Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: "Род имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Демидович Людмила Леонидовна

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: "Род имен прилагательных. Изменение имен прилашательных", с использованием технологии сотрудничества.

 

Цель: изучение правил определения рода имён прилагательных.

Задачи:
1. Формировать умение распознавать прилагательные в речи; определять род имён прилагательных.
2.Развивать мышление, память ,внимание.
3. Воспитывать умение чувствовать: понимать и любить красоту природы; пробуждать интерес к урокам русского языка.
 Формирование умения работать в парах и группами является необходимым умением в современном мире. Развивает коммуникативные компетенции обучающихся, их умение решать вопросы в сотрудничестве друг с другом, развивает умение самостоятельно мыслить. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.pptx1.64 МБ
Файл moy_urok_na_sayt.docx22.43 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Род имён прилагательных

Слайд 2

«Я приехал из Зимбабве Здесь живу уже 5 лет. Ваша страна огромный очень И красивый-спору нет. Заимел хороший друга, С ним учу я ваш язык. Вот письмо пишу на русской. Я прилежный ученик?»

Слайд 3

«Я приехал из Зимбабве Здесь живу уже 5 лет. Ваша страна огромный очень И красивый - спору нет. Заимел хороший друга , С ним учу я ваш язык. Вот письмо пишу на русской . Я прилежный ученик?»

Слайд 5

Молоко, альбом, берёза, морковь , пирог , яблоко, топор , пальто, ромашка. Слова для справок: красное, кудрявая, вкусный, новое, острый, красивая, парное, новый, сочная.

Слайд 6

Б ерёза (какая?) кудряв ая Морковь (какая?) сочн ая Ромашка (какая?) красив ая Альбом (какой?) нов ый Пирог (какой?) вкусн ый Топор (какой?) остр ый Молоко (какое?) парн ое Яблоко(какое?)красн ое Пальто(какое?) нов ое Ж.р . М.р . Ср.р .

Слайд 7

Род имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам.

Слайд 8

Имя прилагательное М. р. Ж. р. Ср. р. -ой - ый - ий - ая - яя - ое -ее Какой? Какая? Какое?

Слайд 9

Алгоритм определения окончания прилагательных 1.Найди существительное, с которым связано прилагательное по смыслу. 2.Определи род существительного. 3. Перенеси его на прилагательное. 4. Пользуясь таблицей окончаний имен прилагательных, определи окончание, запиши его.

Слайд 10

«Я приехал из Зимбабве Здесь живу уже 5 лет. Ваша страна огромный очень И красивый - спору нет. Заимел хороший друга , С ним учу я ваш язык. Вот письмо пишу на русской . Я прилежный ученик?» «Я приехал из Зимбабве Здесь живу уже 5 лет. Ваша страна огромная очень И красивая -спору нет. Заимел хорошего друга , С ним учу я ваш язык. Вот письмо пишу на русском . Я прилежный ученик ?»

Слайд 11

Ранн … апрельск … утро. В небе разгорается ал… заря. Утренн … ветерок шумит в вершинах берёз. Вдруг зазвучала тих… лесн … песенка. Это запела зарянка . Образец: летн яя (какая?) гроза, ёжик (какой?) колюч ий.

Слайд 12

Ранн ее апрельск ое утро. В небе разгорается ал ая заря. Утренн ий ветерок шумит в вершинах берёз. Вдруг зазвучала тих ая лесн ая песенка. Это запела зарянка .

Слайд 13

Спасибо!



Предварительный просмотр:

Тема: Род имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам.

Цель: изучение правил определения рода имён прилагательных.

Задачи:
1. Формировать умение распознавать прилагательные в речи; определять род имён прилагательных.
2.Развивать мышление, память ,внимание.
3. Воспитывать умение чувствовать: понимать и любить красоту природы; пробуждать интерес к урокам русского языка.

Формирование универсальных учебных действий:

Личностные:

o        проводить самооценку на основе критерия успешности;

o        обладать мотивационной основой учебной деятельности;

o        формировать алгоритм своего действия.

