Главные вкладки

    Подготовка к олимпиаде по русскому языку.
    олимпиадные задания по русскому языку по теме

    Сапогина Светлана Юрьевна

    Задания  повышенной сложности по русскому языку подобраны таким образом, что охватывает весь курс русского языка в начальной школе.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:


    Подготовка к олимпиаде.

    Русский язык ( начальная школа)

    1 Вариант.

    1.  Повторяются ли одинаковые гласные звуки в каждом слове: топор, теперь, берег? 

    2.  Выпишите слова, в которых рядом находятся два гласных звука: галерея, оазис, фойе, филиал, статуя, фиалка, союз, сауна, лауреат, баюшки-баю.

    3. Ударение в русских словах подвижно.
    Слово атлас может быть прочитано по-разному, с ударением на первом слоге и на втором. Поэтому получатся разные слова.
    Прочитайте:
    квартал, гусеница, хлопок, компас, свёкла, пироги.
    Сколько слов у вас получилось?

    4. В каком слове 40 гласных? (Сорока)
    Сто согласных в слове? (Стол)

    5. Какими буквами и звуками различаются следующие пары слов:
    был – бил, вол – вёл, плоды – плоты

    6. К словам лещ (утка, пол)   – добавить одну букву, чтобы получилось новое слово.

    7. Разделить слова на группы по количеству слогов: пенал, ваза, лампа, абажур, перо, карандаш, тыква, парта, линейка, стол, пол, мышь, тетрадь.
    К какой группе относятся слова: соль, ручка, молоток, корень?

    8. Игра “Кто быстрей?”
    Кто запишет больше слов, в которых меньше звуков, чем букв?
    Больше звуков, чем букв?

    9.  Как можно превратить слово мел в мелкое место, а слово угол – в топливо, шест – в число?

    10. Что надо сделать со звуком в слове кость, чтобы оно стало обозначать желанного в доме человека?

    2 Вариант.

    1. Определите, сколько раз встречается звук в следующих предложениях:

    (ж) Тихонько жужжит жук, визжит и дрожит.
    (ш)
     Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, что для дела гож.
    (т)
    Директор предприятия подписал документ и отдал его представителю подшефной фабрики.

    2. Определите, сколько звуков в словах и, он, мал, сколько, яма, а, возьму, юг, подъезд.

    3. Каким фонетическим признаком объединены слова?

    Голубь, сыроежка, морковь, берег.

    4. Определите, сколько раз в стихотворении встречается звук (с)?

    Через поле и лесок
    Подаётся голосок
    Он бежит по проводам,
    Скажешь здесь, а слышно там.

    5. В каком слове есть только твёрдые согласные звуки?

    Водит, пашешь, верит, велит, смех.

    6. В каком слове количество букв и звуков совпадает?

    Окрестный, пять, зреют, веешь, яд.

    7. Исправьте все ошибки в письме.

    Грустные вести.
    Пришло письмо мне,
    Гляжу –
    Из лагеря, от Мишки….

    Здесь чудный лук, и я лижу,
    Написано в письмишке.

    Лук лижет? Что за чудеса?
    Наверно шутит плут
    Читаю дальше:

    Здесь лиса, красивый длинный прут,
    И что такое он плетёт –
    Не разберусь, хоть тресни:
    Когда отряд идёт в поход. Я запиваю песни.
    На днях в лису нашёл я грусть, и очень был доволен.

    Нет, нет, не шутит он! Боюсь.
    Мой друг серьёзно болен,
    Вернётся – надо подлечить:
    Заставить правила учить.

    8.  Однозначные и многозначные слова.

    1) Дом – жилое здание
    2)
    Дом – квартира, а также семья, люди, живущие вместе , их хозяйство.
    3)
    Дом – учреждение (Дом отдыха)

    9. Сколько значений у слова дорога? Выписать их.

    Подумать только, как много
    Значений у слова дорога.
    Дорогой зовут автостраду.
    И тропку, бегущую рядом.
    И шлях, что лежит на равнине,
    И путь каравана в пустыне.
    И шаг альпиниста по круче
    К вершине, упрятанной в тучах.
    И след корабля над волнами,
    И синие выси над нами.

    10.  Найдите однозначные и многозначные слова.

