Рабочая программа по русскому языку. 2 класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему

Рабочая программа по русскому языку для работы во 2 классе по системе учебников "Начальная школа XXIвека". Разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rabochaya_programma._russkiy_yazyk._2_klass.zip90.01 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ "Дубовская СОШ с углублённым изучением отдельных предметов"

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Дубовская средняя общеобразовательная школа Белгородского района

Белгородской области с углублённым изучением отдельных предметов"

Рабочая программа
по русскому языку

2 класс

"Начальная школа XXI века"

подготовила

учитель начальных классов

Сиянко Наталья Вячеславовна

п.Дубовое

 2013

1. Пояснительная записка

   Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 2 класса на 2013 – 2014 учебный год составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  2009 года;
  • Программы «Русский язык. 2 – 4 классы» авторов С.В. Иванова, М.И. Кузнецовой, А.О. Евдокимовой. 2012 г.;
  • Учебного плана МОУ «Дубовская СОШ с углублённым изучением отдельных предметов»;
  • Положения о рабочей программе.

Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Русский язык» реализует основную цель обучения: сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.

Формирование познавательной мотивации осуществляется в процессе достижения предметных целей изучения русского языка — социокультурной и научно-исследовательской.

Социокультурная цель изучения русского языка достигается решением задач развития устной и письменной речи учащихся и формирования у них основ грамотного, безошибочного письма.

Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным элементом общей культуры человека. Формируя навыки безошибочного письма, развивая письменную и устную речь учащихся, мы стремимся к тому, чтобы ученик стал культурным человеком.

Для реализации этой цели необходимо учитывать следующее:

- грамотное, безошибочное письмо должно формироваться с учетом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления или репродуктивного воспроизведения полученных знаний;

- навык грамотного письма формируется только при регулярном выполнении заданий и упражнений, предусмотренных методическим аппаратом средств обучения;

- разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика;

- научить правильной речи  - это научить правильному отбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации.

Научно-исследовательская цель реализуется в процессе ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке.

Успешная реализация заявленных целей возможна только при условии осознанной деятельности учащихся на уроке: ученики должны понимать, зачем они знакомятся с основными положениями науки о языке, учатся писать без ошибок и правильно составлять собственные тексты.

Такое осознание возможно только в том случае, если на каждом уроке, при выполнении любого задания или упражнения у учащихся сформулированы следующие целевые установки:

  •  «Я хочу научиться писать без ошибок, правильно говорить и составлять письменные тексты, так как хочу быть культурным человеком»;
  • «Я хочу узнать, как устроен язык, на котором я говорю, потому что этот язык — часть окружающего меня мира, а научное знание об устройстве мира характеризует меня как современного, образованного человека. Кроме того, русский язык — это государственный язык страны, в которой я живу, родной язык русского народа».

Описание места учебного предмета в учебном плане

Во 2 классе программой предусмотрено на изучение предмета «Русский язык» 170 часов, 5 часов в неделю. Блок «Как устроен наш язык» - 57 часов, блок «Правописание» - 58 часов. Блок «Развитие речи» - 34 часа.   Резервные уроки -16 часов. Повторение - 5 часов.

Количество часов распределено следующим образом

№ раздела

Название раздела

Количество часов в авторской программе

Количество часов в рабочей программе

1.

Как устроен наш язык

57 ч

61 ч

2.

Правописание

58 ч

68 ч

3.

Развитие речи

34 ч

36 ч

4.

Повторение

5 ч

5 ч

5.

Резервные часы

16 ч

-

Итого

170 ч

170 ч

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях и задачах, условиях общения, в выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Данная программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:

  • Русский язык: 1-4 классы : программа, планирование, контроль / С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, А.О. Евдокимова. – М.: Вентана-Граф, 2012.
  • Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / С.В.Иванов,  А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова.– М: Вентана-Граф, 2013.
  • Пишем грамотно. 2 класс. Рабочая тетрадь № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений. ФГОС / М.И. Кузнецова. – М.: Вентана-Граф, 2013.
  • Русский язык. 2 класс. Тетрадь для контрольных работ для учащихся общеобразовательных  учреждений. ФГОС В.Ю. / Романова, Л.В. Петленко. – М.: Вентана-Граф, 2013.
  • Русский язык:  комментарии к урокам /С. В. Иванов,  М.И. Кузнецова. - М.: Вентана-Граф, 2013. 
  • Русский язык. Оценка достижения планируемых результатов обучения. 2-4 классы. ФГОС / В.Ю. Романова, Л.В. Петленко. – М.: Вентана-Граф, 2013.

В программу изменения не внесены.

Формы организации учебного процесса

Формы организации учебного процесса: индивидуальные, индивидуально-групповые, фронтальные.

Здоровьесберегающий компонент

Приоритетным направлением работы на каждом уроке является подготовка детей к здоровому образу жизни на основе здоровьесберегающих технологий. Это может выражаться следующим образом:

  • через непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни;
  •  привитие детям элементарных навыков;
  •  через здоровьесберегающие технологии процесса обучения и развития с использованием физкультминуток;
  •  через специально организованную двигательную активность ребенка.

В процессе изучения предмета применяются здоровьесберегающие технологии Владимира Филипповича Базарного:

  • Режим движения наглядного учебного материала, постоянного визуального поиска и выполнения активизирующих детей заданий.
  • Подвижные «сенсорные кресты».
  • Карточки с заданиями в любой точки класса.

Приспособления для переключения зрение детей с ближнего на дальнее.

  • Режим смены динамических поз.

Специальная мебель с наклонной поверхностью - парты и конторки.

Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть, стоит за конторкой.

  • «Экологический букварь» - широкоформатная картина-панно.

2. Результаты освоения предмета «Русский язык»

Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.

3. Планируемые результаты обучения

Ученик научится:

различать, сравнивать, кратко характеризовать:

  • парные и непарные по твердости – мягкости согласные звуки, парные и непарные по звонкости – глухости согласные звуки;
  • изменяемые и неизменяемые слова;
  • формы слова и однокоренные слова;
  • однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;
  • предложения по цели высказывания;
  • предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией;

выделять, находить:

  • в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс, приставку;
  • лексическое значение слова в толковом словаре;
  • основную мысль текста;

решать учебные и практические задачи:

  • делить слова на слоги;
  • использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;
  • подбирать однокоренные слова;
  • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
  • безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 45-60 слов;
  • проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
  • подбирать заголовок к предложенному тексту, озаглавливать собственный текст;
  • исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей);

применять правила правописания:

  • перенос слов;
  • проверяемые безударные гласные в корнях слов;
  • парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;
  • непроизносимые согласные;
  • непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);
  • разделительные твердый и мягкий знаки;
  • правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-
  • раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений).

