Опыт работы "Развитие младшего школьника как языковой личности"
по русскому языку по теме
Я делюсь с вами опытом своей работы по проблеме «Развитие младшего школьника как языковой личности в процессе обучения и воспитания».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_mladshego_shkolnika_kak_yazykovoy_lichnosti.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурсный материал Лебедевой Г.П., учителя начальных классов МОУ лицея №6 г. Ессентуки
Опыт работы
Лебедевой Г.П., учителя начальных классов МОУ лицея №6
«Развитие младшего школьника
как языковой личности в процессе обучения и воспитания».
Добрый день, дорогие друзья!
Я сейчас поделюсь с вами опытом своей работы по проблеме «Развитие младшего школьника как языковой личности в процессе обучения и воспитания».
Учитель выбирает свою профессию сердцем, и для меня это не просто профессия, а смысл жизни. Я работаю в школе, а следовательно, я живу школой, я живу для школы.
«Нет и не может быть детей, которые не хотели бы учиться с самого начала учения», утверждал В.А.Сухомлинский.
Одним из мощных рычагов воспитания в детях трудолюбия, желания и умения учиться считаю:
- создание условий, обеспечивающих развитие ребенка как личности;
- развитие чувства радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению;
- формирование мотивации, желания творить.
В своей работе оптимально сочетаю фронтальные, групповые и индивидуальные формы работы с учащимися. Начиная с фронтальной работы, через сотрудничество в малых группах, завершаю формирование учебной деятельности индивидуальной работой с учащимися.
Учить детей мыслить вслух с самого первого дня обучения – один из принципов моей работы. Включить каждого ученика в активную деятельность на всех уроках – вот моя цель.
Моя задача как педагога – обратиться к каждому ребенку как к отдельно взятой личности с ее индивидуальными качествами, особыми гранями дарования, неповторимыми чертами. Опыт работы убедительно доказывает, что становление целостной личности ребенка невозможно без ее языковой составляющей. Язык – орудие познания и главное средство общения. И только хорошо владея всеми его богатствами, дающими ключ к познанию и знанию, человек осознает себя как личность.
При формировании и развитии языковой личности ребенка необходимо основываться на принципах:
- системности;
- научности;
- непротиворечивости;
- преемственности этапов обучения.
А также руководствоваться идеей индивидуального подхода к каждой отдельно взятой личности.
Работу по развитию языковой личности начинаю в первые дни обучения грамоте.
Конкурсный материал Лебедевой Г.П., учителя начальных классов МОУ лицея №6 г. Ессентуки
«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя», - пи сал В.А.Сухомлинский.
На уроках чтения добиваюсь осознанности, понимания того, что прочитали дети. У меня сложилась своя система обучению быстрому, выразительному, правильному чтению
Этому способствуют следующие приемы обучения:
- работа над скороговорками;
- самозамер скорости чтения;
- ежеурочное вычитывание минуты чтения;
- прием многочтения;
- пересказ по-самарски (по опорным словам;
- чтение «вслед за учителем»;
- орфографическое и орфоэпическое чтение.
Таким образом: многогранная текстовая база, сложившаяся система работы дают мне возможность лучше и обстоятельнее отрабатывать все стороны навыка чтения, подвести школьников к пониманию значения литературы как источника разнообразных знаний о человеке и мире, в котором он живет.
Постоянно работая над проблемами совершенствования методики преподавания, я разработала свою систему учебных заданий по русскому языку, которые позволяют формировать практически безошибочное письмо учащихся, языковое чутье. Успешно применяю систему П.С.Тоцкого «Орфография без правил» - основная идея которой - орфографическое и орфоэпическое чтение. Обучение проводится путем четкого проговаривания слов, предложений.
Орфографическое и орфоэпическое чтение проводится на каждом уроке. Дети повторяют слова или словосочетания вслед за учителем. Чтение идет не спеша, по 3-5 минут на каждом уроке.
В основе этой работы лежит принцип отработки грамотного письма путем многократной тренировки довольно объемного словарного материала. (ролик) Опыт моей работы показал, что если учителя на своих уроках русского языка и литературного чтения будут использовать эти две стороны языка – орфоэпию и орфографию, то это будет способствовать развитию грамотности учащихся и следовательно – повышению качества образования.
Конечно нормы и правила важны в начальной школе, но не сами по себе, а как один из инструментов, с помощью которых ребенок может пользоваться естественным языком, успешно решать те или иные коммуникативные задачи и тем самым формироваться и развиваться как языковая личность.
Одной из важнейших задач моей педагогической деятельности является активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих заданий. В своей работе использую программу развивающих игр и упражнений Н.В.Бабкиной «Радость познания».
Моя задача – развивать, активизировать, стимулировать, направлять процесс мышления учащихся.
Занятия по развитию творческих способностей принципиально отличаются от традиционных уроков как по форме и содержанию, так и по целям, перед учителем и учащимися. Цель занятий по развитию творческих способностей – воспитание
Конкурсный материал Лебедевой Г.П., учителя начальных классов МОУ лицея №6 г. Ессентуки
неординарной личности с нестандартным мышлением. Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим.
