Главные вкладки

    конспект урока по русскому языку 3 класс по теме "Обобщение имен прилагательных"
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

    Поцепня Светлана Сергеевна

    Урок обобщения знаний об имени прилагательном

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon obobshchenie_znaniy_ob_imeni_prilagatelnom.doc60 КБ

    Предварительный просмотр:

    ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

    3 КЛАСС

    Тема: Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи

    Цель: обобщение и систематизация знания об имени прилагательном как о части речи.

    Задачи урока:

    1. Образовательные:

       - закрепить знания об имени прилагательном как части речи;

       - закрепить умение определять число и род имен прилагательных;

       - совершенствовать умение писать родовые окончания имен

         прилагательных.

       2. Развивающие:

       - развивать умение точно употреблять имена прилагательные в устной и  

          письменной речи;

        - создавать речевые высказывания на заданную тему;

        - развивать интерес к родному языку, обогащать словарный запас  

          учащихся.

    3. Воспитывающие:

       - воспитывать чувство прекрасного;

       - воспитывать чувство необходимости охраны растительного мира

         нашей Родины;

       - воспитывать чувство товарищества и сопереживания.

    Оборудование: таблица на доске, тексты для 1и 2 группы, аудиозапись П.И. Чайковского «Подснежник»,  карточки с названием первоцветов, табличка со словом «талый», таблица и слова-помощники  на доске.

    ХОД УРОКА

    1. Организационный момент:

       А сейчас проверь, дружок.

       Ты готов начать урок?

       Все ль на месте?

       Все ль в порядке?

       Ручка, книжка и тетрадка?

       Все ль внимательно глядят?

       Каждый хочет получать

       Только лишь отметку «пять»!

    - Ребята, у нас с вами сегодня необычный урок русского языка. Я разделила вас на 2группы, поэтому работать вы должны дружно и слаженно. Попрошу вас быть внимательными и сообразительными.

     2. Вводная беседа

    (Звучит музыка П.И. Чайковского «Подснежник»).

         -Ребята, посмотрите в окно. Опишите сегодняшний день. Какой он?

    (Дети: Солнечный, радостный, светлый, весенний, счастливый)

    3. Сообщение темы урока:

     - Какая часть речи помогла описать этот день?

    (Дети: Имя прилагательное)

    - Итак, кто догадался, о чем пойдет сегодня речь на нашем уроке?

    4. Чистописание:

         -Откройте тетради, положите их правильно. Подготовим руку к письму -  

    Упражнение  «Колечки».

         -Запишите число, классная работа.  А теперь посмотрите на образец  

           чистописания:

    (Дети пишут под музыку П.И. Чайковского)

    5. Работа по теме урока:

        1) Упражнения в употреблении имен прилагательных в речи:

    - А какое время года уже наступило?  Правильно, это весна – замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Недаром поэты называют весну утром года. Весна приходит к нам не одна, а со своими друзьями – цветами. Угадайте, что это за цветы?

    По тонкой нитке ручейка

    Сбежал с пригорка снег,

    И на пригорке вдруг цветок

    Раскрылся раньше всех.  (первоцветы)

     - А почему их так называют?  

    (Дети: Они появляются ранней весной, сразу после таяния снега).

     

       - А сейчас я предлагаю вам посмотреть картинки с цветами, вы должны вспомнить , какие из них первоцветы.

         

     - Кто назовет первоцветы? Давайте будем не только называть, но и записывать  их  названия.

    Верба

    Мать – и- мачеха

    Подснежник  (картинки вывешиваютя на доку)

    -  Ребята 1 группы допишите к ним подходящие по смыслу имена прилагательные (по 2 -3 прилагательных). А ребята из второ группы могут воспользоваться словами-помощниками на доске  (пушистая, жёлтая, солнечная, маленькая, нежный, голубой).

     

    - Проверяем, что у вас получилось.

    - Поставьте вопрос. Что обозначают имена прилагательные?

    - Сегодня на уроке мы должны заполнить таблицу об имени прилагательном. Чтобы это сделать, мы должны вспомнить все, что мы о нем знаем. (таблица на доске) (заполнение таблицы – что обозначает, на какие вопросы отвечает).

    - С какой частью речи связано имя прилагательное? (продолжаем

       заполнять таблицу – связь с именем существительным)

    - Ребята, а вы знаете, что многие первоцветы стали сегодня редкими и они занесены в Красную книгу. Ведь недаром говорится: «Поймали мы бабочку – она погибла, сорвали мы цветок – он увял, и тогда становится понятно – к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту, природу!»

     2) Работа с текстом:

        а) наблюдение над ролью прилагательных в тексте:

         

         - Ребята, сейчас вы будете работать с текстом. 1 группе нужно  списать текст и вставить в него пропущенные имена прилагательные, используя слова для справок. Имена прилагательные подчеркните.

    Пробудились …. цветочки. Днем на … проталинке появились … головки мать-и-мачехи. Умылись …. водой и засияли  улыбкой весны. Поднялась с земли и расцвела … медуница. Тянутся к …. солнцу стебельки с … цветами.

    Слова для справок: душистая, лесной, весенние,  талой, весеннему, нежными желтые.

    - А ребятам  2 группы нужно тоже списать текст и найти в нем имена прилагательные.

    Пробудились весенние цветочки. Днем на лесной проталинке появились желтые  головки мать-и-мачехи. Умылись талой  водой и засияли  улыбкой весны. Поднялась с земли и расцвела душистая  медуница. Тянутся к весеннему солнцу стебельки с нежными цветами.

    - А теперь давайте проверим ваши тексты.

    - Прочитайте текст без имен прилагательных. Какой текст вам нравится

       больше?

    – Какую роль играют имена прилагательные?