Ученик получит возможность научиться:

  • устанавливать значение суффиксов и приставок (в словах с однозначно выделяемыми морфемами);
  • определять способы образования слов (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный);
  • различать однозначные и многозначные слова;
  • наблюдать за использованием в тексте слов в переносном значении и омонимов;
  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
  • наблюдать за использованием в текстах устаревших слов и фразеологизмов;
  • применять правило правописания суффиксов имен существительных:

- онок, -енок; -ок; -ек; -ик; -ость;

  • применять правило правописания суффиксов имен прилагательных: -ов,

 -ев, -ив, -чив, -лив;

  • подбирать примеры слов с определенной орфограммой;
  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;
  • определять по предложенным заголовкам содержание текста;
  • составлять план текста;
  • определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;
  • соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).

4. Содержание программы учебного курса

I. Как устроен наш язык (основы лингвистических знаний) (61 ч)

1.1. Фонетика и графика (11 ч)

Повторение изученного в 1-ом классе: различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Обозначение на письме мягкости согласных звуков.

Определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.

Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах типа двор, день; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я, в словах с непроизносимыми согласными.

Деление слов на слоги.

Использование алфавита при работе со словарями и справочниками.

1.2. Орфоэпия[1]. Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

1.3 Слово и предложение (8 ч)[2]

Понимание слова как единства звучания (написания) и значения. Слова с предметным значением — имена существительные. Слова, называющие признаки — имена прилагательные. Слова, обозначающие действия — глаголы.

Предложение. Отличие предложения от слова. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные предложения; по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные предложения.

1.4. Состав слова (морфемика) (20 ч)

Окончание как часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Корень как часть слова. Чередование согласных в корнях. Родственные (однокоренные) слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Суффикс как часть слова; значения суффиксов. Приставка как часть слова; значения приставок. Суффиксальный, приставочный и приставочно-суффиксальный способы образования слов. Основа слова. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.

1.5. Лексика[3] (22 ч)

Слово и его лексическое значение. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.

Различение однозначных и многозначных слов.

Представление о прямом и переносном значении слова.

Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов и омонимов.

Слова исконные и заимствованные.

Устаревшие слова.

Фразеологизмы. Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов.

II. Правописание (формирование навыков грамотного письма) (68 ч)

Повторение правил правописания, изученных в 1-ом классе.

Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.

Ознакомление с правилами правописания и их применение:

  • перенос слов;
  • проверяемые безударные гласные в корнях слов;
  • парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;
  • непроизносимые согласные;
  • непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);
  • разделительные твердый и мягкий знаки;
  • правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-
  • правописание суффиксов имен существительных: - онок, -енок; -ок; -ек;

-ик; -ость;

  • правописание суффиксов имен прилагательных: -ов, -ев, -ив, -чив,   лив;
  • раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений).

Использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.

III. Развитие речи (36 ч)

3.1. Устная речь[4]

Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы.

3.2. Письменная речь

Текст. Смысловое единство предложений в тексте (основная мысль) Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Определение по заголовкам содержания текста.

Выражение в тексте законченной мысли. Подбор вариантов окончания текстов. Начало текста (зачин), подбор зачинов к предложенным текстам.

Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений; включение недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения.

Абзац. Последовательность абзацев в тексте. Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев.

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев.

План текста. Составление планов предложенных текстов. Создание собственных текстов по предложенным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

IV. Повторение (5 ч)

5. Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование раздела и тем

Характеристика

деятельности

учащихся

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Примечание

Планируемая дата

Фактическая дата

1

Урок-исследование

Как устроен наш

язык

Различение звуков и букв.

Знакомиться с учебником, условными обозначениями в учебнике, целями изучения русского языка;

работать с информацией, представленной в форме рисунка и в форме звуковой модели (проводить звуковой анализ); сравнивать звуки в словах.

1 ч

02.09

2

Как устроен наш язык

Различение гласных и согласных звуков.

Выделять звуки речи;

классифицировать звуки русского языка и соотношение «звук-буква».

различать гласные и согласные звуки и буквы.

1 ч

03.09

3

Как устроен наш язык

Обозначение на письме мягкости согласных звуков.

Анализировать и кратко характеризовать звуки речи.

1 ч

04.09

4

Как устроен наш язык

Различие ударных и безударных гласных звуков.

Сопоставлять звуковую и буквенную запись слов; знать смыслоразличительную функцию ударения.

05.09

5

Как устроен наш язык

Определение парных и непарных по твёрдости – мягкости согласных звуков.

Различать гласные и согласные звуки и буквы;

использовать артикуляционные приемы распознавания гласных звуков;

различать парные по твердости-мягкости согласные звуки; обозначать мягкость согласных звуков на письме.

06.09

6

Как устроен наш язык

Урок-сказка

Определение парных и непарных по звонкости – глухости согласных звуков.

Приводить примеры безударных и ударных гласных.

сравнивать  пары слов по Звонкости-глухости, твердости-мягкости;

подбирать  слова по заданной  словообразовательной структуре;

соблюдать орфоэпические нормы.

09.09

7

Как устроен наш язык

Обозначение на письме мягкости согласных звуков. Диагностическая работа № 1

Сравнивать и высказывать свое мнение по  вопросу: значение и особенности мягкости знака;

формулировать функции ь (разделительный и показатель мягкости предшествующего согласного).

10.09

8

Как устроен наш язык

Различение звонких и глухих согласных

Различать произношение и написание слов;

сравнивать  пары слов по звонкости-глухости, твердости-мягкости.

11.09

9

Правописание

Формирование орфографической зоркости.

Формулировать и применять правила написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

12.09

10

Правописание

Осознание места возможного возникновения орфографической ошибки.

Участвовать в обсуждении проблемных вопроса: есть ли твердые пары у звуков [ч,] [щ,]

решать лингвистическую задачу: как объяснить написание буквы «а» после [ч,] [щ,].

13.09

11

Правописание

Использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.

