Сценарий урока русского языка Тема: «Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке. Образование имён существительных от основ существительных»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Дергунова Светлана Александровна

Предмет: «Русский язык»

Авторы учебника: Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Пронина

Класс:3

Тема: «Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке. Образование имён существительных от основ существительных»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цели урока: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации  (значения суффиксов и их употребление в именах людей).Задачи урока:-образовательная:  осознание  значимости  использования разных форм личных имён для успешного общения в разных сферах и отражения в них культурных традиций; овладение навыками образовывать различные формы мужских и женских имён и правильно использовать их в речи, развивать умение осознанно строить речевое высказывание и записывать его,  работать с разными источниками информации, ориентироваться в них;

- развивающая: - развитие эмоциональности, эмпатии, уважительного и бережного отношения к людям;

-воспитательная: воспитание чувства гордости за богатство русского языка, чувства товарищества, ответственности за порученное дело.

Методы обучения: деятельностный, словесный, практический.

Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, самостоятельная.

Дидактические материалы: учебник «Русский язык» авт. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Издательство: Баласс, 2013 г.,  карточки для работы в группе.

Оборудование: мультимедиапроектор, презентация.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka_russkogo_yazyka.docx66.25 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык.

Дергунова Светлана Александровна, учитель начальных классов первой квалификационной категории МАОУ «Гимназия №87» Ленинского района г. Саратова

Предмет: «Русский язык»

Авторы учебника: Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Пронина

Класс:3

Тема: «Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке. Образование имён существительных от основ существительных»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цели урока: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации  (значения суффиксов и их употребление в именах людей).Задачи урока:-образовательная:  осознание  значимости  использования разных форм личных имён для успешного общения в разных сферах и отражения в них культурных традиций; овладение навыками образовывать различные формы мужских и женских имён и правильно использовать их в речи, развивать умение осознанно строить речевое высказывание и записывать его,  работать с разными источниками информации, ориентироваться в них;

- развивающая: - развитие эмоциональности, эмпатии, уважительного и бережного отношения к людям;

-воспитательная: воспитание чувства гордости за богатство русского языка, чувства товарищества, ответственности за порученное дело.

Методы обучения: деятельностный, словесный, практический.

Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, самостоятельная.

Дидактические материалы: учебник «Русский язык» авт. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Издательство: Баласс, 2013 г.,  карточки для работы в группе.

Оборудование: мультимедиапроектор, презентация.

Этапы урока

Сценарий урока

УУД)

1. Мотивация (самоопределение)  деятельности

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в дея-тельности

- Весёлый прозвенел звонок,

  Мы начинаем наш урок!

Наш урок мне хочется начать словами К.Паустовского: « Богатства русского языка неизмеримы. С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским языком».

-  Как вы понимаете эти слова?

1. Чистописание.

- Назовите первый этап урока русского языка?

- Цель данной работы?

- Найдите буквы.

На слайде даны слова

молоток

щенята

олень

машина

дочь

цирк

петух

- Найдите  слова, содержащие мягкие согласные звуки. ( Щенята, олень, дочь, петух).

 - Среди них найдите двухсложные слова. ( Олень,  петух).

-  Из них выписать буквы, обозначающие мягкие согласные звуки. Это буквы л, н, п.

- Продолжите ряд: лл нн пп лн лп нл…

2. Словарная работа.

- Какую работу мы выполняем на втором этапе урока? (Словарная работа).

- Цель этой работы? (Закрепление написания слов с непроверяемыми орфограммами)

- Найдите в своих настольных словариках слова с двойными согласными лл, нн, пп.

Запись с комментированием.

Кирилл, Филипп, Анна, Жанна, Инна.

- Что объединяет все слова? (Это имена)

- Эпиграф к уроку:

Дорожите именем своим 

Имена даются не случайно... 

В них простая маленькая тайна. 

Дорожите именем своим! 

3. Физминутка для глаз.

