Урок русского языка "Виды предложений по цели высказывания
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) по теме

Данный урок по типу является уроком изучения нового материала.  По виду- это урок- исследование. В процесск урока дети самостоятельно сравнивают разные виды предложений, прводят классификацию и делают свое "научное открытие".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_r.ya_.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

по русскому языку

в 3 классе

Виды предложений по цели высказывания

Цели и задачи:

-познакомить учащихся с тремя видами предложений: повествовательными, побудительными и восклицательными;

- развивать мышление детей: способность классифицировать и обобщать информацию;

- воспитывать уважительное отношение к друг к другу.

Ход урока

1.Организационный момент

Приветствие, настрой на работу.

- Здравствуйте. Я рада вас всех видеть. Нас ждет интересная работа. Будем добывать новые знания. Удачи вам. У вас все получится.

3.Минутка чистописания

-Пропишем сочетания букв:

Ее Еее Ееее …

-Определите закономерность и продолжите ряд букв.

-Подчеркните  карандашом те буквы, которые у вас особенно красиво получились.

4. Актуализация знаний

1.Дети учатся в школе.

2.Дети, учитесь в школе.

3.Дети учатся в школе?

- Докажите, что это предложения. (Слова связаны по смыслу. Предложения выражают законченную мысль.)

5. Введение в тему урока

-Молодцы.  Назовите лишнее?

(Третье, т.к. на конце стоит вопросительный знак;

Второе, т.к. там есть обращение и стоит запятая.)

- Нельзя не согласиться. Но эти предложения отличаются еще и по той цели, с которой они произнесены.

Догадайтесь теперь, какая у нас будет тема урока?

(Виды предложений по цели)

-Молодцы.

6. Открытие новых знаний (работа в группах)

На доске записаны тексты:

1.-Мишка, ты рыцарь?- сказал я.

- Рыцарь, говорит Мишка.

- Тогда дай взаймы.

                 

2. – Держите меня за хлястик!

- Что же вы плохо держите?

- Нет, мы хорошо держим. Просто твой хлястик оторвался. Весь. С мясом.

3. –Мама в институте. Папа на заводе.

А вы, случайно, не Ботвинник?

- Уйди, мальчик! Скройся с глаз!

- Ребята, вы узнали кто автор этих текстов?

(В.Ю. Драгунский «Рыцарь» и «Шляпа гроссмейстера»)

-Верно. Помните, как называется разговор двух людей?

(Диалог)

-Умницы. Поработаем в группах. У вас на столах лежат полоски бумаги, на каждой из которых написано по одному предложению из текстов, представленных на доске.

Вам надо разделить предложения на три группы.

В  результате работы дети прикрепляют магнитами к доске свои полоски бумаги, распределив их по группам:

1.-Мишка, ты рыцарь?

- Что же вы плохо держите?

А вы, случайно, не Ботвинник?

2. - Рыцарь

-Нет, мы хорошо держим. Просто твой хлястик оторвался. Весь. С мясом.

 –Мама в институте. Папа на заводе.

3. - Тогда дай взаймы

 – Держите меня за хлястик!

- Уйди, мальчик! Скройся с глаз!

-Что общего у предложений первой группы? ( У всех на конце знак вопроса.)

-Для чего, с какой целью их произнесли? ( Спросить что- либо)

-Догадаетесь, как они все называются? ( Вопросительные)

- С какой целью произнесли предложения второй группы? (Что- либо сообщить)

- Они называются повествовательные. Как вы думаете, почему? (Повествовать – рассказывать, сообщать.)

-Что скажете о предложениях, попавших в третью группу? ( В них во всех содержится просьба)

- Может содержаться и приказ. И называются они побудительными, так как побуждают к действию.

Итак, вы разделили предложения на три группы. Давайте прочитаем в учебнике на странице 35 сведения о языке и проверим наши выводы. ( Дети читают учебник про себя).

-Что скажете? (Мы обо всем догадались)

-Давайте представим наше исследование в виде схемы.

На доске совместно с детьми рисуется схема:

 

Предложения (по цели высказывания):

повествовательные   вопросительные    побудительные

- Ребята, вы проделали большую исследовательскую работу. Молодцы.

Физкультминутка

7. Практическая работа

-Давайте применим полученные знания на практике.

А) Упражнение №76

Прочитайте. Выпишите из него только побудительное предложение.

Дети выписывают, затем читают выписанное предложение, аргументируют.

Б) Упражнение 77

-Прочитайте загадки.

-Какие это предложения по цели? (Вопросительные)

-Спишите любую из загадок на выбор. Напишите отгадку.

8.Творческая работа

-Давайте поиграем. Сейчас каждый из вас придумает свое  предложение какого- либо вида. Вы будете  зачитывать свои предложения, а остальные ребята будут определять, какое оно по цели. (После выполнения творческого задания дети по желанию зачитывают предложения. Остальные - слушают, называют вид, аргументируют)

9.Итог урока

Рефлексия

-Урок подошел к концу. Какие задания вызвали у

вас затруднения?

- Какие - наиболее понравились?

-Работу кого из ваших товарищей вы хотели бы отметить?

10. Домашнее задание

Упражнение№78


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Виды предложения по цели высказывания" 2 класс

Данный материал содержит конспект урока русского языка по теме "Виды предложения по цели выскзывания" + презентацию этого урока. Разработан рабочий лист на тему данного урока....

Технологическая карта урока русского языка "Виды предложения по теме высказывания" 3 класс

Технологическая карта урока составлена в соответствии ФГОС НОО....

Презентация к уроку русского языка "Виды предложений по цели высказывания" (3 класс)

Презентация подготовлена к уроку русского языка в третьем классе по учебнику В.П.Канакиной...

Конспект урока русского языка " Виды предложений по цели высказывания" (УМК " Школа России" 3 класс)

Цели деятельности учителя: способствовать ознакомлению с видами предложений по цели высказывания и по интонации.Планируемые результаты Предметные: :  Проявляют позитивное отношение к правильной у...

Самостоятельная работа по русскому языку "Виды предложений по цели высказывания и по интонации" ( 3 класс)

Данная самсстоятельная работа была использована на уроке русского языка по программе "Начальная школа ХХI века"...

Технологическая карта по русскому языку «Виды предложений по цели высказывания и интонации» (3 класс)

Тип урока: «рефлексия»;Цель урока: создание условий для обобщения и закрепления знаний у обучающихся о видах предложения по цели высказывания и интонации. Задачи урока Дидак...

Технологическая карта урока русского языка «Виды предложений по цели высказывания и интонации» (УМК: «Начальная школа XXI века», 3 класс)

Мои методические разработки:Цель урока: систематизация знаний о видах предложений по цели высказывания и интонации, закрепление умения правильно определять вид предложений.Планируемые результаты:...