Открытый урок по русскому языку в 3 «А» классе на тему: «Роль имён прилагательных в речи. Прилагательные синонимы и антонимы»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Дзеранова Альбина Тузаровна

Цели урока:

1.     Формировать  умения учащихся распознавать и осознанно употреблять в своей речи слова, обозначающие признаки предметов.

2.     Формировать представление учащихся о роли имен прилагательных в речи, прилагательных антонимах  и синонимах.

3.     Развитие умений различать тексты разных типов речи – описание и повествование, определять роль имён прилагательных в текстах-описаниях.

4.     Развивать языковые умения, процессы мышления, устную и письменную речь.

5.     Формировать коммуникативные умения, умение планировать собственную деятельность, рефлексивный анализ собственной деятельности.

6.     Формировать культуру речи, интерес к изучению предмета, положительную учебную мотивацию.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Роль имён прилагательных в речи. Антонимы и синонимы.

Тип урока: ОНЗ

Цели урока:

  1. Формировать  умения учащихся распознавать и осознанно употреблять в своей речи слова, обозначающие признаки предметов.
  2. Формировать представление учащихся о роли имен прилагательных в речи, прилагательных антонимах  и синонимах.
  3. Развитие умений различать тексты разных типов речи – описание и повествование, определять роль имён прилагательных в текстах-описаниях.
  4. Развивать языковые умения, процессы мышления, устную и письменную речь.
  5. Формировать коммуникативные умения, умение планировать собственную деятельность, рефлексивный анализ собственной деятельности.
  6. Формировать культуру речи, интерес к изучению предмета, положительную учебную мотивацию.

Оборудование: презентация к уроку, карточки с заданиями для групповой и парной работы, листы самооценки.

Ход урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности:

  • На доске открыт девиз урока

У ленивого ни гроша, у трудолюбивого жизнь хороша!

  • Ребята, прочитайте пословицу.
  • Как вы думаете, как она связана с вашей деятельностью в  школе?
  • А можно ли заставить кого-то учиться? (Нет, он должен сам этого захотеть.)
  • Как вы думаете, какие слова являются в пословице ключевыми? Почему я обратила на них внимание? Хотите ли вы дальше узнавать интересное об имени прилагательном?
  • Я уверена, что вы хотите учиться и получать новые знания. Пожелайте друг другу удачи и вперед к знаниям!

  1. Минутка каллиграфии.

- Предлагаю вам потренироваться в каллиграфически правильном написании заглавной и строчной букв Пп, поскольку мы изучаем часть речи имя прилагательное.

  1. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Языковая разминка.
  1. - Какой раздел науки изучаем?

– Решите лингвистическую «задачу».

От слова присоединить возьмите первую приставку ( ) + корень слова слагаемое ( ) + 1-я буква алфавита + от слова писатель  прибавьте суффикс( ) + от слова сонный прибавьте суффикс () + от слова знакомое прибавьте окончание ().

– Что получилось? (При + лаг + а + тель + н + ое.)

- Что такое прилагательное?

- Как образуются имена прилагательные?

- Какова роль имен прилагательных в речи?

  1. – Предлагаю вам поработать с фразеологизмами.

- Вспомните еще раз, что такое фразеологизмы.

На доске - Фразеологизм– устойчивое сочетание слов, образное выражение, применяемое в типичных ситуациях.

Подберите к фразеологизмам подходящие по смыслу прилагательные.

Человек, у которого «язык без костей» -- _________________________

Человек «без царя в голове» -- ___________________________

Человек, пребывающий «на седьмом небе» -- ________________________

- Молодцы! Вставьте подходящее по смыслу прилагательное.

Великий, могучий, свободный,

Надежды и силы родник,

Тебе посвящаем урок мы сегодня,

Любимый  наш, (…) язык!

Великий, могучий, свободный,

Надежды и силы родник,

Тебе посвящаем урок мы сегодня,

Любимый  наш, русский язык!

- Назовите все прилагательные.

- Что общего у них?

- Почему?

  1. – Выпишите словосочетание со вставленным прилагательным.

русский язык

- Покажите зависимость, связь между прилагательным и существительным графически.

Работа у доски.

  1. Пробное действие.

  • Что вы повторили?
  • Понадобится ли нам это в дальнейшей работе?
  • Тогда попробуйте выполнить следующее задание в группах.

– Обратите внимание на задание на слайде.

- Запишите на карточку слова с одинаковым значением.

Отважный, мужественный, трусливый, смелый

- У кого работа готова? Зачитайте полученный ряд. У кого по- другому?

- Какое слово лишнее?

Почему?

Отважный, мужественный,  смелый                            трусливый

     

- Чем являются прилагательные с одинаковым значением?

- Что такое синонимы?

- Чем является исключенное прилагательное?

 - Что такое антонимы?

- Итак, какой частью речи являются все слова?

- Какова же тема нашего урока?

Формулируют.

  1. Построение проекта выхода из затруднения. Составление опорной схемы.

- Давайте произведем вместе анализ, сравним синонимы и антонимы прилагательные и сделаем вывод.

- На какой вопрос отвечают все эти синонимы?

- На какой вопрос отвечает данный антоним?

- Какой частью речи являлись в задании синонимы и антоним?

 - В чем различие между синонимами и антонимами?

(Появляется полная таблица)

Общее

Различия

Синонимы

Одинаковый вопрос

Одинаковая часть речи

Признак, близкий по значению

Антонимы

Признак, противоположный по значению

- Таким образом, у нас получилась сравнительная таблица.

- Послужит ли она опорой в различении и подборе синонимов и антонимов?

(Выставляю бумажный   аналог таблицы)

  1. Реализация построенного проекта. Первичное закрепление во внешней речи.

