Урок русского языка в классе-комплекте - 2 - 4 классы по теме "Обобщение знаний об имени существительном"
презентация урока для интерактивной доски по русскому языку по теме

Синюкина Елена Юрьевна

Архив содержит конспект урока + презентация для интерактивной доски

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей- интернат  № 3

 «Технологии традиционных промыслов народов Севера»

Разработала:

Синюкина Е.Ю.,

учитель начальных классов 

г.Поронайск

2013 г.

Открытый урок русского языка во 2 – 4 классах

2 класс

4 класс

Тема. Обобщение знаний об имени существительном.

Тип урока: обобщения знаний.

Образовательные задачи:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся по изученной теме «Имя существительное»;
  • развивать навыки анализировать имя существительное как часть речи, выделять его морфологические признаки.

Развивающие задачи: 

  • развивать орфографическую зоркость, внимание и мышление;
  • расширять словарный запас учащихся, развивать речевую деятельность учащихся, творческие возможности.    

Воспитательные задачи: 

  • воспитывать любовь к учению, к родному языку, желание стать грамотным.

                                                       Ход урока

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Быть должны у нас в порядке

Ручки, книжки и тетрадки.

  1. Оргмомент

Сегодня у нас необычный урок, у нас на уроке гости. Порадуем их своей работой. А также на уроке мы будем говорить о красоте весенней природы. А вы любите весну? А чем она вам нравится?

2.Минутка чистописания

Открыли тетради, записали число, классная работа и приступаем к чистописанию.

- Отгадайте загадку

Тает снежок, ожил лужок, день прибывает. Когда это бывает? (весной)

- Спишите загадку. Напишите отгадку. Обратите внимание на соединение букв в словах.

Цель минутки чистописания: отработка умения каллиграфического письма, правильного соединения букв

- Подул лёгкий весенний ветерок, рассыпались слова на слоги и разлетелись они словно маленькие снежинки.

Задание: Собрать слова. Записать их в тетрадях

Цель: Определение темы урока.

  (Дети работают  в тетрадях)

(весна, подснежник, капель, ледоход, тепло, солнце )

Запись этих слов в тетрадь.

– Что обозначают все эти слова? (обозначают предмет, отвечают на вопросы кто? и что?)

- Какой частью речи являются эти слова? (Имена существительные)

Как вы думаете, а какая тема у нас сегодня на уроке?

3.Объявление темы и целей урока

Сегодня на уроке мы обобщим  знания об имени существительном. Этот урок обобщающий . А что мы с вами делаем на обобщающих уроках ?(обобщаем и закрепляем полученные знания по теме)

Попробуйте назвать тему нашего сегодняшнего урока. (ответы детей)

А теперь посмотрим, справились ли мы с этим заданием? (открываем слайд с темой урока),  Справились? Молодцы!

- Так чем же мы будем заниматься сегодня на уроке?

Давайте вспомним, что мы уже знаем об имени существительном? Начинают учащиеся 2 класса, а ученики 4 класса выступают в роли экспертов, внимательно выслушиваете  и дополняете, так как вы знаете больше.

Ребята отвечают то правило, которое знают они

Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? и что? Имена существительные бывают одушевленными ( отвечают на вопрос кто? и обозначают живые предметы) и неодушевлёнными (отвечают на вопрос что? и обозначают неживые предметы). Имена существительные бывают  собственными ( пишутся с заглавной буквы: имена, отчества, фамилии людей, клички животных, название городов, деревень, улиц..) и нарицательными.

Имена существительные бывают единственного и множественного числа

Согласны ли вы с учениками 2 класса?

Добавляют правило до того вида как знают его они

Имя существительное – это часть речи, которая  обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? и что? Имена существительные бывают одушевленными и неодушевлёнными, собственными и нарицательными.

Имена существительные бывают единственного и множественного числа, мужского, среднего и женского рода, 1,2,3 склонения. Они изменяются по падежам.

 Имена существительные в предложении чаще всего бывают подлежащим и дополнением.

Сегодня мы продолжаем работать по этой теме для обобщения полученных знаний

А сейчас  мы поработаем с тестом.

Цель: проверка изученного об имени существительном

Тест «Имя существительное»

А - Имя  существительное – это  часть  речи,  которая    …

      1.обозначает  признак  предмета.

      2.обозначаает  предмет

      3.обозначает  действие предмета

  Б - Укажи    имя  существительное, отвечающее   на  вопрос  к т о ?

     1. вьюга

     2. снежинка

    3.   Снегурочка  

В – Укажите собственное имя существительное

  1. Сугроб
  2. Морозов
  3. Иней

Г – укажите нарицательное имя существительное

1. Снегирёв

2.снегопад

3.Снежанна

Д- укажите неодушевлённое имя существительное

  1. Дед Мороз
  2. Девочка
  3. Снег

Проверка! (смайлик)

Проверяем при помощи сигнальных карточек с цифрами и ответом на слайде.

