Конспект урока по русскому языку на тему: «Зависимость имени прилагательного от имени существительного» (УМК "Перспектива")
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Цели деятельности учителя: создание представлений о роли в нашем языке слов, обозначающих признаки предметов; показать связь имени прилагательного с именем существительным.

 Планируемые результаты

Предметные:
- . уметь  соотносить прилагательные и существительные по значению, устанавливать грамматическую связь по вопросам, определять признаки прилагательного как части речи.
- уметь находить имена существительные и прилагательные;

Личностные:

- проявлять интерес к учебной деятельности;

- формировать каллиграфические навыки;

Тип урока: «открытие» нового знания

Оборудование: учебник: «Русский язык»; программа «Перспектива» 2012»; презентация;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx29.57 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 15.04.2019                                                                        ФИО  учителя: Шверт Людьмила Павловна

Школа: № 42                                                                                 ФИ студента:  Могильникова Анастасия

Класс:  3а                                                                                   ФИО методиста: Галиуллина Н.К

Кабинет:  12

Конспект урока по русский язык

 «Зависимость имени  прилагательного от имени существительного».

Цели деятельности учителя: создание представлений о роли в нашем языке слов, обозначающих признаки предметов; показать связь имени прилагательного с именем существительным.

 Планируемые результаты

Предметные: 
- . уметь  соотносить прилагательные и существительные по значению, устанавливать грамматическую связь по вопросам, определять признаки прилагательного как части речи.
- уметь находить имена существительные и прилагательные;

Личностные:

- проявлять интерес к учебной деятельности;

- формировать каллиграфические навыки;

Тип урока: «открытие» нового знания

Оборудование: учебник: «Русский язык»; программа «Перспектива» 2012»; презентация;


Этапы урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап самоопределения к деятельности

Словесный: беседа

1 минута

- Здравствуйте, ребята.

- Друг на друга посмотрели, улыбнулись и тихо сели.

- приветствие учителя

Л: самоопределение к деятельности;

Актуализация знаний и мотивация

Словесный: беседа

Практический: запись слов

Практический: отгадывание слов

5 минут

-Ребята, с чего обычно начинается урок русского языка?

 -Верно. А для чего нам нужна минутка чистописания? Что мы на ней делаем?

 -Открываем тетрадь записываем число. Сегодня 12 апреля , классная работа. И прописываем в тетради минутку чистописания.

 - Посмотрите на слайд. Прочитайте словосочетания. Что интересного заметили в словосочетаниях 
трудолюбивая человек, вкусный смородина,

праздничный настроение, яркий солнце,

известный актриса, новая костюм.
- Послушайте внимательно

Некоторые звери не спят зимой.

- Угадайте, кто?

У нее зубки, рыльце, ушки, шерсть, хвост.

- Как вы думаете, о каком животном идет речь в этом предложении?

- Посмотрите ребята, ваши мнения разошлись, почему?

- У нее зубки острые, рыльце тоненькое, ушки чуткие,

шерсть пушистая, золотистая.

- Теперь можно догадаться о ком идет речь?

- Почему?

- Какое из предложений дает точное описание предмета?

- Какая часть речи называет признаки предмета?

- Назовите их .

- Какой синоним подберём к слову «золотистая»?

- Какой можно сделать вывод?

- Какую роль играют имена прилагательные в речи?

-прописывают минутку чистописания

-записывают число

-читают словосочетания

- не правильная форма глагола

-незнаем

- это сделать трудно

- Нет признаков

о лисе




-ответы детей
второе
-прилагательное
-острые, тоненькое, -чуткие, 
пушистая, золотистая -жёлтая. Оранжевая, рыжая Вывод: имена прилагательные в речи нужны для точности описания предмета.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

П:смысловое чтение

Постановка учебной задачи

Словесный: беседа

Практический: работа над словом

2минуты

- Как вы думаете, какая будет тема урока?
- Какую цель поставим перед собой?

 -мы будем продолжать говорить о имени прилагательном
-  продолжать знакомство с именём прилагательным

П: произвольное построение речевого высказывания

П: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели

«Открытие» нового знания

Словесный: беседа

Работа с текстом: беглый просмотр

Практический: упражнение (лексич., устн.,коллект., тренир.,словесное, зрительно-слуховое, продуктивное)

15 минут

 - А теперь мы поработаем в парах с лирическим произведением.

- Возьмите карточку №1.

- Задание у всех одинаковое.

- Прочитайте их про себя.

- Какое задание вы выполните?

- Что нужно сделать каждой паре?

- Подготовьтесь выразительно прочитать.

- Выполняйте.

- Обсудите в парах, правильно ли вы сделали данные задания.

Проверка:

- 1-й ряд работаем.

- Прочитайте выразительно

- Назовите прилагательные.

1ряд Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит -
И под 
снежной бахромою,
Неподвижноюнемою,
Чудной
 жизнью он блестит

- Согласны с ответом?

- Назовите, автора данного произведения? (

- Как оно называется? 

- Теперь 2-й ряд .

- Назовите прилагательные.

- Дети, согласны с ответом?

Проверьте. Слайд 

- Кто автор данного произведения?

- Как оно называется? 

2ряд Поет зима - аукает, 
Мохнатый лес баюкает 
Стозвоном сосняка.
 
Кругом с тоской 
глубокою 
Плывут в страну 
далекую 
Седые облака.

- 3-й ряд проверяем.

- Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

- Вам понравились отрывки из стихотворений?

- Какая часть речи помогла описать зиму, увидеть красоту нашего языка?

- Чем они являются в стихотворении?

- Что такое эпитеты?

