Конспект урока по русскому языку. 3 класс. УМК «Перспективная начальная школа» Тема: Корень в составе разных частей речи.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Семенова Алена Сергеевна

Конспект урока по русскому языку. 3 класс. УМК «Перспективная начальная школа»

Тема:  Корень в составе разных частей речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку. 3 класс. УМК «Перспективная начальная школа»

Тема:  Корень в составе разных частей речи.

Цель: формирование орфографической зоркости.

Задачи:

- проверить сформированность понятий: состав слова, приставка, суффикс,    корень, окончание, основа;

- совершенствовать знания об однокоренных словах и  значимых  частях            слова;

- развивать умение разбирать слова по составу;

 - учить выделять общую часть родственных слов.

- развивать умение образовывать новые слова;

-развивать устную и письменную речь.

- воспитывать активность и аккуратность у учащихся.

 Оборудование: интерактивная доска, презентация, учебник, рефлексивные картинки.

Ход урока.

1Орг. момент.

- Здравствуйте,  ребята.

- Давайте сначала проверим

Всё ли у нас на месте?

Всё ли у нас в порядке

Готовы ручки, книжки, тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все внимательно глядят?

-У вас на партах лежат солнышко и облачко, поднимите ту картинку, которая подходит вашему настроению. Я желаю вам всегда быть хорошем настроении и тогда у вас очень многое получится.

-Сегодня мы с вами совершим путешествие по  океану Знаний в страну Морфемику, где  живут части слова,  и узнаем, как корень слова может жить в разных частях речи.(Слайд № 1  )

-На любом корабле есть судовой журнал, куда записываются важные сведения. Нашим судовым журналом будут тетради, откройте их и запишите дату нашего путешествия. (н.д. число. Классная работа. Чистописание.  )

- Чтобы отправиться в путешествие нам необходимо приобрести билеты на кораблик. А для этого выполним первое задание.

( словарная работа)  (Слайд№ 2 )

-Послушайте внимательно предложение и запишите в тетрадь  только словарное слово, в начальной форме.

МЫ  СПЕШИЛИ  НА ВОКЗАЛ.       ПО ДОРОГЕ  ПРОЕХАЛ  ГРУЗОВИК.   МАМА  ПРИГОТОВИЛА  ВКУСНЫЙ  ВИНЕГРЕТ.  ДЕТИ  ИГРАЛИ  В ПЕСКЕ.      МЫ ОДЕВАЕМСЯ  ПО  ПОГОДЕ.  Миша прочитал интересный рассказ.  В метро много людей. Красивая песня у соловья.

(взаимопроверка,  а затем с экрана)

Вокзал, дорога, грузовик, винегрет, песок, погода, рассказ, метро, соловей.

-Кто  в словарной работе  не допустил ни одной ошибки? Молодцы вы заслуживаете билеты  в самых лучших каютах.  

- Закройте глаза. Крибле. Крабле. Бумс!

-Мы оказались в сказочной стране, которая называетя «Морфемика» и отправляемся в гости к нашим знакомым- частям слова. (Слайд№ 3 )

 Вспомните  как они называютя:

1.Меня в окошко обозначат.

Для связи слова я служу.

Какой смысл в каждом предложении,

Я всем и сразу расскажу.

(Окончание)

2.Ну а я частичка.

Обозначусь я как птичка,

Только вот наоборот.

Это каждый разберет.

(Суффикс)

3.Часть я очень главная,

В слове я живу.

Без меня нет смысла

Ни розе, ни ежу.

(Корень)

4.Без окончания, часть слова.

Называюсь я… (основа)

5.Перед корнем я стою

И пишусь я слитно

И при помощи меня

Образуются слова

 (приставка)

 –Молодцы, мне приятно, что вы знаете как называются части слова.( Слайд№ 4 )

- В гости принято ходить с подарками, а нашим подарком будет правильно выполненное задание.(разбор слов по составу)

(СЛАЙД №5)  лесок, соседка, поход, пришкольный.

-(проверка задания) Молодцы.  

-Как вы думаете, какая часть слова в стране Морфемике главная? Почему?

-Чтобы попасть в его дворец, вспомните, что называется корнем?(общая часть родственных слов)

-Правильно, теперь можно и во дворец!

 (Слайд № 6 )-Что случилось?  Из дворца идёт какой-то сигнал.

