Открытый урок по русскому языку во 2 классе. Проектная задача по русскому языку.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Кудинова Раиса Геннадьевна

Цели и задачи:

1. обучение младших школьников совместному решению задач;

2. более глубокое освоение детьми способов проверки орфограмм;

3. подготовка к предъявлению результатов и оценке усвоения темы;

4. очередной шаг на пути к формированию коммуникативных компетентностей.

На открытом уроке по русскому языку второклассники осваивали способы, с помощью которых можно проверять орфограммы: 

1) с помощью изменения слова; 
2) с помощью орфографического словаря.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_2_klass_russkiy_yazyk.docx25.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8 г. Холмска

муниципального образования

«Холмский городской округ» Сахалинской области

Проектная задача по русскому языку.

(Составитель: Кудинова Р.Г., учитель начальных классов).

Холмск, 2021

Название

проектной задачи

Иллюстрированное пособие

«Способы проверки орфограмм»

Предмет

Русский язык

Класс

Тип задачи

Рефлексивная. Обучающая.

Цели и педагогические задачи

(педагогический замысел)

1. Обучение младших школьников совместному решению задач.

2. Более глубокое освоение детьми способов проверки орфограмм.

3. подготовка к предъявлению результатов и оценке усвоения темы.

4. очередной шаг на пути к формированию коммуникативных компетентностей.

Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача

Второклассники осваивали способы, с помощью которых можно проверять орфограммы: 1) с помощью изменения слова; 2) с помощью орфографического словаря.

Планируемый педагогический результат

Каждый ученик сможет оценить свои знания и умения в рамках предметного материала.

Часть учащихся смогут восстановить пробелы в знаниях.

Учащиеся опробуют один из способов распределения обязанностей при выполнении общего задания.

Способ и формат оценивания результатов работы

Педагогическое наблюдение за работой учеников в группе.

Публичное выступление групп.

Замысел проектной задачи

Второклассникам предлагается изготовить пособие, которое поможет в проверке орфограмм. Для выполнения этой задачи учащиеся делятся на три группы (по способам проверки). Каждая группа получает техническое задание:

1) распределить задания внутри группы согласно инструкции;

2) рассмотреть материалы и определить способ проверки орфограмм, который предстоит изложить в своей части пособия;

3) составить рассказ о способе проверки орфограмм;

4) проиллюстрировать конкретными примерами описанный способ проверки орфограмм: придумать задание, с помощью которого можно проверить, как ученик освоил данный способ, а также перечислить критерии оценки усвоения способа.

Результат, который должны получить дети:

Иллюстрированное пособие (на листе бумаги), в котором будут чётко, наглядно, доступно описаны известные второклассникам способы проверки орфограмм.

Описание проектной задачи

Учитель: - Сегодня вам предстоит выполнить непростую, но очень интересную задачу. Вы уже знаете о слабых позициях и умеете некоторые из них проверять. Я предлагаю вам сделать иллюстрированное наглядное пособие на тему «Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными звуками». Для того, чтобы это получилось красиво и грамотно, предлагаю вам выполнить ряд заданий».

Но прежде следует повторить правила работы в группе. (ПЛАКАТ с правилами)

Задание 1.

Распределить работу в группе и подписать около стрелок имена исполнителей. (Первое задание – распределение работы внутри группы. Важно, чтобы дети сначала ознакомились со всеми заданиями и оценили возможности каждого участника).

Группы получают карты с перечнем поручений.

Определение названия способа

Составление рассказа о способе

Иллюстрирование способа примерами

Составление собственного задания для проверки усвоения способа

Разработка критериев оценки усвоения способа

Приложение 1

Задание 2.

Группы получают конверты с рассказами и названиями способов.

Приложение 1

  (Одна группа – один рассказ. Ученики знакомятся с текстами, которые «подсказывают» им, о каком способе идёт речь. Названий способов – по три. Дети должны выбрать свой. Ненужное забрать).

Учитель: - вы получили материалы по одному из способов проверки орфограмм. Посмотрите материалы и определите этот способ.

Приложение 2

1. Правописание слов с парным по глухости – звонкости согласным звуком на конце.

2. Правописание слов с парным по глухости – звонкости согласным звуком перед согласным.

3.  Правописание словарных слов с парным по глухости – звонкости согласным звуком.

Задание 3.

Учитель: - Составьте свой рассказ о способе проверки орфограмм.

(Здесь ученики на доступном им языке описывают свой способ проверки и принцип его работы. Это рефлексия полученных знаний по теме).

ИЛИ (в случае затруднения) дети получают конверты с напечатанными тремя способами и выбирают свой.