    (Д: Они  сделали  наш текст  красочным, выразительным и точным).

    - Какое слово в тексте вам показалось непонятным? (талый – растаявший,  

       оттаявший под действием тепла).

    Физкультминутка

    (Звучит пьеса П.И. Чайковского «Подснежник» из цикла «Времена года». Слова физкультминутки проговариваются хором):

    Весной бабочка проснулась,

    Улыбнулась, потянулась!

    Раз – росой она умылась,

    Два – изящно покружилась,

    Три – качнулась и присела

    И к цветочкам полетела.

    б) Изменение имен прилагательных по числам и родам:

       - В первом, и в четвертом предложении определите число и род имен  

         прилагательных.

      - Как вы это сделали?

      - Что мы можем определить у имени прилагательного? (таблица –

        изменение по числам и родам)

    3) Упражнения в написании родовых окончаний прилагательных:

       - Давайте вспомним, когда имена прилагательные изменяются по родам?

           Какие они имеют окончания?

    - Посмотрите на доску, перед вами несколько словосочетаний. Вам надо списать эти словосочетания, дописав окончания прилагательных, окончания выделить:

    Ярк.. солнце, тёпл… лучи, нежн… цветок, ранн… весна, весёл… капель, звонк…ручеёк, молод… травка, криклив… птицы.

     -Давайте проверим

     - У каких прилагательных вы не смогли определить род?

     -  Почему?

    Резерв: составить и записать предложение с любым словосочетанием или тестовое задание на повторение синонимов.

    6. Итог урока:

        - Давайте теперь еще раз посмотрим на нашу таблицу. Что же мы знаем об  

         имени прилагательном?

       

       - А кто заметил, о какой части таблицы мы не говорили? Правильно, а здесь мы должны записать о том, какую роль выполняют имена прилагательные?

    (Д: украшают нашу речь, помогают сделать её более точной и выразительной, помогают описывать предметы)

    - А ещё имена прилагательные помогают передать чувства и настроение.

    -  Наш урок подходит к концу, опишите с помощью прилагательных, какой был сегодня у нас урок, какое у вас настроение?

    7. Дом. задание:

        - 1 гр. – придумать и написать текст-описание о весне или о природе.

           2 гр. – упр. 517

    -  Наш урок окончен. Ребята, я желаю вам, используя в речи убедительные и яркие имена прилагательные, всегда уметь доказать любому человеку, что нельзя уничтожать природу.


            


    Пробудились …. цветочки. Днем на … проталинке появились … головки мать-и-мачехи. Умылись …. водой и засияли  улыбкой весны. Поднялась с земли и расцвела … медуница. Тянутся к …. солнцу стебельки с … цветами.

    Слова для справок: душистая, лесной, весенние,  талой, весеннему, нежными желтые.

    Пробудились …. цветочки. Днем на … проталинке появились … головки мать-и-мачехи. Умылись …. водой и засияли  улыбкой весны. Поднялась с земли и расцвела … медуница. Тянутся к …. солнцу стебельки с … цветами.

    Слова для справок: душистая, лесной, весенние,  талой, весеннему, нежными желтые.

    Пробудились …. цветочки. Днем на … проталинке появились … головки мать-и-мачехи. Умылись …. водой и засияли  улыбкой весны. Поднялась с земли и расцвела … медуница. Тянутся к …. солнцу стебельки с … цветами.

    Слова для справок: душистая, лесной, весенние,  талой, весеннему, нежными желтые.

    Пробудились весенние цветочки. Днем на лесной проталинке появились желтые  головки мать-и-мачехи. Умылись талой  водой и засияли  улыбкой весны. Поднялась с земли и расцвела душистая  медуница. Тянутся к весеннему солнцу стебельки с нежными цветами.

    Пробудились весенние цветочки. Днем на лесной проталинке появились желтые  головки мать-и-мачехи. Умылись талой  водой и засияли  улыбкой весны. Поднялась с земли и расцвела душистая  медуница. Тянутся к весеннему солнцу стебельки с нежными цветами.

    Пробудились весенние цветочки. Днем на лесной проталинке появились желтые  головки мать-и-мачехи. Умылись талой  водой и засияли  улыбкой весны. Поднялась с земли и расцвела душистая  медуница. Тянутся к весеннему солнцу стебельки с нежными цветами.

    Талый– растаявший,    оттаявший под действием тепла

    Помогают описать предметы, передать чувства, настроение

    Изменяется по числам, родам и падежам

    существительному

    Относится к имени

    существительному

    Какие?

    Какое?

    Какая?

    Какой?

    Называет признак предмета

    ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по русскому языку по теме "Падеж имен прилагательных" 4 класс

    Данный конспект урока разработан для учащихся 4 класса, обучающихся в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи....

    Конспект урока по русскому языку на тему "Род имен прилагательных" 3 класс

    Конспект урока по русскому языку на тему "Род имен прилагательных" 3 класс...

    3 класс. Конспект урока по русскому языку на тему: "Роль имен прилагательных в тексте"

    Конспект урока на тему "Роль имен прилагательных в тексте"...

    3 класс. Конспект урока по русскому языку на тему: "Род имен прилагательных"

    Конспект урока на тему "Род имен прилагательных"...

    3 класс. Конспект урока по русскому языку на тему: "Число имен прилагательных" Школа России

    Технологическая карта по русскому языкуТема урока: "Число имен прилагательных".Цель урока: развивать умение определять число имен прилагательных; отработать умение составлять словосочетания «имя прила...

    3 класс. Конспект урока по русскому языку на тему: "Изменение имен прилагательных по падежам" Школа России

    Технологическая карта урока по русскому языкуТема: «Изменение имен прилагательных по падежам».Цель: формировать умения определять падеж имен прилагательных, правильно  писать падежные окончания п...