    Сбрасывают ёлки и сосны иголки?
    Конечно, сбрасывают. Ты же сама видела, сколько в хвойном лесу опавших иголок.
    Видела. А вот голых ёлок не видела, - задумчиво сказала Алёна.

    11. Прямое и переносное значение слов.
    Малыши говорят:
    “Я в школу не пойду”,- заявил пятилетний Серёжа. Там на экзаменах детей режут.

    12. Какие слова употреблены в переносном значении?

    Замолчи Петрусь,

    CCC

    За столом сказала мать:

    Говорят.

     

    Хватит языком болтать

    Прикуси  язык,

     

    А сынишка осторожно

    Говорят.

     

    – А болтать ногами можно?

    Он язык прикусил

     

     

    И сильней заголосил.

     

     

    Ветерок спросил, пролетая:
    – Отчего ты рожь,
    золотая?
    А в ответ колоски шелестят:
    Золотые руки растят.

    13.  Какие особенности лексики русского языка использовал поэт?

    Сима чистый, чище мыла
    Мылся сам, и мама
    мыла.

    14. Какое языковое явление отражено в стихотворении?

    Что делают часы?

    CCC

    Но немного отстают.

      

     

    Мы смотрели с Мишкой вместе.

    Говорят: часы стоят,

     

    А часы висят на месте.

    Говорят: часы спешат,

     

     

    Говорят: идут

     

     

    Прямое значение – висят
    Переносное значение –
    спешат, стоят, идут.

    15. Омонимы – одинаково написанные слова, с разным значением.
    Найди омонимы, объясни их значение.

    Овсянка.

    Вот этой овсянки

    CCC

    Кокой же овсянки,

    Не хочется киске.

     

    Она захотела?

    (Вот этой овсянки,

     

    Не той ли,

    Которая в миске)

     

    Что мимо сейчас пролетела?

    Много разных есть ключей:
    Ключ – родник среди камней,

    Ключ скрипичный завитой
    И обычный ключ дверной.
    Сколько значений у слова ключ?

    16. Синонимы – разные слова с одинаковым значением.
    Слова-синонимы
    Всегда близки по смыслу,
    Разнятся лишь
    Оттенками подчас.
    Родимый край – Отечество – Отчизна.
    Как много в них
    Священного для нас.

    Найди слова – синонимы.

    Татьяна на широкий двор
    В открытом платьице выходит,
    На
    месяц зеркальце наводит;
    Но в тёмном зеркальце одна
    Дрожит печальная
    луна.

    17. Продолжите высказывания словами – синонимами.
    Перечень букв в определённом порядке – это…(алфавит, азбука)
    Предмет, при помощи которого измеряют температуру – это …( термометр, градусник)
    Человек на лошади – это …( всадник, наездник)

    18.  Выделите третье лишнее слово.

    Огонь, осень, пламя.
    Алфавит,
    чистописание, азбука.
    Шалун, конница, кавалерия
    Ураган,
    дождь, пурга.

    19. Антонимы – слова, противоположные по смыслу.

    Минус – плюс, огонь – вода, дерзкий – осторожный,
    Все антонимы всегда противоположны.

    Определи антонимы.

    У лукоморья дуб зелёный
    Златая цепь на дубе том
    И
    днём и ночью кот учёный
    Всё ходит по цепи кругом.
    Идёт
    направо – песнь заводит
    Налево – сказку говорит.

    Я антоним к слову лето
    В шубу снежную одета
    Хоть люблю мороз сама
    Потому что я ….(зима)

    Я антоним к слову смех
    Не от радости. Утех –
    Я бываю поневоле
    От счастья и от боли
    От обиды, неудач.
    Догадались? Это …(плач)

    Укажите в загадке антонимы.

    Далеко мой стук слышится вокруг
    Червякам я
    враг, а деревьям друг. (Дятел)

    Я антоним к слову зной
    Я в реке, в тени густой.
    Я в бутылке лимонада.
    А зовут меня ( прохлада).

    20. Из букв каждой пары или тройки слов составьте название блюда или название фруктов:

    Риф + ель + кадки = фрикадельки
    Ель + сад + рак = ________________________
    Рис + кепи = ____________________________
    Рыба + соки = ___________________________
    Нива + реки = ___________________________

    Придумайте сами несколько аналогичных заданий и решений к ним. Используйте для задания слова, состоящие из трех или более слогов.