- От данных слов, если это возможно,  образуйте новые слова при помощи суффиксов  -очк, -ечк. (Жанночка, Филлипочек, Инночка, Анечка).

- Кто догадался, какова тема сегодняшнего  урока?  (Образование слов при помощи суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением)

- Сформулируйте  цель урока. (Сделать имя ласковым. Образовать уменьшительно-ласкательные формы женских и мужских имен.)

- Составьте примерный план урока. (Учитель вместе с детьми составляет план.)

– Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.)

 

- умение воспринимать информацию, самостоятельно организовать рабочее место (К)

  • самоопределение (Л)
  • смыслообразование (Л)
  • целеполагание (П)

- выявление сущности, особенностей объектов (П)

  • анализ, синтез, обобщение (П)

- построение логической цепи рассуждений (П)

  • анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П)

  • самоопределение (Л)
  • смыслообразование (Л)
  • целеполагание (П)

  • умение концентрировать свое внимание, сосредоточиться, ориентироваться в своей системе знаний (Р)

  • умение концентрировать свое внимание, сосредоточиться, ориентироваться в своей системе знаний, делать выводы (Р)
  • выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)
  • аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К)

- учет разных мнений (К)

3. Постановка учебной задачи.

4. Построение выхода из затруднения

 

Наблюдение над образованием и значением женских и мужских имён.

1. Работа с учебником.

Упражнение 268.

Задание №1 выполняется на доске под руководством учителя.

Задание №2 выполняется в парах.

Вывод:

- С помощью каких суффиксов образуются уменьшительно-ласкательные формы слов? (с помощью суффиксов -ок-, -ек-, -очк-, -ечк-, -еньк)

– А если эти имена (Валечка, Наденька и др.) употребляются по отношению к взрослому человеку, какое значение будут иметь в них суффиксы -очк-, -ечк-, -еньк-? (Только ласкательное.)

2. Работа в группах.

Вспомним правила работы в группе.

- внимательно слушаем друг друга;

- сделал сам – помоги другу;

- работаем тихо - не мешаем другим;

- рабочее место содержим в порядке.

Задание. (Приложение №1)

Что вы заметили? (С помощью суффикса –к образовали уменьшительно-ласкательные формы слов. Но имена с суффиксом –к звучат совсем не ласково.)

- Есть ли данный суффикс в нашей таблице? (Приложение №2) (Есть.)

- В чем затруднение этого задания? (Не можем объяснить,  почему имена с суффиксом –к  не образовали уменьшительно-ласкательную форму.)

- Хватает ли нам тех знаний, которые мы приобрели на предыдущих уроках? (Нет.) 

Физкультминутка.

Работа в группах по плану проекта.  Задание (Приложение3)

Цель работы:

1) В коммуникативной форме организовать построение учащимися проекта будущих учебных действий;

2) Уточнение цели проекта (найти ответ на затруднение, которое возникло при образовании новых слов с помощью суффикса –к.);

3)Определение средств (алгоритмы, модели, учебник и т.д.);

4) Построение плана достижения цели.

        

- Ребята, вспомним цель нашего урока. (Сделать имя ласковым. Образовать уменьшительно-ласкательные формы женских и мужских имен.)

- Достигли мы цели? (Нет. Возникло затруднение)

- В чем затруднение? ( Не хватает знаний, информации. Не все знаем о суффиксе –к.)

- Где обычно добываем знания, информацию? (В учебнике, в справочниках и других источниках.)

- Чтобы выйти из затруднения  я предлагаю вам продолжить работу  в группах.

- Составим наш план выхода из затруднения.

- Для чего он нам нужен? (Чтобы найти выход из затруднения, с которым мы столкнулись при образовании имен людей с помощью суффикса –к.)

1) Прочитаем текст.

2) Ответим на вопросы.

3) Обсудим в группе.

4) Решим, кто будет отвечать.

