Опыт работы "Развитие младшего школьника как языковой личности"
по русскому языку по теме

Лебедева Галина Петровна

Я делюсь с вами опытом своей работы по проблеме «Развитие младшего школьника как языковой личности в процессе обучения и воспитания».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_mladshego_shkolnika_kak_yazykovoy_lichnosti.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурсный материал Лебедевой Г.П., учителя начальных классов МОУ лицея №6 г. Ессентуки

Опыт работы

Лебедевой Г.П., учителя начальных классов МОУ лицея №6

«Развитие младшего школьника

как языковой личности в процессе обучения и воспитания».

Добрый день, дорогие друзья!

Я сейчас поделюсь с вами опытом своей работы по проблеме «Развитие младшего школьника как языковой личности в процессе обучения и воспитания».

Учитель выбирает свою профессию сердцем, и для меня это не просто профессия, а смысл жизни. Я работаю в школе, а следовательно, я живу школой, я живу для школы.

«Нет и не может быть детей, которые не хотели бы учиться с самого начала учения», утверждал В.А.Сухомлинский.

Одним из мощных рычагов воспитания в детях трудолюбия, желания и умения учиться считаю:

  • создание условий, обеспечивающих развитие ребенка как личности;
  • развитие чувства радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению;
  • формирование мотивации, желания творить.

В своей работе оптимально сочетаю фронтальные, групповые и индивидуальные формы работы с учащимися. Начиная с фронтальной работы, через сотрудничество в малых группах, завершаю формирование учебной деятельности индивидуальной работой с учащимися.

Учить детей мыслить вслух с самого первого дня обучения – один из принципов моей работы. Включить каждого ученика в активную деятельность на всех уроках – вот моя цель.

Моя задача как педагога – обратиться к каждому ребенку как к отдельно взятой личности с ее индивидуальными качествами, особыми гранями дарования, неповторимыми чертами. Опыт работы убедительно доказывает, что становление целостной личности ребенка невозможно без ее языковой составляющей. Язык – орудие познания и главное средство общения. И только хорошо владея всеми его богатствами, дающими ключ к познанию и знанию, человек осознает себя как личность.

При формировании и развитии языковой личности ребенка необходимо основываться на принципах:

  • системности;
  • научности;
  • непротиворечивости;
  • преемственности этапов обучения.

А также руководствоваться идеей индивидуального подхода к каждой отдельно взятой личности.

Работу по развитию языковой личности начинаю в первые дни обучения грамоте.

Конкурсный материал Лебедевой Г.П., учителя начальных классов МОУ лицея №6 г. Ессентуки

 «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя», - пи сал В.А.Сухомлинский.

На уроках чтения добиваюсь осознанности, понимания того, что прочитали дети. У меня сложилась своя система обучению быстрому, выразительному, правильному чтению

Этому способствуют следующие приемы обучения:

- работа над скороговорками;

- самозамер скорости чтения;

- ежеурочное вычитывание минуты чтения;

- прием многочтения;

- пересказ по-самарски (по опорным словам;

- чтение «вслед за учителем»;

- орфографическое и орфоэпическое чтение.

Таким образом: многогранная текстовая база, сложившаяся система работы дают мне возможность лучше и обстоятельнее отрабатывать все стороны навыка чтения, подвести школьников к пониманию значения литературы как источника разнообразных знаний о человеке и мире, в котором он живет.

Постоянно работая над проблемами совершенствования методики преподавания, я разработала свою систему учебных заданий по русскому языку, которые позволяют формировать практически безошибочное письмо учащихся, языковое чутье. Успешно применяю систему П.С.Тоцкого «Орфография без правил» - основная идея которой - орфографическое и орфоэпическое чтение. Обучение проводится путем четкого проговаривания слов, предложений.

Орфографическое и орфоэпическое чтение проводится на каждом уроке. Дети повторяют слова или словосочетания вслед за учителем. Чтение идет не спеша, по 3-5 минут на каждом уроке.

В основе этой работы лежит принцип отработки грамотного письма путем многократной тренировки довольно объемного словарного материала. (ролик) Опыт моей работы показал, что если учителя на своих уроках русского языка и литературного чтения  будут использовать эти две стороны языка – орфоэпию и орфографию, то это будет способствовать развитию грамотности учащихся и следовательно – повышению качества образования.

Конечно нормы и правила важны в начальной школе, но не сами по себе, а как один из инструментов, с помощью которых ребенок может пользоваться естественным языком, успешно решать те или иные коммуникативные задачи и тем самым формироваться и развиваться как языковая личность.

Одной из важнейших задач моей педагогической деятельности является активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих заданий. В своей работе использую программу развивающих игр и упражнений Н.В.Бабкиной «Радость познания».

Моя задача –  развивать, активизировать, стимулировать, направлять процесс мышления учащихся.

