Подготовка к олимпиаде по русскому языку.
олимпиадные задания по русскому языку по теме

Сапогина Светлана Юрьевна

Задания  повышенной сложности по русскому языку подобраны таким образом, что охватывает весь курс русского языка в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Подготовка к олимпиаде.

Русский язык ( начальная школа)

1 Вариант.

1.  Повторяются ли одинаковые гласные звуки в каждом слове: топор, теперь, берег? 

2.  Выпишите слова, в которых рядом находятся два гласных звука: галерея, оазис, фойе, филиал, статуя, фиалка, союз, сауна, лауреат, баюшки-баю.

3. Ударение в русских словах подвижно.
Слово атлас может быть прочитано по-разному, с ударением на первом слоге и на втором. Поэтому получатся разные слова.
Прочитайте:
квартал, гусеница, хлопок, компас, свёкла, пироги.
Сколько слов у вас получилось?

4. В каком слове 40 гласных? (Сорока)
Сто согласных в слове? (Стол)

5. Какими буквами и звуками различаются следующие пары слов:
был – бил, вол – вёл, плоды – плоты

6. К словам лещ (утка, пол)   – добавить одну букву, чтобы получилось новое слово.

7. Разделить слова на группы по количеству слогов: пенал, ваза, лампа, абажур, перо, карандаш, тыква, парта, линейка, стол, пол, мышь, тетрадь.
К какой группе относятся слова: соль, ручка, молоток, корень?

8. Игра “Кто быстрей?”
Кто запишет больше слов, в которых меньше звуков, чем букв?
Больше звуков, чем букв?

9.  Как можно превратить слово мел в мелкое место, а слово угол – в топливо, шест – в число?

10. Что надо сделать со звуком в слове кость, чтобы оно стало обозначать желанного в доме человека?

2 Вариант.

1. Определите, сколько раз встречается звук в следующих предложениях:

(ж) Тихонько жужжит жук, визжит и дрожит.
(ш)
 Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, что для дела гож.
(т)
Директор предприятия подписал документ и отдал его представителю подшефной фабрики.

2. Определите, сколько звуков в словах и, он, мал, сколько, яма, а, возьму, юг, подъезд.

3. Каким фонетическим признаком объединены слова?

Голубь, сыроежка, морковь, берег.

4. Определите, сколько раз в стихотворении встречается звук (с)?

Через поле и лесок
Подаётся голосок
Он бежит по проводам,
Скажешь здесь, а слышно там.

5. В каком слове есть только твёрдые согласные звуки?

Водит, пашешь, верит, велит, смех.

6. В каком слове количество букв и звуков совпадает?

Окрестный, пять, зреют, веешь, яд.

7. Исправьте все ошибки в письме.

Грустные вести.
Пришло письмо мне,
Гляжу –
Из лагеря, от Мишки….

Здесь чудный лук, и я лижу,
Написано в письмишке.

Лук лижет? Что за чудеса?
Наверно шутит плут
Читаю дальше:

Здесь лиса, красивый длинный прут,
И что такое он плетёт –
Не разберусь, хоть тресни:
Когда отряд идёт в поход. Я запиваю песни.
На днях в лису нашёл я грусть, и очень был доволен.

Нет, нет, не шутит он! Боюсь.
Мой друг серьёзно болен,
Вернётся – надо подлечить:
Заставить правила учить.

8.  Однозначные и многозначные слова.

1) Дом – жилое здание
2)
Дом – квартира, а также семья, люди, живущие вместе , их хозяйство.
3)
Дом – учреждение (Дом отдыха)

9. Сколько значений у слова дорога? Выписать их.

Подумать только, как много
Значений у слова дорога.
Дорогой зовут автостраду.
И тропку, бегущую рядом.
И шлях, что лежит на равнине,
И путь каравана в пустыне.
И шаг альпиниста по круче
К вершине, упрятанной в тучах.
И след корабля над волнами,
И синие выси над нами.

10.  Найдите однозначные и многозначные слова.

