конспект урока по русскому языку 3 класс по теме "Обобщение имен прилагательных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Поцепня Светлана Сергеевна

Урок обобщения знаний об имени прилагательном

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_znaniy_ob_imeni_prilagatelnom.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

3 КЛАСС

Тема: Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи

Цель: обобщение и систематизация знания об имени прилагательном как о части речи.

Задачи урока:

  1. Образовательные:

   - закрепить знания об имени прилагательном как части речи;

   - закрепить умение определять число и род имен прилагательных;

   - совершенствовать умение писать родовые окончания имен

     прилагательных.

   2. Развивающие:

   - развивать умение точно употреблять имена прилагательные в устной и  

      письменной речи;

    - создавать речевые высказывания на заданную тему;

    - развивать интерес к родному языку, обогащать словарный запас  

      учащихся.

3. Воспитывающие:

   - воспитывать чувство прекрасного;

   - воспитывать чувство необходимости охраны растительного мира

     нашей Родины;

   - воспитывать чувство товарищества и сопереживания.

Оборудование: таблица на доске, тексты для 1и 2 группы, аудиозапись П.И. Чайковского «Подснежник»,  карточки с названием первоцветов, табличка со словом «талый», таблица и слова-помощники  на доске.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент:

   А сейчас проверь, дружок.

   Ты готов начать урок?

   Все ль на месте?

   Все ль в порядке?

   Ручка, книжка и тетрадка?

   Все ль внимательно глядят?

   Каждый хочет получать

   Только лишь отметку «пять»!

- Ребята, у нас с вами сегодня необычный урок русского языка. Я разделила вас на 2группы, поэтому работать вы должны дружно и слаженно. Попрошу вас быть внимательными и сообразительными.

 2. Вводная беседа

(Звучит музыка П.И. Чайковского «Подснежник»).

     -Ребята, посмотрите в окно. Опишите сегодняшний день. Какой он?

(Дети: Солнечный, радостный, светлый, весенний, счастливый)

3. Сообщение темы урока:

 - Какая часть речи помогла описать этот день?

(Дети: Имя прилагательное)

- Итак, кто догадался, о чем пойдет сегодня речь на нашем уроке?

4. Чистописание:

     -Откройте тетради, положите их правильно. Подготовим руку к письму -  

Упражнение  «Колечки».

     -Запишите число, классная работа.  А теперь посмотрите на образец  

       чистописания:

(Дети пишут под музыку П.И. Чайковского)

5. Работа по теме урока:

    1) Упражнения в употреблении имен прилагательных в речи:

- А какое время года уже наступило?  Правильно, это весна – замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Недаром поэты называют весну утром года. Весна приходит к нам не одна, а со своими друзьями – цветами. Угадайте, что это за цветы?

По тонкой нитке ручейка

Сбежал с пригорка снег,

И на пригорке вдруг цветок

Раскрылся раньше всех.  (первоцветы)

 - А почему их так называют?  

(Дети: Они появляются ранней весной, сразу после таяния снега).

 

   - А сейчас я предлагаю вам посмотреть картинки с цветами, вы должны вспомнить , какие из них первоцветы.

     

 - Кто назовет первоцветы? Давайте будем не только называть, но и записывать  их  названия.

Верба

Мать – и- мачеха

Подснежник  (картинки вывешиваютя на доку)

-  Ребята 1 группы допишите к ним подходящие по смыслу имена прилагательные (по 2 -3 прилагательных). А ребята из второ группы могут воспользоваться словами-помощниками на доске  (пушистая, жёлтая, солнечная, маленькая, нежный, голубой).

 

- Проверяем, что у вас получилось.

- Поставьте вопрос. Что обозначают имена прилагательные?

- Сегодня на уроке мы должны заполнить таблицу об имени прилагательном. Чтобы это сделать, мы должны вспомнить все, что мы о нем знаем. (таблица на доске) (заполнение таблицы – что обозначает, на какие вопросы отвечает).

