Открытый урок по русскому языку в 3 классе на тему: Прилагательное
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Ревина Елена Ивановна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx38.95 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый  урок по русскому языку в 3 классе

Организационная информация

Тема урока

Имя прилагательное.

Предмет

Русский язык

Класс

3

Программа

«Школа - России»

Автор урока (ФИО, должность)

Ревина Елена Ивановна, учитель  начальных классов первой категории

Образовательное учреждение

МОУ «Старо-Татауровская СОШ Прибайкальского района РБ

Методическая информация

Тип урока

Урок открытия нового знания (урок-исследование)

Базовая технология

Проблемно-диалогическая

Межпредметные связи  

Литературное чтение    

Окружающий     мир

Музыка

Формы работы

Фронтальная

Работа в группах

Индивидуальная

Цели урока

Создать комфортные условия для усвоения материала и реализации возможностей учащихся.

 Развивать умения правильно формулировать учебную цель, делать самостоятельные выводы.

Задачи урока

обучающие:

развивающие:

воспитательные:

  • провести наблюдение над именем прилагательным, как частью речи;
  • выявить особенности изменения имен прилагательных;
  • распознавать имена прилагательные среди других частей речи;
  • развивать наблюдательность, мышление, связную речь учащихся, словарный запас;
  • продолжить работу по воспитанию самостоятельности, взаимоуважения, бережного отношения к природе.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/ закрепят/др. ученики в ходе урока

Учащиеся будут уметь классифицировать имена прилагательные, согласовывать с именем существительным, видеть связь между прилагательным и существительным.

Ресурсы

Учебник «Русский язык» 2 часть В.П.Канакина, В.Г.Горецкий

Презентация Microsoft Office PowerPoint

Подробное объяснение места медиа-, мультимедиа компонента в структуре и содержании урока и пояснения по методике их использования в образовательном процессе.

Данный урок разработан с учетом уровня обученности учащихся, требований ФГОС

 Использование ИКТ на уроке целесообразно для повышения мотивации учащихся через создание "ситуации успеха». Использование мультимедийного оборудования и интерактивной доски позволяет расширить рамки учебника, продуктивно организовать работу и проверку заданий, выполненных учащимися.

            На уроке использовались элементы современных образовательных технологий:


• здоровьесберегающие (физминутки, смена видов деятельности);

• информационно – коммуникационная технология (использование мультимедийных средств обучения);


• проблемное обучение (частично – поисковое).


 Внутренняя мыслительная деятельность учащихся стимулируется сопоставительным анализом, эвристической беседой,  творческими заданиями группового характера, самостоятельными выводами в конце урока.

Технологическая карта урока

п/п

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.

Организационный

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Сиянье ваших умных глаз.

- Меня зовут Елена Ивановна, сегодня мы вместе создадим наш урок.

Первый лучик, нежный лучик,
Он заглянет к нам в оконце.
Принесет в своих ладошках
Теплоту, частицу солнца. (слайд 1)

(На доску крепится солнышко, без лучиков)

(Оформление доски. Без прилагательных)

Тает рыхлый снег в лугах,
Теплыми уж стали ночки.
На могучих тополях набухают почки.
На лесных проталинках

Расцвел цветочек маленький

Обучающиеся настраиваются на работу.

2.

Актуализация опорных знаний

Предметные:

- правильно выделять имена прилагательные из ряда слов.

Метапредметные (УУД)

познавательные:

- выполнять классификацию;

-  обосновывать основание для классификации;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы, используя информацию схем, плакатов;

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть  диалогическойформой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. 

 - Начинаем урок русского языка. Какое сегодня число? Сегодня непростой день. Это день весеннего равноденствия, когда ночь  и день равны. Запишите дату.

(слайд 2)

-  Посмотрите на экран, какое задание вы бы  предложили выполнить с данными словами:

Март, солнце, травка, голубая, весна, проталинка.

 

-Почему именно это слово лишнее?

На какой вопрос отвечает слово голубая?

-Какая часть речи отвечает на этот вопрос?

-Сформулируйте тему урока.

-Тема нашего урока: Имя прилагательное.

- Что вы уже знаете об имени прилагательном?

 

- 21 марта

- Делают запись в тетрадях

- Можно найти лишнее слово.

-голубая.

-Так как все другие слова отвечают на вопрос (что?) и являются именами существительными.