Работа с текстом. Упр. 271

   «Известно, что Александр Сергеевич Пушкин своих детей называл так Машка, Сашка, Гришка и Наташка. В XIX веке такое обращение говорило о близости людей, нежности и простоте отношений. И Пушкин так выражал свою любовь и нежность к детям.

   А сейчас чаще всего имена с суффиксом – к  имеют оттенок пренебрежения к человеку, которого так называют.»

По А. Сусловой.

- Какова главная мысль текста?

- Какое изменение произошло в русском языке?

- Понаблюдай за своей речью. Как ты обычно называешь по именам друзей, родственников? Нравится ли им такое обращение?

– Мы говорили, что с помощью суффикса -к- образуются существительные с уменьшительно-ласкательным значением. Например, рыба рыбка, рука ручка и т.д.

– А какое значение имеют имена людей с суффиксом -к-?

Марина – Маринка, Серёжа – Серёжка, Вера – Верка.

– Это уменьшительно-ласкательная форма имён? (Нет.)

– А какое же значение вносит в имена суффикс -к- ?

Развивается умение определять значение суффикса -к- в формах мужских и женских имён.

Выполняется устно по заданию.

– Какое же значение имеют имена с суффиксом -к-? (Оттенок пренебрежения.)

- Как вы понимаете значение слова пренебрежение? (Варианты ответов)

- Давайте уточним значение этого слова по словарю. (Дети работают со школьными толковыми словарями).

- Посмотрите фрагмент мультфильма «Ванюша  из Дома пионеров».

- Как звали мальчика? (Ванюша)

- А как называла его Баба Яга? (Ивашка)

- С какой интонацией она произносила это имя? (С оттенком пренебрежения).

– Какой же вывод об употреблении в речи форм мужских и женских имён с суффиксом -к- вы можете сделать?

Вывод:  (С суффиксом -к имя приобретает оттенок пренебрежения. Людям не нравится такое обращение. Можно обидеть человека. Нужно следить за своей речью.)

- Исключение. Андрейка, Максимка, Матвейка (и некоторые другие).

- Как быть с нашей таблицей? Можем ли  убрать суффикс –к  из таблицы?  Ведь суффикс –к помогает нам в образовании слов с уменьшительно-ласкательным значением. (Нет. Мы его выделим в таблице  красным кружком, который будет нам напоминать о том, что в образовании женских и мужских форм имен использовать данный суффикс нежелательно.)

  • выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)
  • аргументация своего мнения и позиции в коммуникации(К)
  • учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К)
  • умение работать совместно с партнером (К)

  • извлечение необходимой информации из текстов (П)
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)
  • волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р)
  • выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точ-ностью (К)

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К)

  • осмысление проблемы (Р)

  • анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация (П)
  • использование новых знаний для решения поставленных задач (П);
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)
  • культура речи (Л)
  • доказательство (П)
  • установление причинно-след-ственных связей (П)

учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К)

  • волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р)
  • выражение мыслей с доста-точной полнотой и точностью (К)
  • извлечение необходимой ин-формации из текстов (П)

подведение под понятие (П)

-  осознавать значимость использования таких слов для успешного общения  (П)

  • умение извлекать информацию из текстов (П)
  • умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника,  словаря, видеофрагмента (Р)

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

  • анализ, сравнение, обобщение (П)
  • умение работать с разными источниками информации (П)

5.Первичное закрепление во внешней речи

Работа в учебнике.

1. Упр. 269 – организуется наблюдение над сокращёнными и полными мужскими и женскими именами.

– Какие из этих имён являются привычными сокращениями, а в каких есть оценочный элемент? (Светик – сокращённое Света, полное – Светлана.)

Запись: Светик – Светлана, Вадик – Вадим, Толик – Анатолий.