Приложение 3

Задание 4.

Учитель: - Проиллюстрируйте конкретными примерами описанный вами способ проверки.

(Ребята приводят примеры к способу. С этой работой могут справиться 1 – 3 ученика).

ИЛИ (в случае затруднения) дети получают конверты с напечатанными тремя примерами и выбирают свой.

Задание 5.

Учитель: - Придумайте задание, при выполнении которого можно проверить у других детей, как они освоили данный способ.

(Это задание рефлексивное, но имеет творческий характер. Интересно, какие задания и какого уровня придумают ребята. Ученику, ответственному за эту часть задания, может потребоваться помощь).

Задание 6.

Учитель: Укажите критерии, по которым можно определить, что ученик овладел этим способом. (Рефлексия способа. Ученикам, выполняющим это задание, изначально, вероятно, потребуется помощь группы. Это предмет наблюдения эксперта).

Задание 7.

Учитель: - Используя полученные материалы, составьте на листе ватмана общий иллюстрированный текст на тему «Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными звуками».

Все группы объединяются для создания общего «продукта», в который вложен труд каждого из второклассников.

Презентация способа каждой группой.

Подведение итогов: - Считаете ли, что устранили пробелы в знаниях?

                                - Понравилась такая форма подведения итога изучения темы?

                                - Нравится работать в группе? Сегодня работа получилась продуктивной?

Приложение 4

Помоги друзьям!

Затрещал мороз. Снег замёл все тропинки. Вася взял лыжи и побежал в сад. Он повесил кормушку на большой дуб. Прилетели птички. Жадно клюют они зёрна и хлеб. Помоги и ты пернатым друзьям!

Мышка

По чистому полю бежит мышка. За мышкой дорожка, где лапки ступали. Увидела мышка сосновую шишку и поглядывает, нет ли хоря. А злой хорь по следкам ползёт. Вот мышку схватит. Мышка спряталась в снегу. Ушёл голодный хорь.

Пруд

        Наш город небольшой. В нём есть пруд. К пруду ведёт тропинка. Вокруг пруда растут берёзы и дубы. Ребята катаются в лодке. В воде мелькают рыбки. Вдруг запела птица. Хорош наш пруд!

Приложение 5

         Правописание слов с парным по глухости – звонкости согласным звуком на конце.

         Правописание слов с парным по глухости – звонкости согласным звуком перед согласным.

 Правописание словарных слов с парным по глухости – звонкости согласным звуком.

Чтобы правильно обозначить буквой парный по глухости – звонкости согласный звук на конце слова, надо изменить слово так, чтобы парный согласный звук оказался перед гласным звуком.

Чтобы правильно обозначить буквой парный по глухости – звонкости согласный звук в словарном слове, надо обратиться к орфографическому словарю.

Чтобы правильно обозначить буквой парный по глухости – звонкости согласный звук в корне слова, надо подобрать однокоренное слово так, чтобы парный согласный звук оказался перед гласным звуком или перед непарным звонким звуком   н.

Глаз – глаза, торт – торты,

дуб – дубы, - сноп – снопы,

луг – луга, арбуз – арбузы.

Сказка – сказочка, загадка – загадочка, ложка – ложечка, книжка – книжный, карандаш-

карандашный.

Вдруг, вокруг, класс, народ,

обед, завод.

Как проверить орфограммы по словарю

1.Запиши слово, пропуская орфограмму.

2. Найди слово в словаре, следуя алфавитному порядку.

3. Прочитай слово по слогам орфоррафически.

4. Не глядя в словарь, повтори слово орфографически.

5. Диктуй и записывай слово по слогам, проговаривая каждый слог.

6. Подчеркни орфограммы.

7. Сверь орфограммы в тетради и в словаре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Тема урока. Имя прилагательное как часть.

Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Учебник:Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Тема урока. Имя прилагательное как часть речи. Цель урока. Предметные. Дат...

Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс. Учебник.Русский язык. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.

Тема урока. Итоговый урок по теме "Глагол". Рефлексия. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.Цели: провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; закре...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку.2 класс. Программа "Школа России"(Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова). Тема урока: "Перенос слов".

Технологическая карта открытого урока.Тема урока "Перенос слов". Русский язык. 2 класс.  Программа"Школа России". Авторы-Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова.Урок разработан учителем начальных классов -Федор...

4.Открытый урок по русскому языку 2 класс. Тема урока: Разграничение приставок и предлогов.

Открытый урок по русскому языку 2 класс. Тема урока: Разграничение приставок и предлогов.Конспект урока и технологическая карта....

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....