Главные вкладки

    Упражнения для подготовки к олимпиаде по русскому языку для учащихся 4 класса
    олимпиадные задания по русскому языку (4 класс) по теме

    Деева Тамара Юрьевна

    Данный курс рачитан на 12 занятий.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Готовимся к олимпиаде по русскому языку 3-4 класс

    Готовимся к олимпиаде (1)

    1. Замените данные устойчивые выражения словами или словосочетаниями, сходными по значению (например, сложить голову - погибнуть).
    Развесить уши - _______________________
    Пускать пыль в глаза - __________________
    Рвать на себе волосы - _________________
    2. Прочитайте тексты, вставьте вместо многоточия слова, противоположные по смыслу выделенным словам (например, друг - враг). Не забывайте, что это стихи.
    Я сегодня не помню, что было ..., ___________
    По утрам забываю свои ..., _________________
    В белый день забываю огни,
    По ... забываю дни. _______________________(А.А. Блок)
    Придумайте свои пары слов, обозначающие признак, противоположные по значению.
    ______________________________________________
    ______________________________________________
    ______________________________________________
    3. Из букв каждой пары или тройки слов составьте название блюда или название фруктов:
    Риф + ель + кадки = фрикадельки
    Ель + сад + рак = ________________________
    Рис + кепи = ____________________________
    Рыба + соки = ___________________________
    Нива + реки = ___________________________
    Придумайте сами несколько аналогичных заданий и решений к ним. Используйте для задания слова, состоящие из трех или более слогов.
    ______________________________________________
    ______________________________________________

    Готовимся к олимпиаде (2)

    4. «Крылатые слова» – это образные, меткие выражения, изречения, вошедшие в общее употребление. Восстановите фразы из басен И.А. Крылова, напишите названия произведений, из которых эти «крылатые слова» взяты.

    А вы, друзья, как ни садитесь…____________________
    ___________________да зуб неймёт._________

    Когда в товарищах согласья нет,
    __________________________________
    ___________________________________________
    не лучше ль на себя, кума, оборотиться?
    _____________________________________________
    Так поди же попляши!   
    5. По данному началу допишите пословицы.
    Правой рукой строит… _____________________________________
    Ученье – свет… ___________________________________________
    Кто хочет много знать… ____________________________________
    Корень ученья горек… ______________________________________


    Готовимся к олимпиаде (3)

    1. Анаграммы, а попросту «перевёртыши», - слова или фразы разного смысла, составленные из одних и тех же букв. Попробуйте, пользуясь всеми буквами только данных слов, составить новые слова.
    Логика - иголка
    Ракета - ___________________
    Каприз - ___________________
    Мольба - ___________________
    Каратист - __________________
    2. Найдите среди данных слов те, которые раньше были образованы от одного и того же слова. Запишите, от какого. Разделите слова на группы по этому признаку. Выделите в словах современные корни: кольцо, вотчина (на Руси до XVIII века: родовое наследственное земельное владение).
    Здание, околица, крыльцо, отец, полотенце, зодчий (то есть архитектор), отчизна, крыло, колесо, полотняный.
    3. Перед Вами транскрипция (фонетическая запись) нескольких предложений. Жирным шрифтом в ней выделены ударные звуки. Запишите эти предложения буквами по правилам орфографии.
    [п а ш о л й, а в л, э с н а й, о л к у в л, э с с, и ж у н а й, э л, и ш т о б в о л к, и н, и с й, э л, и]

    4. Из букв каждой пары слов составьте название животного:
    Лик + рок = _________________
    Поле + дар = ________________
    Шаль + до = _________________
    Лов + буй = __________________

    Готовимся к олимпиаде (4)

    5. Из стихотворения «исчезли» некоторые слова на букву А. Догадайтесь, какие это слова, и вставьте их в текст:

    _____________ выпал жаркий-жаркий.
    Ах, как душно в зоопарке!
    ________________ пропал у пони,
    ________________ вянут на газоне,
    А мартышка не страдает -
    ________________ уплетает.