Сбрасывают ёлки и сосны иголки?
Конечно, сбрасывают. Ты же сама видела, сколько в хвойном лесу опавших иголок.
Видела. А вот голых ёлок не видела, - задумчиво сказала Алёна.

11. Прямое и переносное значение слов.
Малыши говорят:
“Я в школу не пойду”,- заявил пятилетний Серёжа. Там на экзаменах детей режут.

12. Какие слова употреблены в переносном значении?

Замолчи Петрусь,

CCC

За столом сказала мать:

Говорят.

 

Хватит языком болтать

Прикуси  язык,

 

А сынишка осторожно

Говорят.

 

– А болтать ногами можно?

Он язык прикусил

 

 

И сильней заголосил.

 

 

Ветерок спросил, пролетая:
– Отчего ты рожь,
золотая?
А в ответ колоски шелестят:
Золотые руки растят.

13.  Какие особенности лексики русского языка использовал поэт?

Сима чистый, чище мыла
Мылся сам, и мама
мыла.

14. Какое языковое явление отражено в стихотворении?

Что делают часы?

CCC

Но немного отстают.

  

 

Мы смотрели с Мишкой вместе.

Говорят: часы стоят,

 

А часы висят на месте.

Говорят: часы спешат,

 

 

Говорят: идут

 

 

Прямое значение – висят
Переносное значение –
спешат, стоят, идут.

15. Омонимы – одинаково написанные слова, с разным значением.
Найди омонимы, объясни их значение.

Овсянка.

Вот этой овсянки

CCC

Кокой же овсянки,

Не хочется киске.

 

Она захотела?

(Вот этой овсянки,

 

Не той ли,

Которая в миске)

 

Что мимо сейчас пролетела?

Много разных есть ключей:
Ключ – родник среди камней,

Ключ скрипичный завитой
И обычный ключ дверной.
Сколько значений у слова ключ?

16. Синонимы – разные слова с одинаковым значением.
Слова-синонимы
Всегда близки по смыслу,
Разнятся лишь
Оттенками подчас.
Родимый край – Отечество – Отчизна.
Как много в них
Священного для нас.

Найди слова – синонимы.

Татьяна на широкий двор
В открытом платьице выходит,
На
месяц зеркальце наводит;
Но в тёмном зеркальце одна
Дрожит печальная
луна.

17. Продолжите высказывания словами – синонимами.
Перечень букв в определённом порядке – это…(алфавит, азбука)
Предмет, при помощи которого измеряют температуру – это …( термометр, градусник)
Человек на лошади – это …( всадник, наездник)

18.  Выделите третье лишнее слово.

Огонь, осень, пламя.
Алфавит,
чистописание, азбука.
Шалун, конница, кавалерия
Ураган,
дождь, пурга.

19. Антонимы – слова, противоположные по смыслу.

Минус – плюс, огонь – вода, дерзкий – осторожный,
Все антонимы всегда противоположны.

Определи антонимы.

У лукоморья дуб зелёный
Златая цепь на дубе том
И
днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
Идёт
направо – песнь заводит
Налево – сказку говорит.

Я антоним к слову лето
В шубу снежную одета
Хоть люблю мороз сама
Потому что я ….(зима)

Я антоним к слову смех
Не от радости. Утех –
Я бываю поневоле
От счастья и от боли
От обиды, неудач.
Догадались? Это …(плач)

Укажите в загадке антонимы.

Далеко мой стук слышится вокруг
Червякам я
враг, а деревьям друг. (Дятел)

Я антоним к слову зной
Я в реке, в тени густой.
Я в бутылке лимонада.
А зовут меня ( прохлада).

20. Из букв каждой пары или тройки слов составьте название блюда или название фруктов:

Риф + ель + кадки = фрикадельки
Ель + сад + рак = ________________________
Рис + кепи = ____________________________
Рыба + соки = ___________________________
Нива + реки = ___________________________

Придумайте сами несколько аналогичных заданий и решений к ним. Используйте для задания слова, состоящие из трех или более слогов.