- На вопрос какая?

- Имя прилагательное.

- Это часть речи, которая обозначает признаки предметов и отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? Чей? Чья? Чьё?

3.

Постановка учебной проблемы

Предметные:

- распознавать имена прилагательные среди других частей речи;

- задавать вопросы к именам прилагательным.

Метапредметные (УУД)

познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные:

- высказывать свое предположение;

коммуникативные:

- точно и полно выражать свои мысли.

Отгадайте загадку  (слайд 3)

По тонкой нитке ручейка

Сбежал с пригорка снег.

И на пригорке вдруг цветок

Раскрылся раньше всех.

-Я хочу подарить вам подснежники, но это не простые цветы, в них есть маленький секрет

(Работа с текстом на доске)

- Прочитайте. Что можете сказать об этом тексте? О чем он? Можно ли сказать, что этот текст скучный? Как нам его украсить? Какие части речи могут помочь нам в этом?

- Давайте подберем имена прилагательные к этому тексту. А помогут нам в этом подснежники. Пусть цветы распустятся на ваших столах, там вы и найдете подсказку. (Приложение 1)

(Работа в группах)

 - Проанализируйте текст и подберите нужное имя прилагательное:

1 группа – 1 строка,

2 группа – 2 строка,

3 группа – 3строка…..

- У меня заготовлены такие же лепестки, как у вас. Прикрепите вместо пропущенных имен прилагательных подходящие по смыслу лепестки.

- Прочитайте хором. Что теперь можете сказать о тексте?

- Какой вывод можно сделать?

- Запишите стихотворение в тетрадь. Над именами прилагательными укажите часть речи: прил.

 

- Изучая эту часть речи  в 3 классе ты узнаешь:

( чтение в учебнике)

           Какие признаки предметов называет имя прилагательное

Что такое качественные, относительные и притяжательные прилагательные,

         Почему можно сказать красив, хорош, умен, но нельзя сказать деревянен, стеклянен, медвежен,

         Как образуются имена прилагательные и какими членами предложения они обычно бывают.

- Подснежник

-Это текст о весне. Да, можно сказать, что этот текст скучный. Нужно подобрать имена прилагательные

 

Убирают скрепку с лепестков

Работают в группах, анализируют, делают выводы, дополняют текст

- Он стал красивее

-Прилагательные украшают и оживляют нашу речь, делают ее более выразительной

Выполняют

-Чтение детьми рубрики.

        

4.

Формулирование проблемы,  планирование

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).

Метапредметные(УУД)

регулятивные:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

- определять последовательность

действий на уроке.

- Итак, что же сегодня на уроке вам предстоит выяснить?

- Давайте определим задачи нашего урока:

  • определить особенности имени прилагательного как части речи;
  • установить роль прилагательного в тексте.

 

Физ.минутка

Подснежник проснулся и потянулся.

Солнышку улыбнулся,

К земле матушке прикоснулся.

Солнышку поклонился,

Счастью своему удивился.

Капли росинок его умывали.

Птицы и звери сразу узнали.

- То, что еще мы не знаем об имени прилагательном.

-Высказывание детей.

 

Выполняют движения по тексту

5.

Открытие нового знания

Предметные:

- уметь определять, значение имён прилагательных;

- учиться выяснять значение новых слов;

- учиться находить связь между существительным и прилагательным.

 (Работа по карточкам)  

«Третий лишний»

В карточках записаны прилагательные:

1) цвет

2) форма

3) вкус

4) звуки

5) размер

- Вычеркните лишнее. Остальные запишите и определите, в какую группу их можно объединить (Приложение 2)

Во время работы проверка по слайду (слайд 4)

У меня, ребята, заготовлены облака с обозначением групп прилагательных по признакам. Прикрепите их рядом с солнышком (Приложение 3)

 

Выполняют задание, делают вывод

   Выводы детей:

  • Прилагательное– живая часть речи
  • Прилагательное помогают увидеть цвет;
  • Прилагательное помогают услышать звуки;
  • Прилагательные делают нашу речь живописной. Без них речь бедна и не выразительна.

Выполняют

Личностные УУД:

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в парах;

-оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей).

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-работать по предложенному плану;

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- ориентироваться в учебнике;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- уметь находить и выделять необходимую информацию;

- уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

 Наблюдение над важнейшим грамматическим признаком имен прилагательных – зависимостью от имен существительных.