- С какой частью речи связано имя прилагательное? (продолжаем

   заполнять таблицу – связь с именем существительным)

- Ребята, а вы знаете, что многие первоцветы стали сегодня редкими и они занесены в Красную книгу. Ведь недаром говорится: «Поймали мы бабочку – она погибла, сорвали мы цветок – он увял, и тогда становится понятно – к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту, природу!»

 2) Работа с текстом:

    а) наблюдение над ролью прилагательных в тексте:

     

     - Ребята, сейчас вы будете работать с текстом. 1 группе нужно  списать текст и вставить в него пропущенные имена прилагательные, используя слова для справок. Имена прилагательные подчеркните.

Пробудились …. цветочки. Днем на … проталинке появились … головки мать-и-мачехи. Умылись …. водой и засияли  улыбкой весны. Поднялась с земли и расцвела … медуница. Тянутся к …. солнцу стебельки с … цветами.

Слова для справок: душистая, лесной, весенние,  талой, весеннему, нежными желтые.

- А ребятам  2 группы нужно тоже списать текст и найти в нем имена прилагательные.

Пробудились весенние цветочки. Днем на лесной проталинке появились желтые  головки мать-и-мачехи. Умылись талой  водой и засияли  улыбкой весны. Поднялась с земли и расцвела душистая  медуница. Тянутся к весеннему солнцу стебельки с нежными цветами.

- А теперь давайте проверим ваши тексты.

- Прочитайте текст без имен прилагательных. Какой текст вам нравится

   больше?

– Какую роль играют имена прилагательные?

(Д: Они  сделали  наш текст  красочным, выразительным и точным).

- Какое слово в тексте вам показалось непонятным? (талый – растаявший,  

   оттаявший под действием тепла).

Физкультминутка

(Звучит пьеса П.И. Чайковского «Подснежник» из цикла «Времена года». Слова физкультминутки проговариваются хором):

Весной бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась!

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – качнулась и присела

И к цветочкам полетела.

б) Изменение имен прилагательных по числам и родам:

   - В первом, и в четвертом предложении определите число и род имен  

     прилагательных.

  - Как вы это сделали?

  - Что мы можем определить у имени прилагательного? (таблица –

    изменение по числам и родам)

3) Упражнения в написании родовых окончаний прилагательных:

   - Давайте вспомним, когда имена прилагательные изменяются по родам?

       Какие они имеют окончания?

- Посмотрите на доску, перед вами несколько словосочетаний. Вам надо списать эти словосочетания, дописав окончания прилагательных, окончания выделить:

Ярк.. солнце, тёпл… лучи, нежн… цветок, ранн… весна, весёл… капель, звонк…ручеёк, молод… травка, криклив… птицы.

 -Давайте проверим

 - У каких прилагательных вы не смогли определить род?

 -  Почему?

Резерв: составить и записать предложение с любым словосочетанием или тестовое задание на повторение синонимов.

6. Итог урока:

    - Давайте теперь еще раз посмотрим на нашу таблицу. Что же мы знаем об  

     имени прилагательном?

   

   - А кто заметил, о какой части таблицы мы не говорили? Правильно, а здесь мы должны записать о том, какую роль выполняют имена прилагательные?

(Д: украшают нашу речь, помогают сделать её более точной и выразительной, помогают описывать предметы)

- А ещё имена прилагательные помогают передать чувства и настроение.

-  Наш урок подходит к концу, опишите с помощью прилагательных, какой был сегодня у нас урок, какое у вас настроение?

7. Дом. задание:

    - 1 гр. – придумать и написать текст-описание о весне или о природе.

       2 гр. – упр. 517

-  Наш урок окончен. Ребята, я желаю вам, используя в речи убедительные и яркие имена прилагательные, всегда уметь доказать любому человеку, что нельзя уничтожать природу.