Участвовать в обсуждении проблемных вопроса: есть ли твердые пары у звуков [ч,] [щ,]

решать лингвистическую задачу: как объяснить написание буквы «у» после [ч,] [щ,].

16.09

12

Как устроен наш язык

Урок-игра

Обозначение на письме мягкости согласных звуков

Сравнивать и высказывать свое мнение по  вопросу: значение и особенности мягкости знака;

формулировать функции ь (разделительный и показатель мягкости предшествующего согласного).

17.09

13

Правописание

Деление слов на слоги 

Находить в тексте слова по заданным основаниям

18.09

14

Правописание

Ознакомление с правилами правописания и их применение. Перенос слова.

Делить слова на слоги;

Работать с информацией, представленной в виде слогоударных схем (выбирать из текста слова, соответствующие схемам;

19.09

15

Правописание

Диктант  № 1: «Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, перенос слов»                                                                                                              

Оценивать правильность выполнения заданий;

анализировать информацию, представленную в учебнике,

20.09

16

Правописание.

Перенос слов. Работа над ошибками

Использовать правило переноса слов.

23.09

17

Как устроен наш язык

Ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

Оценивать правильность выполнения заданий;

применять изученное при написании диктанта;

контролировать правильность и аккуратность записи.

24.09

18

Как устроен наш язык

Урок "Поле чудес"

Понимание слова как единства звучания и значения

Сравнивать понятия «звук», «слово», «предложение».

25.09

19

Как устроен наш язык

Слова с предметным значением – имена существительные

Наблюдать за словами,  обозначающими предмет, группировать слова по заданному признаку.

26.09

20

Как устроен наш язык

Урок-сказка

Слова, называющие признаки – имена прилагательные. Слова, обозначающие действия – глаголы.

Наблюдать за словами,  обозначающими  действие предмета, признак предмета.

группировать слова по заданному признаку.

27.09

21

Как устроен наш язык

Слово и предложение.

Находить в тексте слова по заданному признаку.

30.09

22

Как устроен наш язык

Восклицательные и невосклицательные предложения.

Понимать текст, опираясь на содержащуюся в нем информацию и на интонационное оформление предложений.

01.10

23

Как устроен наш язык

Отличие предложения от слова.

Контролировать последовательность действий при списывании, правильность и аккуратность записи.

02.10

24

Как устроен наш язык

Окончание как часть слова.

Находить и выделять окончание;

определять окончание как изменяемую часть слова.

03.10

25

Как устроен наш язык

Урок-игра

Изменение формы слова с помощью окончания.

Находить и выделять окончание;

определять окончание как изменяемую часть слова.

04.10

26

Как устроен наш язык

Различие изменяемых и неизменяемых слов.

Знать и использовать в речи слова, форма которых не изменяется;

сравнивать изменяемые и неизменяемые слова.

14.10

27

Правописание

Ознакомление с правилами правописания.

Использовать знание алфавита и правило правописания собственных имен для решения практической задачи.

15.10

28

Правописание

Ознакомление с правилами правописания.

Использовать знание алфавита и правило правописания собственных имен для решения практической задачи.

16.10

29

Как устроен наш язык

Корень как часть слова

Знать понятие «корень слова»;

выделять корень слова;

наблюдать за родственными словами;

обсуждать  признаки однокоренных слов.

17.10

30

Правописание

Ознакомление с правилами правописания проверяемых безударных гласных в корне.

Знакомиться с правилом правописания безударного проверяемого гласного в корне слова.

18.10

31

Правописание

Урок-сказка

Ознакомление с правилами правописания проверяемых безударных гласных в корне.

Знакомиться с правилом правописания безударного проверяемого гласного в корне слова.

21.10

32

Правописание

Ознакомление с правилами правописания проверяемых безударных гласных в корне.

Находить способ проверки написания слова.

22.10

33

Правописание

Ознакомление с правилами правописания проверяемых безударных гласных в корне.

Находить способ проверки написания слова.

23.10

34

Как устроен наш язык

Родственные слова

Подбирать группы однокоренных слов.

24.10

35

Правописание

Ознакомление с правилами правописания проверяемых безударных гласных в корне.

Находить способ проверки написания слова.

25.10

36

Правописание

Ознакомление с правилами правописания проверяемых безударных гласных в корне.

Находить способ проверки написания слова.

28.10

37

Правописание

Ознакомление с правилами правописания проверяемых безударных гласных в корне.

Находить способ проверки написания слова.

29.10

38

  1. Правописание
  2. Словарный
  3. диктант №1

Ознакомление с правилами правописания проверяемых безударных гласных в корне.

Осуществлять самоконтроль при переносе слов, правописании сочетания жи- ши и при списывании;

оценивать правильность выполнения заданий.

30.10

39

Правописание

Урок-КВН

Ознакомление с правилами правописания проверяемых безударных гласных в корне.

Находить способ проверки написания слова.

31.10

40

Как устроен наш язык

Родственные (однокоренные) слова

Знать понятие «корень слова»;

выделять корень слова;

наблюдать за родственными словами;

обсуждать  признаки однокоренных слов.

01.11

41

Правописание

Ознакомление с правилами правописания парных звонких и глухих согласных в корне слова.

Знать значимые части слова;

различать формы слова и однокоренные слова;

уточнять написание слова по орфографическому словарю.

05.11

42

Правописание

Урок-викторина

Ознакомление с правилами правописания парных звонких и глухих согласных в корне слова.

Знать значимые части слова;

различать формы слова и однокоренные слова;

уточнять написание слова по орфографическому словарю.

06.11

43

Правописание

Ознакомление с правилами правописания парных звонких и глухих согласных в корне слова.

Знать значимые части слова;

различать формы слова и однокоренные слова;

уточнять написание слова по орфографическому словарю.

07.11

44

Правописание

Контрольная работа № 1: «Слово и предложение; слова изменяемые и неизменяемые; окончание»

08.11

08.11

45

Как устроен наш язык

Чередование согласных в корнях. Работа над ошибками.

Определять последовательность выполнения действий при выявлении места возможной ошибки в написании слова;

контролировать последовательность действий при списывании.

11.11

46

Правописание

Проверяемые безударные гласные в корне.

Знать значимые части слова;

различать формы слова.

12.11

47

Правописание

Применение правил правописания безударных проверяемых гласных и парных звонких и глухих согласных в корне слова.

