Открытый урок по русскому языку по теме "Сложные слова " 3 класс
план-конспект урока по русскому языку на тему

Клусова Светлана Владимировна

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_urok.docx36.32 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Сложные слова.

Ход урока

1.Организационный момент.

Необычный день у нас,

И гостями полон класс.

Что гостям сказать нам надо?

«Видеть вас мы очень рады!»

Прямо встали,

Тихо сели,

Головами повертели,

Сладко-сладко потянулись

И друг другу улыбнулись.

 Учитель: Сегодняшний урок мне хочется начать со слов великого русского поэтаА.С.Пушкина (под музыку)

            Унылая пора! Очей очарованье...

           -О какой  поре пишет поэт?

Ученики: Об осени.

-Как из чудесной сказки пришла к нам загадочная, чарующая царица Осень. Развесила яркие бусы на всех деревьях, укрыла разноцветным ковром землю. Осень щедра. Она богата подарками. И сегодня она нам принесла много различных заданий, при выполнении которых мы будем работать над словом, анализировать, сравнивать, рассуждать, искать решения.

2.Проверка д/з

Давайте покажем осени, как мы выполнили д/з. и для неё (2 ученицы)выполнят фонетический разбор слова «осень».

-Назовите слово по его лексическому значению.(далекий, долина, мирный).

Находящийся, на большом расстоянии или имеющий большое протяжение(далёкий)

Удлиненная впадина между горами или холмами. (долина)

Не склонный к вражде ссоре, миролюбивый, любящий мир и согласие.(мирный) 

Ученик записал 2 предложения с этими словами. Давайте проверим его работу. ( В далине пар белеет тонкий. Вдолеке видны яркие кисти рябины.)

-Всё ли правильно записано?

-Что такое корень слова?

- Как найти в слове корень?

3.Разминка для рук.

-Осень –чудесная, красивая пора. И мы с вами должны  писать красиво и грамотно. Но для этого надо подготовить наши пальчики к работе.

Ветер по лесу летал,                   

Ветер листики считал:

Вот дубовый, вот кленовый     

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку        

Вспомнимправила посадки:

Руки- на месте!

Ножки –на месте!

Спинка – прямая!

Локти_- у края!

4.Работа в тетради.

-Откройте тетради и запишите дату, классная работа.

5. Чистописание.

-Совершенствовать каллиграфию нам помогают минутки чистописания.

Внимательно посмотрите на данную запись  (на доске):

Если правильно выполните задание, то узнаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания.

 (К словам левого столбика надо подобрать антонимы: сухой – сырой, тревожный – спокойный, новый – старый,сильный-слабый)

сухой                

новый        

тревожный        

сильный

-Как думаете, какую букву будем писать?(букву с.) Докажите.(Все слова во втором столбике начинаются на  одну букву с)

Дайте характеристику звукам ,которые обозначает бука эс.

(Согласные, твёрдые и  мягкие,глухие,парные)

-Какая  закономерность здесь?(СсСссСссс)

-На что нужно обратить внимание при написании? (Высота, наклон , интервал, соединение.)

Запишите целую строчку, соблюдая закономерность.

СсСссСссс

Вторую строчку запишите в соединении с гласными буквами

сасясосюсусысёсесэси

1 в.- выпишите слоги , где буква эс обозначает твердый сог.зв.

2в.- выпишите слоги , где буква  эс мягкий согл.зв

-Проверка.

-Почему?

1 в-гласные, обозн.тв. сл.

2 в-гласные, обозн.мяг.сл.

Проверка фонетического разбора слова «осень».(фонарики)

- Осень просит составить предложение, используя слова, записанные на доске.

Пришла  волшебная золотая осень. Лес, ветер, листья, кленовые, летят.(карточки 2 и 2)

- Найдите грамматическую основу предложения.    

6. Актуализация  знаний.

-Осень пришла не одна, с ней её братья.
Учитель: Догадайтесь, как их зовут?
1. Опустел наш старый сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришёл?  
Ученики:
 Сентябрь (Это младший брат осени)
Учитель: Записываем слова с проговариванием орфограмм. (Слайд  3)

2.Всё мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Медведь в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?  
Ученики:
Октябрь(Слайд 3)(Октябрь называют вершиной осени)Почему? (это середина осени). 

3.Поле чёрно-белым стало.
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало -
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?    
Ученики:
Ноябрь (Слайд 3)(Ноябрь – последний месяц осени.)


Учитель: Что вы можете сказать про эти слова?  
Ученики:Это имена существительные, единственного числа, мужского рода, имеют два слога, первый из них безударный.

Учитель: Названия месяцев пришли к нам из римского календаря .Но у наших предков славян были свои названия. Сейчас об этом нам расскажут ребята, а наша гостья Осень посмотрит, на сколько внимательными слушателями вы были.

