Сценарий урока русского языка во 2 классе
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Миниахметова Ленария Мухаметнуровна

Тема урока "Правописание суффиксов -онк, и -ёнк"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_na_konkurs.zip1.98 МБ

Предварительный просмотр:

                                   Русский язык. 2 класс.

«Начальная школа ХХI века»

Тема: «Правописание суффиксов

-ёнок-, -онок-»

Учитель начальных классов

МБОУ«Фёдоровская средняя

общеобразовательная школа №2

  с углублённым изучением

отдельных предметов»

Миниахметова Л.М.

2013 год

Предмет: Русский язык.

Класс: 2.

Тема: Правописание суффиксов -ёнок-, -онок-.

Учебно-методическое обеспечение: Русский язык, часть первая, 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова– М.: «Вентана-Граф», 2012.Рабочие тетради на печатной основе  «Пишем грамотно» №1. М.И.Кузнецова. М.: «Вентана-Граф», 2012.

Дидактическая цель: создать условия для открытия новых знаний по данной теме.

Тип урока: открытие нового знания.

  • Форма урока: урок-исследование.

Цель: ознакомить с правописанием суффиксов -ёнок-, -онок-;

Задачи урока:

  • Образовательные:
  1. Закрепить знания об имени существительном как о части речи.
  2. Научить грамотно писать суффиксы –ёнок,- онок-
  • Развивающие:

Способствовать развитию орфографической зоркости, логического мышления; совершенствовать навык самостоятельной работы и работы в парах.

  • Воспитательные:

1.Способствовать воспитанию культуры учебного труда, интереса к предмету через ситуацию успеха и взаимодоверия.

2.Содействовать воспитанию товарищества, взаимовыручки, дисциплинированности, ответственности через вовлечение детей в парную и групповую работу.

Формы обучения: фронтальная, самостоятельная, парная, групповая работа.

Методы: частично  - поисковый,  проблемный, креативный (метод конструирования правила).

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

У У Д

I.Самоопределение к деятельности

Организационный момент.

«Психологическая установка на работу» .

                Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь оценку «пять»!

А девиз у нас такой: «С малой удачи начинается успех большой!»

Дети настраиваются на активную работу на уроке.

Личностные:самоопределение;

регулятивные:целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II.Мотивация учебной деятельности.Сообщение темы, цели, задач урока.

Оформление тетрадей.

Сядьте ровно.

Всё в порядке?

Открывайте-ка тетрадки,

И какой сегодня день

Все запишут…

Нам не лень!

Словарный диктант.

Пишем в первый столбик названия животных, которых вы видите на слайде ( слайд № 1. )

(лиса, заяц, медведь).

-Что общего у данных  

слов?  

А теперь во второй столбик напишите названия детёнышей этих животных.( слайд №2.)

-А теперь обозначьте окончания, корни слов.

 

- А какая часть осталась?

-Что это такое?

-Где находится  эта часть слова?

-Для чего служит эта часть слова?

( Ставится проблемный вопрос).

( слайд №3.)

- Может быть кто- то догадался или знает заранее, как называется эта часть слова?

-Определите тему нашего урока.(слайд№4.)

-Сформулируйте задачи урока.

Дети пишут число.

Словарный диктант. Дети делят  рабочий лист тетради  на 2 столбика.

-Имена существительные, одушевлённые.

-Дети пишут  названия детёнышей животных: зайчонок, лисёнок, медвежонок.

-Дети выделяют окончания и корни слов.

-Часть слова –онок,- ёнок.

-Новая часть слова.

-Часть слова находится после корня, перед окончанием.

-Образует новое слово.

-Высказывания детей.

Тема нашего урока: суффиксы –онок,- ёнок-.

Дети  ставят перед собой  задачи, чему должны научиться на уроке.

Личностные:самоопределение;

регулятивные:целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

III.Актуализация знаний.

Работа по учебнику.(слайд№5.)

- Открываем учебники. Упражнение 1,  стр.107

( письменно).Организация

работы в паре.

- Какие слова у вас получились?

-Какие суффиксы помогли образовать эти новые слова?  

На что они указывают?  Какое значение придают к слову?

– Обозначьте в  словах    корень,  окончание, суффикс.

1 ученик читает задание.

Ученики работают в паре.

-Мы образовали новые слова.

-Суффиксы -онок –,

-ёнок-.

- Ответы детей.

Дети  находят в словах  окончание, корень, суффикс.

Регулятивные:

целеполагание;

коммуникативные:

постановка вопросов;

познавательные:

 формулирование познавательной цели;  

проблемы

- Назовите в словах, обозначающих детёнышей, ту часть, которая помогла образовать эти слова? Где она находится?

После работы идет подведение итогов.

-О какой части слова мы вели речь на уроке?

- Что вы узнали о суффиксе?

(слайд №6.)

-Суффикс. Он находится после корня.

Дети называют полученные  ими сведения о суффиксе   и графически оформляют  в виде грозди (кластера)

-Дети отвечают на вопрос учителя.

IV. « Открытие  нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)

Решение проблемного вопроса.

-Знаем ли мы, когда пишутся суффиксы -ёнок-, -онок-? Как мы можем узнать об этом? (прочитать правило в учебнике или самим вывести это правило) Какой путь выбираете?  Как нужно работать, чтобы понять тему урока?

Первичное закрепление.

-Организация групповой работы.

- А теперь попробуйте сформулировать правило о суффиксе, не заглядывая в учебник.