______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________

21.  «Крылатые слова» – это образные, меткие выражения, изречения, вошедшие в общее употребление. Восстановите фразы из басен И.А. Крылова, напишите названия произведений, из которых эти «крылатые слова» взяты.

А вы, друзья, как ни садитесь…____________________
________________________________________________

___________________да зуб неймёт._________

Когда в товарищах согласья нет,
__________________________________________

_____________________________________________
не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

_____________________________________________
Так поди же попляши!

22. По данному началу допишите пословицы.

Правой рукой строит… ____________________
Ученье – свет… _________________________
Кто хочет много знать… ___________________
Корень ученья горек… ____________________

23. Анаграммы, а попросту «перевёртыши», – слова или фразы разного смысла, составленные из одних и тех же букв. Попробуйте, пользуясь всеми буквами только данных слов, составить новые слова.

Логика — иголка
Ракета — _______________________
Каприз — _______________________
Мольба — _____________________
Каратист — _____________________

24. Найдите среди данных слов те, которые раньше были образованы от одного и того же слова. Запишите, от какого. Разделите слова на группы по этому признаку. Выделите в словах современные корни:

кольцо, вотчина (на Руси до XVIII века: родовое наследственное земельное владение), здание, околица, крыльцо, отец, полотенце, зодчий (то есть архитектор), отчизна, крыло, колесо, полотняный.

25. Кусок проволоки длиной 34 см нужно разрезать на части длиной 5 см и 4 см, но так, чтобы обрезков не было. Как и сколькими способами можно это сделать?

26.  Из букв каждой пары слов составьте название животного:

Лик + рок = _________________
Поле + дар = ________________
Шаль + до = _________________
Лов + буй = __________________

27.  Из стихотворения «исчезли» некоторые слова на букву А. Догадайтесь, какие это слова, и вставьте их в текст:

_____________ выпал жаркий-жаркий.
Ах, как душно в зоопарке!
________________ пропал у пони,
________________ вянут на газоне,
А мартышка не страдает –
________________ уплетает.

28.  Объясните значение слова «язык» в каждой фразе:

Больно прикусил язык.
___________________________________________

Язык до Киева доведёт.
____________________________________________

Разведчики взяли языка.
____________________________________________

Без языка и колокол нем.
____________________________________________

«И назовёт меня всяк сущий в ней язык...» (А.С. Пушкин)
____________________________________________

Прикуси язычок!
____________________________________________

Язык под чесночным соусом.
____________________________________________

29. «Расшифруйте» слова:

по2л ______________________________________

2рь _______________________________________

с3 ________________________________________

ви3на _____________________________________

1очество___________________________________

Правильно ли «зашифровано» слово со1? Ответ поясните.

__________________________________________________________________________

30.  Перед Вами «текст», составленный из отрывков двух произведений. Восстановите отрывки (подчеркните строчки одного произведения волнистой линией, а строчки другого – прямой). Напишите автора и название каждого произведения.

Час обеда приближался,
Топот по двору раздался:
Входят семь богатырей,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Семь румяных усачей.
Все равны как на подбор,
С ними дядька Черномор.

Автор: ________________________________

Название: ______________________________

Автор: ________________________________

Название: ______________________________

31.  Из букв каждой тройки слов составьте название гриба:

Диво + пони + сок = ______________________

Воз + бедро + пике = _____________________

Хор + ум + ом = _________________________

Лён + ас + ком = ________________________

32.  Перед Вами транскрипция (фонетическая запись) нескольких предложений. Жирным шрифтом в ней выделены ударные звуки. Запишите эти предложения буквами по правилам орфографии.

[п а ш о л й, а в л, э с н а й, о л к у в л, э с с, и ж у н а й, э л, и ш т о б в о л к, и н, и с й, э л, и]

33.  Пройдите по лесенке и впишите в клеточки слова, обозначающие предметы:

Щ __
Щ __ __
Щ __ __ __
Щ __ __ __ __
Щ __ __ __ __ __

34. Поставьте слова во множественное число:

Человек —
Лист (бумаги) —
Лист (дерева) —
Зуб (волка) —
Зуб (пилы)
 

35.  В Обратном словаре слова расположены в алфавитном порядке по концу слова. В каком порядке будут стоять следующие слова в Обратном словаре?

