Урок русского языка для 3 класса
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Урок русского языка по теме «Склонение имён существительных» в 3 –м классе. УМК « Начальная школа XXI века». Конспект по русскому языку в 3-м классе разработан согласно программе. Учащиеся самостоятельно получают знания в результате совместного исследовательского поиска. Использование информационных технологий не только оживляют учебный  процесс, но и повышают учебную мотивацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_3_klass.docx23.09 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku_russkogo_yazyka.rar2.68 МБ

Предварительный просмотр:

                                           

Урок русского языка

«Склонение имён существительных»

3 класс

УМК « Начальная школа XXI века»

        

                                                          Подготовила

                                                          учитель начальных классов

                                                          МАОУ «СОШ № 4»

                                                          Новосёлова Валентина Николаевна

                                            г. Губкинский

                                                   2013 г

                                  Урок русского языка.

Тема: «Склонение имен существительных»

Задачи :

 Образовательные: закрепление   умения  определять падеж, склонение имён

                                 существительных;

                                  тренировка в определении склонения существительных,

                                  стоящих  в косвенных падежах

       Развивающие: развивать предметные умения: уметь различать склонение

                           

                             существительных

                           

                             развивать личностные и коммуникативные умения через

                       

                        создание проблемных ситуаций.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, чувство взаимовыручки

                           

                                               Ход урока.

  1. Орг. момент.

                                                    Начинается урок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь оценку пять!

2.  Введение в тему урока

    -  Правильно выполненное  первое задание поможет  вам определить тему

       нашего   урока.

На  экране слова:  Слайд

Морс, мак, солнце, вода, ранний, лесок, тонна, лиса, река.

- Прочитайте данные слова, в которых зашифровано слово из 9 букв. Расшифруйте  его, определяя орфограммы в словах.        

  МОРС -  парные звонкие и глухие согласные в конце слов

 МАК-  парные звонкие и глухие согласные в конце слов

СОЛНЦЕ – непроизносимые согласные  в корне слов

 ВОДА  – Безударные гласные в корне слова

РАННИЙ – Правописание слов с двойными согласными

ЛЕСОК – Безударные гласные в корне слова

 ТОННА – Правописание слов с двойными согласными

 ЛИСА  - Безударные гласные в корне слова

  РЕКА – Безударные гласные в корне слова

- Какое слово получилось? ( СКЛОНЕНИЕ)

- Кто сможет назвать тему нашего урока?

                                              Слайд

                          Склонение имён существительных  

- Сегодня мы продолжаем изучать склонение имен существительных.  

                                                Слайд

- Какое слово лишнее?  Почему?  (ранний – прилагательное, остальные существительные)

- Сколько склонений имеет имя существительное?

- 3 скл.    Слайд

Разделите тетрадь на три столбика

- Какие  имёна существительные относятся к первому склонению?

Устные ответы детей

 (ж. р. и  м .р с окончанием  - а, - я в начальной форме И.п., ед. ч.)

   Слайд

- Какие  имёна  существительные относятся ко второму склонению?

 ( м. р., ср. р.  - о, - е,           )

Слайд

- Какие имёна  существительные относятся к третьему склонению?

( ж .р.,  нулевое окончание  в начальной форме и -  ь на конце)

 Слайд

  - Запишите данные существительные по склонениям

Взаимопроверка

- Обменяйтесь тетрадями

- Проверим. Если правильно на полях ставим +,если есть ошибки ничего не ставите.

Слайд

1 скл.                          2 скл                              3 скл

вода                             морс

тонна                           мак

лиса                            солнце

река                             лесок

- Существительных, какого склонения здесь нет ? (третьего склонения)

- Приведите примеры существительных  третьего склонения ?  (ж.  р,  имеющие в

   начальной форме нулевое окончание  и - ь на конце слов)

- Запишите в  тетрадь по два существительных  3-го склонение.

II. Работа в группах 

   - Вспомним правила работы в группах.

      1. Выбрать ответственных.

       2. Каждый имеет право высказать своё  собственное мнение

       3.Формулируйте свои выражения просто и ясно

       4. Умейте слушать и быть услышанным

       5. Умейте дискутировать. Сделать общее заключение

       6. Умейте обсудить заданную проблему за отведённое время

 Распределитесь по группам.