    ______________________________________________
    _______________________________________________
    _______________________________________________

    21.  «Крылатые слова» – это образные, меткие выражения, изречения, вошедшие в общее употребление. Восстановите фразы из басен И.А. Крылова, напишите названия произведений, из которых эти «крылатые слова» взяты.

    А вы, друзья, как ни садитесь…____________________
    ________________________________________________

    ___________________да зуб неймёт._________

    Когда в товарищах согласья нет,
    __________________________________________

    _____________________________________________
    не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

    _____________________________________________
    Так поди же попляши!

    22. По данному началу допишите пословицы.

    Правой рукой строит… ____________________
    Ученье – свет… _________________________
    Кто хочет много знать… ___________________
    Корень ученья горек… ____________________

    23. Анаграммы, а попросту «перевёртыши», – слова или фразы разного смысла, составленные из одних и тех же букв. Попробуйте, пользуясь всеми буквами только данных слов, составить новые слова.

    Логика — иголка
    Ракета — _______________________
    Каприз — _______________________
    Мольба — _____________________
    Каратист — _____________________

    24. Найдите среди данных слов те, которые раньше были образованы от одного и того же слова. Запишите, от какого. Разделите слова на группы по этому признаку. Выделите в словах современные корни:

    кольцо, вотчина (на Руси до XVIII века: родовое наследственное земельное владение), здание, околица, крыльцо, отец, полотенце, зодчий (то есть архитектор), отчизна, крыло, колесо, полотняный.

    25. Кусок проволоки длиной 34 см нужно разрезать на части длиной 5 см и 4 см, но так, чтобы обрезков не было. Как и сколькими способами можно это сделать?

    26.  Из букв каждой пары слов составьте название животного:

    Лик + рок = _________________
    Поле + дар = ________________
    Шаль + до = _________________
    Лов + буй = __________________

    27.  Из стихотворения «исчезли» некоторые слова на букву А. Догадайтесь, какие это слова, и вставьте их в текст:

    _____________ выпал жаркий-жаркий.
    Ах, как душно в зоопарке!
    ________________ пропал у пони,
    ________________ вянут на газоне,
    А мартышка не страдает –
    ________________ уплетает.

    28.  Объясните значение слова «язык» в каждой фразе:

    Больно прикусил язык.
    ___________________________________________

    Язык до Киева доведёт.
    ____________________________________________

    Разведчики взяли языка.
    ____________________________________________

    Без языка и колокол нем.
    ____________________________________________

    «И назовёт меня всяк сущий в ней язык...» (А.С. Пушкин)
    ____________________________________________

    Прикуси язычок!
    ____________________________________________

    Язык под чесночным соусом.
    ____________________________________________

    29. «Расшифруйте» слова:

    по2л ______________________________________

    2рь _______________________________________

    с3 ________________________________________

    ви3на _____________________________________

    1очество___________________________________

    Правильно ли «зашифровано» слово со1? Ответ поясните.

    __________________________________________________________________________

    30.  Перед Вами «текст», составленный из отрывков двух произведений. Восстановите отрывки (подчеркните строчки одного произведения волнистой линией, а строчки другого – прямой). Напишите автора и название каждого произведения.

    Час обеда приближался,
    Топот по двору раздался:
    Входят семь богатырей,
    Все красавцы удалые,
    Великаны молодые,
    Семь румяных усачей.
    Все равны как на подбор,
    С ними дядька Черномор.

    Автор: ________________________________

    Название: ______________________________

    Автор: ________________________________

    Название: ______________________________

    31.  Из букв каждой тройки слов составьте название гриба:

    Диво + пони + сок = ______________________

    Воз + бедро + пике = _____________________

    Хор + ум + ом = _________________________

    Лён + ас + ком = ________________________

    32.  Перед Вами транскрипция (фонетическая запись) нескольких предложений. Жирным шрифтом в ней выделены ударные звуки. Запишите эти предложения буквами по правилам орфографии.

    [п а ш о л й, а в л, э с н а й, о л к у в л, э с с, и ж у н а й, э л, и ш т о б в о л к, и н, и с й, э л, и]

    33.  Пройдите по лесенке и впишите в клеточки слова, обозначающие предметы:

    Щ __
    Щ __ __
    Щ __ __ __
    Щ __ __ __ __
    Щ __ __ __ __ __

    34. Поставьте слова во множественное число:

    Человек —
    Лист (бумаги) —
    Лист (дерева) —
    Зуб (волка) —
    Зуб (пилы)
     

    35.  В Обратном словаре слова расположены в алфавитном порядке по концу слова. В каком порядке будут стоять следующие слова в Обратном словаре?

