Зачем, о чем и как писать письма.Урок русского языка по теме "Обращение".
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) на тему

Беленкова Елена Николаевна

Эпистолярный жанр в наше время копьютеризации используется все реже.  Но обучение  составлению текста письма дает учителю  возможность закрепить тему "Обращение" и работать на совершенствованием  речевой активности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zachem_o_chem_i_kak_pisat_pisma.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Беленкова Е.Н.

МОАУСОШ № 5

станицы  Прочноокопской Новокубанского района

Тема.  ЗАЧЕМ, О ЧЕМ   И  КАК  ПИСАТЬ ПИСЬМА.

(Урок русского языка в 4 классе по теме «Обращение» с региональным компонентом КУБАН).

            Цели:   - закрепить правила написания обращения при составлении текста

                            эпистолярного   жанра;

                         - обучить  этикету составления писем;

                      - повысить культуру речи учащихся, культуру выражения чувств.

I.  Введение в тему урока. (СЛАЙД 1)

    - В наше время почти каждый имеет современные виды связи с родными, близкими, знакомыми. Это телефон. Используя мобильную сотовую связь, мы говорим в трубку самое главное,  при этом важнее для нас правила этикета, чем правила составления текста. Умение писать письма, кажется нам уже не нужным. Но это совсем не так. Письмо является разновидностью текста и его написание требует от нас   определенного умения выражать свои мысли и чувства. Письма сейчас пишут на бумаге, как раньше,  или  чаще по электронной почте через Интернет. Но обязательно при этом надо знать структуру и стилистические особенности написания письма.

Итак, по - порядку.

II. Основное содержание урока.

1. Зачем и о чем писать письма? (СЛАЙД 2).

      - Открываем  толковый словарь Даля. Ищем значение слова «письмо». Письмо – это «беседа, посылаемая от одного лица к другому». Действительно, беседа. Беседа неторопливая, в которой можно обдумать каждую фразу, передать свои чувства, настроение. В письмах можно рассказать о стремлениях, увлечениях, выразить уважение, любовь к другому человеку.

       Письма пишут родным, которые находятся в другом городе, пишут  друзьям, в редакцию газет,  журналов. Может, вы решите написать письмо президенту нашей страны? Такое возможно.

Скажите мне, кто из вас уже пробовал писать письмо? Может, родители пишут и получают письма?

     Дети рассказывают о письмах, которые хранятся в семьях. Есть письма с фронта, письма, которые бабушка получила, написав кому-то в газету. Есть письма от сыновей и братьев, служащих в армии.

- Как вы думаете, письма брату в армию и в редакцию журнала пишутся одинаково по стилю или есть разница? Да, вы правы разница большая.

   Например, послушайте такой текст письма.

   «С глубочайшим почтением и совершенной преданностью честь имею быть, милостивый государь, Вашего сиятельства покорнейший слуга

                                                                                                         Александр Пушкин».

     

      Сами понимаете: вряд ли Пушкин испытывал к шефу жандармов симпатию (а именно ему он так подписал это письмо), но этикет есть этикет. И нарушить его не мог позволить себе даже великий поэт. Разве, что в письмах к самым близким. Не будем и мы нарушать установленные правила.

2. Итак, теперь ответим на вопрос: «Как писать письма?»

Предлагаю вам схему текста письма.

- Как и любой текст, письмо имеет три части: начало, основную часть и концовку.

  Но есть и свои особенности. Письмо имеет своего адресата, приветствие, прощание, обращение, этикетные выражения.

Н., Дорогие мама и папа!

      Получила ваше письмо. Опишу вам, как идет жизнь в спортивном лагере. У нас много новостей... Живем мы весело: ходим в походы, играем, купаемся в море. К нам приезжали гости – школьники из деревни. Как вы живете? Как ваше здоровье? Какие у вас новости?

      Спасибо за то, что  вы положили теплые вещи.

      Я прошу вас писать мне почаще. Передавайте большой привет Марии Петровне и Тане.

     До свидания.

     Любящая вас Катя.

14 июля 2007 года. Анапа.

   

     Письмо это написано правильно,  с соблюдением всех правил.

Предлагаю вам схему текста письма. (СЛАЙД № 3). 

Схема написания текста письма.

  1. Обращение.

Начальная фраза о состоянии переписки.

  1. Основное содержание письма:

    - сообщение о новостях;

    - вопросы адресату,

    - благодарность, просьбы, приветы.

3. Прощание. Подпись. Дата и место написания.  (Дату можно указать и в начале письма.)

- Эта схема поможет всегда. Кстати, в основной части можно поменять местами благодарности, просьбы, приветы.