Регулятивные:

o        принимать и сохранять учебную задачу;

o        проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные:

o        осуществлять поиск необходимой информации с использование учебной литературы;

o        осуществлять анализ слов с выделение существенных признаков;

o        формировать умение рассуждать;

o         активизировать мыслительную деятельность учащихся.

Коммуникативные:

o        дать детям возможность ощутить радость успеха в проявлении своих знаний.

o        строить понятные для партнёра высказывания;

o        договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

 

Ход урока

1.Мотивация с фиксацией проблемы:

На экране письмо (Слайд 2):

«Я приехал из Зимбабве

Здесь живу уже 5 лет.

Ваша страна огромный очень

И красивый-спору нет.

Заимел хороший друга,

С ним учу я ваш язык.

Вот письмо пишу на русской.

Я прилежный ученик?»

- Автор строк прилежный ученик?

- Нет.

-А почему вы так решили?

-Он не правильно написал.

-Какие слова он не правильно написал?

-Огромный, красивый, хороший, русской.

-Какой частью речи выражены эти слова?

-Имена прилагательные.

-А как вы напишете?

(Ответы детей).

-Скажите, как же нашему новому знакомому объяснить, как правильно употреблять и писать прилагательные? Затрудняетесь ответить? Тогда давайте проведем исследование и узнаем, как изменяются прилагательные. Чтобы его провести необходимо подготовить нужные материалы  и данные. Такие материалы мы с вами получим из картинного диктанта. (Слайд 4 ) Запишите слова в тетрадь.

- Проверьте их написание (Слайд  5)

- Что объединяет эти слова? (Словарные, им. существительные)

2.Актуализация знаний с введением нового пробного действия:

- Вы уже разделились на 3 группы. Каждая группа получает своё имя. Прочтите его на карточке.

Первая группа-мужской род (эмблемы «м.р.»)

Вторая группа-женский род (эмблемы «ж.р.»)

Третья группа- средний род (эмблемы «ср.р»)

- Выберете каждая группа слова, обозначающие имена существительные вашего рода из общего числа слов ( Слайд 5).

-Каким образом вы отобрали?

-Применили правило определения рода имен существительных.

Задание группам:

-Составьте словосочетания имен существительных с именами прилагательными, выбрав подходящие из числа следующих

(На экране слайд 5 щелчок).

Что получилось? Прочитайте, задавая вопрос от имени существительного к имени прилагательному.

(Читают по группам) Слайд 6

- Можно ли сказать, что в каждом словосочетании имя прилагательное стоит в том же роде, что и имя существительное?

-Можно.

-На какой вопрос отвечают прилагательные женского рода?

(Ответ группы)

-На какой вопрос отвечают прилагательные мужского рода?

(Ответ группы)

-На какой вопрос отвечают прилагательные среднего рода?

(Ответ группы)

-Скажите, а какая значимая часть слова указывает на изменение прилагательных по родам?

-Окончание.

Ребята, так какая же цель нашего урока?

-Определить род имени прилагательного и написать нужное для этого окончание.

-Вы теперь можете сформулировать тему урока?

-Да. Изменение имен прилагательных по родам и определение окончаний имен прилагательных.

(Тема открывается на доске).  Слайд 7

3. Физкультминутка.

4. Построение проекта решения проблемы

-Назовите окончания имен прилагательных

(Называют по группам. На экране появляются вопросы и окончания в виде кластера (слайд 8))

- Кто из вас, пользуясь кластер, может рассказать об открытии, как определить род имен прилагательных, и какие окончания употребляются в м.р., ж.р., ср.р?

(Один из учеников проговаривает правило определения рода имени прилагательного и родовые окончания)

-Где мы можем проверить правильность результата нашего исследования?

-В учебнике.

-Правильно. Откройте учебник на странице 72 и сравните кластер на экране и таблицу в учебнике.

Давайте теперь составим алгоритм определения рода имени прилагательного и фиксации соответствующего окончания.

(Составляется коллективно алгоритм, который появляется на экране

(слайд 9))

Алгоритм определения окончания прилагательных (А-1):

1.Найди существительное, с которым связано прилагательное по смыслу.

2.Определи род существительного.

3. Перенеси его на прилагательное.

