Урок русского языка УМК "Начальная школа XXI века" по теме: "Род имен существительных" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Сидорова Татьяна Александровна

В данном уроке используется частично-поисковый метод для определения рода имён существительных учащимися. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema.doc913 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Род имён существительных»

Задачи: 1. Учить детей определять род имён существительных.

              2. Развивать аналитическое мышление, речь обучающихся.

              3. Формировать и развивать у детей навыки исследовательского  

                  поиска.

              4. Воспитывать ответственное отношение к работе.

Оборудование: схема – опора «Род имён существительных»,

                           индивидуальные карточки для исследовательского    

                           эксперимента,  

                           таблицы с  упражнениями на развитие внимания,

                           слова – отгадки,

                           рисунок с изображением торта,

                           музыка для физкультминутки «На зарядку становись!»

Ход урока.

I. Организационный момент.

Начинаем урок русского языка.

Для урока вам нужен учебник, дневник, тетрадь, линейка, карандаш, ручка.

- Откройте тетрадь. Запишите число, классная работа.

II. Мотивация.

Сегодня мы будем работать по разделу «Как устроен наш язык».

- Когда мы работаем по этому разделу, мы обычно что делаем? (Узнаём новое о русском языке).

- Чтобы узнать что-то новое, мы что делаем? (Проводим исследование).

- Что необходимо исследователям?

( 1. Быть внимательным, наблюдательным.

  2. Уметь задавать вопросы.

  3. Отбирать нужный материал.

  4. Работать с литературой.)

Вывод: Значит, мы будем использовать в своей работе следующие

             методы   исследования:

1. Подумать самостоятельно.

2. Спросить у товарища.

3. Понаблюдать.

4. Провести эксперимент.

Исследование – это творческая работа. Относиться к ней надо ответственно.

III. Чистописание.

Проверим вашу внимательность, аккуратность и каллиграфию письма.

 

- Рассмотрите и назовите буквы.

В            А           К          Л          В        

П            С          В          У          Б  

                                      В             Р          Н          В          О

                                      Ю           И          Г          З           Ъ

                                       Я            В          Е          Ж          В

- Какая буква повторяется много раз?

- Сколько раз повторяется эта буква?

Запись на доске и в тетрадях

Вв

Вежливость открывает все двери.

- Как понимаете пословицу?

- Как надо говорить вежливые слова? (Глядя человеку в глаза, спокойным, тихим голосом).

 

IV. Работа над новым материалом.

1. Постановка учебной задачи.

Отгадайте загадки.

  • Кто грибы на ветках сушит,

     Чтоб зимой не голодать?

     В погребок пойдёт покушать

     И в гнездо скорее спать?       (Белка)

  • Летом бродит без дороги

     Между сосен и берёз,

     А зимой  он спит в берлоге,

     От мороза прячет нос.           (Медведь)

  • Очень любят дети

     Холодок в пакете.

     Холодок, холодок,

     Дай лизнуть тебя разок.        ( Мороженое)

  • Дремучий лес к стеклу прирос.

     Нарисовал его …?                       (Мороз)

  • Время лыж и санок?         (Зима)

  • Красавица какая

          Стоит светло сверкая.

          Как пышно убрана.

          Скажите кто она?       (Ёлка)

  • Белая вата

     Плывёт куда-то.

     Чем вата ниже,

     Тем дождь ближе.       (Облако)

 

- К какой части речи относятся слова-отгадки?

- Что вы знаете об имени существительном?

( Дети рассматривают картинку с изображением торта на с.125 в учебнике)

- Что вы не знаете? (Род имен существительных)

Сегодня узнаем, какого  рода бывают имена существительные.

Научимся определять род имен существительных.

V. Физкультминутка.

    Дети под музыку выполняют танцевальные движения.

2. Исследовательская работа.

У нас возникла проблема. Нам надо выяснить:

- Какого рода бывают имена существительные?

- Как можно определить род у имен существительных?

Предлагаю провести исследование.

Практическое задание «Мыслительный эксперимент»

           

мальчик            девочка              окно                                  

 

   она                     оно                    он  

- Какое слово можно заменить словом она? он? оно?

Вывод:

Мальчик – м.р., т.к. это существительное

 можно заменить словом он.

 Девочка – ж.р., т.к. это существительное

  можно заменить словом она.                             

 Окно – с.р., т.к. это существительное можно заменить словом оно.

3.Чтение правила в учебнике (с.135).

 -Какого рода могут быть имена существительные?

- Как можно определить к какому роду относится то или иное  существительное?

4.Составление схемы-опоры.

Схема-опора.

Род имён существительных.

м.р.            ж.р.            с.р.

(он)           (она)          (оно)

Запоминание правила по схеме.

V. Упражнения в определении рода имён существительных.

1. Работа в парах.

   

Запишите имена существительные в 3-и столбика.

Белка, медведь, мороженое, мороз, зима, ёлка, облако.

М.р.                          Ж.р.                       С.р.

(он)                         (она)                      (оно)

Проверка.

2. Упр. 1 с.135 (учебник)- для тех, кто быстро выполнит 1 задание.

3. Упр. 3 с.136 (учебник) – подобрать подходящие по смыслу имена существительные и определить их род.(Выполняется самостоятельно I абзац)

Проверка.

VI. Домашнее задание.

       Упр.3 с.136 (учебник II абзац)

VII. Рефлексия.

         -Что понравилось на уроке?

         - Просигнальте красным цветом, кто хорошо понял новый материал.

         - Просигнальте зелёным цветом, кто ещё затрудняется в определении рода имен существительных.

VIII. Итог урока.

         - Какого рода бывают имена существительные?

         - Как определить род имён существительных?

         - Что помогло хорошо запомнить новый материал? (Исследовательская работа и ответственное отношение к работе)

         -

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 3 кл по теме "Определение имени прилагательного"

Предлагаемый педагогическому сообществу урок стоит первым в изучении темы «Имя прилагательное» в 3 классе. Он выстроен в русле проблемного изложения материала и отвечает всем требованиям современного ...

Конспект урока по русскому языку с использованием элементов ТРИЗ. Тема "Род имен существительных". 3 класс.

На данном уроке происходит знакомство учащихся с родом имени существительного .Учащиеся учатся определять род существительных, согласовывать их с именами прилагательными. На этапе закрепления материал...

Технологическая карта урока русского языка «Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского рода» (УМК «Школа России», 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование навыка правописания мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского и мужского рода.Задачи урокаДидактические...