Существует еще ряд правил  выработанных веками. (Слайд 4).

  1. Бумага должна быть аккуратной.
  2. Почерк должен быть разборчивым.
  3. С левого края, сверху и снизу оставляются поля шириной 2,5см.
  4. Письмо не пишется  «сплошным» текстом, в нем много красных строк.

3. Рассматривание образцов писем.

Учитель показывает письмо грязнули.  Это письмо написано другу. Как вы думаете,  с каким чувством друг будет читать это письмо? Устраивает ли вас вид этого письма? Да, в нем много помарок, исправлений, бумага неаккуратная. О чем это говорит?

- О том, что писавший - невежа. Он не знает правил, но мог бы и догадаться.

К тому же,  мальчик не смог в письме ничего о себе рассказать. А нужны ли выражения: «Лети с приветом – вернись с ответом»,  «Найдите ошибку – примите за улыбку»? Да, этому мальчику определенно нечего было писать. В письме можно нарисовать что-нибудь свое, шутить тоже можно самим. А если еще на нескольких строчках уместилось 15 ошибок,  о каком уважении может идти речь?

  - А вот другое письмо, адресованное учительскому коллективу нашей школы от выпускницы. Написано оно к юбилею школы.  (См. приложение  1). Теперь это историческое письмо. Оно хранится в архивах школы. Таких писем и поздравительных открыток школа хранит, как память, много.

- Письмо это приятно и читать,  и слушать. И девушка писала его с удовольствием. Надеюсь,  и ваши письма будут кем-то храниться. Ведь это важно – оставить после себя память.

     В литературе известны письма писателей Горького, Чехова, Гайдара, знаменитых поэтов, композиторов, актеров. С ними вам еще предстоит познакомиться. Многие произведения писателей написаны в виде писем.

4. Игровая разминка. (Слайды 5, 6). Проверим, запомнили ли вы правила оформления писем? Командам даются задания  и дается 3 минуты на обсуждение. Ответ дает любой представитель команды.

Задание 1.

  1. В правом верхнем углу или в конце письма должна быть поставлена ... что?
  2. Чистый неизмятый конверт подписывается...  как?
  3. Обращение обычно пишут где?

Задание 2.

1.Бумага должна быть... какой?

2.В конце письма следует ... сделать что?

3. Поля при письме оставлять... (нужно,  можно или нет) и какие?

III. Правила письменного обращения в средства массовой информации. - -    

- Сейчас многие пишут в газету, на телевидение, в журнал. Большинство писем очень интересные. Но есть письма с просьбами выслать кукол, щенков, фотографии и т.д. Писателю Анатолию Маркуше пришло письмо, в котором мальчик просит «биографии летчиков страны, а так же чтобы перечислили все рекорды, зарегистрированные в истории авиации». Так ведь это толстые книги, которые  он должен   переписать и выслать адресату.

    Прежде чем написать письмо занятому человеку, с какой-нибудь просьбой, хорошо подумайте, сможет ли он вам помочь. Тот, кто не думает об этом, пишет такие письма:

   «Дорогой журнал! Мне нравится один мальчик, а я ему нет. Напишите в вашем журнале, как мне быть»

    - Стоит ли вообще писать это?

    Многие пишут своим кумирам, актерам, певцам:

    «Если вы мне не ответите, я не знаю, что я с собой сделаю».

    - Сколько таких писем этот кумир уже получил?

 Надо заполнять свою жизнь различного рода делами, и писать тому, кто действительно может ответить. Для этого есть в детских журналах рубрики с адресами ребят, желающих найти друга по переписке. Это журналы «Миша», «Стригунок», «Солнышко», «Трамвай». (Знакомство с предложенной рубрикой в журналах).

IV. Практическая работа. 

-  Теперь проверим, как вы усвоили правила, о которых мы говорили на занятиях.

     Предлагаю вам написать открытое письмо другу, родственнику. Адресатом может быть брат, служащий в армии,  и даже президент нашей страны.

1. Вспомним правила русского языка о выделении на письме обращения. Прежде, чем начнем писать письмо, потренируемся в написании обращения к адресату. Учащиеся каждого ряда получают задания, обдумывают и дают несколько вариантов, объясняя постановку знаков препинания.

(Дети группируются, выполняя задание. Это будет также и физразминкой).

Задание 1. Как можно начать письмо, обращаясь к Президенту страны?

Задание 2. Как можно начать письмо, обращаясь к друзьям, которые живут далеко от вас?

Задание  3. Как можно начать письмо, обращаясь  в журнал, газету?