Учитель просит вывести алгоритм действий, который поможет  правильно писать   суффиксы:

-  Попробуйте выяснить, как определить, когда в слове пишется суффикс –онок–, а когда суффикс     –ёнок–.  

Групповая работа. Сравнение алгоритмов.

- Обратимся к научному источнику. Откройте рубрику «Тайны языка» на странице 108. Прочитайте правило.  Какое открытие вы для себя сделали?

-Правило.

(слайд№7.)

 

Физкультминутка.

« Барсучонок»

 ( слайд №8.)

Динамическая пауза направлена на сохранение здоровья детей.

-Учимся применять правило.

(слайд№9.)

Когда какой суффикс написать?

 – Давайте вернёмся к  словарному диктанту, с которого мы начали открытие этой темы. Так какое же написание будет верным? (зайчонок).

- Давайте, попробуем вывести алгоритм действий, который поможет нам правильно писать эти суффиксы. Какие этапы работы вы предлагаете?

Сравните свои алгоритмы с алгоритмом на слайде. (слайд №9.) Что заметили?

Дети рассаживаются по группам.  В результате появляются   варианты решений. Каждая группа предлагает свои варианты ребятам. Идет обсуждение детьми, и делаются выводы.

-Дети  формулируют правило о правописании суффиксов, затем сравнивают его с правилом в учебнике.

  Составление алгоритма.  Идет осмысление новой информации детьми.          Высказывания детей.

Дети сравнивают алгоритмы.

Учащиеся проговаривают правило правописания суффиксов –онок-,

 -ёнок-.

Ученики читают правило по слайду.

Дети выполняют движения под музыку.

Дети исправляют свои ошибки, если  кто-то написал слово неправильно (зайчёнок).

Дети предлагают свои варианты.

-Ответы детей.

V.Систематизация и обобщение изученного материала.

VI. Физкультминутка для глаз.

Закрепление нового материала.

Выполнение практических заданий на основе изученной информации.

Учитель проводит  дифференцированную работу. Задание для слабоуспевающих детей  составлено на слайде.

 (слайд №10.)

Задание выполняется с коммен-тированием  под руководством учителя:

       слон…нок, еж…нок, ут…нок, лягуш…нок, зайч…нок, орл…нок.

2 и 3 группы выполняют задание на карточках.

Карточка для 1 варианта.

Раздели слова на 2 группы. Сделай вывод.

Лосёнок, медвежонок, телёнок, мышонок.

Карточка для 2 варианта. Сделай вывод.

Лисёнок, гальчонок, тигрёнок, бельчонок.

-Какой вывод сделаем?

Зарядка для глаз.(слайд №11. )

Проведём, друзья, сейчас

Упражнения для глаз.

 

Ребята учатся применять правило на письме.

Дети делают выводы.

Проверяют написание каждого слова и доказывают правильность своих суждений.

 После работы  делают выводы.

-Дети выполняют работу на карточках.

Делают выводы.

- Дети слушают музыку и выполняют упражнения для глаз.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Пользуясь полученными знаниями, выполняем работу по таблице. Проверка детьми уровня своих знаний по данной теме.(слайд№12.)  Работа по таблице.

В задании  заложены реакции на верные и на неверные ответы учащихся, поэтому сразу видны слова, в которых допущены ошибки. Проводится работа над ошибками.

Ученики работают   в тетрадях.

Объясняют написание суффиксов -ёнок-, -онок-.

Работают по таблице.

Делают выводы: по какой причине  допустили ошибку, какие трудности встретились?

VII.   Подведение итогов.

VIII.Рефлексия деятельности.

В заключение урока учитель предлагает  определить ценность урока, его полезность.

-Пришла пора подводить итоги.

Какова была тема урока? А проблема? (слайд№13.)

-Что нового вы сегодня узнали? Для чего мы учимся правильно писать суффиксы –онок–,–ёнок–?

Оценивание работы учащихся на уроке.

Детям предлагается домашнее задание: (слайд№14.)

1) правило   на стр. 108, упр. 2;

2) правило на стр.108, упр. 3.

- Прочитаем задание. Какие вопросы у вас возникли?

-Рефлексия.(слайд №15.)

- Спасибо вам за хорошую работу и за радость, которую мы друг другу доставили.

Называют тему и проблему урока.

Ученики делают выводы.

Ученики разбирают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий урока русского языка 4 класс

Написание безударных личных окончаний глаголов....

Сценарий урока русского языка 3 класс (УМК "Школа России") "Изменение по числам имен существительных, имен прилагательных, глаголов"

К уроку прилагается презентация. В приложении даются дифференцированные задания. Урок составлен по требованиям ФГОС....

Сценарий урока русского языка Тема: «Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке. Образование имён существительных от основ существительных»

Предмет: «Русский язык»Авторы учебника: Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.ПронинаКласс:3Тема: «Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке. Образование имён существительных от ...

сценарий урока русского языка 2 класс

Тема: "Способы образования слов"...

Сценарий урока русского языка 3 класс "Школа РОССИИ", тема "Корень слова"

На уроке у учащихся сформируются умения распознавать однокоренные слова и выделять корень слова....

Сценарий урока., русский язык, 2 класс. Закрепление пройденного, безударные гласные, проверяемые ударением, парные согласные. Деловая игра " Редакция.

Урок представлен в виде деловой игры " Редакция".  Цель нестандартности урока -  создать положительную мотивацию к урокам русского языка.  Используется групповая форма р...