Знать значимые части слова;

различать формы слова.

13.11

48

Правописание

Применение правил правописания безударных проверяемых гласных и парных звонких и глухих согласных в корне слова.

Знать значимые части слова;

различать формы слова.

14.11

49

Правописание

Применение правил правописания безударных проверяемых гласных и парных звонких и глухих согласных в корне слова.

Знать значимые части слова;

различать формы слова.

15.11

50

Правописание

Урок-игра

Применение правил правописания безударных проверяемых гласных и парных звонких и глухих согласных в корне слова.

Знать значимые части слова;

различать формы слова.

18.11

51

Как устроен наш язык

Суффикс как часть слова.

Знать значимые части слова;

уметь анализировать и кратко характеризовать состав слова;

кратко характеризовать суффикс как часть слова и его основные признаки.

19.11

52

Как устроен наш язык

Значения суффиксов.

Находить суффикс в слове;

подбирать примеры с определенной орфограммой;

соблюдать нормы современного русского литературного  языка в собственной речи и оценивать их соблюдение в речи собеседников.

25.11

53

Правописание

Ознакомление

с правилами правописания. непроизносимых согласных.

Различать произношение и написание слов;

определять наличие в корнях некоторых слов букв, обозначающих согласный звук, который не произносится.

26.11

54

Правописание

Ознакомление

 с правилами правописания. непроизносимых согласных.

Различать произношение и написание слов;

определять наличие в корнях некоторых слов букв, обозначающих согласный звук, который не произносится.

27.11

55

Правописание

Ознакомление

 с правилами правописания. Непроизносимых согласных.

Различать произношение и написание слов;

определять наличие в корнях некоторых слов букв, обозначающих согласный звук, который не произносится.

28.11

56

Правописание

Ознакомление

с правилами правописания. Непроизносимых согласных.

Различать произношение и написание слов;

определять наличие в корнях некоторых слов букв, обозначающих согласный звук, который не произносится.

29.11

57

Как устроен наш язык

Значения суффиксов.

Находить суффикс в слове;

подбирать примеры с определенной орфограммой;

соблюдать нормы современного русского литературного  языка в собственной речи и оценивать их соблюдение в речи собеседников.

02.12

58

Правописание

Правописание суффиксов имён существительных:

 -ёнок-, - онок -.

Находить суффикс в слове;

подбирать примеры с определенной орфограммой;

знать и применять алгоритм нахождения суффикса в слове.

03.12

59

Правописание.

Правописание суффиксов имён существительных:

- ик-, -ек-.

Находить суффикс в слове;

подбирать примеры с определенной орфограммой;

знать и применять алгоритм нахождения суффикса в слове.

04.12

60

Правописание

Правописание суффиксов имён существительных:

 - ик-, -ек-.

Находить суффикс в слове;

подбирать примеры с определенной орфограммой;

знать и применять алгоритм 1нахождения суффикса в слове.

05.12

61

Как устроен наш язык

Значения суффиксов.

Находить суффикс в слове;

подбирать примеры с определенной орфограммой;

соблюдать нормы современного русского литературного  языка в собственной речи и оценивать их соблюдение в речи собеседников.

06.12

62

Правописание

Правописание суффиксов имён существительных:

-ость-.

Находить суффикс в слове;

подбирать примеры с определенной орфограммой;

знать и применять алгоритм нахождения суффикса в слове.

09.12

63

Как устроен наш язык

Суффиксальный способ образования слов.

Выделять части слова: корень, суффикс, окончание.

10.12

64

Правописание

Правописание суффиксов имён прилагательных.

Определять значение суффикса в слове;

применять правила правописание суффиксов имен прилагательных.

11.12

65

Как устроен наш язык

Суффиксальный способ образования слов.

Выделять части слова: корень, суффикс, окончание.

12.12

66

Как устроен наш язык

Урок-соревнование

Суффиксальный способ образования слов.

Выделять части слова: корень, суффикс, окончание.

13.12

67

Правописание

Формирование орфографической зоркости

Словарный диктант № 2

Знать значимые части слова;

уметь анализировать и кратко характеризовать состав слова;

кратко характеризовать суффикс как часть слова и его основные признаки.

16.12

68

Как устроен наш язык

Приставка как часть слова.

Знать значимые части слова;

уметь анализировать и кратко характеризовать состав слова;

кратко характеризовать приставку как часть слова и ее основные признаки.

17.12

69

Как устроен наш язык

Значения приставок.

Находить приставку в слове;

подбирать примеры с определенной орфограммой;

знать и применять алгоритм нахождения приставки в слове.

18.12

70

Правописание

Правописание приставок.

Знать значимые части слова;

уметь анализировать и кратко характеризовать состав слова;

кратко характеризовать приставку как часть слова и ее 1основные признаки.

19.12

71

Правописание

Правописание приставок.

Знать значимые части слова;

уметь анализировать и кратко характеризовать состав слова;

кратко характеризовать приставку как часть слова и ее основные признаки.

20.12

72

Правописание

Урок-конкурс

Правописание приставок.

Знать значимые части слова;

уметь анализировать и кратко характеризовать состав слова;

кратко характеризовать приставку как часть слова и ее основные признаки.

20.12

73

Как устроен наш язык

Диагностическая работа № 2

23.12

74

Как устроен наш язык

Приставочный способ образования слов.

Понимать термин  «приставочный способ» образования слов;

определять способ образования слов.

24.12

75

Правописание

Ознакомление с правилами правописания и их применение. Разделительный твёрдый и мягкий знаки.

Формулировать функции ь (разделительный и показатель мягкости предшествующего согласного);

формулировать функции ъ.

25.12

76

Как устроен наш язык

Контрольная работа № 2: «Корень слова, суффикс»

Применять изученные орфограммы и правила;

контролировать последовательность действий при списывании, правильность и аккуратность записи.

26.12

77

Правописание

Ознакомление с правилами правописания и их применение. Разделительный твёрдый и мягкий знаки. Работа над ошибками.

Находить в тексте слова по заданным характеристикам( с разделительным ъ и ь).

27.12

78

Как устроен наш язык

Урок-сказка

Приставочный способ образования слов.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре).

30.12

79

Правописание

Ознакомление с правилами правописания и их применение. Разделительный твёрдый и мягкий знаки.

Формулировать функции ь (разделительный и показатель мягкости предшествующего согласного);

формулировать функции ъ.