Игра «Волшебный квадрат»

Задание: Отметить в квадратах число имен существительных

  • Ножницы, пальто, конь, духи
  • Лагерь, соседи, сугробы, ветер
  • Метель, окна, опили, молодежь
  • Грибы, ельник, трамвай, деревья

– Закрасьте синей ручкой мн.ч.
– Сверьте свой рисунок с рисунком на экране.

Проверка (смайлик)

Ученики 4 класса читают слова ещё раз и ознакомьтесь с заданиями

Работа со словами, которые получились из рассыпанных слогов.

Цель: отработка морфологических признаков имени существительного

Назовите признаки имени существительного

(род, число, падеж, склонение)

Давайте вспомним, как определить род имени существительного?

- как определяем склонение имени существительного?

Весна, подснежник, капель, ледоход, тепло, солнце (слова приготовлены на доске)

Задание:

  1. определить род  и склонение имён существительных
  2. просклонять существительное ледоход.
  3. Составить с любым словом предложение, разобрать предложение по члена предложения

Задание выполняется у доски.

Проверка! (смайлик)

Тест «Имя существительное»

Цель: проверка изученного по теме

А -.Выберите имена существительные.

1. зима      2. лыжи     3.снежный

  4. лепить   5. санки

Б- Расположите падежи по порядку

Д.п., И.п., В.п., П.п., Р.п., Т.п.

В – Укажите существительное

 3 склонения

  1. снег,
  2. мороз,
  3. вьюга,
  4. метель.

Г. – укажите существительное Т.п. множественного числа

1. о снежинках,

2. с друзьями

3. около катка.

Д. – Определи, чем в предложении является слово  с неба

1. С неба падали пушистые снежинки.

Проверка с помощью цифровых карточек и по слайду (смайлик)

Физкультминутка

А сейчас мы с вами поработаем с предложением

Творческая работа

Учащимся предлагаются для чтения слова, записанные на экране:

  • месяц, пришёл, май
  • в, больших, тени, расцвели, деревьев, ландыши

– Составьте предложения. (Пришел месяц май. В тени больших деревьев расцвели ландыши). 
– Вы связали слова по смыслу, интонационно и грамматически.

Задания к предложениям:

1. составить и записать предложение, подчеркнуть главные члены предложения

2. обозначить имена существительные

Проверка. (смайлик)

Задание выполняется у доски

Задания к предложениям:

1.составить и записать предложение

2.определить род, склонение и падеж имен существительных

Проверка. (смайлик)

Задания выполняются у доски.

Игра «Подарок»

Задание: Подберите подходящие по смыслу имена собственные

Вырос слонёнок в Москве, в зоопарке.

Дети готовят слонёнку подарки.

Вяжет__________слонёнку носочки.

___________ему вышивает платочки.

__  плетёт для слонёнка корзину.

____рисует слонёнку картину.

Проверка игры. Проверять помогают эксперты – ученики 4 класса.

Д/З – составить небольшой рассказ о весне, определить имена существительные

Д/З – составить небольшой рассказ о весне, определить имена существительные

Итог урока:

Назовите тему нашего урока?

Что повторяли на уроке?

Оцените свою работу на уроке, при помощи смайликов.

- У кого все смайлики улыбаются? (5)

- У кого были ошибки? (1-2 – «4»)

- А кто не смог справиться с заданиями?

Оценки за урок:

Оценки за урок:

Синквейн

1 существительное

2 прилагательных

3 глагола

фраза

Ключевое слово

Весна.
Холодная, мокрая.
Наступает, согревает, уходит.
Одно из времён года.
Лето.

весна
ранняя теплая
растет, цветет и пахнет
пробуждение от спячки
время года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка В 4 «А» классе. Тема: «Обобщение знаний об имени прилагательном».

Тема урока: Обобщение знаний об имени прилагательном.Форма проведения урока: урок-семинар.Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний.Технологии: самооценка.Цель урока: обобщит...

Методическая разработка урока русского языка "Путешествие по сказкам В.Сутеева" (Обобщение знаний об имени прилагательном)

Разработка предназначена для проведения урока русского языка во 2 классе (УМК "Школа России"). Содержит подробную технологическую карту урока и презентацию к нему....

Урок русского языка УМК "Начальная школа XXI века" по теме: "Род имен существительных" 3 класс

В данном уроке используется частично-поисковый метод для определения рода имён существительных учащимися....

презентация к уроку русского языка "Правописание ь после букв шипящих согласных на конце имен существительных"

УчительНазарова Марина Александровнаучитель начальных классов1 квалификационная категорияБлокПравописание ь после букв шипящих согласных на конце имен существительныхУрок 1темаПравописание ь пос...

Презентация к уроку русского языка на тему "Выведение правила написания безударных падежных окончаний имен существительных". Программа "Школа 2100",4 класс

Презентация содержит материал к  уроку по данной теме, включая все основные этапы урока: словарная работа, определение основного вопроса урока, открытие нового знания, развитие умения, итог урока...

Урок русского языка в 3-м классе. Мягкий знак на конце имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки.

Тема. Мягкий знак на конце имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки.Цель: знакомство с правописанием  мягкого знака на конце существительных после шипящих....