    Ветеран, тиран, кран, экран, буран, ресторан, курган._______________________

    ___________________________________________________________________________

    ___________________________________________________________________________

    36. Придумайте и запишите слова (как можно больше), в каждом из которых встречались бы две одинаковые согласные буквы, обозначающие звуки, парные по твердости-мягкости:

    [д] – [д’] _________________________________
    [с] – [с’]  _________________________________
    [т] – [т’]  _________________________________
    [б] – [б’] _________________________________
    [п] – [п’] ________________________________

    37.  Подберите к данным словам созвучные им (рифмующиеся):

    биться — _______________________________

    граница — ______________________________

    дрозд — ________________________________

    гвозди — _______________________________

    помог — ________________________________

    красив — _______________________________

    смех — ________________________________

    Сочините четверостишие, используя любые получившиеся рифмы.

    ____________________________________________________________

    ____________________________________________________________

    ____________________________________________________________

    ____________________________________________________________

    38.  Прочитайте два четверостишия Н. Рубцова:

    Вот ворона сидит на заборе.
    Все амбары давно на запоре.
    Все обозы прошли, все подводы.
    Наступила пора непогоды.

    и А. Блока:

    Вот ворона на крыше покатой
    Так с зимы и осталась лохматой...
    А уж в воздух – вешние звоны,
    Даже дух занялся у вороны...

    О каком времени года идет речь в текстах? _______________________________

    Подчеркните слова, которые помогли вам догадаться.

    Почему в стихотворении А. Блока ворона «лохматая»?____________________________

    Объясните значение слов:

    амбар — ________________________________

    обоз — _________________________________

    подвода — _____________________________

    вешние (звоны) — _______________________



    Предварительный просмотр:

    ОЛИМПИАДА

    ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 3 КЛАССА

     

    Задание 1. Найди лишнее слово в каждом ряду.

          брусника, дуб, черника, ежевика.

          Суффикс, глагол, корень, приставка.

          Ерш, карась, кукушка, окунь.

          Костюм, хлеб, пальто, платье.

     

    Задание 2.  Что хотят сказать, когда говорят:

          Надуть губы_______________________________________________________

          Повесить нос ______________________________________________________

          Зарубить на носу ___________________________________________________

          Делать большие глаза ______________________________________________

          Остаться с носом __________________________________________________

     

    Задание 3.  Запиши в четыре столбика.

    Малина, белая, а, рисует, прыгать, спелая, книга, и, зеркало, высокий, бегут, читает, грустные, но, дневник.

    1.                                  2.                                           3.                                   4.

     

    Задание 4. Найди подлежащее и определи его род.

           Пришла Машенька в самую чащу.

           Смолкли птичьи песни.

           Сильный ветер рвет листья с деревьев.

           Под елью в траве уснул еж.

           Выплыло на небо красное солнышко.

           Бегут по небу белые облака.

      

    Задание 5.  Разбери по составу.

           Прибежала.

           Подписали.

           Залетела.

           Посмотрели.

      

    Задание 6 .  Расставь слова в алфавитном порядке.

    Л_пата, ин_й, п_суда, к_рандаш, сев_р, в_робей, ур_ган, завтр_к.

    _____________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________

     

    Задание 7.   В какой части пропущена буква (в корне, суффиксе, приставке)

    Р_ка                                     син_нький                                    баб_чка

    Хол_д                                  пр_гулка                                       вет_чка

    П_ход                                   ст_ловая                                      св_тлячок

     

     

    Задание 8.   Подбери синонимы

    Боец ________________________________________________________________

    Буря ________________________________________________________________

     



    Предварительный просмотр:

    ОЛИМПИАДНАЯ РАБОТА
    ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 4 КЛАССОВ
    (2010 – 2011 учебный год)

    ШИФР___________________

    1.  Перед вами транскрипция (фонетическая запись) нескольких предложений. Прочтите их и запишите эти предложения буквами по правилам орфографии.

    [п а ш о л  й' а  в л' э с н а й' о л к у в л' э с с' и ж у н а й' э л' и ш т о б в о л к' и н' и с й' э л' и]

    ______________________________________________________________________________________________________________________________

    2. Подчеркни слова, в которых количество букв и звуков совпадает?