1 ученик:Сентябрь называли «хмурень».  (Слайд 5)Имя «хмурень» он получил благодаря своим погодным отличиям от других месяцев - небо начинает часто хмуриться, идут дожди, в природе наступает осень. Запишите.
2 ученик: Октябрь называли «листопадом».(Слайд 6)У наших предков он известен под именем «листопад» от природного явления, которое мы наблюдаем именно в октябре.Запишите.
3 ученик:Ноябрь получил название «грудень».(Слайд 7),от слова «груда», что значило разъезженный, плохой и замерзший путь.Замёрзшая дорога называлась грудным путём. В ноябре небо нередко закрыто тяжелыми облаками, идет снег пополам с дождем. 

Запишите.

7.Постановка учебной задачи.

хмурень              листопад                   грудень (Слайд 15)

Сейчас работаем в группах.  В  словах  хмурень, листопад, грудень, надо выделить корень. Работаем вместе, прислушиваемся к мнению друг друга.

-Проверяем.Какие еще будут предположения?( Какое слово необычное по составу)
Учитель: В каком слове возникло затруднение при выполнении задания.    
Ученики:Листопад

- Возникает вопрос, сколько корней в слове листопад?

8.Решение проблемы.

-Что такое листопад? А теперь прочитаем, как написано в толковом  словаре.(Опадание листьев у деревьев и кустарников)

-Так от каких слов образовалось слово листопад?(Образовалось из двух слов - «лист» и «падать».)

Запись на доске: Листья  падают.

- Какой корень в слове ЛИСТЬЯ? Подберите однокоренные слова.

- Какой корень в слове ПАДАЕТ? Подберите однокоренные слова.

- Есть ли корни -ЛИСТ- и -ПАД- в слове ЛИСТОПАД?

- Так сколько корней в слове ЛИСТОПАД? (В этом слове 2 корня)

- Что соединяет корни? (Гласная О). Она называется соединительная гласная.- Как можно назвать эти слова? (Предположения детей)

-Такие слова называются сложными.

Учитель: Сформулируйте цель нашей работы на уроке.
Ученики: Мы сегодня будем учиться находить сложные слова, составлять сложные слова изпростых, употреблять в речи и правильно их писать.

Учитель: Тема нашего урока «Сложные слова». (Слайд 16)

Физкультминутка.

По дороге мы идем,

Листья сыплются дождем.

Красно – желтый листопад

Обсыпает всех ребят. (Ходьба на месте.)

Мы к плечам прижали руки,

Начинаем их вращать.

Прочь, усталость, лень и скука.

Будем листья собирать. (Вращение руками.)

Низко – низко приседаем,

И листочки собираем.

Соберем большой букет

Славной осени привет. (Приседание.)

9. Самостоятельная работа с самопроверкой.(Работа в паре)

Учитель:Налетел шаловливый  ветер, сорвал с деревьев все листья и рассыпал их разноцветным ковром по поляне. Нам надо собрать листья.

-Посмотрите на них. Что заметили? ( На них части слова)

-Как думаете, что нужно сделать? (составить слова).  Только при правильном сочетании должны образоваться новые слова.

-А я вам помогу. Я говорю лексическое значение, а вы собираете слово.

Металлический прибор для кипячения воды с топкой внутри, наполняемой угольями.

Тот, кто любит читать и коллекционировать книги.

Короткий ремень, на котором держат при прогулке собак.

Человек, управляющий самодвижущимся транспортным средством.

Рабочий на земляных работах

Учитель: Какие листочки мы собрали?

Ученики: Клёна. (Слайд 21).

Царица - осень играет всеми цветами радуги. На одном дереве можно найти желтые, оранжевые, красные и  лиловые листья.

Ученики:   А теперь прочитаем слова.

самовар

книголюб

поводок  

 водитель  

землекоп

-Есть ли среди этих слов сложные слова?Прочитаем их. Что вы еще использовали для составления сложных слов.(Гласные буквыо и е)

Учитель: Запишем в тетрадь сложные слова, выделяя корень , подчеркивая соединительную гласную. (Слайд 22) (1 ученику доски).

-Проверка:

 самовар
книголюб

  землекоп

- Как образовались эти слова? (Сложили два корня)

- Какие это слова? (Сложные).
- С помощью чего мы их соединили? (Гласная О и Е).
Вывод:Какие слова мы называем сложными?

ложные слова  это слова, имеющие в своём составе два корня.)

10.Закрепление.


1. Работа с учебником.
Учитель: Царица осень предлагает закрепить знания . для этого надо выполнить задание из учебника.Откроем учебники на странице 77, найдите упр. № 138.