Ветеран, тиран, кран, экран, буран, ресторан, курган._______________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

36. Придумайте и запишите слова (как можно больше), в каждом из которых встречались бы две одинаковые согласные буквы, обозначающие звуки, парные по твердости-мягкости:

[д] – [д’] _________________________________
[с] – [с’]  _________________________________
[т] – [т’]  _________________________________
[б] – [б’] _________________________________
[п] – [п’] ________________________________

37.  Подберите к данным словам созвучные им (рифмующиеся):

биться — _______________________________

граница — ______________________________

дрозд — ________________________________

гвозди — _______________________________

помог — ________________________________

красив — _______________________________

смех — ________________________________

Сочините четверостишие, используя любые получившиеся рифмы.

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

38.  Прочитайте два четверостишия Н. Рубцова:

Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы.
Наступила пора непогоды.

и А. Блока:

Вот ворона на крыше покатой
Так с зимы и осталась лохматой...
А уж в воздух – вешние звоны,
Даже дух занялся у вороны...

О каком времени года идет речь в текстах? _______________________________

Подчеркните слова, которые помогли вам догадаться.

Почему в стихотворении А. Блока ворона «лохматая»?____________________________

Объясните значение слов:

амбар — ________________________________

обоз — _________________________________

подвода — _____________________________

вешние (звоны) — _______________________



Предварительный просмотр:

ОЛИМПИАДА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 3 КЛАССА

 

Задание 1. Найди лишнее слово в каждом ряду.

      брусника, дуб, черника, ежевика.

      Суффикс, глагол, корень, приставка.

      Ерш, карась, кукушка, окунь.

      Костюм, хлеб, пальто, платье.

 

Задание 2.  Что хотят сказать, когда говорят:

      Надуть губы_______________________________________________________

      Повесить нос ______________________________________________________

      Зарубить на носу ___________________________________________________

      Делать большие глаза ______________________________________________

      Остаться с носом __________________________________________________

 

Задание 3.  Запиши в четыре столбика.

Малина, белая, а, рисует, прыгать, спелая, книга, и, зеркало, высокий, бегут, читает, грустные, но, дневник.

1.                                  2.                                           3.                                   4.

 

Задание 4. Найди подлежащее и определи его род.

       Пришла Машенька в самую чащу.

       Смолкли птичьи песни.

       Сильный ветер рвет листья с деревьев.

       Под елью в траве уснул еж.

       Выплыло на небо красное солнышко.

       Бегут по небу белые облака.

  

Задание 5.  Разбери по составу.

       Прибежала.

       Подписали.

       Залетела.

       Посмотрели.

  

Задание 6 .  Расставь слова в алфавитном порядке.

Л_пата, ин_й, п_суда, к_рандаш, сев_р, в_робей, ур_ган, завтр_к.

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

 

Задание 7.   В какой части пропущена буква (в корне, суффиксе, приставке)

Р_ка                                     син_нький                                    баб_чка

Хол_д                                  пр_гулка                                       вет_чка

П_ход                                   ст_ловая                                      св_тлячок

 

 

Задание 8.   Подбери синонимы

Боец ________________________________________________________________

Буря ________________________________________________________________

 



Предварительный просмотр:

ОЛИМПИАДНАЯ РАБОТА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 4 КЛАССОВ
(2010 – 2011 учебный год)

ШИФР___________________

  1.  Перед вами транскрипция (фонетическая запись) нескольких предложений. Прочтите их и запишите эти предложения буквами по правилам орфографии.

[п а ш о л  й' а  в л' э с н а й' о л к у в л' э с с' и ж у н а й' э л' и ш т о б в о л к' и н' и с й' э л' и]

______________________________________________________________________________________________________________________________

2. Подчеркни слова, в которых количество букв и звуков совпадает?