09.01

80

Как устроен наш язык

Основа слова.

Знать значимые части слова;

уметь анализировать и кратко характеризовать состав слова.

10.01

81

Правописание

Диктант № 2

«Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу; перенос слова; безударные гласные в корне слов; согласные в корне слова; непроизносимые согласные; правописание изученных суффиксов»          

Применять изученные правила и орфограммы при написании диктанта;

контролировать последовательность действий при написании диктанта,  правильность и аккуратность записи.

13.01

82

Правописание

Правописание приставок

Работа над ошибками.

При работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее при последующих письменных работах;

знать значимые части слова;

уметь анализировать и кратко характеризовать состав слова.

14.01

83

Правописание

Урок-исследование

Правописание приставок.

Обсуждать  алгоритм написания различных групп приставок;

дифференцировать приставки;

находить в тексте слова по заданным словообразовательным моделям.

15.01

84

Как устроен наш язык

Выделение в словах окончания, приставки, корня, суффикса.

Кратко характеризовать  части слова.

16.01

85

Правописание

Выделение в словах окончания, приставки, корня, суффикса.

Определять (уточнять) написание слов по орфографическому словарю, пользуясь знанием алфавита;

контролировать правильность и аккуратность собственных записей.

17.01

86

Правописание

Выделение в словах окончания, приставки, корня, суффикса

Определять (уточнять) написание слов по орфографическому словарю, пользуясь знанием алфавита;

контролировать правильность и аккуратность собственных записей.

20.01

87

Как устроен наш язык

Слово и его лексическое значение.

Познакомиться  с новым разделом курса – лексикой

сравнивать понятия «звук», «слово», «предложение»;

различать слова и предложения.

21.01

88

Как устроен наш язык

Урок-сказка

Слово и его лексическое значение.

Сопоставлять слова и их значение;

использовать слова в собственной речи в правильном значении.

22.01

89

Правописание

Выделение в словах окончания, приставки, корня, суффикса.

Классифицировать слова по значению;

соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации

определять (уточнять) написание слов по орфографическому словарю, пользуясь знанием алфавита.

23.01

90

Развитие речи

Письменная речь: текст.

Сопоставлять звук, часть слова, предложение и текст;

выявлять признаки текста;

различать текст и не текст.

24.01

91

Развитие речи

Письменная речь: заглавие текста.

Наблюдать над смысловой целостностью текста;

анализировать текст и его заглавие.

27.01

92

Как устроен наш язык

Представление о прямом и переносном значении слова.

Наблюдать за языковой единицей: слово, его значение, сочетаемость слов;

определять значения слов в тексте.

28.01

93

Как устроен наш язык

Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.

Знать принцип работы  с толковыми словарями и применять его при нахождении значения слова;

работать с толковым словариком учебника, используя знание алфавита и алгоритма работы.

29.01

94

Правописание

Выделение в словах окончания, приставки, корня, суффикса.

Классифицировать слова по значению;

соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации

определять (уточнять) написание слов по орфографическому словарю, пользуясь знанием алфавита.

30.01

95

Развитие речи

Урок-театр

Подбор заголовков к предложенным текстам.

Формулировать основную мысль текста и подбирать подходящий заголовок;

подбирать возможные тексты по 1данным заголовкам.

31.01

96

Развитие речи

Подбор заголовков к предложенным текстам.

Формулировать основную мысль текста и подбирать подходящий заголовок;

подбирать возможные тексты по данным заголовкам.

03.02

97

Как устроен наш язык

Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.

Знать принцип работы  с толковыми словарями и применять его при нахождении значения слова;

работать с толковым словариком учебника, используя знание алфавита и алгоритма работы.

04.02

98

Развитие речи

Различение однозначных и многозначных слов.

Познакомиться с многозначными словами; выяснить причины появления у слова нескольких значений;

наблюдать за значениями многозначного слова в тексте.

приводить свои примеры многозначных слов.

05.02

99

Правописание

Формирование орфографической зоркости.

Выявлять места в слове, где можно допустить ошибку;

определять последовательность выполнения действий при выявлении места возможной ошибки в написании слова.

06.02

100

Развитие речи

Урок-игра

Подбор заголовков к предложенным текстам.

Формулировать основную мысль текста и подбирать подходящий заголовок;

подбирать возможные тексты по данным заголовкам.

07.02

101

Развитие речи

Выражение в тексте законченной мысли. Подбор вариантов окончания тестов.

Анализировать текст, в котором нарушены точность и правильность выражения мысли, выявлять и исправлять ошибки;

обсуждать правило: условия появления нескольких значений слова.

10.02

102

Развитие речи

Различие однозначных и многозначных слов.

Анализировать языковые единицы: многозначные слова;

 работать с толковым словариком учебника.

11.02

103

Как устроен наш язык

Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.

Наблюдать за значениями многозначного слова в тексте.

приводить свои примеры многозначных слов.

12.02

104

Правописание

Диктант № 3

«Правописание разделительных

 ъ и ь; приставок

и предлогов»

Определять последовательность выполнения действий при выявлении места возможной ошибки в написании слова.

применять изученное при написании диктанта;

контролировать правильность и аккуратность записи.

13.02

105

Правописание

Формирование орфографической зоркости.

Работа над ошибками.

Выявлять места в слове, где можно допустить ошибку;

определять последовательность выполнения действий при выявлении места возможной ошибки в написании слова.

14.02

106

Развитие речи

Урок-конкурс

Выражение в тексте законченной мысли.

Анализировать текст, в котором нарушены точность и правильность выражения мысли, выявлять и исправлять ошибки.

17.02

107

Как устроен наш язык

Наблюдение за использованием в речи синонимов.

Наблюдать за  языковым явлением: синонимия.

Познакомиться с синонимами.

18.02

108

Как строен наш язык

Наблюдение за использованием в речи синонимов.

Наблюдать за  языковым явлением: синонимия.

Познакомиться с синонимами;

наблюдать за сходством и различием слов-синонимов.

19.02

109

Правописание

Формирование орфографической зоркости.

Выявлять места в слове, где можно допустить ошибку;

определять последовательность выполнения действий при выявлении места возможной ошибки в написании слова.

20.02

110

Развитие речи

Текст. Смысловое единство предложений в тексте.

Наблюдать за структурой текста;

восстанавливать начало предложенного текста.