Ребята, помогите! Я потерял связь со своими родственниками. Они разбрелись по всему свету и я погибаю в одиночестве. Пожалуйста соберите нас вместе в моём дворце.                          Корень Боль. ( Слайд №7)

-Ребята, поможем? Давайте подберём родственные слова с корнем –боль.

Дети  столбиком записывают на доске и в тетрадях однокоренные слова

больной-          

больница-              

болеть-    (указывают общий корень)

- А теперь задайте вопрос к каждому слову. (дети задают вопросы и определяют части речи, а затем рядом со словом записывают  название части речи)

-Обратите внимание, что один и тот же корень  -боль может жить в разных частях речи.

-Давайте ещё раз вспомним в каких? (сущ-х,  прил-х,  глаголах)

-Как называются слова с одинаковым корнем? (Однокоренные или родственные)

-Составьте  и запишите   по одному предложению с каждым словом (работа по рядам).

- В знак благодарности за вашу работу Корень дарит  вам игру «Третий лишний».

-Назовите лишнее слово.( Слайд№ 8 )

Дерево, сосна, деревянный

Белый, белить, белка

Горе, горный, горевать,

Крепость, крепкий, прочный.

(дети называют лишнее слово и определяют в составе, каких частей речи живёт корень)

-Как ещё связаны между собой слова? ( по  смыслу)

Физминутка.-(раз подняться…..)

- А теперь закрепим наши знания о корне работой в учебнике.

Стр.66 Упр 75.(Слайд №9   ) Проверка выполнения.

-Быстро время летит и нам из сказочной страны пора возвращаться.

-Давайте сделаем подарок этой удивительной стране. Посадим вот такое   дерево необычное – словообразовательное. На нём будут вырастать новые слова.  (Слайд№ 10  )

-Без чего дерево не может в земле устоять?(без корня)

-У нашего дерева тоже есть корень –уч. (Слайд№10)

-Как с помощью этого корня вас называют? (ученики)

-Почему вас так называют? ( учимся)

-Как называют человека, который вас учит? (учитель)

-Вот какое дерево у нас выросло. Но у него остались ещё пустые ветви. Я предлагаю вам дома продолжить эту работу и придумать свои  слова с корнем -уч , так чтобы он был в разных частях речи. А те ребята, которые хотят научиться выделять корень в других родственных  словах выполнят  не менее интересное  упражнение из учебника под №78.  

 

Домашнее задание.  

Придумать и записать слова с корнем –уч.

Упр. №78.

-А сейчас давайте подведём итог нашего путешествия.

- В какой стране мы сегодня побывали? (Морфемика)

-Кто живёт в этой стране? (части слова)

- Какая часть слова самая главная? (корень)

-В каких частях речи может жить корень? ( в существительных, прилагательных, глаголах).

-Молодцы! Я вами очень довольна!  Но мне хотелось бы отметить самых активных ребят и поставить им пятёрки. (Слайд 11)

-А с каким настроением   вы  уйдёте с урока?

-Поднимите картинку.( солнышко, облачко)

Всем спасибо за работу. Наш урок окончен. До свидания.

 

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент урока. Системно-деятельностный подход на уроках русского языка по УМК "Перспективная начальная школа".

Предлагаю вашему вниманию фрагмент урока "Слова со сходным значением, которые по-разному звучат и пишутся". На этом уроке использую системно-деятельностный подход.Особое внимание уделила двум этапам у...

Открытый урок русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс

Урок русского языка во 2  классе по теме "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставок" УМК ПНШ...

Конспект урока "Крошка Енот" (3 класс, УМК "Перспективная начальная школа")

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по литературному чтению на тему: "Л. Муур "Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду" Данный конспект предназначен для учащихся 3 класса УМК "Перспективная ...

Конспект урока "Зона пустынь" (4 класс, УМК "Перспективная начальная школа")

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩИЙ МИРТема: Зона пустыньЦели деятельности учителя: организовать учебно-поисковую деятельность по формированию представления о природной зоне пустыни, об особенностях климата и п...

Конспект урока "Великий путь" (4 класс, УМК "Перспективная начальная школа")

Тема урока: «Великий путь»Тип урока: комбинированный;Цели урока: Формировать представления о развитии промышленности и сети железных дорог в 19 веке, значении достижений России в мир...

Конспект урока "Декоративное панно" (4 класс, УМК "Перспективная начальная школа")

Тема урока: Декоративное панноИзделие, выполняемое на уроке: декоративное панно из крепированной бумагиЦель урока: (образовательный/развивающий/воспитательный аспекты)     -формиро...