    6. Объясните значение слова «язык» в каждой фразе:

    Больно прикусил язык. _____________________________________
    Язык до Киева доведёт. ____________________________________
    Разведчики взяли языка. ___________________________________
    Без языка и колокол нем. ___________________________________
    Прикуси язычок! ___________________________________________
    Язык под чесночным соусом. ________________________________

    Готовимся к олимпиаде (5)

    1. «Расшифруйте» слова:
    по2л ___________________
    2рь ____________________
    с3 _____________________
    ви3на __________________
    1очество________________
    Правильно ли «зашифровано» слово со1? Ответ поясните.
    _____________________________________________________________

    2. Перед Вами «текст», составленный из отрывков двух произведений. Восстановите отрывки (подчеркните строчки одного произведения волнистой линией, а строчки другого - прямой). Напишите автора и название каждого произведения.
    Час обеда приближался,
    Топот по двору раздался:
    Входят семь богатырей,
    Все красавцы удалые,
    Великаны молодые,
    Семь румяных усачей.
    Все равны как на подбор,
    С ними дядька Черномор.
    Автор: ________________________________
    Название: ______________________________
    Автор: ________________________________
    Название: _____________________________

    Готовимся к олимпиаде (6)

    3. Из букв каждой тройки слов составьте название гриба:
    Диво + пони + сок = ______________________
    Воз + бедро + пике = _____________________
    Хор + ум + ом = _________________________
    Лён + ас + ком = ________________________

    4. Подбери русские пословицы, подходящие по смыслу к данным пословицам:

    Вьетнамская: неторопливый слон быстрее достигает цели, чем резвый жеребец.
    _________________________________________________________________

    Финская: тот не заблудится, кто спрашивает.
    _____________________________________________________
    5. Замени устойчивые сочетания слов, одним словом.
    Кот наплакал- __________________
    Бить баклуши- __________________
    Спустя рукава- __________________
    Зарубить на носу- ________________

    Готовимся к олимпиаде (7)

    1. Какие слова так произносятся?
    [ Г Р У С’ Т’] ______________
    [ Л’ Э С’ Т’] ______________
    2. Составь слово, если в нем             
    Корень – из слова моряк
    Окончание – из слова зимний
    Приставка – из слова прилететь
    Суффикс – из слова русский. __________
    3. Расставь ударение в словах.
    Торты, сливовый, звонишь, алфавит, свекла, статуя, цемент, столяр, жалюзи.
    4. У каких существительных нет формы единственного числа?
    Жалюзи, усы, очи, шорты, туфли, каникулы, столы, фонари, ножницы
    5. В каких словах количество букв и звуков совпадает?
    Маяк, объем, грустный, юг, поют, окрестные, якорь, рассказ.
    6 .Составьте предложения со словами, чтобы была понятна разница в лексическом значении.
    Невежа – невежда.
    ______________________________________________________________________________
    ______________________________________________________________________________

    Готовимся к олимпиаде (8)

    7. Образуйте от данного существительного глагол и прилагательное:
    мороз -_____________________________________________________________________

    8. Поставьте нужные знаки в конце предложений:
    Что за птица с красной грудкой
    Пусть всегда будет солнце
    Дети вышли на опушку леса

    9. Спишите предложение, раскрывая скобки, и над каждым словом укажите часть речи.
    (По) садила мама (в) печь пироги (с) капустой печь.
    _____________________________________________________________________________

    10. Образуйте от слова СВЕТ семь однокоренных слов.

    11. Поставьте слова в множественное число:
    Человек - Лист (бумаги) -
    Лист (дерева) -
    Зуб (волка) - Зуб (пилы) -

    Готовимся к олимпиаде (9)

    1. Вставь буквы и поставь ударение.
    Алф...вит, др...мота, кр...пива, щ...вель, кр...сивее, р...мень, к...л...метр, к...мбайнё

    2. В каждом ряду найди лишнее понятие и подчеркни его.
    Василий, Федор, Иван, Петров, Семен;
    молоко, сметана, сыр, мясо, простокваша;
    дождь, снег, осадки, иней, град;
    футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.

    3. Прочитай "заколдованное" слово и вычеркни в нем "лишний" слог.
    Сапохар, васуренье, оребрихи, балиранки.