- Самое меткое, свежее, нужное прилагательное, которое выбирает писатель,

чтобы описать уже известный предмет, называется – эпитет)

- Для чего автор использовал их в стихотворении?

Задания: 1.Прочитайте отрывок из стихотворения. 

2. Найдите имена прилагательные и подчеркните.

3. Подумайте, чем являются они в данном тексте

и какую играют роль.

- Я выделил такие прилагательные снежной, неподвижною, немою, чудной 

-Фёдор Иванович Тютчев) -«Чародейкою зимою..» 


Я выделил такие прилагательные
 мохнатый, глубокую, далёкую, седые
Сергей Александрович Есенин
- «Поет зима – аукает…»

Я выделил такие прилагательные унылая, прощальная, пышное


- имена прилагательные -  эпитетами
- средства художественной выразительности
 
- Точно подобранные прилагательные делают нашу речь яркой,

образной, выразительной.

Л: Смыслеобразование

П: логическое

обобщение

К.: формулировать собственное мнение и позицию;

П: логическое построение логической цепи рассуждений

Динамическая пауза

1 минута

1.- Нарисуйте глазами 3 круга по часовой стрелке и 3 круга – против часовой стрелки.

2. Теперь прямоугольник, туда и обратно.

3. И две восьмёрки: вертикальную и горизонтальную.

Повторяют движения за учителем

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

Первичное закрепление во внешней речи

Практический:

упражнение

2 минуты

Открываем учебник  на странице 108  и выполняем упражнение 193
-Что нужно сделать?
- Составляем словосочетания и выделяем окончания

- составить словосочетания

К: планирование учебного сотрудничества со сверстниками;

П: логическое

обобщение

Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: беседа

Практический: самостоятельная работа

5 минут

I УРОВЕНЬ СЛОЖНОСТИ

Задания:

1.Прочитай текст. Озаглавь.

2.Найди в тексте имена прилагательные и подчеркни волнистой линией.

___________________________

Этот трусливый зверёк живёт в лесу. У него длинные уши и маленький хвост. Передние ноги короткие, а задние – длинные. Шубка у зверька летом – серая,а зимой – белая. Морковка, вкусная капуста – любимые лакомства животного.

II УРОВЕНЬ 
1.Прочитай текст. Озаглавь.

2.Подбери и вставь подходящие по смыслу имена прилагательные, (из слов для справок), чтобы получился рассказ.

Белка живёт в лесу. Это _______________ , _______________ зверёк.

У белки ____________, _______________, как грелка мех. Зимой он____________ ,

а летом _______________. У белки ____________ глазки, ______________ лапки

и ______________ хвост – руль, который ей помогает ловко прыгать с ветки на

ветку, с дерева на дерево.

Слова для справок: маленький, симпатичный, густой, тёплый, серый, рыжий,

чёрные, цепкие, пушистый

III УРОВЕНЬ СЛОЖНОСТИ

Задания:

1.Прочитай текст. Озаглавь.

2. Вставь подходящие по смыслу имена прилагательные, чтобы получился рассказ.

_____________________

Волк ________________ зверь. Он живёт в лесу. У волка ___________ зубы.

____________, ____________ шерсть. Хвост у волка ____________ ___ .

Ноги _______________. Мы видели волка. У-У-У – _________________ какой!

- 1 уровень
Заяц
 трусливый , длинные , маленький

короткие, длинные, серая, белая,

вкусная любимые
-2 уровень .
Белка

маленький, симпатичный,

густой, тёплый, серый,

рыжий, чёрные, цепкие,

пушистый

-3 уровень

К: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Л: Самоопределение.

П: общеучебные

Структурирование

Знаний

Включение в систему знаний

Словесный: беседа

Домашнее задание: инструктаж

3 минуты

-Открываем учебник на странице 110. И выполняем упражнение 196.
-Что нужно сделать?
-Выполняем
Золотоеср.р яблочко, (по) серебряномуср.р блюдечку, огневаяж.р. стрела,  краснаяж.р.девица, (в) маленькомм.р. горшочке, уха сладкаяж.р., маленький конёкм.р., белоеср.рполотенце. 

 

- отгадать загадки и выписать имена прилагательные вместе с существительными , от которых они зависят и определить род прилагательнфх

К: участвовать в учебном диалоге, формировать ответы и выводы.

П: логическое

Обобщение

Р: Контроль

Рефлексия деятельности

Словесный: беседа

3минуты

- Закончи предложение: «На уроке мне ...»

Было трудно ...                              

Было интересно ...

Было не понятно ...                      

Было легко …

-  анализируют свою работу

Л: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку: "Что такое склонение? Три склонения имен существительных".

На данном уроке рассмотрены признаки, по которым существительное относят к одному из трёх основных типов склонения, вводится  термин склонение....

Конспект урока по русскому языку "Написание мягкого знака на конце имен существительных после шипящих".3 класс

Конспект данного урока может быть использован для работы по различным УМК. К конспекту прилагается презентация для индивидуальной  работы учеников. ...

Конспект урока по русскому языку на тему "Общее понятие об имени существительном". 2 класс.

Конспект урока разработан по программе Школа России для учащихся 2 класса....

Конспект урока по русскому языку по теме: "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном" (4 класс)

План-конспект урока по русскому языку, проведённого в 4 классе. Тема урока: "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном"....

Конспект урока по русскому языку во 2 классе Тема: «Связь имени существительного и имени прилагательного».

Урок составлен   с использованием образовательной технологии В.В Лебедева «Достижение прогнозируемых результатов учащихся»....

Конспект урока по русскому языку на тему: "Проверочная работа по имени существительному".

Коспект урока на тему: "Проверочная работа по имени существительному"...