Маяк, объем, грустный, юг, поют, окрестные, якорь, рассказ.

       3. Образуй и запиши слова, добавляя к слогу звуки, характеристики которых представлены:

СО +  согл. непарн. звонк.,  мягк.  +  Ь  =  ____________________________

СО +  согл. парн. звонк.,  парн. тверд.  + гласн.  = _____________________

СО + согл. парн. глух.,  тверд. +  гласн.  + согл. непарн.  звонк.,  парн. тверд. = _______________________________________________________

 4.  Расставь ударение в словах.

Торты, сливовый, звонишь, алфавит, свекла, статуя, цемент, столяр, жалюзи.

       5. Впиши в таблицу корень, чтобы получилось три разных однокоренных слова.

корень

суффикс

суффикс

окончание

ик

-

ушк

-

              а

ин

Н

            ый

6. Решите орфографическую задачу, вставляя нужную букву в начале слова. Выделите приставку в слове (если она есть).

(с,з)дание __________, (с,з)жать _____________,  (с,з)давать ____________, (с,з)делать ____________, (с,з)десь _________, (с,з)беречь __________, (с,з)гиб ___________, (с,з)говориться ____________, (с,з)дешний _________, (с,з)дравствуй _______________, не видно не (з,с)ги ____________________, (с,з)бить __________________ .

7.  Замени прилагательные в словосочетаниях синонимами с приставками  БЕЗ–    или    БЕС- :

Тихие шаги _____________________

Тревожный сон ___________________

Нечестный поступок _______________________

Правильный ответ __________________________

8. Подчеркни существительные, у которых нет формы единственного числа?

Жалюзи, усы, очи, шорты, туфли, каникулы, столы, фонари, ножницы

9. Составь и запиши словосочетания со словом ВОЗДУХ по предложенным схемам:

СУЩ. + СУЩ. =  ________________________________________________

ПРИЛ. + СУЩ. = _________________________________________________

ГЛ. + СУЩ. = ___________________________________________________

10. Вписать прилагательные по  смыслу:

Выпить   _________________    кофе.

 Повесить   ____________________  тюль.

 Въехать в  _______________________тоннель.

Увидеть  _________________________  фламинго.

Натереть  ___________________________  мозоль.

11. Вставь в предложения подходящие по смыслу синонимы (выбери их из слов в скобках):

а) (открытый, откровенный) 

Нам понравился его честный, _______________взгляд.

Вечером у меня произошел с ним ____________________ разговор.

б) (беседовать, болтать)

В перерыве они _________________ о разных пустяках.

 Мы долго ____________________ о предстоящей выставке.

12. Подбери русские пословицы, подходящие по смыслу к данным пословицам:

Вьетнамская:  Неторопливый слон быстрее достигает цели, чем резвый жеребец.___________________________________________

Финская: Тот не заблудится, кто спрашивает.

13. Объясните  «крылатые слова», раскрывая смысл выражений.

В час по чайной ложке - __________________________,

Морочить голову _ _______________________________,

Во весь дух - ____________________________________,

Засучив рукава - ___________________________________,

Ни пуха, ни пера - _____________________________________,

Вешать лапшу на уши  - ___________________________________.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к олимпиаде по русскому языку во 2 классе

Нестандартные задания по русскому языку при подготовке к олимпиаде (отборочный тур)....

Подготовка к олимпиаде по русскому языку

Задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку для учащихся 2 класса....

ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ «ЛЕКСИКОЛОГИЯ» ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОЛИМПИАДАМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

Важнейшая задача школы – давать подрастающему  поколению глубокие  и прочные знания основ наук, вырабатывать умения и навыки, применять их на практике, поэтому так важно уже в начальной школ...

материалы для подготовки к олимпиаде по русскому языку - 4 класс №1

Здесь представлены некоторые олимпиадные задания по русскому языку с ответами для 4 класса...

задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку 4 класс

Задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку в 4 классе...

Задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку для 4 класса

Данный материал позволяет выявить одаренных детей. Задания подобраны для проверки различных разделов русского языка....