Урок по русскому языку на тему "Образование сложных слов"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Королева Анна Владимировна

Дети в игровой,  доступной форме  знакомятся со сложными словами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russk._yazyka_2_klass.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

        МОУ  «Средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов № 32»

Кафедра учителей начальных классов

        

(Фестиваль открытых уроков для родителей)

        Провела: Королева А.В.

Саранск 2010 г.

Тема: ОБРАЗОВАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ

  1. Словарная работа.

Запишите словарные слова, которых не хватает в следующих пословицах:

Человек без Родины - что... без песни (соловей).

Медведя ... из окошка дразнить (хорошо).

Хорошее слово и в жестокий ... согревает (мороз).

 Крепкую дружбу и ... не разрубить (топором).

Всякая ... вдвоем веселей (дорога).

- Что общего у всех этих слов? (Безударная о, написание которой надо запомнить.)

- Составьте и запишите одно предложение, чтобы в нем было два словарных слова. (Например: Хорошо летним утром услышать трели соловья.)

II. Письменный опрос.

/. «Подскажи словечко».

Ученики в тетрадях записывают только недостающие слова. Каждый ответ - на новой строчке (в столбик).

а)  Слова, у которых два корня, называются ... (сложными).

б)  В сложных словах есть соединительные гласные ... (о и е).

в)  После твердых согласных пишется соединительная гласная ...(о)

г)  После мягких согласных пишется соединительная гласная... (е)

д)  После букв ж и ш пишется ... (е).

2. - Запишите два сложных слова с разной соединительной гласной. Подчеркните орфограмму. Выборочная проверка учителем.

III.  Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня на уроке будем учиться образовывать сложные слова, правильно их записывать и обозначать орфограмму.

IV.Упражнения в образовании сложных слов

                                      

1. Упр. 128. Выполняется под руководством учителя.

- Прочитайте первую пару слов. Назовите корни в этих словах. Образуйте сложное слово. Что вы сделали? (Поменяли корни местами.)

- Запишите слово. Какие орфограммы есть в этом слове? (Соедини тельная гласная о, проверяемая безударная и в корне -лист-, проверяемая согласная д в корне -пад-.) Ученики называют проверочные слова

Образец записи:

2.  Упр. 129. Комментированная запись по образцу.

3.  Упр. 130. Самостоятельная работа с коллективной проверкой. Лишние слова: самосвал, броненосец.

  1. Игра «Перекресток».

На доске выполнена запись:

-  Запишите слова по горизонтали.

1) Шуруп, который сам нарезает резьбу. (Саморез.)

2) Судно, приводимое в движение паровым двигателем. (Пароход.)

3)  Большой чайник. (Самовар.)

4)  Русская народная игра-пляска. (Хоровод.)

5) Лес, поваленный бурей. (Бурелом.)

6)  Стихийный ход дела, работа без плана, без руководства. (Самотек.)

7)Огнестрельное оружие. (Пулемет.)  

1с

3

2

а

О

3

м

в

4

о

5

Р

л

6

а

ё

7п

т

5.  Упр. 131. Выполняется по заданию.

-  Какие еще слова в игре «Перекресток» были с корнем -сам-?  А можете сами назвать еще такие слова? (Самовольно, самостоятельность, самострел, самосуд...)

6.  Упр. 132. Самостоятельная запись слов: паровоз, водовоз, тепловоз, электровоз, бензовоз, молоковоз...

7.  Упр. 133. Запись с комментированием: сапоги-скороходы, ковер-самолет, скатерть-самобранка, гусли-самогуды. (Общий корень -сам-. Эти сказочные предметы всё делают сами.)

-  В каких сказках встречаются эти предметы?

8.  Упр. 134. Коллективная работа по вопросам в задании. Мальчик-фантазер придумал себе «профессию» - лужелаз. Он сам

образовал сложное слово по типу слова водолаз.

Дети самостоятельно списывают первые восемь строчек, подчеркивают и объясняют знакомые орфограммы.

На доске ученик разбирает слова по составу: подводник □ (от подводный), денек.

9.  Игра «Кто больше?». Упр. 135.

Запись сложных слов:

I вариант: с корнем -ход-, II вариант: с корнем -вод-.

10.  Запись под диктовку.

Накануне извержения вулкана в Индонезии начинает цвести королевская примула. Это цветок землетрясения.

-  Какое сложное слово вы записали? Назовите все орфограммы в этом слове, подберите проверочные слова.

11. Рассказ учителя о происхождении слов.

-  Знаете ли вы, ребята, что некоторые слова раньше были сложными? Что такое шиворот? Вот история этого слова. Слово шив вначале означало «шея». Возникло сложное слово шивоворот - «шейный ворот», затем одно во выпало и образовался современный шиворот.

Слово скатерть образовалось от сложного дъскотерть, т.е. кусок полотна для вытирания стола (дъск или доска, первоначально обозначало стол).

- А что может рассказать вам географическая карта? (На ней много названий, некоторые из них - сложные слова.)

- Почему города получили такие названия: Волгоград, Магнитогорск, Целиноград, Петрозаводск, Новосибирск, Владивосток и т.д.?

-  Прочитайте об истории названия города Волоколамск.

Упр. 86 («Дидактический материал»). Ученики записывают 2-3 названия городов, которые являются сложными словами.

V.  Итог урока.

-  Что нового о сложных словах вы узнали?

-  Как можно образовать сложное слово?

VI.  Домашнее задание. Упр. 3, 4, с. 97-98.                                                                                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку на тему "Сложные слова" закрепление.

Урок русского языка на тему "Сложные слова" (закрепление). Урок нацелен  на отработку  умений образовывать сложные слова с соединительными гласными “о” и “е” и без соединительных гласных. Ур...

Урок по русскому языку 3 класс "Сложные слова" система Занкова

Цель: создать условия для формирования понятия «сложные слова» и введения  его в систему знанийТип урока:  урок открытия новых знаний Учебник «Русский язык 3 класс» автор А.В. Полякова,...

открытй урок по русскому языку на тему "Сложные слова"

Цель  урока: формирование представления о понятии «сложные слова», создание схемы сложного слова.Задачи: - познакомить с понятием «сложные слова», со способом их образования (сложением двух основ...

конспект урока по русскому языку (4 класс): "Сложные слова"

Урок русского языка по теме:«Правописание соединительных гласных в сложных  словах» 4 классУМК «Перспектива» Цель: закреплять навык написания сложных слов с соедините...

Открытый урок по русскому языку на тему "Сложные слова"

Тема урока: «Сложные слова». Цель  урока: формирование представления о понятии «сложные слова», создание схемы сложного слова. Задачи: Образовательная: позн...

Конспект урока по русскому языку на тему: "Сложные слова"

Конспект урока по русскому языку на тему: "Сложные слова"...