Открытый урок по русскому языку 3 класс по теме "Имя сущесивительное"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Никифорова Людмила Аркадьевна

Урок русского языка в 3 классе по программе "Школа Росии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

 

Конспект урока по русскому языку по теме:

«Имя существительное» 

Тема урока: Имя существительное.

Цели урока: 1)закрепление у учащихся понятия имени существитель-     ного, умения определять его в речи;

 2)формирование умения анализировать и сравнивать. 

Задачи урока: 1)познакомить с обобщённым и отвлечённым лексическим значением имён существительных;

2)учить различать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые;

3)способствовать развитию фонематического слуха, орфографической зоркости, внимания, мышления, речи.

Ход урока

I. 0рганизация учащихся

-   Учитель: Вы растёте и с каждым днём узнаёте что-либо новое. Эти знания  получаете постепенно, в определённой последовательности. С сегодняшнего дня на уроках русского языка вы сможете расширить свои знания о том, что  уже знаете об имени существительном как части речи.

II. Чистописание

шу...ка, л...ства, ч...рвяк, з...п…хи

-Прочитайте слова, объясните орфограммы.

-Какое слово здесь лишнее? Почему?

-Какое слово вы не исключили?

-Из согласных букв этого слова составим разные цепочки и

напишем их до конца.

Лств       влст       твлс      ствл  

III. Работа по теме

-Все слова в русском языке являются какой - либо частью речи.

Среди всех частей речи наибольшую группу составляют имена существительные.

-Это не новая для вас тема, и вы уже что-то о ней знаете. Послушаем стихи, которые  приготовили наши ребята.

Имя существительное

Очень удивительное.

На вопрос кто? и что?

Отвечать оно должно.

Всему название дано

И зверю и предмету.

                Вещей вокруг полным - полно,

А безымянных нету.

                И всё, что может видеть глаз,-

Над нами и под нами,

         И всё, что в памяти у нас,-

                                                Означено словами.

-Назовите предметы, которые нас окружают.                                 

-Докажите, что это имена существительные (слова отвечают на вопросы кто?  что? и обозначают предметы.)  

IV. Словарная работа                         

1. -А сейчас я буду говорить загадки, а вы будете записывать

отгадки в два столбика: в первый столбик - существительные, отвечающие на вопрос кто? а во второй - существительные, отвечающие на вопрос что?

Загадки:

На ромашку у ворот                                               Не огонь - а жжётся,

Опустился вертолёт-                                             В руки не даётся.

Золотистые глаза.                                                 Выросла под ивой.

Кто же это?...                                                           Звать её … (Крапивой)

(Стрекоза)

Волосата, зелена,                                                             Клейкие почки,

В листьях прячется она.                                         Зелёные листочки.

Хоть и много ножек,                                                   С белой корой

Бегать всё равно не может.                                      Стоит под горой.

(Гусеница)                                                                                       (Берёза)

Я румяную Матрёшку                                               Бегает среди камней,

От подруг не оторву,                                               Не угонишься за ней.

Подожду, когда Матрёшка                                     Ухватил за хвост, но - ах!-

Упадёт сама в траву.                                               Удрала, а хвост в руках.

(Яблоко)                                                                                     (Ящерица)

Белым шариком пушистым

Я красуюсь в поле чистом.

Дунул лёгкий ветерок-                                                    Подрастала-

И остался стебелёк.                                                  Хвост растила,

(Одуванчик)                                                            Платье тёмное носила.

                                                                                 Подросла-

                                                                                 Зелёной стала,

                                                                                 Хвост на вёсла поменяла.

                                                                                             (Лягушка)

Запись слов в  тетради :

   

Кто?                                                                        Что?

Стрекоза                                                      Крапива      

Гусеница                                                      Берёза

Лягушка                                                       Яблоко

Ящерица                                                      Одуванчик

-Что объединяет в одну группу слова первого столбика?

(Животные, насекомые)

- Что объединяет в одну группу слова второго столбика? (Растения)

- Что объединяет эти две группы существительных?

(Животный мир не может существовать без растительного мира.)

- Мы называли конкретные слова, которые обозначали одушевлённые

и неодушевлённые предметы окружающего мира.

. Существительные, отвечающие на вопрос кто? называют в русском языке одушевлёнными. - А как мы можем назвать существительные 2 столбика?

2. Закрепление 

- Приготовьте ладошки. Сейчас я буду называть существительные. Если это одушевлённый предмет - хлопаем в ладошки, если – неодушевлённый - не хлопаем.  

Малина, воробей, сорока, горох, земляника, месяц, ученик, дежурный, урожай, помидор, медведь, улица, картофель.

- На какую орфограмму эти слова? (Это слова с безударной гласной в корне,  не проверяемые ударением.)

- Как их по - другому называют? (Словарные слова)  

V. Физминутка

3.Фонетический разбор слова   

  Учитель: У словарных слов написание не совпадает с произношением, поэтому их нужно запомнить. На примере фонетического разбора слова горох вы увидите это.

г - [г]     согл., парн., звонк., твёрдый

о - [а]     гласн., безударн.

р - [р]     согл., непарн., звонк., твёрдый

о - [о]     гласн., ударный

х - [х]             согл., непарн., глухой,твёрдый

5 букв, 5 звуков, 2 слога

VI. Работа с пословицами       

1. Прочитайте записанные на доске пословицы:

Добрый человек и после смерти оставляет добрую память.

Без совести и при большом уме не проживёшь.    

 Главное  в жизни – честно служить Отчизне.  

 2. Краткая беседа по содержанию 

-  Как вы понимаете смысл этих пословиц?                                            

- Эти подчёркнутые слова в пословицах называют отвлечёнными именами существительными, которые нельзя представить предметно, они живут только в мыслях. И таких слов в русском языке великое множество.  

- Какое слово написали с большой буквы? Почему?  Как называются такие слова в русском языке?  (имена собственные)

-Какие ещё слова в русском языке пишутся с большой буквы?

3. Запись пословицы в тетради

- Запишите первую пословицу в тетрадях, выделите одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

VII. Работа с учебником           

1. Чтение правила на стр. 55

2. Упражнение 4

- На какой вопрос отвечают все эти слова?

- Какой частью речи они являются?

Выполнение заданий к упражнению.

Упр. 6 (выборочное письмо)

Дополни ещё тремя - четырьмя словами.

VIII. Домашнее задание

Упр. 7, стр. 54 , выучить правило.

IХ. Итог урока

- Чему учились на уроке?

-  Что нового узнали на уроке? (отвлечённые им. существительные)

-  Что ещё об имени существительном хотели бы узнать?

Х. Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект открытого урока по русскому языку. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Закрепление .Падежи.Урок - конференция по русскому языку. 3 класс....

Методическая разработка по русскому языку. Открытый урок по русскому языку. Повторение раздела «О главном…». Главная мысль в тексте (обобщение, углубление)

Тип урока: повторение изученного   Цель урока: создать условия на уроке для организации деятельности по закреплению знаний  через решение поставленной проблемы; формирование каллиг...

Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс. Учебник.Русский язык. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.

Тема урока. Итоговый урок по теме "Глагол". Рефлексия. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.Цели: провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; закре...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Презентация к открытому уроку по русскому языку на тему «Путешествие по стране «Русский язык»

Презентация позволит провести урок в форме путешествия, расширит знания учащихся о русском языке....

Открытый урок по русскому языку во 2 классе. Проектная задача по русскому языку.

Цели и задачи:1. обучение младших школьников совместному решению задач;2. более глубокое освоение детьми способов проверки орфограмм;3. подготовка к предъявлению результатов и оценке усвоения темы;4. ...