21.02

111

Развитие речи

Словарный диктант № 3

Начало текста.

Отрабатывать умение создать начало текста;

исправлять нарушения в тексте и восстанавливать его структуру.

24.02

112

Как устроен наш язык

Урок-исследование

Наблюдение за использованием в речи синонимов.

Сопоставлять однокоренные слова и синонимы;

наблюдать за значением синонимов;

использовать их в собственной речи.

25.02

113

Как устроен наш язык

Наблюдение за использованием в речи синонимов.

Сопоставлять однокоренные слова и синонимы;

наблюдать за значением 1синонимов;

использовать их в собственной речи.

26.02

114

Правописание

Формирование орфографической зоркости.

Выявлять места в слове, где можно допустить ошибку;

определять последовательность выполнения действий при выявлении места возможной ошибки в написании слова.

27.02

115

Развитие речи

Подбор заголовков к предложенным текстам

Анализировать текст, интерпретировать информацию, представленную в неявном виде.

05.03

116

Развитие речи

Урок-театр

Последовательность предложений в тексте.

Наблюдать над последовательностью предложений в тексте;

анализировать  и корректировать текст с целью  поиска нарушения последовательности и запись правильного текста в тетрадь.

06.03

117

Как устроен наш язык

Наблюдение за использованием в речи антонимов.

Наблюдать за словами, имеющими противоположное значение;

понимать и применять в речи  термин «антонимы».

07.03

118

Как устроен наш язык

Наблюдение за использованием в речи антонимов.

Наблюдать за словами, имеющими противоположное значение;

понимать и применять в речи  термин «антонимы».

10.03

119

Правописание

Формирование орфографической зоркости.

Выявлять места в слове, где можно допустить ошибку;

определять последовательность выполнения действий при выявлении места возможной ошибки в написании слова.

11.03

120

Развитие речи

Последовательность предложение в тексте.

Наблюдать над последовательностью предложений в тексте;

анализировать  и корректировать текст с целью  поиска нарушения последовательности и запись правильного текста в тетрадь.

12.03

121

Как устроен наш язык

Наблюдение за использованием в речи омонимов.

Познакомиться со словами-омонимами

наблюдать за словами, одинаковыми по звучанию и написанию, но разными по значению;

наблюдать за использованием омонимов.

13.03

122

Как устроен наш язык

Урок-игра

Слова исконные и заимствованные.

Сравнивать заимствованные слова с исконно русскими оборотами;

определять значение слова с помощью словаря;

расширять словарный запас, использовать омонимы в собственной речи.

14.03

123

Правописание

Формирование орфографической зоркости.

Выявлять места в слове, где можно допустить ошибку;

определять последовательность выполнения действий при выявлении места возможной ошибки в написании слова.

17.03

124

Развитие речи

Абзац.

Наблюдать за структурой текста;

выделять абзацы в тексте;

определять порядок следования абзацев;

исправлять деформированный текст.

18.03

125

Развитие речи

Последовательность абзацев в тексте.

Наблюдать над последовательностью абзацев  в тексте;

анализировать  и корректировать текст с целью  поиска нарушения последовательности и запись правильного текста в тетрадь.

19.03

126

Как устроен наш язык

Контрольная работа № 3: «Состав слова; слово и его значение»

Применять изученные орфограммы и правила;

контролировать последовательность действий при списывании, правильность и аккуратность записи.

20.03

127

Как устроен наш язык

Слова исконные и заимствованные. Работа над ошибками.

Сравнивать заимствованные слова с исконно русскими оборотами;

определять значение слова с помощью словаря;

расширять словарный запас, использовать омонимы в собственной речи.

21.03

128

Правописание

Урок-конкурс

Формирование орфографической зоркости.

Выявлять места в слове, где можно допустить ошибку;

определять последовательность выполнения действий при выявлении места возможной ошибки в написании слова.

24.03

129

Развитие речи

Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений.

Исправлять деформированный текст;

составлять текст по заданным характеристикам;

создавать несложные монологические тексты.

25.03

130

Развитие речи

Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений.

Исправлять деформированный текст;

составлять текст по заданным характеристикам;

создавать несложные монологические тексты.

26.03

131

Как устроен наш язык

Устаревшие слова.

Наблюдать за словами, вышедшими из употребления;

устанавливать причины, по которым слова выходят из употребления.

27.03

132

Как устроен наш язык

Урок-путешествие

Устаревшие слова.

Понимать термин «устаревшие слова»;

наблюдать за значением устаревших слов;

анализировать устаревшие слова и заменять их синонимами.

28.03

133

Правописание

Формирование орфографической зоркости.

Выявлять места в слове, где можно допустить ошибку;

определять последовательность выполнения действий при выявлении места возможной ошибки в написании слова.

31.03

134

Развитие речи

Комплексная работа над структурой текста.

Составлять текст по заданной структуре с использованием ключевых слов;

анализировать текст, интерпретировать информацию, представленную в неявном виде;

наблюдать над последовательностью предложений в тексте.

01.04

135

Развитие речи

Урок-исследование

Комплексная работа над структурой текста.

Составлять текст по заданной структуре с использованием ключевых слов;

анализировать текст, интерпретировать информацию, представленную в неявном виде;

наблюдать над последовательностью предложений в тексте.

02.04

136

Как устроен наш язык

Слово и его лексическое значение.

Выделять значимые части слова;

моделировать слова в соответствии со словообразовательными схемами.

03.04

137

Правописание

Формирование орфографической зоркости.

Выявлять места в слове, где можно допустить ошибку;

определять последовательность выполнения действий при выявлении места возможной ошибки в написании слова.

04.04

138

Развитие речи

План текста.

Анализировать текст и определять по предложенным заголовкам его содержание;

исправлять нарушенный порядок абзацев в тексте;

составлять план текста.

07.04

139

Развитие речи

Составление плана в предложенных текстах.

Корректировка предложенного плана;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре) при составлении плана текста.

08.04

140

Как устроен наш язык

Урок-путешествия в историю

Фразеологизмы.

Обсуждать текст; высказывать предположения о значении сочетания слов с опорой на собственный речевой опыт. Знакомство с фразеологизмами. Наблюдать за словами в составе фразеологизмов.

14.04

141

Правописание

Тест

Правописание изученных орфограмм

15.04

142

Правописание

Формирование орфографической зоркости.