  • анализ, сравнение, обобщение (П)
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)
  • подведение под понятие (П)

- умение объяснять, выстраивать логические связи, осознавать значимость использования таких слов для успешного общения  (П)

  • умение образовывать однокоренные слова при помощи суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением, систематизировать знания о правописании суффиксов (П)

6. Самостоятельная работа с самопроверкой

1.  Упр. 270 – развивается умение образовывать сокращённые формы мужских и женских имён.

Ученики выполняют самостоятельно. Проверка коллективная.

(Марик, Павлик, Стасик, Владик, Шурик.)

– Какую форму имён образует суффикс -ик-? (Уменьшительно-ласкательную или сокращённую.)

2. Запись предложений под диктовку с заданием: вместо полных имён написать сокращённые. Эти предложения из произведений Н. Носова.

Растопили плиту, (Михаил) насыпал в кастрюлю крупы.

(Константин) пролез под стулом и встретился с (Александром) нос к носу. Мы с мамой и (Владимиром) были в гостях у тёти (Ольги) в Москве. (Мишка, Костя, Шурик, Вовка, Оля.)

– С помощью каких суффиксов образуются уменьшительно-ласкательные и ласкательные формы имён? сокращённые формы имён?

– Какие формы сокращённых имён нежелательно употреблять в речи? Почему?

  •   осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

-  образовывать с помощью суффиксов и употреблять в речи имена существительные (с уменьшительно-ласкательным значением и др.),

- осознавать значимость использования таких слов для успешного общения (П)

- умение использовать свои знания, вырабатывать критерии для оценки своей работы (К)

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке

  • Какую учебную задачу мы поставили перед собой на уроке?
  • Смогли мы ее достичь?
  • На какие вопросы мы планировали ответить?
  • Сумели ли мы это сделать?
  • Оцените свою собственную работу.  Попробуйте проверить свои знания по теме урока, заполнив таблицу. (Приложение 4)

 

  • С каким настроением окончили урок? Покажите.

Обсуждение домашнего задания:

  • обязательная часть – упражнение 3, страница 56;
  • по желанию – вспомнить литературных героев с ласковыми именами, нарисовать героя.

 

  • рефлексия способов и условий действия (П)
  • контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
  • самооценка на основе критерия успешности (Л)
  • адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л)
  • формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К)
  • использование критериев для обоснования своего суждения (К)
  • планирование учебного сотрудничества (К)

следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Приложение №1.

Образуйте с помощью  суффиксов  -очк-, -ечк-, -еньк.  -к уменьшительно-ласкательные формы слов.

мышь –  …………              Маша - …………..

рыба – …………                 Вера - …………..

рука - …………..                 Саша - …………..

Приложение №2

   

        

Приложение №3.

Уменьшительно-ласкательная форма имени

Полное имя

С суффиксом

Миша

Серёжа

Света

Приложение 4.

Лист самооценки

Критерии самооценки

+ или -

Знаю, какие в русском языке  есть суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением

Научился  правильно писать слова с этими суффиксами.                              

Научился правильно употреблять  их в речи.                                                

Итог урока  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.

На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....

Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.

На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....

Урок русского языка в 4 классе. Тема: Третье склонение имён существительных.Упражнение в определении склонения имён существительных.

Материал содержит конспект урока, презентацию для интерактивной доски Smart Notebook и карточки для рефлексии, парной и групповой работы. Дидактическая цель: создать условия для создания и осмысл...

Проект урока русского языка в 4 классе по теме: «Культура речи. Работа над образованием различных форм имён существительных (Открываем ещё несколько секретов правильной речи) » Образовательная система «Гармония».

Планируемые результаты: Предметные: знать некоторые особенности изменения форм имен существительных;уметь склонять существительные в родительном, дательном падежах.Личностные:Уметь проводить само...

Сценарий урока русского языка в 3 классе по теме "Мягкий знак (ь) после шипящих в конце имен существительных женского рода"

Данный урок поможет учителю создать условия для работы учащихся с существительными мужского и женского рода с шипящими на конце. и решить следующие задачи:1. Создать ситуацию, способствующую само...