Открытый урок по русскому языку во 2-ом классе. Тема: Слова, близкие по значению (синонимы).
материал по русскому языку (2 класс) по теме

Плиско Галина Аркадьевна

Урок углубляет знания о словах, близких по значению, учит понимать возможные различия синонимов (по сфере употребления, по стилистической и эмоционально-экспрессивной окрашенности), подбирать синонимы в зависимости от ситуации общения, понимать нежелательность повтора слов речи, использовать синонимы в речи для более точного и образного выражения мысли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_sinonimy.docx16.53 КБ
Файл pochemu_porugalis_pes_i_kot.pptx86.57 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1065.

Открытый урок по русскому языку во 2-ом классе.

Тема: Слова, близкие по значению (синонимы).

Подготовила учитель начальных классов

Плиско Галина Аркадьевна.

Москва, 2013

Цель: углубить знания о словах, близких по значению.

Задачи:

- знать значение термина «синонимы»;

- понимать возможные различия синонимов (по сфере употребления, по стилистической и эмоционально-экспрессивной окрашенности);

- уметь подбирать синонимы в зависимости от ситуации общения;

- знать слова-синонимы речевого этикета;

- использовать синонимы в речи для более точного и образного выражения мысли;

- понимать нежелательность повтора слов речи;

- повторить орфограмму «Безударные гласные в корне слова».

Ход урока.

  1. Словарная работа, с использованием карточек с набором букв.
  2. Минутка чистописания.
  3. Запись числа в тетради.
  4. Актуализация темы урока (объяснение сопровождается презентацией).

- Создание проблемной ситуации при выполнении задания завершить сказку.

(слайд 1)

- Чтение сказки.

- Учитель: «Что сказала сорока?».

Учащиеся должны догадаться, что для ссоры у кота и пса действительно не было причины, потому что слова «умный» - «толковый», «любезно» - «вежливо» очень близки по значению.

(слайд 2)

- Объявление темы и целей урока.

(слайд 3)

  1. Основной этап урока.
  1. Откройте учебники на стр. 26 и найдите упражнение 36. Работа по заданиям к упражнению (устно). Характеристика слов-синонимов по сфере употребления.
  2. Чтение сообщения профессора Самоварова (учебник, стр. 27). Введение термина «синонимы».

(слайд 4)

  1. Учитель: «Где можно узнать значения слов-синонимов?» (в словаре синонимов).

(слайд 5)

  1. Работа со словарем синонимов при выполнении упражнения 37. Определение оттенка значения в словах-синонимах. Учитель: «Чем различаются синонимы?» (оттенками значения).

(слайд 6)

  1. Наблюдение над возможностью замены одного синонима другим (учебник, упражнение 38 выполняется письменно с объяснением орфограммы «Безударные гласные в корне слова»). Один ученик на доске выписывает слова с орфограммой и обозначает ее.
  2. Физкультминутка «Гимнастика для укрепления глазных мышц» (показ презентации).
  3. Подбор синонимов к данным словам (упражнение 124, РТ).
  4. Учитель: «Для чего нужны в нашей речи синонимы?». Чтение высказывания профессора Самоварова  (стр. 31, учебник).

Работа по устранению в тексте повторяющихся слов (упражнение 45, учебник) и замене их синонимами из слов для выбора. После исправления недостатков текст вторично прочитывается, озаглавливается, проводится работа с орфограммами в словах «прекрасный», «воздушный», «с шарами».

Учитель: «Стал ли от замены текст лучше?»

        (слайд 7)

Текст записывается учащимися самостоятельно в тетради.

  1. Итога урока.

Учитель:

        - «Какие слова называются синонимами?»;

        - «Чем могут различаться синонимы?»;

        - «Для чего в нашей речи надо использовать синонимы?»;

        - «Оцените свою работу на уроке. Если хорошо работали на уроке и было все понятно, то поднимите красный кружок, если нет – зеленый» (на партах лежат кружки красного и зеленого цвета).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Почему поругались пес и кот? Кот сказал псу: «Какой же ты толковый пес!» Пес стал спорить: «Нет, я не толковый, я умный!» Кот говорит: «Как ты, пес, любезно разговариваешь!» А пес знай себе не соглашается: «Я разговариваю не любезно, а вежливо!» И началась у них ссора. Летела мимо сорока, сказала: «Глупые пес и кот, вам не из-за чего ругаться, потому что…»

Слайд 2

умный – толковый любезно – вежливо

Слайд 3

Тема: Слова, близкие по значению ( синонимы ). Цели: углубить знания о словах, близких по значению; повторить орфограмму «Безударные гласные в корне слова».

Слайд 4

Слова, близкие по значению, но разные по звучанию и написанию, называются синонимами .

Слайд 5

Значение слов-синонимов указано в специальном словаре (словаре синонимов ).

Слайд 6

Синонимы различаются оттенками значений.

Слайд 7

Слова-синонимы делают нашу речь богаче, помогают более точно выразить мысль, избежать повто-рения одного и того же слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку во 2 «А» классе. Тема: «Заочная экскурсия по местам боевой славы. Правописание безударной гласной в корне слова.»

На основе разработанного урока дети закрепляют правила на тему: "Правописание безударной гласной в корне слова",...

Открытый урок по русскому языку, УМК "Гармония", 2 класс "Поговорим о значении слов"

Материал содержит конспект открытого урока по русскому языку для 2 класса (УМК "Гармония) "Поговорим о значении слов"....

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 А классе. Тема: Состав слова (закрепление)

Цели: Обучающий аспектСистематизировать и обобщить знания и умения по теме: «Состав слова», оценить их, закрепить навыки разбора слова по составу.Развивающий аспект:Развивать самостоятельные навыки уч...

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ВО 2 «А» КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Написание слов типа орел и Орел»

Урок русского языка по системе "Школа 2100", направленный на введение написания слов типа "орел" и "Орел" на основе развития критического мышления...

Открытый урок по русскому языку во 2 «В» классе. Тема: Ознакомление со способом проверки безударных гласных подбором однокоренных слов.

Цель: учить проверять безударные гласные в корне слова; совершенствовать умение подбирать и записывать однокоренные прилагательные; пользоваться толковым и этимологическим словарями.Планируемые резуль...

Открытый урок по русскому языку в 3 «А» классе на тему: «Роль имён прилагательных в речи. Прилагательные синонимы и антонимы»

Цели урока: 1.     Формировать  умения учащихся распознавать и осознанно употреблять в своей речи слова, обозначающие признаки предметов.2.     Формировать...

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 «А» классе по теме «Суффикс. Образование слов при помощи суффиксов.» учитель начальных классов Тотикова И.Х.

Цели: познакомить с суффиксом как значимой частью слова,формировать умения выделять суффиксы в словах,образовывать с помощью суффиксов новые слова.Тип урока: открытие новых  знаний.Задачи:...