Фронтальная работа

- Тогда предлагаю вам попробовать новые знания в выполнении следующих заданий.

- Перед вами прилагательные. Подберите к ним синонимы и антонимы. Докажите.

 

Слово

Синоним

Антоним

знойный

быстрый

древний

Слово

Синоним

Антоним

знойный

быстрый

древний

жаркий

скорый

старый

морозный

медленный

молодой

- Молодцы. Для чего же нужны синонимы и антонимы прилагательные?

- Если вы затрудняетесь в подборе синонима или антонима к слову, нужно воспользоваться словарями синонимов или антонимов.

  1. Самостоятельная работа  в парах с самопроверкой по образцу.

– Ребята, чаще всего прилагательные- синонимы используются в речи для более точной характеристики предмета, а прилагательные- антонимы используются в загадках и пословицах для более яркой характеристики предметов путём противопоставления их признаков.

- Предлагаю выполнить самостоятельную работу в тетрадь.  Дополнив пословицы в 1 задании антонимами, запишите их, поставив цифру 1. Во 2 задании выделенные слова замените синонимами и спишите текст, поставив цифру 2.

  1.  Маленькое дело лучше … безделья.

           Умная ложь лучше … правды.

 (Слова для справок: холодной, большого, глупой, доброго)

      2.   Зимой в воздухе кружатся невесомые снежинки. Дремучий лес теперь уже не кажется таким тёмным.

(Слова для справок: каменный, лёгкие, густой, мрачным, мохнатые)

- Произведите взаимопроверку по образцу на слайде. Подчеркните место ошибки, дайте возможность исправить ее партнеру самостоятельно.

  1. Маленькое дело лучше большого безделья.

          Умная ложь лучше глупой правды.

  1. Зимой в воздухе кружатся лёгкие снежинки. Густой лес теперь уже не кажется таким мрачным.

  • Кто допустил ошибки?
  • В чем они?
  • Кто не допустил ошибки?

Физминутка для глаз.

  1. Включение в систему знаний и повторение.
  • Молодцы. А теперь приглашаю вас в творческую лабораторию. Фронтальная работа

  • Прочитайте текст и слова для справок про себя. Замените выделенные слова антонимами и попытайтесь восстановить текст.

(Дети читают вслух каждое предложение, меняя нужные слова)

  • В конце февраля осень (с)делала свой последний налёт. С елей и сосен дождём смыло снег, и те опять повяли. И грустно, и волнующе запахло замерзшим кедром.

 (Слова для справок: начале, весна, первый, зазеленели, радос(?)но, оттаявшим).

- Запишите исправленный текст, раскрывая скобки.

- Молодцы, ребята. Чем эта работа отличалась от предыдущей с антонимами?

По итогам творческой работы предлагаю вам выполнить небольшой тест.

 

Тест (фронтальная работа)

- над чем мы работали?

  • Предложение
  • Текст

- какова тема текста?

  • Первый налет весны
  • Начало весны

- определите тип текста

  • Описание с элементами повествования
  • Описание
  • Повествование

(это текст – описание с элементами повествования, так как мы представляем картины природы, но имеются действия и есть сюжет)

- какова в данном тексте роль прилагательных?

  • Описывают предметы
  • Передают сюжет

- грамматическая основа первого предложения

  • Сделала налет
  • Весна сделала

- в списанном тексте имеется орфограмма непроизносимая согласная в

  • Двух словах
  • В одном слове

- в слове сделала с является

  • Частью корня
  • Приставкой

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Подошла пора подводить итоги работы. Вернемся к нашему девизу урока.

У ленивого ни гроша, у радивого жизнь хороша!

Уверена, что сегодня жизнь стала лучше у каждого из вас, потому что вы приобрели новые знания, славно потрудившись. Я поздравляю вас с успешной работой на уроке!

- Проанализируйте свою работу, заполнив таблицу. Отмечайте галочкой ответ в соответствующем столбце.

Я знаю

Я плохо помню

Я не знаю

Что такое «синонимы»?

 Что такое «антонимы»?

Чем отличаются синонимы от антонимов?

Зачем в речи нужны синонимы и антонимы?

- Кому все удалось?

- Кому нужно еще немного поработать по теме?

- У кого остались трудности?

Оцените работу смайликом.

Д.з.

  • Составить грамматическую сказку о синонимах или антонимах
  • Напиши 3 синонимичных ряда и 6 пар антонимов из разных частей речи с опорой на словари

- Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку во 2 классе на тему: «Обобщение знаний о частях речи»

Цель: Обобщить и систематизировать накопленные знания о частях речи.Задачи:Образовательные1. Продолжить формировать умения распознавать части речи по двум признакам: по вопросу и по лексическому значе...

Открытый урок по русскому языку в 4 классе на тему:" правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных"

Умение распозновать имена прилагательные в тексте и уметь использовать их в речи.Находить общие и отличительные признаки в сравниваемых понятиях. Знать правописание окончании имен прилагательных при и...

Открытый урок по русскому языку в 4 классе по теме "Синонимы. Антонимы. Омонимы"

Открытый урок по теме "синонимы. Антонимы. Омонимы". В нём представлен материал который направлен на закрепление знаний об антонимах, омонимах и синонимах. В конспекте урока прослеживается работа в гр...

Открытый урок по русскому языку в 4 классе по теме «Склонение имен прилагательных во множественном числе».

Открытый урок по русскому языку в 4 классе по теме«Склонение имен прилагательных во множественном числе»....

Открытый урок по русскому языку в 3 классе на тему: Прилагательное

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС...

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: "Род имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам".

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: "Род имен прилагательных. Изменение имен прилашательных", с использованием технологии сотрудничества. Цель: изучение правил определе...