Проверка: учащиеся зачитывают свои варианты, учитель комментирует.

2. Теперь подумаем о содержании наших писем. Текст должен быть интересным, понятным. О чем можно поведать в письме адресату? Вам можно написать о своей школьной жизни, об увлечениях, о своей станице, крае. Если будете рассказывать о крае, что именно вы выберете? (Слайд 7). Какое важное событие скоро состоится в Сочи? Пригласите друзей по переписке на Олимпиаду.  Расскажите о том, как вы и ваши друзья готовятся к этому важному событию.   (Слайд 8).

       Интересные письма мы будем зачитывать в классе, надо написать основную часть так, чтобы было интересно его слушать всем. Помните об эпитетах, сравнениях, метафорах. Вспомним стихотворение кубанского поэта Иващенко, в котором он выражает свою любовь к краю. (Слайды 9,10). Ваша письменная речь должна отражать ваши душевные переживания и тогда ваше письмо будет интересно читать.

Рассуждайте, обдумываете, подбирайте правильные понятные вам слова. При оформлении письма на бумаге или в электронном виде не забывайте пользоваться алгоритмом написания писем и при этом соблюдать правила русского языка.

3. Дети начинают писать, выбирают своего адресата, выбирают тему для сообщения.  Через некоторое время работы зачитываются.

V.  Домашнее задание.  - Дома прочитайте написанное, добавьте интересный материал. Главное, соблюдайте правила написания писем. (Слайд 11). Схема вам поможет. (Памятка по слайду раздается учащимся).

(Слайд 12). Дерзайте! Творческих успехов!

                                                                                                           

Приложение 1.  

                                 

                                                                                                     

                                                                                                       

                                                                                                             Ноябрь 2011г.

                                     

Здравствуйте, дорогие учителя!

   

           Полтора года назад я закончила школу. Даже сейчас, учась в педагогическом вузе, я с упоением вспоминаю годы, проведенные в школе.

          Добрые, внимательные, всегда готовые прийти на помощь в трудную минуту, Вас я буду помнить всегда. Школа у меня ассоциируется с весельем, шумом, беготней, смехом. Может быть потому, что учеба всегда доставляла мне большое удовольствие. А почему бы и нет? – интересные уроки, талантливые учителя, уютные кабинеты. Немного усилий – жизнь прекрасна. В школе нас учили общаться, помогали формироваться нашей личности.

          Я помню наш выпускной вечер. Как я ревела, уткнувшись в плечо Ларисе Борисовне, жалея, что ухожу из школы, покидаю навсегда этот милый моему сердцу уголок. Да, я покинула его, как ученица, но вполне возможно, что вернусь сюда как учитель. Но даже если не вернусь, я всегда буду с радостью вспоминать школу, Вас, вечера, праздники, наши детские проказы.

          Успехов Вам в творческой работе, здоровья и умных учеников.

     Ваша бывшая ученица, выпускница  2011 года

                                                                                                 Прядкина Елена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка в 1 классе УМК "Гармония" "Зачем нужны переводчики"

 Цели урока.- Углубить знания учащихся о родном и иностранном языках, познакомить с работой и ролью переводчиков.- Повторить сведения о группах слов, об именах собственных.- Совершенствовать умение пи...

Презентация к уроку русского языка "Зачем, о чем и как писать письма"

Эта презентация подгготовлена к уроку русского языка в 4 классе по теме "Обращение"....

Конспект урока по русскому языку с презентацией по теме: "Зачем нужен алфавит", 1 класс, УМК "Школа России"

Урок построев в фоорме групповой работы. На уроке дети знакомятся с алгоритмом работы со словарями, с тем, где применяется в жизни алфавит....

Конспект урока русского языка в 4 классе Зачем и как узнавать спряжение глагола

Тип урока: урок  «открытия»  нового знания.Цель:помочь детям прийти к выводу о том, что личное окончание глагола  и спряжение связаны между собой, т.к. именно спряжение подс...

Конспект урока русского языка в 4 классе Зачем и как узнавать спряжение глагола

Тип урока: урок  «открытия»  нового знания.Цель:помочь детям прийти к выводу о том, что личное окончание глагола  и спряжение связаны между собой, т.к. именно спряжение подс...

конспект урока родного (русского) языка на тему "ЗАЧЕМ ЛЮДЯМ ИМЕНА " (1 КЛАСС)

Конспект урока родного (русского) языка на тему "ЗАЧЕМ ЛЮДЯМ ИМЕНА " (1 КЛАСС).ЦЕЛЬ: на примерах показать,  зачем  людям имена, познакомить с именами, которые могут носить и девочк...