-Прочитайте сложные слова, объясняя их лексическое значение. (самостоятельно читают)

-Значение какого слова вы  желаете объяснить.(по цепочке устно)

-Объясните значение слова , которое стоит во втором столбике по счету пятым., в третьем столбике по счету четвертым.

Запишите слово упражнение 138.Выпишите по 3 слова:

1 в. слова, которые отвечают на вопрос кто?

2 в..слова, которые отвечают на вопрос что?

Выделите корень.

-Проверка.

-Прочитайте.

12.Закрепление.
Творческая работа.Работа по  карточкам (дифференцированное задание).
Учитель: Сегодня на уроке вы наблюдали осенние изменения в природе. А давайте узнаем, о том как  природа меняется в горах. (Слайд 23,24) Для этого выполним  задания на карточках.

Вставить в предложение подходящие по смыслу слова. Выделить корень в данных   словах.

В горах.

Осенью  на склонах гор очень красиво. Усыпал землю пёстрым ковром   _____________. На открытых участках возникла опасность ________________.  Всех поразила красота горной речки.  Тысячи брызг поднимал ________________. Ночью на небе мы наблюдали - _____________ .

Слова для справок: камнепад,    звездопад,    листопад,    водопад


Образовать из слов для справок сложные слова. Вставить в предложение подходящие по смыслу слова. Выделить корень в данных   словах.


                                                               В горах.
Осенью  на склонах гор очень красиво. Усыпал землю пёстрым ковром   _____________. На открытых участках возникла опасность ________________.  Всех поразила красота горной речки.  Тысячи брызг поднимал ________________. Ночью на небе мы наблюдали - _____________ .

Слова  для справок: (вода, падать), (лист, падать), (звезда, падать), (камень, падать).


Найдите в тексте сложные слова, подчеркните их.Выделить корень в данных   словах.


                                                               В горах.
Осенью на склонах гор очень красиво. Усыпал землю пёстрым ковром листопад. На открытых участках возникла опасность камнепада.  Всех поразила красота горной речки.  Тысячи брызг поднималводопад. Ночью на небе мы наблюдали –звездопад.

-Прочитайте текст. (1 ученик)

-Какие слова подчеркнула….

Учитель: Проверьте  выполнение  задания. (Слайд 25)

13. Итог урока.
Учитель:
- О каких словах мы сегодня узнали?

- Почему их так назвали: сложные? (Сложили два корня)

-А зачем они нужны в нашей речи?
Учитель: Были ли у вас затруднения?
Учитель: Смогли ли мы их преодолеть?

14.Д/задание.
Учитель: Ребята, подумайте, всегда ли из любых двух слов можно составить сложное слово. На этот вопрос вы мне ответите  завтра, выполнив
д/з.упр 139.

15. Рефлексия.
Учитель: Молодцы! Осень довольна вашей работой и на память дарит вам букет из осенних листьев..А теперь используя их, оцените себя, каким был для вас урок?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

3 класс Открытый урок по русскому языку «В лабиринте слов» (работа в парах, игровые технологии)

На уроке использованы активные методы обучения с использованием коммуникативно- диалоговой технологии. Они позволяют сформировать регулятивные УУД: эмоциональное состояние, оценить ее влияние на настр...

Открытый урок по русскому языку во 2 «А» классе. Тема: «Заочная экскурсия по местам боевой славы. Правописание безударной гласной в корне слова.»

На основе разработанного урока дети закрепляют правила на тему: "Правописание безударной гласной в корне слова",...

Открытый урок по русскому языку, УМК "Гармония", 2 класс "Поговорим о значении слов"

Материал содержит конспект открытого урока по русскому языку для 2 класса (УМК "Гармония) "Поговорим о значении слов"....

Открытый урок по русскому языку во 2-ом классе. Тема: Слова, близкие по значению (синонимы).

Урок углубляет знания о словах, близких по значению, учит понимать возможные различия синонимов (по сфере употребления, по стилистической и эмоционально-экспрессивной окрашенности), подбирать синонимы...

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 А классе. Тема: Состав слова (закрепление)

Цели: Обучающий аспектСистематизировать и обобщить знания и умения по теме: «Состав слова», оценить их, закрепить навыки разбора слова по составу.Развивающий аспект:Развивать самостоятельные навыки уч...

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ВО 2 «А» КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Написание слов типа орел и Орел»

Урок русского языка по системе "Школа 2100", направленный на введение написания слов типа "орел" и "Орел" на основе развития критического мышления...

Открытый урок по русскому языку во 2 «В» классе. Тема: Ознакомление со способом проверки безударных гласных подбором однокоренных слов.

Цель: учить проверять безударные гласные в корне слова; совершенствовать умение подбирать и записывать однокоренные прилагательные; пользоваться толковым и этимологическим словарями.Планируемые резуль...