4. Пользуясь таблицей окончаний имен прилагательных, определи окончание, запиши его.

5. Реализация проекта решения проблемы

-Ну, теперь, когда у нас есть алгоритм, давайте вернемся к словам нашего африканского знакомого и попробуем объяснить при помощи новых знаний его ошибки.

Еще раз читается письмо на экране (слайд 10) и поэтапно разбирается каждое словосочетание фронтально по алгоритму:

«…страна огромная,

страна красивая,

друг хороший,

на русском языке».

-Мы решили проблему?

-Да, решили.

-Достигли поставленной цели?

-Достигли.

-Молодцы!

6. Первичное закрепление во внешней речи.

-Тогда давайте потренируемся в определении рода имен прилагательных и в написании окончаний, пользуясь алгоритмом и таблицей.

(Упр.126, с. 73 выполняется фронтально у доски с проговариванием)

7.Самостоятельная работа с самоконтролем

-Ребята, теперь у вас на столе имеется алгоритм, с помощью которого вы оцените умение пользоваться самостоятельно каждым его пунктом. Выполняя задание, которое сейчас появится на экране,(слайд 11) 

Ставьте «+» напротив пункта, которым вы можете пользоваться самостоятельно. В конце работы оцените себя.

Скажите, у кого в алгоритме стоит «+» напротив каждого пункта?

Молодцы!

У кого нет «+» около первого пункта? Вернитесь к правилу определения рода имени существительного.

- А сейчас проверьте правильность выполнения самостоятельной работы по эталону (эталон на экране (слайд 12)).

Поставьте себе «5» те, у кого нет ошибок в написании окончаний; у кого 1-2 ошибки - у вас «4», если у кого-то 3-4 ошибки, поставьте «3», а если ошибок больше четырех, вам необходимо вернуться к алгоритму и к таблице окончаний прилагательных.

У кого «3» и «4», где возникли затруднения?

(Не смогли определить род прилагательного, из-за невнимательности)

-Вы молодцы, что сами разобрались в своих ошибках.

У кого «5», те просто молодцы!

8. Включение в систему знаний

- А сейчас выполните задание на карточках.

Карточка задания К-2(С):

Слон большой, а мышь_________ .

Весна бывает ранняя и ___________ .

Стебель тонкий, а ствол__________.

Настроение у человека бывает веселое и __________.

Слова для справок: маленький, поздний, грустный, толстый.

Карточка задания К-2:

Слон большой, а мышь_________ .

Весна бывает ранняя и ___________ .

Стебель тонкий, а ствол__________.

Настроение у человека бывает веселое и __________.

(Выдаются карточки двух видов: со словами для справок –для слабоуспевающих К-2(С); без слов для справок К-2 )

Подберите в предложениях к прилагательным подходящие по смыслу антонимы.

- Проверим. Кто объяснит выполнение задания?

(Проверка проходит фронтально)

Вы все сегодня молодцы!

9. Рефлексия

-Скажите, как изменяются имена прилагательные в единственном числе?

-По родам.

-Как определить род имени прилагательного в словосочетании с именем существительным?

- По роду имени существительного.

-Какие окончания бывают у имен прилагательных в женском роде, мужском роде, среднем родах?

-Оцените свою работу на уроке.

Домашнее задание с. 74 у. 128, правило, таблицу выучить


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку 2 класс по теме: «Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного»

Тема: Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.Педагогические цели: способствовать ознакомлению с единственным и мно...

Конспект урока по русскому языку для 3 класса по теме: "Имя прилагательное. Роль имён прилагательных в речи"

Конспект урока по русскому языку для 3 класса. Тема урока: «Имя прилагательное.  Роль имён прилагательных в речи»....

конспект урока по русскому языку 4 класс по теме "Склонение имён существительны"

Материал содержит разработку урока и презентацию к нему. Может быть использован при объяснении  по теме " Три склонения имён существительных"....

технологическая карта урока по русскому языку 4 класс на тему:" Склонение имён прилагательных во множественном числе". Школа России

Дать понятие, что такое склонение имён прилагательных во множественном числе. Научить склонять прилагательные во множественном числе....