Примерная модель такого занятия.
1. Разминка (мобилизующий этап).
Основная задача данного этапа – создание определенного положительного эмоционального фона, вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие, способные развивать интерес и рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции.
2. Тренировка психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей – памяти, внимания, воображения, мышления.
3. Веселая переменка.
4. Построение предметных картинок, штриховка.
5. Итог занятия.
Свою задачу вижу в максимальном развитии мыслительной активности школьников, их интеллектуальных способностей. Использование системы Г.А.Бакулиной «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» позволяет мне
- повысить качество устной и письменной речи детей;
- обеспечивает активное включение учащихся в постановку, формулировку и решение учебных задач.
Но время неумолимо движется вперед, неся с собой новые образовательные технологии, и чтобы не отстать от своих учеников, я осваиваю информационно-коммуникационные технологии.
При подготовке уроков с использованием ИКТ просматриваю электронные учебные пособия. Часть материала беру в готовом виде. Иногда самостоятельно готовлю презентации к урокам и внеклассным мероприятиям. Использование ИКТ позволяет мне
- активизировать познавательную деятельность;
- проводить уроки на высоком эстетическом уровне;
- организовывать индивидуальную работу с детьми, используя разноуровневые задания.
Мониторинг обучения моих учащихся показывает, что компьютерная поддержка уроков в начальной школе, использование технологий и методик дает высокий результат, повышается усвоение знаний и познавательная активность учащихся. Так, качество знаний по русскому языку – 74%, по литературному чтению и окружающему миру – 100%. Все ученики класса читают выше или в пределах нормы.
Успешная учебная деятельность и состояние здоровья детей не могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга. Ведь только здоровый физически человек, может быть здоров духовно и будет развиваться как личность. Идея педагогики оздоровления позволила мне широко использовать в моей практике разнообразные формы и методы работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся:
Конкурсный материал Лебедевой Г.П., учителя начальных классов МОУ лицея №6 г. Ессентуки
- проведение нестандартных уроков (уроки-игры, уроки-путешествия, уроки-концерты, уроки-экскурсии);
- проведение физкультминуток, пальчиковой гимнастики, дыхательной гимнастики и подвижных перемен;
- чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью;
- проведение массовых оздоровительных мероприятий.
Я убеждена, что, работая с младшими школьниками, необходимо не только владеть многообразием методов и приемов работы, но и уметь тонко чувствовать индивидуальность каждого ребенка, обладать не только талантом преподавателя, но и природным даром воспитателя.
Главная идея воспитания для меня состоит в том, чтобы подготовить человека к трем главным ролям реальной жизни – гражданина, работника, семьянина. Формы внеклассной работы имеют широкий спектр самых различных мероприятий: классный час и классное собрание, час общения и информационный час, игры, праздники, викторины, конкурсы, состязания, турниры, экскурсии.
Успех в учении невозможен без помощи и поддержки родителей. Навыки учебного труда сами собой не приходят. Здесь на первых порах необходим постоянный контроль и поддержка со стороны родителей. Мудра народная пословица: «Упустишь – не наверстаешь». В работе с родителями я координирую, направляю, учитываю и поощряю их работу. Только в союзе с родителями можно выработать единые подходы к воспитанию и обучению подрастающего поколения.
Каждый мой ученик, это цветок, который питается живительными соками родной земли и распускается навстречу светоносным солнечным лучам. Мне же, как учителю, остается лишь предугадать и обеспечить те условия, в которых наиболее полно реализуется дар ученика в изучаемой образовательной области.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие языковой компетенции младших школьников.
выступление...
Системно - деятельностный подход в формировании языковой компетенции младших школьников
В младшем школьном возрасте ведущую роль в психическом развитии играет учебная деятельность. Различные виды ее проявления являются основой психического развития ребенка. Нельзя ввести ребенка в мир по...
Опыт обучения младших школьников игре в шахматы.
В работе описывается опыт обучения младших школьников основам игры в шахматы. Приводятся ссылки на используемые интернет-ресурсы, движки, психологические тесты....
Педагогический опыт "Развитие качеств личности младшего школьника, отвечающих требованиям информационного общества"
Педагогический опыт...
"Формирование языковой личности младшего школьника на основе использования рефлексивных технологий"
«Нельзя научить, можно научиться» - такова философия технологии рефлексивного (критического) мышления. Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в уч...
Олимпиада по русскому языку как средство формирования языковой личности младшего школьника
В статье приводится материал, как сформировать языковую личность младшего школьника.Методики Г.А. Цукеманы, которые развивают коммуникативные УУД....
Проект: "Индивидуально-типологические свойства личности младшего школьника и необходимость их учета в организации обучения младших школьников"
Данный материал будет полезен учителям начальных классов. В нём представлены исследования индивидуально-типологических свойств личности младшего школьника, а именно:1. Особенности проявления темпераме...