Выявлять места в слове, где можно допустить ошибку;

определять последовательность выполнения действий при выявлении места возможной ошибки в написании слова.

16.04

143

Развитие речи

Создание собственных текстов по предложенным планам.

Наблюдать за фразеологизмами;

сравнивать значения устойчивых и свободных сочетаний слов.

17.04

144

Развитие речи

Урок-сказка

Создание

собственных текстов по предложенным планам.

Наблюдать за фразеологизмами;

сравнивать значения устойчивых и свободных сочетаний слов.

18.04

145

Как устроен наш язык

Фразеологизмы. Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов.

Расширять словарный запас;

использовать в речи фразеологизмы.

21.04

146

Как устроен наш язык

Фразеологизмы. Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов.

Расширять словарный запас;

использовать в речи фразеологизмы.

22.04

147

Развитие речи

Словарный диктант № 4

Создание собственных текстов по предложенным планам.

Создавать собственный текст по предложенному плану;

оценивать правильность выполнения заданий;

контролировать правильность и аккуратность записи.

23.04

148

Как устроен наш язык

Комплексная контрольная работа на межпредметной основе

Ознакомиться с текстом- описанием;

наблюдать за текстами-описаниями.

24.04

149

Правописание

Формирование орфографической зоркости.

Выявлять места в слове, где можно допустить ошибку;

определять последовательность выполнения действий при выявлении места возможной ошибки в написании слова.

25.04

150

Развитие речи

Типы текстов: описание.

28.04

151

Развитие речи

Урок-театрализация

Типы текстов: описание.

Понимать текст. Наблюдать за текстом – описанием и устанавливать его особенности.

29.04

152

Правописание

Контрольное списывание

Осуществлять самоконтроль при выполнении заданий;

применять изученные орфограммы и правила.

30.04

153

Развитие речи

Типы текстов: описание.

Понимать текст. Наблюдать за текстом – описанием и устанавливать его особенности.

05.05

154

Правописание

Итоговая контрольная работа

Осуществлять самоконтроль при выполнении заданий;

применять изученные орфограммы и правила.

06.05

155

Развитие речи

Типы текстов: повествование

Наблюдать за текстом- повествованием;

сравнивать описание и повествование.

07.05

156

Развитие речи

Урок-игра

Типы текстов: повествование

Наблюдать за текстом- повествованием;

сравнивать описание и повествование.

08.05

157

Развитие речи

Типы текстов: повествование

Наблюдать за текстами, включающими в себя элементы описания и повествования;

анализировать текст и выявлять  в них признаки описания и повествования.

12.05

158

Развитие речи

Типы текстов: рассуждение

Аргументировать свое мнение при обсуждении текста;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре) при составлении плана текста.

13.05

159

Развитие речи

Типы текстов: рассуждение

Аргументировать свое мнение при обсуждении текста;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре) при составлении плана текста.

14.05

160

Как устроен наш язык

Диагностическая работа № 3

Применять изученные орфограммы и правила;

контролировать последовательность действий при выполнении работы, правильность и аккуратность записи.

15.05

161

Правописание

Диктант

 № 4

Определять последовательность выполнения действий при выявлении места возможной ошибки в написании слова.

16.05

162

Правописание

Работа над ошибками.

Обосновывать выбор правильного написания слов. Находить и выделять в слове окончание, корень, приставку, суффикс.

19.05

163

Правописание

Повторение изученного

Повторять словарные слова;

определять состав слов и их лексическое значение.

20.05

164

Развитие речи

Повторение изученного

Определять количество абзацев в тексте. Формулировать основную мысль текста. Подбирать заголовки к тексту. Обосновывать выбор правильного написания слов. Находить и выделять в слове окончание, корень, приставку, суффикс.

15.05

165

Развитие речи

Повторение изученного

Определять количество абзацев в тексте. Формулировать основную мысль текста. Подбирать заголовки к тексту. Обосновывать выбор правильного написания слов. Находить и выделять в слове окончание, корень, приставку, суффикс.

16.05

166

Повторение

Урок-игра

Комплексное повторение изученного

Определять количество абзацев в тексте. Формулировать основную мысль текста. Подбирать заголовки к тексту. Обосновывать выбор правильного написания слов. Находить и выделять в слове окончание, корень, приставку, суффикс.

19.05

167

Повторение

Комплексное повторение изученного

Определять количество абзацев в тексте. Формулировать основную мысль текста. Подбирать заголовки к тексту. Обосновывать выбор правильного написания слов. Находить и выделять в слове окончание, корень, приставку, суффикс.

20.05

168

Повторение

Комплексное повторение изученного

Определять тип текста, аргументировать свой ответ. Подбирать заголовок к тексту. Соотносить транскрипцию с буквенной записью слов, устанавливать различия и объяснять их. Устанавливать орфограммы и обосновывать правильность написания.

21.05

169

Повторение

Комплексное повторение изученного

Определять тип текста, аргументировать свой ответ. Подбирать заголовок к тексту. Соотносить транскрипцию с буквенной записью слов, устанавливать различия и объяснять их. Устанавливать орфограммы и обосновывать правильность написания.

22.05

170

Повторение

Урок-сказка

Комплексное повторение изученного

Определять тип текста, обосновывать собственное мнение. Подбирать антонимы к выделенным словам. Выделять и обозначать части слова, устанавливать способ образования слов. Заканчивать текст. Устанавливать орфограммы и обосновывать правильность написания. Контролировать собственные действия при соблюдении алгоритма работы над ошибками и при списывании.

23.05

6. Формы и средства контроля

Контрольные работы, проводимые в начальной школе по русскому языку, можно разделить на две группы:

  • текущие контрольные работы;
  • итоговые контрольные работы.

Текущие контрольные работы проводятся несколько раз в год сразу после окончания крупных тем программы. По результатам текущего контроля учитель может выявить степень усвоения только что изученного материала и скорректировать дальнейший процесс обучения.

Итоговые контрольные работы проводятся за истекший период работы (четверть, год). Их цель – проверка выполнения требований школьной программы. В итоговые контрольные работы входят задания, знакомые детям по упражнениям учебника, проверяются лишь те умения и навыки, которые хорошо отработаны. Итоговые контрольные работы проводятся 4 раза в год (1, 2, 3 учебные четверти и за год).

        Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку производится в форме письменных работ: 

  • диктантов,
  • грамматических заданий,
  • контрольных списываний,

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков. Тексты диктантов подбираются средней сложности,  рассчитаны на выполнение всеми учащимися и содержат примерно 60 %  изученных орфограмм от общего количества слов  в диктанте. Текст не должен иметь слова на неизученные  к данному моменту правила  или такие слова заранее выписываются на доске.

Грамматический разбор служит средством  проверки степени понимания учащимся изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений. Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится  не более 2 –х  видов грамматического разбора.

Контрольное списывание, как и диктант, служит способом проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Проверяется также умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста. Для списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания.

Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи, умение понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка. Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Постепенно можно использовать тексты с несложными описаниями – пейзажа, портрета и т.п. (3-4 класс)

Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

Итоговая контрольная работа

Согласно нормам, во 2-3 классах количество контрольных работ за год не должно превышать 14.

Примерный график контрольных работ

№ п/п

Виды и формы контроля

Тема

Примерные сроки проведения

1

Диагностическая работа № 1

10.09

2

Диктант №1

 Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу,; перенос слов                                                                                                              

20.09

3

Словарный диктант № 1

30.10

4

Контрольная работа № 1

Слово и предложение; слова изменяемые и неизменяемые; окончание

08.11

5

Словарный диктант № 2

16.12

6

Диагностическая работа № 2

23.12

7

Контрольная работа  № 2

Корень слова, суффикс

26.12

8

Диктант № 2

Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу; перенос слова; безударные гласные в корне слов; согласные в корне слова; непроизносимые согласные; правописание изученных суффиксов                                                                                                        

13.01

9

Диктант № 3

Правописание разделительных ъ и ь; приставок и предлогов

13.02

10

Словарный диктант № 3

24.02

11

 Контрольная работа  № 3

Состав слова; слово и его значение

20.03

12

Тест

Правописание изученных орфограмм

15.04

13

Словарный диктант № 4

23.04

14

Комплексная контрольная работа на межпредметной основе

24.04

15

Контрольное списывание

Правописание изученных орфограмм

30.04

16

Итоговая контрольная работа

06.05

17

Диагностическая работа № 3

15.05

18

Диктант  № 4

Правописание изученных орфограмм

16.05

Контрольно-измерительные материалы см. в Приложении № 1

7. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Литература

Наименование

Требуется

Есть в наличии

% оснащенности

Основная

Иванов С. В., Евдокимова А. О., Кузнецова М. И. Пишем грамотно. 2 класс.  Рабочая тетрадь № 1, 2,

– М.: Вентана-Граф, 2013.

23

23

100

Иванов С.В.,  Евдокимова А. О., Кузнецова М. И. Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений 1 часть– М: Вентана-Граф, 2013.

23

23

100

Иванов С.В.,  Евдокимова А. О., Кузнецова М. И.. Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений 2 часть /– М: Вентана-Граф, 2013.

23

23

100

Иванов С.В., Кузнецова М.И., Евдокимова А.О. Русский язык : 1-4 классы : программа, планирование, контроль / –М.: Вентана-Граф, 2012.

1

1

100

Дополнительная

Иванов С.В.,  Кузнецова М.И. Русский язык:  комментарии к урокам / - М.: Вентана-Граф, 2013.

1

1

100

Романова В.Ю., Петленко Л.В. Русский язык. 2 класс. Тетрадь для контрольных работ для учащихся общеобразовательных  учреждений. ФГОС. – М.: Вентана-Граф, 2013.

1

1

100

Романова В.Ю., Петленко Л.В. Русский язык. Оценка достижения планируемых результатов обучения. 2-4 классы. ФГОС / – М.: Вентана-Граф, 2013.

1

1

100

Оборудование и приборы

Наименование

Требуется

Есть в наличии

% оснащенности

Классная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картинок

1

1

100

Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок

1

0

0

Телевизор        

1

0

0

Видеомагнитофон

1

0

0

Аудиоцентр

1

0

0

Диапроектор

1

0

0

Мультимедийный проектор

1

1

100

Компьютер

1

1

100

Экспозиционный экран

1

0

0

Сканер

1

0

0

Принтер струйный

1

1

100

Фотокамера

1

0

0

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства обучения

Наименование

Требуется

Есть в наличии

% оснащенности

  1. Электронный каталог учебных таблиц.

1

1

100

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. (диск 2007)

1

1

100

Академия младшего школьника. Программно-методический комплекс.

1

1

100

Русский язык. Электронный образовательный ресурс для работы в классе - М.: Вентана - Граф, 2011. (диск)

1

1

100

Источники информации

Используемая литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение. 2010.

2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Часть 1, Часть 2  - М.: Просвещение. 2010.

3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. - М.: Просвещение. 2010.

4. Планируемые результаты начального общего образования (под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой) -М.: Просвещение. 2010.

5. Проектные задачи в начальной школе под ред. А.Б. Воронцова. - М.: Просвещение. 2010.

6. Оценка достижений планируемых результатов. Система заданий. М.: Издательский дом "Вентана Граф". 2013.

7. Базисный учебный план образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основную образовательную программу начального общего образования. -М.: Просвещение. 2010.

8. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А.Я.Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Рос.акад.образования. - М.: Просвещение. 2010.

9. Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования. - М.: Просвещение.2010.

10. Русский язык. Программа, планирование, контроль. 1-4 классы. М.: Издательский центр "Вентана Граф". 2012.

Интернет - источники

1. www.mon.gov.ru

2. www.standart.edu.ru

3. www.ed.gov.ru

4. www.prosv.ru

5. www.school.edu.ru

6. www.school-collection.edu.ru

7. wwwprosv.ru

8. www.school-russia.ru

Сиянко Наталья Вячеславовна, учитель начальных классов                                 


[1] Изучается во всех разделах курса.

[2] Систематическое изучение имени существительного, имени прилагательного, глагола, структуры простого предложения будет осуществляться в 3 и 4 классах. Именно поэтому на пропедевтическое ознакомление с этими понятиями во 2 классе отводится всего 6 часов.

[3] В 3-ем и 4-ом классах материал раздела «Лексика», изученный во 2-ом классе на уроках блока «Как устроен наш язык», повторяется на уроках всех блоков.

[4] Реализация целей развития устной речи учащихся осуществляется не только во всех разделах учебного предмета «Русский язык», но и на уроках других предметов в процессе учебного диалога, бесед, дискуссий, а также во внеурочной деятельности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...