    Маяк, объем, грустный, юг, поют, окрестные, якорь, рассказ.

           3. Образуй и запиши слова, добавляя к слогу звуки, характеристики которых представлены:

    СО +  согл. непарн. звонк.,  мягк.  +  Ь  =  ____________________________

    СО +  согл. парн. звонк.,  парн. тверд.  + гласн.  = _____________________

    СО + согл. парн. глух.,  тверд. +  гласн.  + согл. непарн.  звонк.,  парн. тверд. = _______________________________________________________

     4.  Расставь ударение в словах.

    Торты, сливовый, звонишь, алфавит, свекла, статуя, цемент, столяр, жалюзи.

           5. Впиши в таблицу корень, чтобы получилось три разных однокоренных слова.

    корень

    суффикс

    суффикс

    окончание

    ик

    -

    ушк

    -

                  а

    ин

    Н

                ый

    6. Решите орфографическую задачу, вставляя нужную букву в начале слова. Выделите приставку в слове (если она есть).

    (с,з)дание __________, (с,з)жать _____________,  (с,з)давать ____________, (с,з)делать ____________, (с,з)десь _________, (с,з)беречь __________, (с,з)гиб ___________, (с,з)говориться ____________, (с,з)дешний _________, (с,з)дравствуй _______________, не видно не (з,с)ги ____________________, (с,з)бить __________________ .

    7.  Замени прилагательные в словосочетаниях синонимами с приставками  БЕЗ–    или    БЕС- :

    Тихие шаги _____________________

    Тревожный сон ___________________

    Нечестный поступок _______________________

    Правильный ответ __________________________

    8. Подчеркни существительные, у которых нет формы единственного числа?

    Жалюзи, усы, очи, шорты, туфли, каникулы, столы, фонари, ножницы

    9. Составь и запиши словосочетания со словом ВОЗДУХ по предложенным схемам:

    СУЩ. + СУЩ. =  ________________________________________________

    ПРИЛ. + СУЩ. = _________________________________________________

    ГЛ. + СУЩ. = ___________________________________________________

    10. Вписать прилагательные по  смыслу:

    Выпить   _________________    кофе.

     Повесить   ____________________  тюль.

     Въехать в  _______________________тоннель.

    Увидеть  _________________________  фламинго.

    Натереть  ___________________________  мозоль.

    11. Вставь в предложения подходящие по смыслу синонимы (выбери их из слов в скобках):

    а) (открытый, откровенный) 

    Нам понравился его честный, _______________взгляд.

    Вечером у меня произошел с ним ____________________ разговор.

    б) (беседовать, болтать)

    В перерыве они _________________ о разных пустяках.

     Мы долго ____________________ о предстоящей выставке.

    12. Подбери русские пословицы, подходящие по смыслу к данным пословицам:

    Вьетнамская:  Неторопливый слон быстрее достигает цели, чем резвый жеребец.___________________________________________

    Финская: Тот не заблудится, кто спрашивает.

    13. Объясните  «крылатые слова», раскрывая смысл выражений.

    В час по чайной ложке - __________________________,

    Морочить голову _ _______________________________,

    Во весь дух - ____________________________________,

    Засучив рукава - ___________________________________,

    Ни пуха, ни пера - _____________________________________,

    Вешать лапшу на уши  - ___________________________________.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Подготовка к олимпиаде по русскому языку во 2 классе

    Нестандартные задания по русскому языку при подготовке к олимпиаде (отборочный тур)....

    Подготовка к олимпиаде по русскому языку

    Задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку для учащихся 2 класса....

    ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ «ЛЕКСИКОЛОГИЯ» ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОЛИМПИАДАМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

    Важнейшая задача школы – давать подрастающему  поколению глубокие  и прочные знания основ наук, вырабатывать умения и навыки, применять их на практике, поэтому так важно уже в начальной школ...

    материалы для подготовки к олимпиаде по русскому языку - 4 класс №1

    Здесь представлены некоторые олимпиадные задания по русскому языку с ответами для 4 класса...

    задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку 4 класс

    Задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку в 4 классе...

    Задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку для 4 класса

    Данный материал позволяет выявить одаренных детей. Задания подобраны для проверки различных разделов русского языка....