц.

Р..чка скрылась в темной с..неве вечера.

 Проверка по образцу.   

3) - Я сейчас прочитаю отрывок из стихотворения Барто « Блинчики»

- Вы послушайте, и скажите,что мальчик взял для теста?

- Давайте, попробуем изменить число.

Всюду Павлику почет:
Павлик блинчики печет.
Он провел беседу в школе -
Говорил, открыв тетрадь,
Сколько
соды, сколько соли,
Сколько
масла нужно брать.

Попробуем изменить число существительных соль и сода. (Не получается)

Вывод: имеют только форму ед.числа.

Продукт, производимый коровой. (Молоко)

Петрушка, укроп, сельдерей – это зелень.

Куй … пока горячо. (Железо)

Очень хочется кушать. (Голод)

Не чего делать, нет настроения. (Скука.)

Этим качеством обладают люди, которые прожили долгую жизнь и могут поделиться опытом. (Мудрость)

В кармане звенит… (мелочь)

(горох, доброта. горе, слава. вермишель, ботва, хвоя)

Вывод: в русском языке есть слова, которые употребляются только в форме ед.числа.

4) Откройте учебник стр.70 упр.9. Прочитайте стихотворение.

- А приведите свои примеры слов во множественном числе?

Ими топят печь. (Дрова)

С помощью них мы находим массу предметов (Весы).

Два ребенка родившиеся у одной мамы, в один день. (Близнецы).

24 часа. (Сутки)

Украшение. (Бусы.)

Одежда мальчиков.(Брюки.)

(деньги, вилы, наушники, духи, чернила, жмурки, ножницы, сани.)

Вывод: в русском языке есть слова, которые употребляются только в форме

множественного числа.

- Если вы сомневаетесь в числе существительного, можно проверить по словарю.

5. Закрепление

- Нагнитесь под парту . Что увидели? (Кружки)

-  Какого цвета  у вас кружок, такую карточку и возьмите.

Желтый:   

Найди ошибки в употреблении числа имен существительных, исправь их.

   На большой льдинах  плывёт собаки. Быстро понесла вода льдину к нашему берегам. У берега были старые бревно. Собаки прыгнула на брёвна и спаслась от беды.

Розовый:

Найди ошибки в употреблении числа имен  существительных в выделенных словах, исправь их.

     На большой льдинах  плывёт собаки. Быстро понесла вода льдину к нашему берегам. У берега были старые бревно. Собаки прыгнула на брёвна и спаслась от беды.

Оранжевый:

Определи число выделенных имен существительных.

На большой льдине  плывёт собака. Быстро понесла вода льдину к нашему берегу. У берега были старые бревно. Собака прыгнула на брёвна и спаслась от беды.

6. Итог урока.

Я называю слово, вы говорите в каком оно числе употреблено и меняете форму числу.

Крыло, клин, смелость, друг, шахматы, жеребята, сыновья.

Так, что мы узнали на уроке?

Д.З. Найти в словаре и записать по 5 слов, которые употребляются только в форме единственного или только в форме множественного числа.

Рефлексия подойти к надписи.( По классу развешаны надписи: Я все понял, я понял, но… , я понял и могу научить товарища, я не понял).

Список использованной литературы

1.Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык. 4 класс. Ч.2. – М.: «Просвещение», 2011.

2. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык.  Дидактический материал . 4 класс.  – М.: «Просвещение», 2011.

3. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык в начальной школе. 4 класс. Книга для учителя. – М.: «Просвещение», 2011.

4.Серов В.В. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. – М.: «Локид-Пресс», 2005.

5.Российский гуманитарный энциклопедический словарь. – М.: «Владос», 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: "Изменение имен существительных по числам".

Необычный урок - путешествие по стране «Имя существительное» В этом путешествии мы будем изменять существительные по числам, различать род и узнаем много интересного и познавательного. Чтобы не заблуд...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (ЧТЕНИЕ – РУССКИЙ ЯЗЫК – АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК) Тема: Изменение имен существительных по числам.

Урок нацелен на формирование умения различать единственное и множественное число существительных в английском и русском языках, развитие навыков устной речи и чтения на английском языке....

Изменение имен существительных по числам

Конспект урока по русскому языку -2 класс...

Урок русского языка в 3 классе "Изменение имен существительных по числам"

Урок учит определять число имен существительных. Спланирована работа в парах над решением проблемного момента....

Изменение имен существительных по числам 4 класс

Презентация и конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Изменение имен существительных по числам"...

«Изменение имен существительных по числам» 3 класс "Школа России"

Конспект урока, презентация, раздаточный материал (карточки)...

Фрагмент интегрированного урока русского и английского языка по теме "Изменение имен существительных по числам", 2 класс

Фрагмент интегрированного урока разработан на основе деятельностного подхода. Программа по русскому языку Поляковой, английский язык - Биболетова...