- Ребята у вас даны словосочетания, определите падеж и склонение существительных

1 группа

     У старой сосны (у чего?) Р.п

     Плывёт по морю (по чему?) Д.п

2 группа

      Опустился над рекой (над чем?) Т.п

      Поднимался из-за леса (из - за чего?) Р.п

3 группа

     По золотому полю (по чему?) Д.п

    По тонкой паутине (по чему?) Д.п

4 группа

Под большим кустом (под чем?) Т.п

Около высокого здания (около чего) Р.п

5 группа

На лесной опушке ( на чём ?) П.п

Бежал по двору ( по чему?) Д.п    

 (Должна возникнуть проблема!)  

Проблема возникла                                               Все определили склонение  

- Все ли смогли определить                                 - как вы определили склонение?

 склонение?                                                       Объяснение детей (переход к правилу)

 Почему затрудняетесь?

(стоят в косвенных падежах)

- Может кто- то догадался как  определить склонение   существительных ?

 - Ответы детей  ( нужно поставить в И.п ед ч.)

- если не определили в группах доработать.

- давайте проверим, правильно – ли мы рассуждали, определяя склонение

- Прочитаем правило в учебнике на странице 30  и проверим себя.

Правило: Чтобы определить склонение имени существительного в косвенном падеже. Надо его поставить в начальную форму - в именительный падеж  единственного числа

- Давайте  попробуем составить алгоритм определения склонения имён существительных в косвенных падежах.

- Первое что мы будем выполнять

 1.Ставлю существительное в начальную форму И.п ед.ч.   Слайд

 2.  Определяю род

3. Нахожу окончание

4 По роду и окончанию  определяю склонение.

IV. Физминутка (музыка)

V.Работа у доски ( по очереди) фронтально

     -Упражнение 1 на стр 30

 - с помощью

Угостил ( чем?) конфетой (Т.п.,) –(  что) конфета (И.п. ж.р 1 скл) ,

Иду ( с кем?) с  другом ( Т.п.,) –( кто?) друг ( И.п. м.р    2 скл)

стакан ( чего?) молока (  Р.п.,) – (что?) молоко  (И.п ср.р  2 скл)

сюрпиз для мамы ( Р.п., ) – (кто?) мама (И.п 1 скл) самостоятельно

включить экран

VI. Работа  с существительными мн.ч

       - Посмотрите на доску.  Слайд

       Озёрам,      дорогам

- Что вы заметили у этих существительных (одинаковые окончания)

- В форме какого падежа и числа  они даны?

-  в форме Д. п  множ. числа ( радуюсь чему?)

 Озёрам, дорогам.

- Можно ли сказать, что эти слова одного склонения? ( НЕТ)

- Почему ?  ( Поставим в И.п. ед ч)  Слайд

 Озеро ( ср. р . окончание  - о  2 скл)  

 Дорога ( ж.р. окончание -  а 1 скл.)

 Стр 31 Чтение правила. Рубрика « Обрати внимание»

    Работа по учебнику. Рубрика « Давай подумаем»  стр., 31    

Работа в парах.  Работа на тренажере

Задание: Определите склонение имен существительных

На доске показать запись : в деревьях – что? дерево ( 2 скл)

в снегах  - что? снег ( 2скл),

на столах – что? стол (2скл) ,

о мышах кто ? мышь (3скл)  ,

в городах – что ? город (2 скл) ,

в сёлах – что ?село (2 скл),

в облаках – что? облако ( 2скл)

о выставках – что?( 1скл)

VII.Домашнее задание

страница 32,  №3 (прочитать, обратить внимание на изученные правила)

VIII. Итог урока  

- Проанализируйте свою работу на уроке, закончив фразу.

« Сегодня на уроке я узнал…»

 Слайд  

Спасибо за  работу!

Resource id #5830


Подписи к слайдам:

Урок русского языка Подготовила: Новосёлова ВН учитель начальных классов МАОУ « СОШ № 4» г. Губкинский
Женский Мужскойрод р о д
Ср род
Мужской Среднийрод род


Женский род


1. Ставлю существительное в начальную форму (И. п.; ед. ч.) 2. Определяю род. 3. Нахожу окончание. 4. По роду и окончанию определяю склонение.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общее понятие об однокоренных (родственных) словах Урок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка»

Общее понятие об однокоренных (родственных) словахУрок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко«К тайнам нашего языка»Ирина Анатольевна ВиниченкоУчитель начальных классов, МАОУ «...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...