    4. Назови предметы, которые могут сочетать два названных признака.
    Яркий желтый ___________________________
    Прозрачный голубой _______________________

    5. Замени выражения одним глаголом.
    Клевать носом____________________
    Зарубить на носу__________________
    Чесать языки______________________
    Выходить из себя____________________
    Дать стрекача______________________
    Бить баклуши _______________________
    Ломать голову________________________

    Готовимся к олимпиаде (10)

    6. Вставь вместо * предлоги.
    Я * утра * лесу гуляю,
    * росы я весь промок.
    Но зато теперь я знаю * березку и * мох,
    * малину, ежевику,
    * ежа и * ежиху,
    * которой * ежат
    Все иголочки дрожат.
    7. Как написать одинаковые по звучанию слова из стихотворения Якова Козловского?
    Вилка однажды споткнулась (о) крошку,
    Падая, стукнулась вилка (об) ложку.
    Ложка, взлетев, угодила в (о) крошку,
    Брызги на книжную сели (об) ложку.

    8. Среди этих букв спрятались имена собственные. Не переставляя букв, отыщите эти слова и запишите их.
    И-В-А-Н-О-В-О-Л-Г-А-Л-Я
    9. Впиши слово, которое служило бы концовкой первого и началом второго слова.
    Пе ( . .) ол те ( ... ) л

    Готовимся к олимпиаде (11)

    1. "Составь пословицы":
    дружба, шило, смелый, свет, дрова, безделье, собака, дело, коса, потеха, ученье, лес, час, трусливый, время, служба, большой, кусать, маленький, мешок, лаять, утаить, камень, тьма, больше, неученье

    2."Загадки-шутки"

    1). Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.___________
    2). Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые.___________________
    3). Он в голове у легкомысленного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.________________
    4). Его проглатывают, когда человек очень молчалив, или держат за зубами, пытаясь сохранить секрет__________________

    3. Расшифруй название сказки.

    ЛОБОКОК - МОРЕКЕТ - ТОК И СИЛА -
    КВОЛ И ЗАОК - КОРОМОЗ - КАШУЗОЛ -

    4. Вставь пропущенные буквы и проверочные слова.
    Прим...рять друзей зал...зать раны
    Разв...вается флаг отв...рить дверь
    Зап...вать в хоре ув...дать издали


    Готовимся к олимпиаде (12)

    1.Подбери синонимы:
    страж -.............. грядущее - ..................
    кладезь - ................ вопиять - ...................
    врата - ................ зерцало - ...................

    2. К прилагательным подбери существительные с шипящими на конце.
    Красивая ............. острый......
    чёрный................ золотая...........
    колючий ................ ночная............

    3. Закончи крылатые выражения, взятые из сказок.
    Поди, туда - не знаю куда,____________
    Скоро сказка сказывается,_________________
    Это всё присказка,__________________________

    4. Пройдите по лесенке и впишите в клеточки слова, обозначающие предметы:
    Щ __
    Щ __ __
    Щ __ __ __
    Щ __ __ __ __
    Щ __ __ __ __ __


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Подготовка к олимпиаде по русскому языку во 2 классе

    Нестандартные задания по русскому языку при подготовке к олимпиаде (отборочный тур)....

    материалы для подготовки к олимпиаде по русскому языку - 4 класс №1

    Здесь представлены некоторые олимпиадные задания по русскому языку с ответами для 4 класса...

    Подготовка к олимпиаде по английскому языку для учащихся 3-4 классов

    Данная работа является подготовой к олимпиаде для учащихся 3-4 классов, где они могут проверить свои знания....

    Занятие по подготовке к предметной олимпиаде по русскому языку в 4 классе

    Материал данного занятия можно использовать для подготовки учащихся 4 класса к олимпиаде по русскому языку. Занятие содержит не только разнообразные задания по основным разделам русского языка, но и о...

    задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку 4 класс

    Задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку в 4 классе...

    Задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку для 4 класса

    Данный материал позволяет выявить одаренных детей. Задания подобраны для проверки различных разделов русского языка....

    Подготовка к олимпиадам по русскому языку 2 класс

    В статье представлено большое количество заданий олимпиадного характера по русскому языку (с ответами). Материал систематезирован по темам....