        


Пробудились …. цветочки. Днем на … проталинке появились … головки мать-и-мачехи. Умылись …. водой и засияли  улыбкой весны. Поднялась с земли и расцвела … медуница. Тянутся к …. солнцу стебельки с … цветами.

Слова для справок: душистая, лесной, весенние,  талой, весеннему, нежными желтые.

Пробудились …. цветочки. Днем на … проталинке появились … головки мать-и-мачехи. Умылись …. водой и засияли  улыбкой весны. Поднялась с земли и расцвела … медуница. Тянутся к …. солнцу стебельки с … цветами.

Слова для справок: душистая, лесной, весенние,  талой, весеннему, нежными желтые.

Пробудились …. цветочки. Днем на … проталинке появились … головки мать-и-мачехи. Умылись …. водой и засияли  улыбкой весны. Поднялась с земли и расцвела … медуница. Тянутся к …. солнцу стебельки с … цветами.

Слова для справок: душистая, лесной, весенние,  талой, весеннему, нежными желтые.

Пробудились весенние цветочки. Днем на лесной проталинке появились желтые  головки мать-и-мачехи. Умылись талой  водой и засияли  улыбкой весны. Поднялась с земли и расцвела душистая  медуница. Тянутся к весеннему солнцу стебельки с нежными цветами.

Пробудились весенние цветочки. Днем на лесной проталинке появились желтые  головки мать-и-мачехи. Умылись талой  водой и засияли  улыбкой весны. Поднялась с земли и расцвела душистая  медуница. Тянутся к весеннему солнцу стебельки с нежными цветами.

Пробудились весенние цветочки. Днем на лесной проталинке появились желтые  головки мать-и-мачехи. Умылись талой  водой и засияли  улыбкой весны. Поднялась с земли и расцвела душистая  медуница. Тянутся к весеннему солнцу стебельки с нежными цветами.

Талый– растаявший,    оттаявший под действием тепла

Помогают описать предметы, передать чувства, настроение

Изменяется по числам, родам и падежам

существительному

Относится к имени

существительному

Какие?

Какое?

Какая?

Какой?

Называет признак предмета

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме "Падеж имен прилагательных" 4 класс

Данный конспект урока разработан для учащихся 4 класса, обучающихся в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи....

Конспект урока по русскому языку на тему "Род имен прилагательных" 3 класс

Конспект урока по русскому языку на тему "Род имен прилагательных" 3 класс...

3 класс. Конспект урока по русскому языку на тему: "Число имен прилагательных" Школа России

Технологическая карта по русскому языкуТема урока: "Число имен прилагательных".Цель урока: развивать умение определять число имен прилагательных; отработать умение составлять словосочетания «имя прила...

3 класс. Конспект урока по русскому языку на тему: "Изменение имен прилагательных по падежам" Школа России

Технологическая карта урока по русскому языкуТема: «Изменение имен прилагательных по падежам».Цель: формировать умения определять падеж имен прилагательных, правильно  писать падежные окончания п...

Конспект урока по русскому языку на тему: «Зависимость имени прилагательного от имени существительного» (УМК "Перспектива")

Цели деятельности учителя: создание представлений о роли в нашем языке слов, обозначающих признаки предметов; показать связь имени прилагательного с именем существительным. Планируемые результаты...

Конспект урока по русскому языку "Обобщение знаний об имени прилагательном. Тест." 2 класс (УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: обобщение полученных знаний об имени прилагательном; совершенствование умений находить в тексте имя прилагательное; определение числа имени прилагательного; развитие умений ...

Конспект урока по Русскому языку. Тема:«Падежные окончания имен прилагательных мужского, женского и среднего рода» (3 класс)

Планируемые результаты:- уметьориентироваться на понимании причин успеха в учебной деятельности, в том числе, на самоанализ и самоконтроль.- знать как изменять прилагательные по числам, падежам, родам...