-  Ребята, а вы не задумывались, почему Имя прилагательное так называется?

- В переводе с лат. nomen adiectivum – имя прилегающее, примыкающее. (к чему?)

- Посмотрите на словосочетания.(слайд 5)

нежный подснежник

ранняя весна

солнечный день

- Даша считает, что в этих словосочетаниях главными словами являются прилагательные. Права ли Даша?

- Подумаем вместе.

 

 

(Выслушиваются предположения учащихся.) 

- Главное слово - существительное. 

Имя прилагательное прилагается, присоединяется к имени существительному.

 Имя прилагательное зависит от существительного.

 

6.

Рефлексия

учебной      деятельности

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

 - Сегодня не только день весеннего равноденствия. Сегодня, 21 марта – День поэзии. И я предлагаю вам попробовать себя в роли поэтов.

Сегодня мы говорили с вами о весне. Давайте напишем стихи об этом красивом времени года. (Звучит музыка П.И.Чайковского «Подснежник») (слайд 6)

На ладошках, которые я вам раздала, уже есть первые две строки. Вам нужно сочинить еще две. (Приложение 4)

- Какое красивое стихотворение у вас получилось!

- Сегодня у нас прошел замечательный урок! Давайте обобщим все, что мы вспомнили и узнали об имени прилагательном. Каждый вывод запишите на пальчике ладошки

- Прилагательное это…

- Которая обозначает…  И отвечает на вопросы…

- Прилагательные…

- Прилагательные зависят…

- Прилагательные делятся…

- Дети из ладошек солнышко сложили,

Чтобы непременно люди все дружили,

Чтобы это солнце для людей сияло,

В каждое оконце в гости забегало

- Прикрепите ладошки к солнышку вместо лучиков

- Вот такая красивая весенняя полянка получилась у нас в результате нашей с вами работы

- Спасибо за урок!

.

Ребята выполняют задание. Затем зачитывают пронумерованные четверостишья в виде целого стихотворения

- Часть речи

- Предмет. Какой? Какая? Какое? Какие?

- Оживляют нашу речь и делают ее более выразительной

- От существительных

- На группы по признакам

Выполняют

- Еще раз давайте подытожим наши знания:

Прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?. Прилагательные украшают нашу речь, делая ее более выразительной, зависят от существительных и делятся на группы по признакам

- Наш урок подходит к концу. Я предлагаю вам охарактеризовать его при помощи имен прилагательных. Переверните подснежники, и каждый напишите на лепестке свое мнение. Дополните нашу полянку весенними цветами.

 - Я рада, что вы оценили наш урок положительно. Вот такая красивая весенняя полянка у нас получилась в результате нашей с вами совместной работы.

- Я хочу поблагодарить вас за урок, пожелать вам отличного весеннего настроения и, только положительных оценок

Выполняют

7.

Домашнее задание

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку 2 класс по теме: «Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного»

Тема: Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.Педагогические цели: способствовать ознакомлению с единственным и мно...

Открытый урок по русскому языку 3 класс по теме: "НЕ С ГЛАГОЛАМИ" с элементами ФГОС

Открытый урок по русскому языку 3 класс по теме: "НЕ С ГЛАГОЛАМИ" с элементами ФГОС....

Открытый урок по русскому языку 3 класс по теме" Имя существительное"

Урок. «Путешествие по стране Имени Существительного» 3 класс «Б»Учитель: Полтавская Ирина Юрьевна. Тема. « Обобщение знаний об имени существительном» }  Цель урока: 1. Проверять знания ...

Открытый урок по русскому языку 3 класс по теме" Имя существительное"

Урок. «Путешествие по стране Имени Существительного» 3 класс «Б»Учитель: Полтавская Ирина Юрьевна. Тема. « Обобщение знаний об имени существительном» }  Цель урока: 1. Проверять знания ...

Открытый урок по русскому языку 4 класс по теме: "Изменение имен существительных по падежам"

Развитие умений извлекать информацию на слух и при чтении из разных источников (учебных, художественных текстов, стихотворных строк, таблиц) преобразовывать информацию из одной формы в другую (таблицу...

Открытый урок по русскому языку 3 класс по теме "Имя сущесивительное"

Урок русского языка в 3 классе по программе "Школа Росии"...