Занятия по развитию творческих способностей принципиально отличаются от традиционных уроков как по форме и содержанию, так и по целям, перед учителем и учащимися. Цель занятий по развитию творческих способностей – воспитание

Конкурсный материал Лебедевой Г.П., учителя начальных классов МОУ лицея №6 г. Ессентуки

неординарной личности с нестандартным мышлением. Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим.

Примерная модель такого занятия.

1. Разминка (мобилизующий этап).

Основная задача данного этапа – создание определенного положительного эмоционального фона, вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие, способные развивать интерес и рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции.

2. Тренировка психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей – памяти, внимания, воображения, мышления.

3. Веселая переменка.

4. Построение предметных картинок, штриховка.

5. Итог занятия.

Свою задачу вижу в максимальном развитии мыслительной активности школьников, их интеллектуальных способностей. Использование системы Г.А.Бакулиной «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» позволяет мне

  • повысить качество устной и письменной речи детей;
  • обеспечивает активное включение учащихся в постановку, формулировку и решение учебных задач.

Но время неумолимо движется вперед, неся с собой новые образовательные технологии, и чтобы не отстать от своих учеников, я осваиваю информационно-коммуникационные технологии.

При подготовке уроков с использованием ИКТ просматриваю электронные учебные пособия. Часть материала беру в готовом виде. Иногда самостоятельно готовлю презентации к урокам и внеклассным мероприятиям. Использование ИКТ позволяет мне

  • активизировать познавательную деятельность;
  • проводить уроки на высоком эстетическом уровне;
  • организовывать индивидуальную работу с детьми, используя разноуровневые задания.

Мониторинг обучения моих учащихся показывает, что компьютерная поддержка уроков в начальной школе, использование технологий и методик дает высокий результат, повышается усвоение знаний и познавательная активность учащихся. Так, качество знаний по русскому языку – 74%, по литературному чтению и окружающему миру – 100%. Все ученики класса читают выше или в пределах нормы.

Успешная учебная деятельность и состояние здоровья детей не могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга. Ведь только здоровый физически человек, может быть здоров духовно и будет развиваться как личность. Идея педагогики оздоровления позволила мне широко использовать в моей практике разнообразные формы и методы работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся:

Конкурсный материал Лебедевой Г.П., учителя начальных классов МОУ лицея №6 г. Ессентуки

- проведение нестандартных уроков (уроки-игры, уроки-путешествия, уроки-концерты, уроки-экскурсии);

- проведение физкультминуток, пальчиковой гимнастики, дыхательной гимнастики и подвижных перемен;

- чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью;

- проведение массовых оздоровительных мероприятий.

Я убеждена, что, работая с младшими школьниками, необходимо не только владеть многообразием методов и приемов работы, но и уметь тонко чувствовать индивидуальность каждого ребенка, обладать не только талантом преподавателя, но и природным даром воспитателя.

Главная идея воспитания для меня состоит в том, чтобы подготовить человека к трем главным ролям реальной жизни – гражданина, работника, семьянина. Формы внеклассной работы имеют широкий спектр самых различных мероприятий: классный час и классное собрание, час общения и информационный час, игры, праздники, викторины, конкурсы, состязания, турниры, экскурсии.

Успех в учении невозможен без помощи и поддержки родителей. Навыки учебного труда сами собой не приходят. Здесь на первых порах необходим постоянный контроль и поддержка со стороны родителей. Мудра народная пословица: «Упустишь – не наверстаешь». В работе с родителями я координирую, направляю, учитываю и поощряю их работу. Только в союзе с родителями можно выработать единые подходы к воспитанию и обучению подрастающего поколения.

Каждый мой ученик, это цветок, который питается живительными соками родной земли и распускается навстречу светоносным солнечным лучам. Мне же, как учителю, остается лишь предугадать и обеспечить те условия, в которых наиболее полно реализуется дар ученика в изучаемой образовательной области.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно - деятельностный подход в формировании языковой компетенции младших школьников

В младшем школьном возрасте ведущую роль в психическом развитии играет учебная деятельность. Различные виды ее проявления являются основой психического развития ребенка. Нельзя ввести ребенка в мир по...

Опыт обучения младших школьников игре в шахматы.

В работе описывается опыт обучения младших школьников основам игры в шахматы. Приводятся ссылки на используемые  интернет-ресурсы, движки, психологические тесты....

"Формирование языковой личности младшего школьника на основе использования рефлексивных технологий"

«Нельзя научить, можно научиться» - такова философия технологии рефлексивного (критического) мышления.  Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в уч...

Олимпиада по русскому языку как средство формирования языковой личности младшего школьника

В статье приводится материал, как сформировать языковую личность младшего школьника.Методики Г.А. Цукеманы, которые развивают коммуникативные УУД....

Проект: "Индивидуально-типологические свойства личности младшего школьника и необходимость их учета в организации обучения младших школьников"

Данный материал будет полезен учителям начальных классов. В нём представлены исследования индивидуально-типологических свойств личности младшего школьника, а именно:1. Особенности проявления темпераме...